- Методологически скорректированы цивилизационный и формационный подходы к изучению социальных технологий общества. Эвристический смысл цивилизационной и формационной концепций заключается в следующем. а) Первая ориентирована на раскрытие комплекса оснований бытия общества, среди которых выделены природные, социальные, антропологические, этнодемографические и духовные. Это позволяет познать отдельный социум в определенном пространстве и времени. В результате методологическим фокусом цивилизационного анализа общества является определенно социальный тип личности. б) Вторая направлена на исследование объективных связей и отношений в обществе, детерминируемых материальным производством (что также присуще любой цивилизации). Поскольку в формационной теории способ производства определяется уровнем развития производительных сил, то общество может исследоваться как объективный многоступенчатый процесс исторического развития. Такой подход может быть применен ко всему человечеству как множеству отдельных обществ. Обе концепции являются проекциями, различающимися по уровню отражения социально-исторической реальности.
- Философский смысл уточненного понятия социальной технологии состоит в следующем. а) В отличие от распространенных в литературе трактовок понятия социальной технологии, ограничивающихся технократическим подходом, диссертант обосновывает его категориальный смысл. б) Данный подход позволяет автору впервые в социальной философии рассматривать цивилизацию и формацию как социальные мегатехнологии, обеспечивающие целостность и воспроизводство общества. в) Понимание цивилизационно-формационных изменений общества как социально-технологических преобразований потребовало от диссертанта введения в работу новых понятий: жизненные силы, способ жизни (социальный способ жизни), которые лишь во взаимосвязи обладают категориальным содержанием.
- Цивилизационный и формационный аспекты социальных технологий предполагают: а) формационные технологии формируются однолинейно, т.к. детерминированы логикой развития и функционирования материально-производственной сферы жизни общества. Формационные технологии отличаются и темпоральностью. Они формируются сравнительно быстро, а также обладают дискретностью; б) технологии цивилизации коррелируются сложнее и зависят от многих факторов бытия общества. Последние получают свое интегральное отражение и закрепление в ценностях духовной и материальной культуры. Для цивилизационных технологий в темпоральном плане свойственна длительность формирования и исторического действия. Это обеспечивает континуальность развития общества.
- Выявлено, что важнейшими механизмами формирования целостной социальной технологии являются духовные и материальные факторы общества. Механизмами целостности общества последние становятся лишь тогда, когда приобретают статус практических средств воспроизводства социальной реальности. Так, основанием механизма формационной целостности является способ производства, что находит свою реализацию в обширной системе базисных и надстроечных институтов. Основанием механизма цивилизационной целостности является духовный фактор. Последний становится неотъемлемым элементом общественного сознания, влияющим на менталитет народа. Формационные и цивилизационные технологии самоорганизации общества на уровне повседневности взаимодействуют, определяя образ жизни людей.
- Установлено, что главной причиной кризиса современного общества является противоречие между материальными и духовными ценностями бытия общества. Превращаясь в социальные технологии, они обеспечивают устойчивость общества лишь при взаимном соответствии. Но соответствие всегда временно и характерно для этапа формационно-цивилизационной зрелости общества. Гармония их нарушается в периоды межформационных переходов. Так, на этапе становления формации возникает и обостряется противоречие между новыми (нарождающимися) и прежними (отживающими) социальными технологиями. В последних проявляются формационные и цивилизационные характеристики общества. Разрешение формационных противоречий (между экономикой и политикой) происходит сравнительно быстро, цивилизационные же (применительно к духовным ценностям) требует гораздо более длительного времени.
- Рассмотрены возможные векторы формационно-цивилиза-ционной эволюции общества в будущем. В прошлом противоречиях между материальными и духовными технологиями приводили к гибели локальных цивилизаций (часто в результате агрессии извне за счет применения более эффективных военных технологий). Но при этом не было угрозы человечеству уничтожением, ибо в целом оно обладало достаточными ресурсами (природными, антропологическими, духовными и др.). В современных условиях, когда человечество превратилось в глобальную целостность, навязывание всему миру ценностей потребления, свойственных одной, пока доминирующей цивилизации, грозит деградации планетарной цивилизации. Выход из кризиса, возможный на путях диалога различных культур, не исключает обращения к духовным ценностям, как это ни парадоксально, прошлого. Авторская позиция исходит из того, что любая социальная технология инициируется интересами, целеполаганием, волей, чувствами людей. Отсюда будущее социально-технологическое развитие земной цивилизации имеет перспективы лишь в том случае, если оно будет поставлено под контроль коллективного разума с учетом интересов всего человечества.
1. Осипов Н. Е. Социальные технологии – формационные и цивилизацион-ные аспекты анализа. – Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2008. – 280 с. – ISBN 978-5-94808-406-0 (16,28 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Осипов Н. Е. Формационный и цивилизационный аспекты анализа кате-гории «производительные силы» общества // Философия и общество. – 2004. – №2. – 1,1 п.л. (лично автором – 1,1 п.л.).
2. Осипов Н. Е. О. Шпенглер и цивилизация // Философия и общество. – 2005. – № 4. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
3. Осипов Н. Е. Генезис и историческая эволюция ментальных ценностей человека от Первобытности к Новому времени (Западноевропейский контекст) // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 3. – 0,7 п.л. (лично автором – 0,7 п.л.).
4. Осипов Н. Е. Категория «способ жизни» и её методологическая роль в со-циальной философии // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 5. – 0,9 п.л. (лично автором – 0,9 п.л.).
5. Осипов Н. Е. О формационно-цивилизационной корреляции во всемирной истории // Философия и общество. – 2007. – № 2. – 0,9 п.л. (лично автором – 0,9 п.л.).
6. Осипов Н. Е. Об онтологических основах цивилизационных характери-стик общества // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 3. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
7. Осипов Н. Е. Диалектика формационных и цивилизационных изменений в развитии общества // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
8. Осипов Н. Е. Генезис и историческая эволюция ментальных ценностей человека от первобытности к Новому времени (западноевропейский контекст // Философия и общество. – 2009. – № 1. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
Публикации в других научных изданиях:
1. Осипов Н. Е. О двух подходах в социальном познании // Ученые запис-ки. – Чебоксары : Ун-т Поволжья, 2001. – Т. 4. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
2. Осипов Н. Е. Опознавательные роли цивилизационного и формационного подходов в социально-философском анализе всемирной истории // Сборник на-учных трудов кафедры комплексных исследований по философии. – Чебокса-ры : Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 0,7 п.л. (лично автором – 0,7 п.л.).
3. Осипов Н. Е. К. Маркс о технологической природе науки как производи-тельной силе общества // Проблемы научного и вненаучного познания : Сб. на-уч. ст. каф. компл. исслед. по филос. – Вып. 2. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. – 0,4 п.л. (лично автором – 0,4 п.л.).
4. Осипов Н. Е. Социальный феномен компьютеризации в «зеркале» исто-рии техники // Виртуальная реальность : Сб. науч. ст. каф. компл. исслед. по филос. – Вып. 3. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. – 0,3 п.л. (лично ав-тором – 0,3 п.л.).
5. Осипов Н. Е. О методологической роли категории «производительные си-лы общества» в синтезе формационного и цивилизационного подходов к все-мирной истории // XXI век: на пути к единому человечеству? : Материалы меж-дународной конференции 27-30 мая 2003. – М.: Современные тетради, 2003. – 0,3 п.л. (лично автором – 0,3 п.л.).
6. Осипов Н. Е. Еще раз об элементном составе производительных сил // Проблемы научного и вненаучного познания: Сб. науч. ст. каф. компл. исслед. по филос. – Вып. 4. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,5 п.л. (лично автором – 0,5 п.л.).
7. Осипов Н. Е. Об особенностях цивилизационной методологии (критиче-ский взгляд) // Проблемы научного и вненаучного познания: Сб. науч. ст. каф. комплекс. исслед. по филос. – Вып. 4. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,6 п.л. (лично автором – 0,6 п.л.).
8. Осипов Н. Е. К характеристике «культурологического детерминизма» О. Шпенглера // История, культура, общество: Материалы Всероссийской за-очн. научн. конференции. – Красноярск : Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2004. – 0,4 п.л. (лично автором – 0,4 п.л.).
9. Осипов Н. Е. К проблеме методологии цивилизационного анализа исто-рии России // Россия в глобальном мире : Труды 3-й Всероссийской науч.-теорет. конференции. – СПб : Нестор, 2005. – 0,2 п.л. (лично автором – 0,2 п.л.).
10. Осипов Н. Е. О некоторых особенностях методологии О. Шпенглера и ее результатах // Проблемы научного и вненаучного познания: Сб. науч. ст. каф. компл. исслед. по филос. – Вып 5. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. –0,7 п.л. (лично автором – 0,7 п.л.).
11. Осипов Н. Е. Характеристика категорий «цивилизация», «формация», «культура» в аспекте понятия «социальная технология» // Философия и буду-щее цивилизации : тезисы докладов и выступлений IV Российского философ-ского конгресса. (М., 24-28 мая 2005 г.). – В 5 т. – М. : Современные тетради, 2005. – Т. 3. – 0,2 п.л. (лично автором – 0,2 п.л.).
12. Осипов Н. Е. «Технология» как социально-философская категория и ее методологическая роль в познании // Вопросы методики и методологии препо-давания философии в вузах: сб. ст. – Вып. 6. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. – 0,8 п.л. (лично автором – 0,8 п.л.).
13. Осипов Н. Е. К проблеме методологии «идеальных типов» – К. Маркс и М. Вебер // Вестник Чувашского и Марийского отделений Российского фило-софского общества. – Чебоксары–Йошкар-Ола, 2007. – 0,65 п.л. (лично авто-ром – 0,65 п.л.).
14. Осипов Н. Е. О формации и цивилизации как социальных технологиях // Наука. Философия. Общество : Материалы V Российского философского кон-гресса. – В 3 т. – Новосибирск : Параллель, 2009. – Т. 3. – 0,1 п.л. (лично авто-ром – 0,1 п.л.).