- Определены содержательные основы социальной защиты в условиях трансформации российской экономики и уточнено понятие социальной защиты граждан:
- предложена авторская трактовка категорий «социальная политика государства», «социальная защита населения», дана характеристика структуры и взаимосвязи институтов социальной защиты в России, а также проведена сравнительная характеристика её видов. Социальная политика государства с точки зрения взаимосвязи с социальной защитой рассматривается как системный процесс в области управления социальной защитой населения, а сама социальная защита - как система, обеспечивающая граждан жизненно необходимыми благами и поддерживающая определенный уровень их жизни, которые в силу неблагоприятных социальных обстоятельств (потеря работы или кормильца, старость, заболевание и т.п.) не в состоянии достойно обеспечить свое благосостояние;
- сформулированы аргументы в пользу того, что современные социальные отношения за годы трансформации экономики существенно усложнились и появились новые моменты: усилилась потребность граждан в обеспечении их социальной безопасности, сохранности собственности, защите россиян за пределами страны, необходимость усиления борьбы с бедностью и т.д. Усилилась необходимость повышения эффективности и качества предоставляемых населению социальных услуг, внедрения современных форм и технологий работы в деятельность учреждений социальной сферы. Всё это требует существенных изменений в системе социальной защиты населения России;
- обоснован вывод о том, что система социальной защиты должна стимулировать индивидуальную ответственность каждого гражданина за собственную жизнедеятельность и социальную защищённость, определяющихся размером и продолжительностью отчислений, а также максимальное участие граждан в различных формах индивидуальных накоплений.
- Систематизированы основные положения, характеризующие социальную защиту граждан РФ как систему управления, в частности:
- уточнены понятия субъекта и объекта управления системой социальной защиты, принципы её функционирования; подчеркнуты особенности, присущие социальной защите как системе управления; определены ее экономические регуляторы: экономические методы, финансовые рычаги (способы воздействия), через которые управляющая система может оказывать влияние на результаты социальной защиты населения;
- в экономическом механизме социальной защиты выделены рычаги её осуществления, к которым отнесены: тарифная политика, зависящая от оценки уровня рисков, в частности, в социальном страховании; заработная плата; налоги; размер бюджетного дефицита; отраслевые финансовые показатели; управляемая инфляция; обоснование прожиточного минимума и другие.
- На основании оценки состояния системы социальной защиты граждан Россииопределены основные факторы, воздействующие на её функционирование, и конкретизированы проблемы, стоящие перед этой системой:
- к определяющим факторам относятся политическая стабильность, состояние экономики, совершенство законодательства, управленческий потенциал, здоровье и образованность населения, нехватка ресурсов;
- особо отмечены диспропорции в сфере социально-трудовых отношений и пенсионного обеспечения государственных служащих;
- показано, что в существующей систeме сoциaльнoй зaщиты пpeoблaдaет пpинцип общественнoй сoлидapнoсти, высoка степень гoсудapствeннoгo учaстия и неудовлетворительны налоговые стимулы к участию населения в обеспечении собственной социальной защищённости.
- Обобщён опыт функционирования систем социальной защиты развитых зарубежных стран и определены возможности его применения в России с учётом её особенностей:
- сдeлaн вывод о том, чтo нaибoлee эффeктивные систeмы сoциaльнoй зaщиты используют возможности государственных и частных институтов, что позволяет сочетать преимущества солидарных и персонифицированных систем; в частности, рекомендовано опыт систем социальной защиты отдельных стран использовать в России;
- определено, что истopичeские, культуpные, пoлитичeские, количественные и другие особенности различных стран с oдинaкoвoй степенью paзвития влияют на paзный уровень сoлидapнoсти в построении систeмы сoциaльнoй зaщиты и paзную степень учaстия гoсудapства. Россия отличается высоким уровнем солидарности системы социальной защиты и высокой степенью государственного участия в ней.
- Предложены и обоснованы механизмы модернизации системы социальной защиты, направленные на стимулирование участия работодателя и работников в формировании пенсионных накоплений и осуществления бизнесом социальных мероприятий:
- представлен алгоритм поощрения работодателей к подготовке корпоративных пенсионных систем и осуществлению ими социальных мероприятий, создания механизма заинтересованности работодателя в пенсионных накоплениях (пенсионных планах) за счёт льготного налогообложения;
- доказана необходимость соблюдения принципа: взносы работников и работодателей в пенсионные фонды (добровольное страхование), а также инвестиционный доход по ним не должны облагаться налогами за весь период накопления;
- предложено для работодателей, реализующих социальные мероприятия для работников, ввести налоговые льготы на доходы (малый бизнес, физические лица и предприятия уплачивают налоги через 5 лет) или государством осуществлять встречные перечисления (компенсации).
- Сформулированы основные методологические подходы к совершенствованию системы управления социальной защитой с целью улучшения административного воздействия:
- разработана концепция управления социальной защитой населения в стране, позволяющая снизить расходы на её содержание за счёт объединения информационных баз данных (унификация документооборота) и исключить дублирование функций по обслуживанию страхового случая (заболевание трудоспособного гражданина) в Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования РФ;
- аргументирована необходимость изменений в организационной структуре этой системы - предложено воссоздать внебюджетный государственный фонд занятости, причём доходную часть фонда формировать за счёт взносов работником 0,2 % своего заработка и за счёт отчислений работодателем 0,8 % фонда оплаты труда;
- доказана необходимость объединения государственного фонда обязательного медицинского страхования с фондом социального страхования с целью минимизации затрат (в основном в сфере документооборота) и повышения эффективности управления ими;
- при формировании государственного бюджета с целью оптимизации расходов на социальную защиту устанавливать соотношение между затратами на пенсионное обеспечение, страхование здоровья и общественное вспомоществование (по оценкам экспертов, в 2013 году это соотношение составляет приблизительно 79/18/3);
- разработаны предложения по введению системы персонифицированного учета в области медицинского страхования (создание условно-накопительных счетов) и объединения баз данных системы социального страхования (ПФР, ФОМС, ФСС) России в единую базу для осуществления бoлee эффeктивнoгo упpaвлeния сoциaльными выплaтaми (в ПФР она имеется);
- раскрыта потребность в функциональной подготовке профессиональных кадров (специализация) для работы в системе социальной защиты - органах опеки, в пенсионном фонде, службе занятости, службах социальной помощи, что должно предопределить государственный подход к этому вопросу и породить бюджетный заказ высшим и средним профессиональным учебным заведениям на подготовку специалистов в разных областях социальной защиты.
- Выявлены и обоснованы направления совершенствования существующей пенсионной системы в России:
- рекомендована возможность семейного подхода при начислении пенсий в части создания системы надбавок (скидок) в зависимости от состава семьи и наследования пенсионных прав супругами, предложено размеры надбавок к пенсии по старости исчислять в зависимости от состава семьи с целью сокращения издержек пенсионного фонда;
- для стимулирования самостоятельных накоплений предлагается не облагать налогом на доходы физических лиц суммы, перечисляемые потенциальными пенсионерами на добровольное страхование старости; налог возможно взимать при получении пенсий;
- предложено создание системы начисления пенсий госслужащим, исключающей возможность получения более высокой пенсии соответствующими категориями чиновников более низкого бюджетного уровня: для государственных служащих при начислении пенсий ввести ограничения - размер пенсий госслужащих в субъекте Федерации не должен превышать размера средних пенсий государственных служащих бюджетного уровня - с целью упорядочивания процесса определения размера их пенсий.
- Исследованы особенности и предложены направления модернизации управления финансовыми потоками медицинского страхования:
- для усиления адресности и прозрачности, а также ограничения роста финансирования здравоохранения в условиях старения населения в системе ОМС рекомендовано установить годовой лимит («привязанный» к размеру отчислений с заработка) на одного застрахованного работника, включающий затраты на обследование, лечение, лекарственное обеспечение, а также вывести из системы ОМС лечение престарелых и производить его за счёт бюджетного финансирования; при неиспользовании средств лимита установить возможным его использование застрахованным лицом на оказание высокотехнологичной медицинской помощи или перечисление на счета родственников;
- аргументирована необходимость введения в России системы долевого участия работающих лиц старше 18 лет в уплате взносов на ОМС (т.е. введение обязательного накопительного медицинского страхования), чтобы снизить налоговую нагрузку на работодателей и исключить нецелевое расходование средств фонда ОМС.
1.Павлова И.В. Современные реалии достижений и проблем в социальном обеспечении и социальной защите граждан Российской Федерации: Россия на фоне цивилизованного зарубежья [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2008. 10,75 п.л.
2.Павлова И.В. Основы организации системы социальной защиты граждан РФ [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2010. – 13,5 п.л.
3.Павлова И.В. Зарубежные концепции социальной защиты граждан [Текст] /И.В.Павлова // М.: Институт экономики и антикризисного управления. 2011. – 5,36 п.л.
4.Павлова И.В. Инновационное развитие экономики России: новый этап. Коллективная монография. [Текст] / науч.ред.д.э.н.Ряховская А.Н. // М.: Институт экономики и антикризисного управления. 2012. С.209-216. – 23 п.л. / 0,6 п.л.
5.Павлова И.В. Социально-экономические преобразования в России. Коллективная монография [Текст] / науч.ред.д.э.н.Ряховская А.Н. // М.: Институт экономики и антикризисного управления. 2012. – 31 п.л. / 0,8 п.л.
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК:
6.Павлова И.В. Материальные и духовные потребности граждан -основа формирования социальной политики цивилизованного государства [Текст] /И.В.Павлова // М.: Креативная экономика. 2008. N 11.– 0,2 п.л.
7.Павлова И.В. Влияние зарубежного опыта на усиление социальной защиты граждан РФ [Текст] /И.В.Павлова // М.: Предпринимательство. 2008. N 11.– 0,3 п.л.
8.Павлова И.В. Основные критерии формирования системы социального обеспечения и социальной защиты граждан. [Текст] /И.В.Павлова // М.: Вестник университета управления. Социология и управление персоналом. 2008. N 10. – 0,5 п.л.
9.Павлова И.В. Основные проблемы пенсионного обеспечения граждан РФ. // М.: Труд и социальные отношения. 2009. N 4. – 0,5 п.л.
10.Павлова И.В. Зарубежный опыт в реформировании системы финансирования социальной защиты [Текст] /И.В.Павлова // М.: Социология и социальная политика. 2009. – 0,5 п.л.
11.Павлова И.В. Пенсионное и медицинское обеспечение населения некоторых европейских государств. [Текст] /И.В.Павлова // М.: Труд и социальные отношения 2009. N 6. – 0,5 п.л.
12.Павлова И.В. Экономические основы совершенствования системы социальной защиты населения в России [Текст] /И.В.Павлова // М.: Социология и социальная политика 2010. N 3.– 0,6 п.л.
13.Павлова И.В.Система социальной защиты в экономике России [Текст] /И.В.Павлова // Тамбов: Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. N7 (111).– 0,3 п.л.
14. Павлова И.В.Опыт функционирования систем социальной защиты зарубежных стран [Текст] /И.В.Павлова// Тамбов: Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки., 2012. N8 (112).– 0,4 п.л.
15.Павлова И.В. Основы модернизации системы социальной защиты населения в России [Текст] /И.В.Павлова // Тамбов. Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. N9 (113). С.25-30.– 0,4 п.л.
16.Павлова И.В. Сравнительный анализ систем социальной защиты разных стран МЭСИ [Текст] /И.В.Павлова // М.: МЭСИ. Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2012. N 3(1). – 0,5 п.л.
17.Павлова И.В. Модернизация системы управления социальной защитой РФ [Текст] /И.В.Павлова // Тамбов: Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. N9 (113). – 0,8 п.л.
18.Павлова И.В. Реформирование системы социальной защиты РФ [Текст] /И.В.Павлова // Москва: Вестник РГГУ. Серия: Экономические науки. 2013 N 15 (115). – 0,5 п.л.
19.Павлова И.В. Особенности социальной защиты в России [Текст] /И.В.Павлова // М: Предпринимательство. [Текст] /И.В.Павлова // М.: Предпринимательство. 2013. N 8.– 0,6п.л.
20.Павлова И.В. Основные направления рахвития системы социального страхования России [Текст] /И.В.Павлова // М.: Предпринимательство. 2013. N 8.– 0,4п.л.
21.Статьи в периодических научных изданиях и в научно-тематических сборниках:
22.Павлова И.В. Проблемы деятельности фондов медицинского страхования России [Текст] /И.В.Павлова // Социально-экономические проблемы развития РФ: сб. ст. вып.3. М.: РГСУ. 2007.– 0,2 п.л.
23.Павлова И.В. Страхование вкладов как часть системы социальной защиты населения РФ [Текст] /И.В.Павлова // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: сб.науч.тр. М.: РГСУ. 2006. Вып.6. С. – 0,25 п.л.
24.Павлова И.В. Формирование моделей системы социальной защиты. Её проблемы [Текст] /И.В.Павлова // Материалы годичных научных чтений ФССЭФ в СПСС «Руза» 04-06 февраля 2008. М.: РГСУ, 2008.– 0,6 п.л.
25.Павлова И.В. Проблемы финансирования социальной сферы [Текст] /И.В.Павлова // Социально-экономические проблемы развития РФ: сб.ст. вып.4. М.: РГСУ, 2008.– 0,9 п.л.
26.Павлова И.В. Инновационные подходы в социальном страховании. // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: материалы всерос.научно-практ.конф. Часть 1. Волгоград. 2008. / отв.ред.к.э.н.А.АОгарков. ООО «Глобус». – 0,3 п.л.
27.Павлова И.В. Опыт реформирования систем социальной защиты. [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб.научн.трудов. 2009. Вып.5.– 0,3 п.л.
28.Павлова И.В. Экономический механизм социальной защиты населения России. // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб.научн.трудов. 2009. Вып.5.– 0,4 п.л.
29.Павлова И.В. Роль государства в управлении социальным обществом [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб.научн.трудов. 2009. Вып.5. С.– 0,2 п.л.
30.Павлова И.В., Симоненко Е. Анализ информационных технологий социального обеспечения в России [Текст] /И.В.Павлова // Информационные технологии в экономике и управлении: материалы вуз.научн.-практ.конфер. Краснознаменского Филиала Московской Финансово-Промышленной Академии. Краснознаменск. ПОЛИГРАФ-ПРИНТ. 2009. Вып.5. – 0,5 п.л./0,4 п.л.
31.Павлова И.В. Оптимизация социальной структуры общества – важный аспект государственной политики [Текст] /И.В.Павлова // Экономика, управление и право: матер.межвуз.науч-практ. конф. М.: Институт управления и права. 2009. Вып.14.– 0,25 п.л.
32.Павлова И.В. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в России [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб.научн.трудов. 2010. Вып.2. С. 68-71.– 0,25 п.л
33.Павлова И.В. Реформирование системы медицинского страхования в США [Текст] /И.В.Павлова // Значение инноваций в процессе модернизации экономики на современном этапе развития: сб.тезисов докладов преподавателей, аспирантов и студентов факультета социального страхования на годичных научных чтениях РГСУ 29.01.2010-10.02.2010. М.: РГСУ, 2010. С. – 0,25 п.л.
34. Павлова И.В. Реформирование в сфере пенсионного обеспечения России [Текст] /И.В.Павлова // Проблемы развития инновационно- креативной экономики: матер.вузовск.научно-практ.конф. Краснознаменск: 2010. Вып.6.– 0,5 п.л.
35.Павлова И.В. Негосударственное пенсионное обеспечение Российской Федерации [Текст] /И.В.Павлова // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: материалы вузовск.научно-практ.конф. Краснознаменск: 2010. Вып.6.– 0,5 п.л.
36.Павлова И.В. Становление и развитие системы социального страхования в мире[Текст] /И.В.Павлова // Вопросы социально-экономического развития современной России: межвуз.сб.тр. М.: РГСУ и АПКиППРО. 2010. Вып.6. 2010.– 0,4 п.л.
37.Павлова И.В. Эволюция социального страхования в России [Текст] /И.В.Павлова // Вопросы социально-экономического развития современной России: межвуз.сб.тр. М.: РГСУ и АПКиППРО. 2010. Вып.6. 2010.– 0,4 п.л.
38. Павлова И.В. Реформирование социального страхования граждан РФ [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб. научн.тр.
2011. Вып.7.– 0,6 п.л.
39.Павлова И.В. Влияние нововведений в социальном страховании на состояние экономики и бизнеса в России [Текст] /И.В.Павлова // М.: РГСУ и АПКиППРО, сб.науч.тр.преподавателей и аспирантов кафедры социального страхования, экономики и управления РГСУ. 2011. Вып.7. – 0, 3 п.л.
40.Павлова И.В. Социальная защита граждан РФ как механизм управления [Текст] /И.В.Павлова // Социально-экономическое развитие регионов России: материалы всерос.научно-практ.конф. 23 мая 2011. М.: МЭСИ.– 0,25 п.л.
41.Павлова И.В. Сравнение систем социального страхования различных стран [Текст] /И.В.Павлова // сб.науч.тр. М.: РГСУ и АПКиППРО 2011. Вып.8. – 0,7 п.л.
42.Павлова И.В. Межстрановой анализ пенсионных систем [Текст] /И.В.Павлова// сб.науч.тр. М.: РГСУ и АПКиППРО. Вып.8, 2011.– 0,35 п.л.
43.Павлова И.В.Система социальной защиты в социальной политике России[Текст] /И.В.Павлова//межвуз.сб.науч.тр. XП Чаяновские чтения «Модернизация экономики России: новые механизмы реализации» М.: РГГУ, 2013. Вып.12. - 0,5 п.л.