Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»
Специальность: 05.13.10
Год: 2014
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Метод двухконтурного управления системой подготовки специалистов и механизмы реализации функции управления системой в аспекте подготовки разработчиков ПО.
  2. Модель пространства знаний обучающего курса на основе алгебраической решетки и способ исчисления процесса освоения этого пространства.
  3. Модель волнового процесса освоения пространства знаний, управляемого обучаемым во взаимодействии с этим пространством, и позволяющая достигать целей обучения как сформированной совокупности профессиональных компетенций.
  4. Модель организации обучения разработчиков ПО, отвечающая модели процесса обучения, и основанная на применении обучающих компьютерных игр.
  5. Механизмы интеграции модели процесса обучения в обучающие компьютер ные игры и игровые тренажеры.
  6. Программно-методический комплекс средств поддержки управления процес сом обучения, отвечающего компетентностному подходу.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1.Шабалина, О.А. Компетентностно-ориентированная модель процесса обучения / О.А. Шабалина // Информация и связь. - 2013. - №2. - С.171-174.

2.Шабалина, ОА. Разработка обучающих компьютерных игр: как сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой? / ОА Шабалина // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 16(3). - С.586-602.

3.Шабалина О.А. Модель процесса обучения и ее интерпретация в обучающей компьютерной игре / О.А Шабалина // Вестник СГТУ. - 2013. - № 2(70). Выпуск 1. С.158-167.

4.Tumenayu, О. О. Approaches of adaptive educational games development using pedagogical agents / О. О. Tumenayu, O. Shabalina // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 18 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - №22 (125). - С. 123-127.

5.Еркин, ДА. Применение декларативного описания графического пользовательского интерфейса при разработке игровых приложений / ДА. Еркин, АА. Алимов, ОА. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 16 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - № 8 (111). - С. 121-124.

6.Алимов, А.А. Применение мета-информации в С++ и компонентно-ориентированного подхода для разработки игровых приложений / А.А. Алимов, О.А. Шабалина // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2013. - № 4. – С. 108-117.

7.Данг Х. Ф. Среда разработки алгоритмов адаптивного тестирования / Хоай Фыонг Данг, В.А. Камаев, О.А. Шабалина // Информатизация и связь. - 2013. - № 2. - C. 107-110.

8.Шабалина О.А. Компетентностный подход к подготовке разработчиков программного обеспечения / О.А Шабалина, С. Чикерур // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 15: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 15 (102). - C. 102-110.

9.Данг Х. Ф. Метод разработки алгоритмов адаптивного тестирования / Хоай Фыонг Данг, В.А. Камаев, О.А. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 13 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 4 (91). - C. 107-112.

10.Шабалина О.А. Система игрового искусственного интеллекта / А.А. Алимов, О.А. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 13 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 4 (91). - C. 166-169.

11.Шабалина О.А. Язык визуального программирования для формирования поведения интеллектуальных агентов / Д.А. Ересько, О.А. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 13 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 4 (91). -C. 41-49.

12.Шабалина, О.А. Способы проверки решений заданий по программированию в обучающих системах / А.В. Катаев, О.А. Шабалина, В.А. Камаев // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2011. - № 3. – С. 19-25.

13.Шабалина, О.А. Разработка обучающих игр: интеграция игровой и обучающей компоненты / О.А. Шабалина, П.Н. Воробкалов, А.В. Катаев // Открытое образование. - 2011. -№ 2. - C. 290-294.

14.Шабалина, О.А. Применение визуального программирования при разработке алгоритмов поведения интеллектуальных агентов / Д.А. Ересько, О.А. Шабалина // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 11 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - № 9. - C. 74-79.

15.Шабалина, О.А. Применение 3i-подхода для разработки обучающих игр по объектно-ориентированному программированию / О.А. Шабалина, П.Н. Воробкалов, А.В. Катаев // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2011. - № 6. - C. 46-52 + 3-я стр. обл.

16.Шабалина, О.А. Открытая модель игрока для оценки знаний и навыков в компьютерных обучающих играх / А.В. Катаев, О.А. Шабалина // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 11 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - № 9. - C. 79-85.

17.Шабалина, О.А. Применение компьютерных игр для обучения разработке программного обеспечения / О.А. Шабалина // Открытое образование. 2010. № 6. C. 19-26.

18.Шабалина, О.А. Обучение разработчиков программного обеспечения: применение компьютерных игр и процесса их разработки / О.А. Шабалина, А.В. Катаев, П.Н. Вороб-калов // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 9 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. -Волгоград, 2010. - № 11. - C. 117-124.

19.Алимов, А.А. Искусственный интеллект в компьютерных играх. Многоуровневое планирование и реактивное поведение агентов / А.А. Алимов, О.А. Шабалина // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах". Вып. 10 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - № 3. - C. 90-94.

20.Шабалина, О.А. 3i-подход к разработке компьютерных игр для обучения техническим дисциплинам / О.А. Шабалина, П.Н. Воробкалов, А.В. Катаев // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2011. - № 4. - C. 45-51.

21.Шабалина, О.А. Разработка обучающих компьютерных игр для использования в вузе / О.А. Шабалина, П.Н. Воробкалов, А.В. Тарасенко, А.В. Катаев // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - № 4. - C. 14-16.

22.Воробкалов, П.Н. Применение метода автоматизированной оценки качества электронных обучающих систем / П.Н. Воробкалов, О.А. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2008. - Вып. 5, № 8. - C. 97-100.

23.Воробкалов, П.Н. Шабалина, О.А. Метод оценки качества адаптивных обучающих систем с использованием имитационного моделирования / П.Н. Воробкалов, О.А. Шабалина // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - Вып.4, №7. - C. 164-166.

24.Воробкалов, П.Н. Управление качеством процесса разработки адаптивных обучающих систем с использованием многослойного подхода / П.Н. Воробкалов, О.А. Шабалина // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - Вып.2, №2. - C. 63-66.

Монографии

25.Шабалина, О.А. Компьютерные игры как средство обучения разработчиков программного обеспечения : монография / О.А. Шабалина, П.Н. Воробкалов, А.В. Катаев; ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 143 с.

26.Управление качеством электронных обучающих систем в контексте развития современного высшего профессионального образования : монография / П.Н. Воробкалов, А.В. Исаев, В.А. Камаев, А.Г. Кравец, О.А. Шабалина; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Нац. исслед. технол. ун-та "МИСиС", ВолгГТУ. - М. ; Волгоград, 2011. - 113 с.

27.Кравец, А.Г. Управление взаимодействием субъектов регионального рынка труда. Технология адаптивного обучения в управлении качеством подготовки специалистов: монография / А.Г. Кравец, О.А. Шабалина; ВолгГТУ. - Волгоград: РПК "Политехник", 2006. - 152 с.

Научные публикации в иностранных источниках

28.Chickerur, S. Integrating Problem Based and Project Based Learning for Effective Teaching Learning in Engineering Education - A Case Study of Advanced Database Management Course / S. Chickerur, O. Shabalina // Advanced Science and Technology Letters, Vol.36 (Education 2013), P.63-66.

29.Tomos F. An International Approach to creative pedagogy and students’ preferences of in-teractive media P. / F. Tomos, P. Mozelius, O. Shabalina, O. Balan // Proceedings of the 12th European Conference on e-Learning, ECEL-2013, SKEMA Business School, Sophia Anti-polis, France, 30-31 October 2013. P. 479-487.

30.Shabalina O. Educational computer games development: methodology, techniques, implementation / O. Shabalina, P. Vorobkalov, A. Kataev, A. Kravets // Proceedings of the 2013 International Conference on Advanced ICT, Hainan China, 20-22 September 2013. – Atlantis Press, 2013. – P. 419-423.

31.Shakaev V. C++ Reflection for game engines / Shakaev V., Shabalina O., Kamaev V. Proceedings IADIS International Conference Applied Computing, 23 – 25 October 2013. – Fort Worth, Texas, USA. – P. 237-240.

32.Shabalina O. Development of Educational Computer Games: Learning Process Model and how it is Integrated into the Game Context / O. Shabalina, P. Vorobkalov // World Applied Sciences Journal 24 (Information Technologies in Modern Industry, Education & Society). – IDOSI Publications, 2013. – P. 256-267.

33.Shakaev, V. Interactive Graphics Applications Development: An Effect Framework for Directx 11 / V. Shakaev, O. Shabalina, V. Kamaev // World Applied Sciences Journal 24 (Information Technologies in Modern Industry, Education & Society). – IDOSI Publications, 2013. – P. 165-170.

34.Kravets, A. E-Learning practice-oriented training in physics: the competence formation / A. G. Kravets, O. V. Titova, O.A. Shabalina // e-Learning 2013 : Proceedings of the IADIS International Conference, Section I, Prague, Czech Republic, 24-26 July 2013. – IADIS Press, 2013. – P. 351-356.

35.Mozelius P. Let the Students Construct Their own fun And Knowledge - Learning to Program by Building Computer Games / P. Mozelius, O. Shabalina, C. Malliarakis, F. Tomos,, C. Miller and D. Turner// Proceedings of the 7th European Conference on Game-Based Learning, Porto, Portugal, 3-4 October 2013 / Instituto Superior de Engenharia do Porto. – [Porto], 2013. – Vol. I. – P. 418-427.

36.Tumenayu O. Digital Educational Games: Adopting Pedagogical Agent to Inter Leaner`s Motivation and Emotional State / O. Tumenayu, O. Shabalina // Proceedings of the 7th European Conference on Game-Based Learning, Porto, Portugal, 3-4 October 2013 / Instituto Superior de Engtnharia do Porto. – [Porto], 2013. – Vol. II. – P. 546-552.

37.Shabalina O. Development of Computer games for Training Programming Skills / Shabalina O., Vorobkalov P., Kataev A., Davtyan A., Blanchfield P. // Proceedings of the 6th European Conference on Games Based Learning, Cork, Ireland , 4-5 October 2012 / The University College Cork And Waterford Institute of technology, Ireland.- Cork, 2012.- P. 460-471.

38.Shabalina O. Mobile Learning Games for Primary Education / Shabalina O., Vorobkalov P., Kataev A., Tarasenko A., Arsentiev A.// Proceedings of the 4th European Conference on Games Based Learning, Copenhagen, Denmark, 21-22 October 2010 / The Danish School of Education, Aarhus University.- Copenhagen, 2010.- P. 350-359.

39.Eresko D. Game for learning logical design / Eresko D., Shabalina O. // Mobile Learning 2010 : proc. of the IADIS Int. Conf., March 19-21, 2010 / Int. Association for Development of the Information Society.- Porto (Portugal), 2010.- P. 346-350.

40.Shabalina O. Game-based Approach in IT Education Shabalina O., Vorobkalov P., Kataev A., Tarasenko A. // Human Aspects of Artificial Intelligence: suppl. to Int. Journal "Information Technologies and Knowledge" Vol. 3. - 2009. - Int. Book Series "Information Science & Computing", № 12. - C. 63-70.

41.Shabalina O. 3I-Approach for IT Educational Games Development / Shabalina O., Vorobka-lov P., Kataev A., Tarasenko A. // Proceedings of the 3rd European Conference on Games-Based Learning, Graz, Austria, 12-13 October 2009 / FH JOANNEUM University of Applied Science.- [UK], 2009.- P. 339-344.

Свидетельства о регистрации программ для ЭВМ

42.Среда визуального управления сценариями обучающих компьютерных игр [Электронный ресурс] / А.В.Катаев, О.А.Шабалина, В.А. Камаев. – Электрон. прогр. – Волгоград, 2012. – Свидетельство ГР прогр. для ЭВМ № 2012615459; заявка № 2012613017 от 18.04.2012; зарегистр. в Реестре программ для ЭВМ 18.06.2012.

43.Модуль выполнения сценариев для обучающих компьютерных игр [Электронный ресурс] / А.А. Серегин, А.В.Катаев, О.А.Шабалина, В.А. Камаев. – Электрон. прогр. – Волгоград, 2012. – Свидетельство ГР прогр. для ЭВМ № 2012615463; заявка № 2012613014 от 18.04.2012; зарегистр. в Реестре программ для ЭВМ 18.06.2012.

44.Инструментарий разработчика интерактивных приложений и компьютерных игр Isilme SDK [Электронный ресурс] / А.А. Алимов, О.А.Шабалина. – Электрон. прогр. – Волгоград, 2012. – Свидетельство ГР прогр. для ЭВМ № 2012616827; заявка № 2012614583 от 05.06 .2012; зарегистр. в Реестре программ для ЭВМ 31.07.2012.