- доказано, что ислам не является единственной религией, в которой неразрывно соединяются духовное и светское, религия и политика. Те же характеристики присущи другим религиям, в частности, всем ветвям христианства, до того момента, как они проходят через процесс секуляризации, т.е, дифференциации религиозной сферы от других сфер жизни;
- продемонстрировано, что секуляризация не означает полного исчезновения связей межу религией и политикой, так как дифференциация сфер не всегда ведет к полной приватизации религии, ее превращению в частное дело гражданина. Религия в секуляризованном обществе может выступать либо как «гражданская религия» (квазирелигиозная идеология, предназначенная для духовной легитимации государства), либо как «общественная религия», выдвигающая свои предложения относительно развития общества, но не посягающая на роль его духовного руководителя.
- на основе комплексного анализа понятия «политическая религия», предложена его авторское определение как тотальной идеологии, которая апеллирует к сакральному миру и утверждает его приоритет перед миром профанного.
- выделены основные характеристики политических религий (сочетание эклектизма с дуалистическим видением мира) и разработана их классификация на основе подхода к выделению «своих» и «чужих» (политические религии универсального, партикуляристского и фундаменталистского характера); доказано, что исламский фундаментализм - разновидность политического ислама, а не наоборот.
- доказан факт существования аполитичного ислама и правомерность использования понятия «политический ислам».
- показано, что политический ислам является эклектичным явлением и на этом основании подвергается критике как «ересь»; политическому исламу присуще расширительное толкование того, кто является мусульманином.
- выделены две исторические стадии развития глобального исламизма: господство универсалистской версии (до начала 1990-х гг.), стремившейся к созданию исламских государств, и господство фундаменталистской версии, ориентированной больше на процесс борьбы, чем на результат.
- продемонстрировано, что на основе ислама не возникло партикуляристских политических религий, так как ислам имеет внутренние механизмы защиты от процессов этнизации и национализации.
- доказано, что победы над «исламским терроризмом» можно добиться только, во-первых, предоставив радикализму идеологическую альтернативу и, во-вторых, смягчив многоаспектный общественный кризис.
- продемонстрирована специфика политизации ислама на постсоветском пространстве, которая заключается (наряду с общемировыми факторами политизации) в существенной роли внешнего воздействия со стороны международных исламистских движений и исламских государств.
- спрогнозировано дальнейшее развитие ситуации с политическим исламом в России; доказано, что если не обратить вспять политизацию ислама, последствия для безопасности России могут быть опасными.
- рассмотрены попытки выработки идеологий, альтернативных политическому исламу; представлено авторское понимание возможных путей противодействия исламскому радикализму в России.
- в научный оборот введены новые, ранее не используемые источники.
1. Семедов С.А. Современная геополитическая ситуация на Кавказе. – М.: Экон-Информ, 2008. – 14,75 п.л.
2. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. – М.: Экон-Информ, 2009. – 17,0 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях,
определенных Высшей аттестационной комиссией
1. Семедов С.А. Религиозный фактор в политических процессах на Северном Кавказе (конец ХХ – начало ХХI в.) // Обозреватель- Observer. 2007, №1. – 0,5 п.л.
2. Семедов С.А. Место и роль России на Большом Кавказе // Обозреватель- Observer. 2007, №1. – 1,0 п.л.
3. Семедов С.А. Современная политическая элита Дагестана // Государственная служба. 2007, № 6 (50) .- 0.3 п.л.
4. Семедов С.А. Кавказ во внешней политике США // Обозреватель- Observer. 2007, № 8. – 1,0 п.л.
5. Семедов С.А. Политика Ирана в Закавказье // Обозреватель- Observer. 2008, № 4. – 1,0 п.л.
6. Семедов С.А. Основные направления внешней политики Турции на Кавказе // Вестник МГУ, серия 18. Социология и философия. 2008, вып. № 2 – 1,0 п.л.
7.Семедов С.А. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель - Observer. 2009, № 4. – 1,0 п.л.
8. Семедов С.А. Политические религии // Власть. № 8, 2009. – 0,5 п.л.
9. Семедов С.А. Исламистские движения в России // Социология власти. 2009, № 6.- 0,5 п.л.
10. Семедов С.А.Уникальность ислама: миф или реальность? // Обозреватель – Observer. 2009, № 9. – 1,0 п.л.
11.Семедов С.А. Нефундаменталистские версии исламизма // Народонаселение. № 9, 2009.- 1,0 п.л.
12. Семедов С.А. Исламистский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения // Социология власти. 2009, №7. – 0,5 п.л.
13. Причины радикализации российского ислама // Власть. 2009, №9. – 0,5 п.л.
Научные статьи:
1. Семедов С.А. Бессознательное в массовых выступлениях // Социологический сборник. Вып. 1.- М.: Институт молодежи, 1993.- 0,3 п.л.
2. Семедов С.А. Бессознательное в национальных отношениях // Культура. Политика. Молодежь. Сборник научных статей. Вып. 2. - М.: Институт молодежи, 1995. – 0,5 п.л.
3. Семедов С.А. Некоторые аспекты межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. //Социология. Социальность. Современность. Вып. 2.- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995. -0,3 п.л.
4. Семедов С.А. Историческая память как элемент этнического самосознания (постановка проблемы) // Формирование и развитие личности. Материалы VI психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов. - М.: Институт молодежи, 1996. – 0,3 п.л.
5. Семедов С.А. Этническое самосознание как предмет социологического анализа // Социология. Социальность. Современность. Вып. 2. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. – 0,3 п.л.
6.Семедов С.А. Ценности европейской цивилизации и российское предпритнимательство // Ученые записки Международного открытого университета Поволжья. Том. 3 (1999-2000 гг.). – Чебоксары, 2000. - 0, 3 п.л.
7. Семедов С.А. Глобализация в начале ХХ1 века. - Москва, Дипломатическая академия, 2005. Бажанов Е.П., Баранов А., Цыкало В. и др. Общий объем – 11 п.л. авторский объем – 0,5 п.л.
8. Семедов С.А. Процесс глобализации в Кавказском регионе // Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, политология, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып. 1. / Под ред. О.Ю. Васильевой, Е.П.Комаровской. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. - 0,5 п.л.
9. Семедов С.А. Ислам в политике на Северном Кавказе // Сборник научных трудов Дагестанского государственного университета. – Махачкала, 2007. – 0,5 п.л.
10. Семедов С.А. Религиозный фактор в политических процессах на Северном Кавказе (конец ХХ – начало ХХI в.) // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.-аналит. информ. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. – М., 2007. - №4 (178). – 0,5 п.л.
11. Семедов С.А. Особенности формирования региональных этнополитических элит (на примере Дагестана) // Управление развитием региона: традиции и инновации. 3-я региональная научно-практическая конференция. - Чебоксары, 2007. – 0,3 п.л.
12. Семедов С.А. Национально-государственные интересы современной России на Кавказе // Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, психология, социология):Межвузовский сборник научных работ. Вып.2 / Под. ред. О.Ю.Васильевой, Е.П.Комаровской. – М.: Изд-во РГСУ, 2007.- 1 п.л.
13. Семедов С.А. Как часто мы с запозданием говорим нужные слова.// Вопросы истории древних цивилизаций и средневековья: Материалы Всероссийской научно-методической конференции.- Махачкала, Полиграф-сервис, 2007.- 0,2 п.л.
14. Семедов С.А. Новая геополитическая ситуация на Кавказе на рубеже XX – XXI вв. // Социокультурные аспекты стратегического развития региона. Материалы IV региональной научно-практической конференции. - Чебоксары: «Новое время», 2008.- 0,5 п.л.
15. Семедов С.А. Внешние и внутренние причины конфликтности на Кавказе// Ломоносовские чтения. Востоковедение: науч. конф., апрель 2008 г: тезисы докладов / отв. ред. М.С. Мейер, Л.В. Гевелинг. – М.: Гуманитарий, 2008.- 0,3 п.л.
16. Семедов С.А. Российско-турецкое сотрудничество в разрешении современных этно-политических конфликтов на Кавказе // Международная научно-практическая конференция «Российско-турецкий диалог по проблемам Центральной Азии и Кавказа: история и современность».- М., 2008. – 0,5 п.л.
17. Семедов С.А. Проблема толерантности студенчества в мегаполисе // 2-ой Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания» - Грозный, 2008. - 0,5 п.л.
18. Семедов С.А. и др. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения // Сборник материалов по результатам социологического исследования «Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения» / под ред. А.В.Журавского – М., 2008.Общий объем – 7,5 п.л. авторский объем – 1,0 п.л.
19. Семедов С.А. К. Леви-Стросс - 100 лет служения науке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №2.- М.: Изд-во РАГС, 2009.- 1 п.л.
20. Семедов С.А. Причины политизации ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №4. - М.: Изд-во РАГС, 2009.- 1 п.л.
21. Семедов С.А. Роль ислама в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Вопросы религии и религиоведения. Вып.1(IV) – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 1,0 п.л.
22. Семедов С.А. Ислам в поисках новой системы миропорядка // Роль государственных органов управления в предотвращении экстремизма. Материалы научно-практической конференции. - Махачкала, 2009. – 0,5 п.л.
23. Семедов С.А. Политизация ислама в Иране и странах Центральной Азии // Роль государственных органов управления в предотвращении экстремизма. Материалы научно-практической конференции. - Махачкала, 2009. – 0,5 п.л.