Научная тема: «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов позволила теоретически обосновать трансформацию конкурентной и гиперконкурентной борьбы, характерной для конца XX - начала XXI века в конкурентное взаимодействие на основе соединения начал кооперации и конкуренции. В результате, распространив идею цепочки ценности на группу формально независимых хозяйствующих субъектов, обеспечивающих воспроизводственный процесс, удалось показать изменение конкурентных отношений и их превращение в конкурентное взаимодействие. Показано диалектическое единство кооперации и конкуренции, как концептуального основания для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Данное диалектическое единство характеризуется процессом, в котором независимые участники сетевых структур кооперируются посредством формальных и неформальных правил, совместно создавая дополнительную добавленную стоимость, и договариваясь о ее разделе на взаимовыгодных условиях. Показано диалектическое единство категорий «стоимость» и «ценность» на основе подразделения труда работника на «труд производства» и «труд потребления», их качественного сходства и количественного различения (08.00.01, п.1.1.);
  2. Распространены идея и действие цепочки ценности на весь воспроизводственный процесс, включающий участников сети, как основополагающий элемент формирования сетевых бизнес-структур разных уровней управления экономическими системами. Выявлены особенности процесса реконфигурации цепочки ценности для повышения эффективности воспроизводственного процесса, заключающиеся в формировании более тесных взаимоотношений производителей друг с другом и с потребителем благ (08.00.01, п.1.2.);
  3. Сформирована модель обеспечения конкурентоспособности на основе конкурентного взаимодействия - модель «Колесо конкурентного взаимодействия», обеспечивающей устойчивые конкурентные характеристики сетевых структур на разных уровнях управления. Показано, что расширение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов - участников сетевой структуры возможно за счет использования таких факторов как: «удовлетворение потребностей потребителя», «совместное создание ценности», «корпоративная социальная ответственность», «культурные традиции», «совместное управление» в их взаимосвязи и взаимодействии (08.00.01, п.1.2.);
  4. Выявлена зависимость между типом производства, характерным для групп продуктов и эластичностью спроса по цене. Показано влияние эластичности спроса по цене на трансформацию типа производства от массового и серийного к мелкосерийному и единичному и, соответствующее изменение конфигурации цепочки ценности. Данное изменение конфигурации ценностных ориентиров способствует более полному удовлетворению потребностей потребителя за счет дифференциации продукта и включения потребителя в воспроизводственный процесс на его более ранних фазах (08.00.01, п.1.2.);
  5. Предложена методология формирования сетевой структуры, которая включает в себя факторы, механизмы, методику создания сетевой структуры и характеристику стадий ее жизненного цикла. Разработана система управления сетевой структуры, в которой выделены постоянные звенья управления (совет сетевой структуры, менеджер сетевой структуры и медиатор сетевой структуры) и определена их компетенция в рамках данной сетевой структуры (08.00.01, п.1.3.);
  6. Разработан на основе элементов теории игр механизм формирования внутрисетевых связей территориально локализованной сетевой бизнес-структуры. Показана возможность использования механизма кооперативных игр для определения способа раздела добавленной стоимости внутри сетевой структуры, а также определены ограничивающие факторы для ее справедливого раздела. В рамках проведенного исследования определено, что такими ограничивающими факторами являются сила якорного предприятия сетевой структуры, конкурирование по цене между предприятиями-производителями неуникальных операций, инновационный характер деятельности якорного предприятия, государственная экономическая политика и реконфигурация производственного процесса (08.00.01, п.1.4.).
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Осипов, В.С. Теория конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов: Монография / В.С. Осипов. – М.: Палеотип, 2013. – 180 с. (11,25).

2.Осипов, В.С. Управление цепочкой ценности: Монография / В.С. Осипов. - М.: ИПКгосслужбы, 2011.- 337 с. (19,5 п.л.).

3.Осипов, В.С. Правовое положение акционерных обществ в современной России: Монография / В.С. Осипов. – М.: ИПКгосслужбы, 2004. – 144 с. (9,0 п.л.).

4.Осипов, В.С. Операционный менеджмент: Монография / В.С. Осипов.- М.: ИПКгосслужбы, 2003.- 104 с. (6,5 п.л.).

Статьи в журналах и изданиях Перечня, определенного ВАК Минобрнауки России:

5.Осипов, В.С. Введение в теорию конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов / В.С. Осипов // Вестник Института экономики РАН. - 2013.-№6. – С.181-190. (0,6 п.л.).

6.Осипов, В.С. Стратегия управления сетевой структурой на основе конкурентного взаимодействия / В.С. Осипов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013. - №4. – С. 201-205. (0,4 п.л.).

7. Осипов, В.С. Институциональное поле взаимодействующих хозяйствующих субъектов/ В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2013.-№12 (ч.4). – С.20-27. (0,7 п.л.).

8.Осипов, В.С. О формировании системы управления кластера/ В.С. Осипов // Научное мнение. - 2013.-№12. – С.23-28. (0,3 п.л.).

9.Осипов, В.С. Влияние разрывов внутриотраслевых и межотраслевых связей на снижение национальной конкурентоспособности / В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. – 2013. - №12 (ч.3). – С. 19-25. (0,65 п.л.).

10.Осипов, В.С. Дореволюционная российская наука о соотношении ценности и стоимости/ В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2013.-№12 (ч.2). – С.60-65. (0,5 п.л.).

11.Осипов, В.С. Методологическое определение цепочки ценности и цепочки стоимости в воспроизводственном процессе/ В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2013.-№12 (ч.1). – С.574-579. (0,5 п.л.).

12.Осипов, В.С. Жизненный цикл продукта, созданного на основе концепции управления цепочкой ценности/ В.С. Осипов // Научное мнение. - 2013.-№11. – С.323-326. (0,3 п.л.).

13.Осипов, В.С. Приложение теории игр к исследованию конкурентного взаимодействия/ В.С. Осипов // Наука и бизнес: пути развития. - 2013.-№11. – С. 323-326. (0,4 п.л.).

14.Осипов, В.С. О единстве цепочки ценности и цепочки стоимости/ В.С. Осипов // Глобальный научный потенциал. - 2013.-№10. – С.121-125. (0,45 п.л.).

15. Осипов, В.С. Управление цепочкой ценности в реализации проектов государственно-частного партнерства/ В.С. Осипов // Наука и бизнес: пути развития. - 2013.-№10. – С.123-127. (0,3 п.л.).

16.Осипов, В.С. Конкуренция, основанная на совместном создании ценности в отрасли сельскохозяйственного машиностроения/ В.С. Осипов // Перспективы науки. - 2013.-№10. – С.188-191. (0,3 п.л.).

17.Осипов, В.С. Колесо коонкуренции как новый инструмент стратегического управления фирмой/ В.С. Осипов // Вопросы экономики и права. – 2013. - №8. – С.57-60. (0,4 п.л.).

18.Осипов, В.С. О функциональной зависимости между стоимостью и ценностью/ В.С. Осипов // Экономические науки. – 2013. - №7 (104). – С. 19-22. (0,4 п.л.).

19.Осипов, В.С. Модель сил конкуренции сетевой бизнес-структуры (на примере кластера)/ В.С. Осипов // Инновации и инвестиции. – 2013. - № 6. - С. 176-180. (0,5 п.л.).

20.Осипов, В.С. Затраты и полезность versus стоимость и ценность (к проблеме единства экономической науки)/ В.С. Осипов // Вопросы экономики и права. – 2013. - №4. – С.85-89. (0,5 п.л.).

21.Осипов, В.С. Экономико-теоретические подходы к определению цепочки ценности и стоимости/ В.С. Осипов // Экономические науки. – 2012. - №12 (97). – С. 55-59. (0,4 п.л.).

22.Осипов, В.С. Многоуровневые экономические механизмы совместного создания ценности в воспроизводственном процессе/ В.С. Осипов // Вопросы экономики и права. – 2012. - №12. – С.89-93. (0,4п.л.).

23.Осипов, В.С. Кластеры как инструмент экономической политики государства/ В.С. Осипов // Вестник Института экономики РАН. – 2012. - №6. – С. 87-94. (0,65 п.л.).

Публикации в ведущих зарубежных научных журналах и изданиях, входящих в систему цитирования «SCOPUS»

24. Osipov, V.S. The Wheel of Coompetition as a New Instrument of Strategic Management / V.S. Osipov // World Applied Sciences Journal (WASJ). - 2013. - December. – P. 1-4. (0,4 п.л.).

Публикации в других научных журналах и изданиях:

25.Осипов, В.С. Соотношение понятий «управление цепочкой поставок» и «управление цепочкой ценности» / В.С. Осипов // Актуальные вопросы экономических наук: Сборник материалов ХXIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.- С. 76-79. (0,3 п.л.).

26.Осипов, В.С. Удовлетворение потребностей потребителя как ключевой фактор конкурентоспособности современного бизнеса /В.С. Осипов // Современное общество: взгляд изнутри: материалы I Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск: Научно-издательский центр «Открытие», 2012. -С. 10-12. (0,3 п.л.).

27.Осипов, В.С. Создание ценности для потребителя /В.С. Осипов //Теория и практика управления развитием социально-экономических систем: Сборник материалов по итогам III Международной научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых и аспирантов. – М.: ФГОБУ ВПО «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации, 2012.- С. 15-21. (0,4 п.л.).

28.Осипов, В.С. Жизненный цикл бизнеса, созданного на основе концепции управления цепочкой ценности / В.С. Осипов // Dnyvedy - 2012. Materialy VIII Mezinarodni vedecko-prakticka konference. Praha: Publishing House “Education and Science” s.r.o., 2012. - С. 11-14. (0,3 п.л.).

29.Осипов, В.С. Конкуренция, основанная на совместном создании ценности/ В.С. Осипов // Актуальные вопросы государственного стратегического управления: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: ФГОБУ ВПО «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации, 2012.- С. 78-81. (0,4 п.л.).

30.Осипов, В.С. Совершенствование форм экономических отношений на предприятиях потребительской сферы / В.С. Осипов // Проблемы и перспективы развития предприятий в условиях мировой экономической интеграции: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Харьков, 2012.- С. 96-98 (0,2п.л.).

31.Осипов, В.С. Формирование ценности для потребителя / В.С. Осипов // Современные направления развития гуманитарных, юридических и экономических наук: материалы Международной научно-практической конференции – Греция, Халкидики: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), 2012.- С. 181-183. (0,2п.л.).

32.Осипов, В.С. Межрегиональная конкуренция и потребитель / В.С. Осипов //Региональные проблемы преобразования экономики: междисциплинарный подход к формированию механизма стимулирования развития: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Издательство «Наука – Дагестан», 2012. - С.362-368. (0,32п.л.).

33.Осипов, В.С. Зависимость типа производства от эластичности спроса по цене и создание ценности для потребителя / В.С. Осипов // Материалы Международной научно-практической конференции «Инженерные, экологические, экономико-правовые и управленческие аспекты развития национальной экономики: проблемы, поиски, решения». – Германия, Ганновер, 2012.- С. 345-353. (0,33п.л.).

34.Осипов, В.С. Инновации и управление цепочкой ценности/В.С. Осипов //Инновационное предпринимательство: российская и мировая практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань, 2012. – С. 15-18. (0,2п.л.).

35.Осипов, В.С. Операционный менеджмент и управление цепочкой ценности/ В.С. Осипов // Проблемы управления развитием организации. Выпуск 1. /Под ред. С.Е. Чернова. – М.: ИПКгосслужбы, 2004. – С.28-51. (1,25п.л.).