- Осуществлен анализ феномена эстетизма как специфического типа реакции на кризис культуры - через художественный дискурс как форму репрезентации переоценки ценностей. Поиск духовных факторов, лежащих в основе разных сфер культурной деятельности, позволил провести параллели между художественными и научными явлениями. Выявлен эвристический ресурс эстетического отражения умонастроения кризисной эпохи.
- Показано, что эссеистика является формой адекватного осмысления и выражения действительности с позиции наблюдающего сознания в его стремлении к приращению художественного смыла с помощью творческих средств. Обосновано положение о том, что в смысловом пространстве и стилистике эссеизма проявляется кризисное сознание.
- Сложность и противоречивость существующей терминологии, различная функциональная значимость одних и тех же наименований потребовала введения рабочих терминов для маркировки, с одной стороны, исследуемых фактов оценки художественного формотворчества, с другой - особенностей процесса отражения кризиса в текстах культуры, опосредованности связей между произведением и культурной средой.
- В качестве операционального введено понятие «вербальная эстетика» - по аналогии с «театральной эстетикой», «музыкальной эстетикой» и дано его обоснование. Понятие «вербальная эстетика» позволяет конкретизировать более привычное выражение «литература и искусство» и обладает дополнительными познавательными ресурсами на том основании, что литература является словесным видом художественного творчества.
- Граница между понятиями «культеранизм» и «концептизм» аргументирована феноменом сосуществования в испанском барокко двух его ипостасей. Доказана уникальность двух разновидностей «высокого» барокко в Испании на фоне других национальных вариантов (маринизм в Италии, прециозность во Франции, кружок Мартина Опица в Германии, эвфуизм в Англии и др.);
- Употребление литературоведческого термина «гонгоризм» предложено для обозначения эстетического синтеза арабо-андалузской (суфизм) и европейской (преимущественно неоплатонизм) традиции. «Гонгоризм» рассмотрен: во-первых, с точки зрения его «вписанности» в историю мистицизма в Испании и типологической от него зависимости, во-вторых, в качестве эстетического феномена, к которому восходит история символизма, в-третьих, в качестве параллели понятию homo ludens И.Хёйзинги и отражает, по сути, характерную для переходной эпохи тягу к эксперименту, различным художественным поисковым возможностям и вариациям.
- Показано, что различные концепции развития культуры строятся по принципу бинарной оппозиции порядка/хаоса: концепция «историко-культурного ритма»; восходящая к Вёльфлину схема циклической смены классических («ренессанс») и антиклассических («барокко») моделей культуры; оппозиция психологического/визионерского типов творчества К.Юнга; конепция кризиса культуры Николая Бердяева; периодический характер кризисов перепроизводства в экономике (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, Э. Хансен) и др. Аргументирована связь констатированной Ортегой-и-Гассетом борьбы натуры с художественной формой с одной стороны и феномена периодической смены «классически» и «барочных» эпох - с другой.
- Исследование специфических особенностей каждой из трех выделенных «критических» эпох - барочной, романтической, модернистской - позволило обосновать высокую степень опосредованности эволюции их художественно-выразительного арсенала характером изменения целостного мироощущения и настроенностью на продуцирование определенного типа личности и творчества. Выявлен и проанализирован в ракурсе генезиса и эстетической эволюции барочного мироощущения ряд существенных моментов «кризисного сознания» и его художественного отражения. Понятие «барочный» несет, помимо хронологического, существенные характеристики синонима слова эстетизм. В испанской специфике одним из обозначений этого понятия является слово «гонгоризм».
- Взаимовлияние бытийной и творческой биографии художника на примере творчества Луиса де Гонгоры-и-Арготе и его «темного стиля» показано как одно из проявлений испанского барочного мироощущения. Детально проработана взаимосвязь ощущения кризиса, порождающего критику собственной культуры, и тяги индивида к саморефлексии.
- Несоответствие в Испании уровня развития социума уровню художественной культуры в «критические» эпохи поставлено в зависимость от специфической интенции испанского темперамента, направленной на создание самобытного продукта творчества в художественной, философской, социальной и других сферах. При рассмотрении этой интенции в качестве этически корректного избран анализ трудов представителей именно испанской культуры, в которых определяются глубинные истоки собственного национального своеобразия.
- Доказано, что вне зависимости от того, сопровождается или нет кризис культуры ее упадком либо деструктивными тенденциями в иных областях жизни, изменение картины мира и переоценка ценностей в определенной мере стимулируют процесс формотворчества. Выявлены основные черты «испаноцентристского» отношения к европейским художественным теориям и практикам. Концептуальная насыщенность и художественная интенсивность творческого акта обретают на испанской почве эстетическую оценку с позиции, отражающей специфику национального мироощущения и выражающейся в эстетизме.
- Показано, каким образом специфика реакции на кризисные явления в культуре той части общества, для которой основным критерием оценки является эстетический способ миропонимания, обладает собственной значимостью и является одним из путей самосознания. С помощью выводов о том, что наблюдение события изменяет само событие («принцип неопределенности» Вернера Гейзенберга, теолрия Хью Эверетта в квантовой механике, структура рационалистической фантастики рассказов Борхеса, принцип «изменения взгляда» М. Блэка и т.д.) доказано, что художник может трансформировать действительность силой своего творческого воображения, производя над ней магическую процедуру, когда предполагаемая сфера употребления детерминирует характер нужной системы и оказывается способной генерировать идеи, которые становятся научными теориями, предварительно пройдя апробацию в литературе.
1.Устинова И.В. Поэзия Гонгоры и испанская литература XVII века (КУЛЬТЕРАНИЗМ консепизм в философско-теологической и культурной традиции Испании). – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 298 с.
2.Устинова И.В. Луис де Гонгора и Арготе и проблемы испанской литературы XVII века. - М.: Изд-во Гос Публ. Истор. Библ., 2005. – 342 с.
3.Устинова И.В. Луис де Гонгора-и-Арготе и испанская поэзия ХVII века. - М.: ООО «Компания Спутник +», 2001. – 144 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
4.Устинова И.В. О вкладе Ортеги-и-Гассета в разработку проблемы кризиса культуры // Обсерватория культуры. - 2009. - № 5. – C. 92-97.
5.Устинова И.В. Эвристическая сторона эстетизма//Вестник УРАО. - 2009. - № 3. - С. 160-163.
6.Устинова И.В.Сочетание восточных и западных мотивов как проявление своеобразия развития испанской культуры//Вестник МГУКИ. - 2009. - № 3. - С. 81-87.
7.Устинова И.В. Структурные и ценностно-смысловые особенности художественной культуры Испании (конец XVI – первая половина XVII в.) // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 2. – C. 19-23.
8.Устинова И.В. Оценка поэмы «Уединений» Луиса де Гонгоры в свете теории традиционалистской поэтики // Вестник Тамбовского госуниверситета. Серия Гуманитарные науки. – 2006. - № 4 (44). - В 2 т. Т. 2. - С.510-511.
9.Устинова И.В.Культурологическое и методологическое значение понятия «культеранизм» как феномена испанского барокко // Вестник МГУЛ. - 2001. - № 3(18). - С. 124-133.
10.Устинова И.В. Некоторые аспекты «Эмблематики смысла» Андрея Белого как ключ литературоведческой интерпретации // Вестник МГУЛ. - 2001. - №3 (18). - С.133-144.
11.Устинова И.В. Мигель де Унамуно глазами русского читателя // Вестник МГУЛ. - 1999. - №3 (8). - С.130-135.
Другие публикации
12.Устинова И.В. Гонгора-и-Арготе (Луис де Гонгорa) // Большая Российская Энциклопедия. В 30 т. - М.: Энциклопедия, 2007. - Т. 7.- С.394-395.
13.Устинова И.В. Грасиан-и-Моралес (Бальтасар Грасиан)//Большая Российская Энциклопедия. В 30 т. Т. 7. - М.: Энциклопедия, 2007. - С.634.
14.Устинова И.В. Гонгоризм//Большая Российская Энциклопедия. В 30 т. Т. 7. - М.: Энциклопедия, 2007. - С. 395.
15.Устинова И.В. Вега Карпьо (Лопе де Вега) // Большая Российская Энциклопедия. В 30 т. Т. 4. - М.: Энциклопедия, 2006. -С. 686-687.
16.Irina Ustinova. Nicolai Berdiaev y Miguel de Unamuno sobre la crisis del arte // Entre la crisis de identidad i la modernisacion. – Barcelona, 1999. - Р.169-157. (на англ. яз.)
17.Устинова И.В. Культеранизм Луиса де Гонгоры в свете эйдетической поэтики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2006. - №1. - C. 248-257.
18.Устинова И.В. Эссеистика Николая Бердяева и Мигеля де Унамуно. Религиозно-философский аспект. // Россия и Запад: диалог культур. - МГУ: ФИЯ, 1998. - С. 335-344.
19.Устинова И.В. Луис де Гонгора и русский символизм // Русистика и компаративистика. - М.: МГПУ, 2006. - С. 114-121.
20.Устинова И.В. Проблема кризиса в эссеистике Мигеля де Унамуно и Николая Бердяева. – М.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - С. 76-78.
21.Устинова И.В. Эссеистика Мигеля де Унамуно и Николая Бердяева. Опыт сопоставительного анализа. - М.: МПГУ, 1998. - С.301-303.
22.Устинова И.В. Н.А.Бердяев о кризисе культуры. // Развитие духовности личности как основа возрождения России. - М.: МГУЛ, 2000. - С. 80-82.
23.Irina Ustinova Essay as an object of comparative studies (Miguel de Unamuno and Nicolas Berdiaev) // Анонимность, безличность, виртуальность в обществе и культуре. - М.: Рубрика, 1998. - С. 53-72. (на англ. яз.)
24.Устинова И.В. Метафора в испанской поэзии XVII века и ее современное осмысление // XVII век в диалоге эпох и культур - СПб.: Санкт-Петерб. философское общество. Серия «Simposium», 2000. - № 8. - С. 29-31.
25Устинова И.В. Философско-теологическая традиция как условие возникновения и осуществления культеранизма // Материалы IV Международных Виноградовских чтений 2005 г. - М.: МГПУ, 2006. - С. 123-127.
26.Устинова И.В. Жанр эссе и его роль в сопоставительном исследовании // Материалы VI Международной конференции 15-17 апреля 1998. В 2 т. Т. 2. Беларусь, г. Гродно: Изд-во ГрГУ, 1998. - С.105-122.
27.Устинова И.В. «Эмблематика Смысла» Андрея Белого как ключ к трактовке поэм Гонгоры// Русский символизм и мировая культура. - М.: ГАСК, 2003. - № 2. - С. 20-41.
28.Устинова И.В. Культеранизм и консептизм в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе // Материалы межвузовской конференции VII Виноградовские чтения, март 2003. - М.:МГПУ, 2004. - С.89-109.
29.Устинова И.В. Испанское барокко: проблемы дефиниции // Материалы Международной конференции VIII Виноградовские чтения. МГПУ, 23-25 марта 2004. - М.: МГПУ, 2004. - С.131-139.
30.Устинова И.В. Культизмы Луиса де Гонгоры-и-Арготе как свидетельство культурной преемственности эпох // Материалы IV Научно-практической конференции "Синтез в русской и мировой художественной культуре" 25-26 ноября 2004 г. - М.: МПГУ, 2005. - C.35-39.
31.Устинова И.В. Тематика поэзии XVII в. в Испании. Поэты - последователи Гонгоры // Философия и поэзия. - Рязань: РОИРО, 2000. - С. 66-68.
32.Устинова И.В. О некоторых особенностях поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе // Вестник ПСТБИ. - 2005. – C. 598-602.
33.Устинова И.В. Актуальность поэтических принципов Луиса де Гонгоры//Междисциплинарные связи при изучении литературы. Материалы межвузовской научно-практической конференции (17-19 окт. 2005). -Саратов: СГУ, 2005. - С. 241-245.
34.Устинова И.В. Языковые особенности поэмы Луиса де Гонгоры «Уединения» как основа литературоведческого анализа // Язык художественной литературы как феномен национального самосознания. - Орехово-Зуево. 2006. - С.299-305.
35.Устинова И.В. Луис де Гонгора-и-Арготе и его «школа»//Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования. Наука-Вуз-школа. Материалы XI всероссийской научно-методической конференции - Екатеринбург: ИФИОС «Словесник», 2005. - С. 157-160.
36.Устинова И.В. «Арте Майор» Луиса де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627) // Идейно-художественное многообразие литературы нового и новейшего времени. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2005. - № 6. - С. 81-103.
37.Устинова И.В. «Темный» стиль Луиса де Гонгоры с точки зрения литературной традиции //Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы VI научно-практической конференции(24–25 ноября 2005г.).- М.: МПГУ, 2006. - С. 288-292.
38.Устинова И.В. Погребальный сонет Л. де Гонгоры «На смерть Эль Греко» в контексте эйдетической поэтики. // Материалы XVI конференции ПСТГУ. - М.: ПСТГУ, 2006. В 2 т. Т.2. - С. 274-279.
39.Устинова И.В. Проблемы преподавания испанской литературы XVIII века в ВУЗе // Проблемы современного филологического образования. - Москва-Ярославль: МГПУ-Ремдер, 2005. - №. 6. - С.350-358.
40.Устинова И.В. Испанская литература XVIII века: основные вехи и социо-культурный контекст//Вестник ПСТГУ, 2006. № 3 (1). - С.74.-94.
41.Устинова И.В. Мартин Рикер «Читая Сервантеса»//Вестник ПСТГУ, 2007. - № 3 (9). - С.155-166.