- Правовое регулирование возникающих при осуществлении физическими и юридическими лицами иностранных инвестиций (инвестиционные отношения, осложнённые иностранным элементом) должно осуществляться в рамках национальной правовой системы с учётом норм международного права на основе баланса частных и публичных интересов. Это предполагает, с одной стороны, создание с использованием преимущественно гражданско-правовых средств благоприятных условий для инвестирования, направленных на обеспечение свободы инвестиционной деятельности, юридического равенства и автономии воли иностранных инвесторов, принимающего государства и иных участников, в частности, путём: а) дальнейшего более детального урегулирования гарантий осуществления инвестиционной деятельности; б) дополнительной регламентации отдельных договорных форм инвестирования, требующих применения специальных норм диспозитивного и императивного характера; в) обеспечения стабильности правовых условий осуществления инвестиционной деятельности, открытости и доступности информации об инвестиционном законодательстве и иных источниках права для инвесторов; г) последовательного в соответствии с международными договорами предоставления национального режима для иностранных инвесторов и создания в этих целях единого специального правового регулирования инвестиционных отношений; д) применения института гражданско-правовой ответственности принимающего государства в случае нарушения последним норм международного права; е) предоставления возможности разрешения инвестиционных споров между иностранным инвестором и принимающим государством (Российской Федерацией) в МЦУИС согласно правилам Вашингтонской конвенции и др. С другой стороны, должны быть установлены дополнительные требования и ограничения для инвесторов, касающиеся, в частности: а) дальнейшего использования процедуры допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в отдельных сферах, затрагивающих оборону и безопасность принимающего государства; б) ограничения в ряде случаев автономии воли сторон и обязательного применения сверхимперативных норм национального права принимающего государства к инвестиционным отношениям, осложнённым иностранным элементом; в) установления возможности пересмотра в одностороннем порядке ранее заключённого между принимающим государством и иностранным инвестором инвестиционного договора по инициативе первого, но при условии возмещения убытков (выплаты компенсации) второму; г) определения оснований для освобождения и ограничения размера выплачиваемой при проведении экспроприации компенсации иностранному инвестору; д) применения категорий добросовестности и разумности к действиям инвестора по отношению к принимающему государству и др.
- Возникающие на основе международных договоров, национального права и иных норм инвестиционные правоотношения, осложнённые иностранным элементом, многообразны и подлежат дифференциации на: а) основные (главные) инвестиционные правоотношения, опосредующие вложение иностранных инвестиций и носящие обязательственно-правовой характер; б) дополнительные (вспомогательные) инвестиционные правоотношения, обеспечивающие формирование и дальнейшее развитие основного (главного) инвестиционного правоотношения, которые при этом возникают в различные моменты времени как до заключения сделок по вложению иностранных инвестиций (например, в случае получения предварительного согласия (согласования) таких сделок), так и после них (например, в случае внедоговорного причинения вреда иностранному инвестору принимающим государством, предоставления мер государственной или муниципальной поддержки из бюджетов различных уровней), и носят разноотраслевой характер. Такие отношения зачастую не могут быть в должной мере урегулированы отдельными общими нормами гражданского, административного или финансового права и требуют дополнительной (специальной) правовой регламентации посредством применения гражданско-правовых и иных юридических средств и форм, обеспечивающих необходимое сочетание норм частного и публичного права.
- Квалификация инвестиционного правоотношения в качестве основного (главного) должна осуществляться по объективным признакам, определяющим гражданско-правовой характер инвестиционной деятельности, посредством использования трёх элементов: а) инвестиции, в качестве которой может выступать только вещь или иное имущество, включая имущественное право; б) объекта инвестиционной деятельности (имущества, за исключением денежных средств в национальной валюте), способного принести доход инвестору в будущем; в) сделки, которая предусматривает вложение инвестиции в объект инвестиционной деятельности и может совершаться любыми физическими и юридическими лицами, как для получения прибыли, так и с иной целью. Исходя из этого, предусмотренные действующим законодательством легальные определения понятий «инвестиция», «капиталовложение», «инвестор», «объект инвестиционной деятельности», «инвестиционная деятельность» и др., подлежат изменению, в частности, в части исключения: работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), информации, так называемых иных прав, имеющих денежную оценку, из перечня инвестиций; органов государственной власти и органов местного самоуправления, создаваемых на основе договора о совместной деятельности и не имеющих статуса юридического лица объединений юридических лиц - из круга инвесторов и др.
- Инвестиционные отношения, осложнённые иностранным элементом, могут возникать не только в случае участия в таких отношениях иностранных лиц, но и при вложении (перемещении) инвестиций из-за границы отечественными лицами, а также при совершении ими за пределами Российской Федерации сделок по вложению инвестиций. В этой связи квалификация инвесторов и осуществляемых ими инвестиций в качестве иностранных с использованием гражданства физического лица и места учреждения организации для определения национальности и личного статута физических и юридических лиц представляется недостаточной и требует дополнительного обращения к иным критериям - постоянного места жительства или нахождения, места осуществления основной деятельности, места нахождения объекта инвестиционной деятельности, места заключения инвестиционного договора, а также контроля, которые позволяют более точно установить связь элементов возникшего инвестиционного правоотношения с территорией принимающего или иностранного государства.
- Несмотря на использование в международных договорах и национальном праве различных формулировок, правовой режим инвестиций для иностранных инвесторов как предусмотренный нормами права порядок осуществления инвестиционной деятельности должен быть одним и представлять собой национальный режим с изъятиями стимулирующего и ограничительного характера в виде: а) дополнительно установленных международно-правовых гарантий; б) требований национального законодательства по допуску иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности. При этом первые из них следует предоставлять в отношении капиталовложений - инвестиций, вкладываемых в основной капитал в соответствии с национальным законодательством с учётом приоритетов, определяемых принимающим государством, и соответственно вносящих вклад в развитие экономики страны. В свою очередь вторые могут быть приняты при условии их соответствия международным договорам и предусматривать, в частности, разрешительный порядок совершения иностранными лицами сделок, влекущих участие таких лиц в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение (в сфере обороны страны и безопасности государства), а также аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, осуществление которой по общему правилу следует возложить на Федеральную налоговую службу.
- Инвестиционный договор представляет собой собирательную категорию, объединяющую различные договоры, которые возлагают на одну из сторон - инвестора - обязанность осуществить инвестиционную деятельность и выступают в качестве основного юридического факта в механизме гражданско-правового регулирования инвестиционных отношений. К ним следует относить только часть поименованных в ГК РФ договоров (например, купли-продажи ценных бумаг, финансовой аренды, строительного подряда и др.), а также иные (договор участия в долевом строительстве, договор о развитии застроенной территории, концессионное соглашение, СРП, соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ и др.). Возникновение новых, непоименованных в ГК РФ, инвестиционных договоров связано с одновременным осуществлением стороной договора нескольких функций: инвестора, заказчика, подрядчика, пользователя и других субъектов. Исходя из этого выделены и подробно рассмотрены четыре разновидности двусторонних инвестиционных договоров (инвестор - заказчик, подрядчик, пользователь; инвестор, пользователь - заказчик, подрядчик; инвестор, заказчик, подрядчик - пользователь; инвестор, подрядчик - заказчик, пользователь). К инвестиционным отношениям, связанным с заключением, исполнением и прекращением инвестиционных договоров, подлежат применению нормы, предусматривающие различного рода гарантии и льготы для инвесторов, а возникающие при этом из таких правоотношений споры носят инвестиционный характер и потому могут, при соблюдении других установленных требований, разрешаться в МЦУИС.
- Применимым правом к инвестиционным договорным отношениям, осложнённым иностранным элементом, может выступать не только национальное право определённого государства, но и избранная сторонами иная совокупность норм (международные договоры, общие принципы права, lex mercatoria, ех aequo et bono («по справедливости») и др.). При этом в целях защиты публичных интересов принимающего государства представляется необходимым в ряде случаев ограничить действие отдельных норм применимого иностранного права путём использования сверхимперативных норм (норм непосредственного применения) принимающего государства к инвестиционным отношениям, осложнённым иностранным элементом, в частности, к правам и обязанностям по инвестиционному договору (соглашению) между иностранным инвестором и принимающим государством, имеющему комплексный (межотраслевой) характер, например, к СРП и концессионным соглашениям, которые заключены и исполняются на территории Российской Федерации, что следует прямо предусмотреть как в действующем законодательстве, так и международных договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
- Все многообразные формы принудительного изъятия имущества, влекущего не только формальное прекращение права собственности иностранного инвестора, но и невозможность осуществления им правомочий собственника, следует определять одним общим термином - экспроприацией, который в отличие от действующего российского законодательства получил широкое распространение в международном праве. При этом в целях формирования единообразия в толковании и применении государственными судами и международными коммерческими арбитражами норм права об экспроприации в заключаемых международных договорах и законодательстве Российской Федерации предлагается в качестве допустимых изъятий предусмотреть закрытый перечень действий принимающего государства, не признаваемых экспроприацией (в частности, направленных на регулирование инвестиционной деятельности и связанных с установлением и исполнением императивных предписаний и санкций, которые при этом не должны носить дискриминационного характера), и исходя из принципа баланса (сочетания) интересов иностранного инвестора и принимающего государства ограничить на законодательном уровне в ряде случаев размер возмещения причинённых иностранному инвестору убытков (например, при проведении экспроприации в публичных целях, если она не носит дискриминационного характера; уничтожении иностранной собственности вооружёнными силами и властями государства, которое проводится в целях защиты общества и государства).
- Нарушение принимающим государством международного договора, предусматривающего международно-правовые гарантии осуществления инвестиционной деятельности для иностранных лиц, должно рассматриваться как деликт, порождать возникновение внедоговорного обязательства между иностранным инвестором и принимающим государством и влечь за собой наступление гражданско-правовой ответственности такого государства в целом, в том числе за действия региональных и муниципальных органов власти и их должностных лиц, перед иностранным инвестором за причинение ему вреда. Такой подход основан на практике МЦУИС и имеет своей целью отказ государств иностранных инвесторов от реализации ими своего права на дипломатическую защиту и разрешение инвестиционных споров в частноправовой сфере, что позволяет в значительной мере упростить защиту прав и законных интересов иностранных инвесторов и тем самым обеспечить исполнение международных договоров, предусматривающих международно-правовые гарантии для иностранных инвесторов.
- Действующие международные договоры, в первую очередь двусторонние, являющиеся в настоящее время основным источником международного инвестиционного права, в силу своей множественности, разрозненности, противоречивости и отсутствия детальной и чёткой регламентации не обеспечивают в полном объёме необходимого международно-правового регулирования инвестиционных отношений, осложнённых иностранным элементом, в том числе с участием ТНК. Вместо государств как основных создателей норм международного права существующий пробел на международном уровне стал восполняться иными участниками, в частности, международными организациями и международными коммерческими арбитражами, допускающими применение в ряде случаев так называемого «мягкого права», включая «негосударственное регулирование», и иных создаваемых ими норм к инвестиционным отношениям при отсутствии соглашения сторон в качестве обычных норм права. Такое положение дел умаляет значение международного договора как основного источника международного права, не отвечает интересам принимающих государств и может угрожать их суверенитету. Вместе с тем в современных условиях развития международной инвестиционной деятельности, усиления процессов глобализации и интеграции национальных экономик и особой важности международно-правовых гарантий для иностранных инвесторов требуется принятие на многосторонней основе международного договора, обеспечивающего дальнейшую регламентацию инвестиционных отношений с участием иностранных лиц в рамках национальной правовой системы на основе положений Вашингтонской и Сеульской конвенций и других международных договоров в сфере инвестиционной деятельности.
- Сформировавшаяся в настоящее время в Российской Федерации, относительно обособленная и значительная по своему объёму совокупность актов законодательства, регулирующих инвестиционные отношения, - инвестиционное законодательство является не структурированным, внутренне противоречивым, зачастую не согласующимся с международными договорами и отраслевыми актами (кодексами) российского законодательства, содержит многочисленные пробелы в регулировании инвестиционных отношений и не обеспечивает необходимую гармонизацию норм частного и публичного права. Оно демонстрирует свойства комплексной отрасли законодательства и подлежит систематизации, предусматривающей принятие качественно обновлённых специальных законодательных положений в отдельных сферах инвестиционной деятельности, требующих установления дополнительных мер стимулирующего и ограничительного характера для инвесторов (в первую очередь, касающихся гарантий осуществления инвестиционной деятельности, участия публично-правовых образований в инвестиционных отношениях, специальных договорных форм осуществления инвестиционной деятельности, создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) и т.д.), что позволит: а) создать стройную систему и должное согласование общеотраслевых и специальных нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения инвестиционной деятельности; б) исключить излишнее дублирование в регулировании одних и тех же инвестиционных отношений разными специальными федеральными законами; в) последовательно обеспечить предоставление национального режима иностранным инвесторам; г) освободить инвестиционное законодательство от устаревших и не оправдавших себя норм; д) осуществить дальнейшую детальную регламентацию инвестиционных отношений в рамках сложившейся системы действующего законодательства и т.д.
- Присоединение Российской Федерации к Вашингтонской конвенции путём её ратификации должно быть осуществлено с учётом интересов Российской Федерации во избежание предъявления против неё необоснованных исков в МЦУИС. Для этого, в частности, необходимо: а) воспользоваться оговоркой, предусмотренной Вашингтонской конвенцией, и отнести к компетенции МЦУИС только такие инвестиционные споры с участием Российской Федерации, которые возникают в связи с осуществлением капиталовложений, вносящих вклад в развитие экономики страны (с определением исчерпывающего перечня таких инвестиций); б) установить основания для освобождения и ограничения размера выплачиваемой принимающим государством компенсации; в) исключить из сферы действия режима наибольшего благоприятствования юрисдикционные вопросы, касающиеся, в первую очередь, согласия Российской Федерации на рассмотрение инвестиционных споров с участием иностранных лиц в МЦУИС и иных международных коммерческих арбитражах; г) принять федеральный закон об иммунитете государства и его собственности; д) провести предлагаемую автором систематизацию действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации, которая позволит повысить конкурентоспособность отечественного национального права, снизить некоммерческие риски и тем самым создать необходимые условия правового характера для активизации инвестиционной деятельности как российскими, так и иностранными лицами.
1.Правовое регулирование иностранных инвестиций: проблемы теории и практики / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2007. 258 с. (9,7 п.л.)
2.Предмет регулирования международного инвестиционного права / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2008. 284 с. (11,8 п.л.)
3.Принципы международного инвестиционного права / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2009. 246 с. (9,6 п.л.)
4.Особые экономические зоны в Российской Федерации / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010. 360 с. (14,1 п.л.)
5.Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2011. 467 с. (19,2 п.л.)
II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень ВАК РФ
1.Концессионное соглашение в российском праве // Бизнес, Менеджмент и Право. 2006. № 2. С. 35–39. (0,4 п.л.)
2.Виды инвестиций в международном и российском праве // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. № 3/4. С. 94–97. (0,5 п.л.)
3.Категория «инвестиция» в международном и национальном праве // Lex Russica. 2007. № 1. С. 103–123. (1,1 п.л.)
4.Инвестиционное законодательство в системе российского законодательства // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 1. С. 94–97. (0,4 п.л.)
5.Категория «инвестор» в международном и национальном праве // Закон. 2007. № 2. С. 53–60. (0,7 п.л.)
6.Международная подсудность инвестиционных споров // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 2. С. 87–89. (0,2 п.л.)
7.Понятие и формы осуществления инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. 2007. № 2. С. 17–20. (0,4 п.л.)
8.Транснациональные корпорации: понятие и особенности правового регулирования // Российский юридический журнал. 2007. № 2. С. 87–96. (0,8 п.л.)
9.Юрисдикция международного центра по урегулированию инвестиционных споров // Московский журнал международного права. 2007. № 2. С. 95–107. (0,7 п.л.)
10.Принципы международного инвестиционного права // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2007. Т. 3, вып. 1. С. 117–123. (0,6 п.л.)
11. «Мягкое право» как регулятор международных инвестиционных отношений // Известия высших учебных заведений. Серия «Правоведение». 2007. № 4. С. 150–153. (0,3 п.л.)
12.О проекте Многостороннего соглашения по инвестициям // Современное право. 2007. № 4. С. 8–10. (0,4 п.л.)
13.Право, применимое к международным инвестиционным отношениям // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 27–34. (0,9 п.л.)
14.Правовые средства по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности // Налоги и финансовое право. 2007. № 10. С. 207–216. (0,5 п.л.)
15.Обычаи и обыкновения в международном инвестиционном праве // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 71–77. (0,5 п.л.)
16.О гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам согласно Сеульской конвенции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 1. С. 95–98. (0,4 п.л.)
17.Принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности // Вестник Российской правовой академии. 2008. № 1. С. 36–38. (0,3 п.л.)
18.Совместные предприятия в международном частном праве // Законодательство. 2008. № 1. С. 67–73. (0,7 п.л.)
19.Иностранный элемент в международных инвестиционных отношениях // Международное публичное и частное право. 2008. № 3. С. 10–12. (0,3 п.л.)
20.Правовой режим для иностранных инвесторов (сравнительный анализ положений международного и национального права) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 3. С. 56–63. (0,8 п.л.)
21.Lex Mercatoria в зарубежной доктрине // Государство и право. 2008. № 4. С. 103–107. (0,5 п.л.)
22.Право государства на экспроприацию иностранных инвестиций // Московский журнал международного права. 2008. № 4. С. 159–178. (1,0 п.л.)
23.Этапы развития отечественного инвестиционного права // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2008. Т. 4, вып. 2. С. 3–10. (0,8 п.л.)
24.Принцип выплаты компенсации при экспроприации иностранной собственности // Закон. 2008. № 10. С. 131–137. (0,7 п.л.)
25.Принцип баланса (сочетания) интересов государства и иностранных инвесторов в международном инвестиционном праве // Современное право. 2008. № 11. С. 113–116. (0,3 п.л.)
26.Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. № 11. С. 131–138. (0,7 п.л.)
27.Допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 1. С. 94–97. (0,6 п.л.)
28.О развитии международно-правового регулирования иностранных инвестиций // Евразийский юридический журнал. 2009. № 4 (11). С. 90–99. (0,8 п.л.)
29.Законодательство РФ об особых экономических зонах: понятие, структура и место в системе российского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 5. С. 97–102. (0,7 п.л.)
30.Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в особой (свободной) экономической зоне // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 196–202. (0,5 п.л.)
31.Виды инвестиционных правоотношений // Цивилист. 2011. № 4. С. 111–115. (0,5 п.л.)
32.Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. № 10. С. 31–40. (0,9 п.л.)
33.О субъекте гражданско-правовой ответственности принимающего государства вследствие внедоговорного причинения вреда иностранному инвестору // Цивилист. 2012. № 4. С. 85–89. (0,4 п.л.)
34.О совершенствовании инвестиционного законодательства Российской Федерации в условиях модернизации и глобализации // Российская юстиция. 2012. № 6. С. 15–17. (0,3 п.л.)
35.Юридические признаки инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 1. С. 13–17. (0,4 п.л.)
36.Об инвестиционных спорах с участием Российской Федерации и их подсудности Международному центру по урегулированию инвестиционных споров // Закон. 2013. № 3. С. 113–118. (0,5 п.л.)
III. Научные статьи, опубликованные в других печатных изданиях
1.Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Азии и Африки // Инвестиции в России. 2007. № 5. С. 10–16. (0,8 п.л.)
2.Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Северной и Южной Америки // Инвестиции в России. 2007. № 7. С. 15–19. (0,5 п.л.)
3.Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ // Инвестиции в России. 2007. № 8. С. 3–6. (0,4 п.л.)
4.Международное инвестиционное право в системе международного и национального права // Международные юридические чтения: Материалы и доклады / Под ред. Ю. П. Соловей и др. Омск, 2007. Ч. 2. С. 42–45. (0,2 п.л.)
5.О развитии законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах // Советник (г. Алматы). 2009. № 1. С. 67–71. (0,5 п.л.)
6.Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах // Бухгалтер и закон. 2009. № 9 (129). С. 14–21. (0,8 п.л.)
7.Об унификации норм международного инвестиционного права // Совершенствование правовых форм международного сотрудничества в современных условиях: Сб. науч. ст. / Под ред. М. Н. Марченко. Ростов н/Д, 2009. С. 183–185. (0,2 п.л.)
8.Государственно-частное партнерство в российском праве // Административное право. 2010. № 3. С. 31–43. (0,9 п.л.)
9.Особые экономические зоны: регулирование, управление и контроль // Административное право. 2010. № 4. С. 61–82. (1,4 п.л.)
10.О защите прав граждан — участников долевого строительства в российском гражданском праве // Наука и её роль в современном мире: Материалы Междунар. научно-практ. конференции / Под ред. Н. О. Дулатбекова. Караганда: Болашак-Баспа, 2010. Т. 2. С. 80, 81. (0,2 п.л.)
11.К вопросу о государственном регулировании российской экономики в условиях финансово-экономического кризиса // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 1(21). С. 55–59. (0,4 п.л.)
12.Комплексный характер соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне // Договоры в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности: теория и практика / Под ред. В. В. Кваниной. Челябинск, 2011. С. 124–126. (0,2 п.л.)
13.Регистрация резидентов особых экономических зон в Российской Федерации // Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут, 2012. С. 197–210. (0,9 п.л.)
14.Foreign Element in International Investment Relations // Russian Law: Theory and Practice. 2008. No. 2. P. 229–233. (0,3 п.л.)
15.Production Sharing Contracts in Russia // The European Legal Forum (Munich). 2009. No. 1. P. 28–33. (0,5 п.л.)
16.The Concept of Investment Contract in Russian Law // Russian Law: Theory and Practice. 2011. No. 2. P. 72–79. (0,5 п.л.)