2. На становление этических представлений нравоучительного содержания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века оказали непосредственное влияние западноевропейские трактовки категории «добродетельная жизнь», сложившиеся в различные исторические эпохи. Трактовки категории «добродетельная жизнь», данные апостольскими мужами, апологетами и Отцами Церкви, в которых аккумулированы мысли о благотворном влиянии веры на духовное возвышение человека, укрепление его разума и воли, оказали влияние на морализирования, связанные с необходимостью ведения благочестивой, благонравной жизни. Трактовки категории «добродетельная жизнь», содержащиеся в трудах V - VI веков, повлияли на мысли о воспитании человека, обладающего смиренной душой и развитым чувством совести. Трактовки категории «добродетельная жизнь», истолкованные в работах XIII века, - на идею воспитания мыслящего человека в его отношении к мирозданию и обществу. Трактовки категории «добродетельная жизнь», характерные для трудов XIV - XVI веков, - на мысли о возвеличивании в человеке его неповторимости и его права на независимость и свободу. Трактовки категории «добродетельная жизнь», представленные в трудах XVII - XVIII веков, - на мысли о воспитании, приобщающего к «семенам знания, добродетели, благочестия».
3. Этико-педагогические представления о добродетельной жизни, сложившиеся в отечественной нравоучительной литературе (научной, публицистической, художественной, конфессиональной и др.) к концу первой половины XIX века по большей части содержат нарративы, аккумулирующие идею возвеличивания в человеке сил добра, способствующих раскрытию внутренней свободы личности, воспитанию ответственности перед другими и самим собой, приобщению к постоянному поиску истины, преклонению перед идеалами народной жизни, осуждению духа наживы и эгоизма, формированию протеста против любых форм насилия.
В трактовках категории «добродетельная жизнь», отражённых в педагогических трудах XVIII века, традиционное для древнерусской педагогической нравоучительной литературы унифицированное истолкование добродетельного ведения жизни дополняется сентенциями о пользе моральной логики и моральной объективности, влияющих на определение правил общежития, в этическом возвеличивании человека, привнесения в жизнь европейских знаний, обычаев, элементов хозяйственного уклада, не нарушающих нравственных основ бытия русских людей.
В первой половине XIX века содержательную канву трактовок категории «добродетельная жизнь» расширили рассуждения о роли и месте «русского пути» в приобщении человека к добродетельной жизни, связавшие проблемы воспитания с проблемами существования человека, его места в мире и его свободы.
4. В трудах деятелей народного просвещения второй половины XIX - начала XX века представлено множество векторов видения путей этического возвышения учащихся: пробуждение у ученика совести, непреложное искоренение его безнадёжной, дурной и порочной природы в том числе насильственными методами, принуждающими к добру (К.П. Победоносцев); делание добрых дел оказывает совершенствующее воздействие на воспитанника (архиепископ Евсевий (Е.П. Орлинский); возвеличивание источающихся из сердца воспитанника и являющихся источником его добродетельности таких моральных чувств и переживаний, как любовь, сострадание, стыд, радость (П.Д. Юркевич); определение доминирующей роли добра в жизненном целеполагании учеников, которое должно стать обязательным условием народного просвещения (С.А. Рачинский); пробуждение и развитие у воспитанников доброты, милосердия, справедливости, укрепления прирождённой ребёнку веры, делания её разумной и просветлённой (А.Л. Громачевский); традиционный взгляд на нравственное совершенствование и духовный рост личности учащихся (В.Ф. Владиславлев); приобщение воспитанника к добродетельной жизни в согласии с разумением (Л.Н. Толстой); духовно богатым и нравственно воспитанным будет тот, кто возведёт в своё сознательное и целенаправленное существование «божественное понимание жизни» (С.Н. Дурылин).
5. В трудах представителей русского космизма второй половины XIX - начала XX века в трактовках категории «добродетельная жизнь» содержится общая для всех мыслителей-космистов идея воспитания, основанная на любви, способной возвышать отдельное человеческое существо от единичности и обособленности к соборности, целостности, вселенским масштабам. Возвышающее воздействие на человека энергии сыновней любви является отправной точкой трактования категории «добродетельная жизнь» в работах Н.Ф. Фёдорова, истолковавшего в духе основного замысла своей философии воспитания нравственную ориентацию всех сфер человеческой жизни, возвеличивание в человеке сил добра, облагораживание стихийных сил вне и внутри человека, выведение его в Космос для его активного освоения и преображения, для обретения нового, бессмертного космического статуса бытия. Сила любви у В.С. Соловьёва, имеющая также возвышающее воздействие на человека, - это дар свыше, для принятия которого необходимо очистить сердце. «Очищение» сердца трактуется В.С. Соловьёвым как педагогический приём возвышения в человеке божественной, безусловной силы добра. В педагогике К.Н. Вентцеля добродетельную трактовку получает культ Божественного Космоса, культ Творческой Жизни, который выражается в идее воспитания нового жизнепонимания, жизнечувствования и жизнеустремления, проявляющихся в непрерывно расширяющихся творчестве, свободе и жизни.
6. В этико-педагогических трактовках добродетельной жизни в трудах представителей русского зарубежья начала XX века обозначен провиденциалистский аспект культурных традиций и духовно-эмоциональных устремлений, повлиявший на определение аксиологических оснований воспитания.
В трудах В.В. Зеньковского в содержании трактовок категории «добродетельная жизнь» отражаются ценностно-значимые аспекты жизни человека, творящего добро, придерживающегося такого стиля бытия, который обеспечивает его удержание от дурных поступков и спасение от зла, который, в целом, оказывает воспитывающее влияние на тех, с кем происходит социальное взаимодействие. Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в работах В.В. Зеньковского свидетельствуют о том, что помимо осмысления воспитания как спасения в них содержатся теоретические размышления автора о природе, характере и содержании добродетельной жизни.
В трактовках категории «добродетельная жизнь» в работах И.А. Ильина просматривается идея страдания/сострадания как активной борьбы человека со злом в себе самом и в других. Преодоление зла понимается мыслителем как витальный акт воспитания морального высоконравственного человека.
В работах Н.А. Бердяева за теологическими размышлениями скрыты педагогические интенции, направленные на моральное возвышение человека, укрепление высокого духовного потенциала личности, определение высоких целей социализации. Этико-педагогическое видение добродетельной жизни, предложенное Бердяевым, дополняет трактовки категории «добродетельная жизнь» воспитывающим значением испытаний, которые посылаются человеку, идущему по тернистому жизненному пути.
7. Провиденциально ориентированные трактовки категории «добродетельная жизнь» в трудах большинства мыслителей, учёных и педагогов второй половины XIX - начала XX века содержат идеи спасения и свободы воли человека, а также идею воспитания «богодухновенной личности», фокусирующие этико-педагогическое видение добродетельной жизни на традиционном взгляде на ход, последовательность и закономерность восхождения человека по лестнице добродетелей к высотам нравственного бытия. В трудах В.С. Соловьёва, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и ряда других мыслителей и педагогов показано, что рассмотрение проблемы нравственного совершенствования и духовного роста личности в формате провиденциально ориентированного воспитания представляет собой альтернативу доминирующим способам воспитания личности западного типа. Решение проблем, связанных с нравственным возвышением учащихся, в подобном формате привело к тому, что в отечественной педагогике второй половины XIX - начала ХХ века сложилась концепция провиденциально ориентированного воспитания, сосредоточившая широкий арсенал подходов, методов, способов и приёмов возвеличивания в человеке сил добра, формирования в нём способности к противостоянию злому, социально неприемлемому, разрушающему в человеке собственно человеческое начало.
8. Этико-педагогические тексты второй половины XIX - начала XX века содержат в себе объёмные и хорошо проинтерпретированные материалы, касающиеся проблемы приобщения обучающегося человека к ценностям добродетельного ведения жизни. Так как современные тексты этико-педагогического содержания в историческом и культурном отношении тесно связаны с этико-педагогическими текстами второй половины XIX - начала XX века, то вполне правомерно утверждение о том, что обоснованные в этих текстах фундаментальные идеи, связанные с нравственным возвышением человека, должны быть использованы в разрабатываемых сегодня проектах, программах и концепциях воспитания молодёжи.
Категория «добродетельная жизнь» в современных условиях динамично изменяющегося образования апеллирует к раскрытию добродетельного образа бытия человека, высвечиванию разумного основания человеческого бытия и утверждению действительности его вечного смысла. В современной отечественной педагогической науке концептуально утверждается положение о том, что выполнить эту задачу может этически ориентированное воспитание, поскольку оно приводит к максимально полному пониманию сущности человека и выражается в представлении цели человека и его высшего блага, то есть смысла человеческой жизни, идеале и содержании высшего совершенства, путях и способах его достижения. Такое воспитание укореняет в ученике чувство правды, способность мыслить совестью, различающей добро и зло.
1. Макаров, М.И. Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в отечественной нравоучительной литературе XI – XVIII веков [Текст] // Alma mater. – № 12. – М., 2013. – С. 83-87. (0,5 п.л.)
2. Макаров, М.И. Категория «добродетельная жизнь» в педагогической нравоучительной литературе XI – первой половины XIX века [Текст] // Известия РАО. – № 3. – М., 2013. – С. 69-78. (0,5 п.л.)
3. Макаров, М.И. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX – начала XX века. [Текст] // Вестник ПСТГУ. – № 4 (29). – М., 2013. – С. 99-109. (0,5 п.л.)
4. Макаров, М.И. Категория «добродетельная жизнь» в педагогике В.В. Зеньковского [Текст] // Известия ВГПУ. – № 10 (85). – Волгоград, 2013. – С. 130-135. (0,5 п.л.)
5. Макаров, М.И. Концепция провиденциально ориентированного воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX – первой половины XX века [Текст] // Alma mater. – № 5. – М., 2012. – С. 85-88. (0,5 п.л.)
6. Макаров, М.И. Развитие провиденциалистской идеи воспитания в контексте отечественной гуманистической педагогической традиции (XI – начало XXI века) [Текст] // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. – № 7 (31). – Красноярск, 2012. – С. 40-65. (0,5 п.л.)
7. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной гуманистической педагогической мысли (XI – конец XVII вв.) [Текст] // Известия ВГПУ. – № 5 (69). – Волгоград, 2012. – С. 151-154. (0,5 п.л.)
8. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV – XVI веков [Текст] // Вестник СурГПУ. – № 3 (18). – Сургут, 2012. – С. 113-119. (0,5 п.л.)
9. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX – первой половины XX вв. [Текст] // Вестник ТГПУ. – № 2 (117). – Томск, 2012. – С. 27-30. (0,5 п.л.)
10. Макаров, М.И. Концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – № 2. – Кострома, 2012. – С. 140-143. (0,5 п.л.)
11. Макаров, М.И. Развитие провиденциалистской идеи воспитания в отечественной гуманистической педагогике XI – начала XXI века [Текст] // Теория и практика общественного развития. – № 10. – Краснодар, 2012. – С. 112-117. (0,5 п.л.)
12. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в русской литературе второй половины XIX – первой половины XX века [Текст] // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – Вып. 2. – Иваново, 2012. – Т. 3. – С. 115-118. (0,5 п.л.)
13. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогике XI – начала XXI века [Текст] // Вестник экономической интеграции. – № 9. – М., 2012. – С. 155-159. (0,5 п.л.)
14. Макаров, М.И. Новые тенденции организации воспитательной работы в университетской среде [Текст] // Вестник Университета (ГУУ). – № 14. – М., 2011. – С. 75-77. (0,5 п.л.)
15. Макаров, М.И. Педагогическая вера в гуманной педагогике [Текст] // Вестник МГПУ. – № 1 (15). – М., 2011. – С. 65-71. (0,5 п.л.)
16. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в педагогическом учении Н.Ф. Фёдорова [Текст] // Известия ВГПУ. – № 1(55). – Волгоград, 2011. – С. 128-131. (0,5 п.л.)
17. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в педагогике В.В. Зеньковского [Текст] // Вестник ТГПУ. – № 10 (100). – Томск, 2010. – С. 20-25. (0,5 п.л.)
18. Макаров, М.И. Художественное время и пространство в рассказе И.А. Бунина «Холодная осень» [Текст] // Литература в школе. – № 10. – М., 2010. – С. 29-31. (0,5 п.л.)
19. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX – первой половины ХХ вв. [Текст] // Образование и наука. Известия УО РАО. – № 7 (75). – Екатеринбург, 2010. – С. 121-129. (0,5 п.л.)
20. Макаров, М.И. Гуманистический подход к управлению процессом становления профессиональной культуры будущего социального педагога [Текст] // Развитие отраслевого и регионального управления: Вестник Университета (ГУУ). – № 16 (26). – М., 2008. – С. 281-282. (0,5 п.л.)
Монографии:
21. Макаров, М.И. Добродетельная жизнь как предмет осмысления в отечественных педагогических трудах второй половины XIX – начала XX века [Текст] / М.И. Макаров. – М.: Экон-Информ, 2013. – 256 с. (15,75 п.л.)
22. Макаров, М.И. Историко-педагогическая трактовка категории «добродетельная жизнь» [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // Педагогическое наследие человечества: В 2 т. Т. 1. Всеобщая история образования и педагогической мысли. – М.: АСОУ, 2013. – С. 16-41. (Историко-педагогическое знание) (авт. 1,5.п.л.)
23. Макаров, М.И. Провиденциально ориентированное воспитание: история и современность [Текст] / М.И. Макаров. – М.: Экон-Информ, 2012. – 256 с. (Историко-педагогическое знание) (15,75 п.л.)
24. Макаров, М.И. Развитие провиденциалистской идеи воспитания в гуманистической педагогике (XI – начало ХХI века) [Текст] / М.И. Макаров. – М.: Экон-Информ, 2012. – 249 с. (Историко-педагогическое знание) (15,75 п.л.)
25. Макаров, М.И. Проблема взаимосвязи божественного предопределения и свободы личности в контексте генезиса христианских педагогических традиций [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // Традиции и новации в истории педагогической культуры: В 2 т. Т. 2. История зарубежной и отечественной педагогики. – М.: АСОУ, 2011. – С. 98-113. (Историко-педагогическое знание) (авт. 1.п.л.)
26. Макаров, М.И. Становление идеи божественного предопределения и её влияние на христианскую педагогическую традицию [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т. 1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт. – М.: АСОУ, 2010. – С. 130-149. (Историко-педагогическое знание) (авт. 1 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия:
27. Макаров, М.И. История, теория и практика провиденциально ориентированного воспитания [Текст]: учебно-методический комплекс для специальности «Социальная педагогика» / М.И. Макаров. – М.: МГПУ, 2012. – 127 с. (8 п.л.)
28. Макаров, М.И. Провиденциалистские смыслы воспитания личности в педагогических идеях русских религиозных философов второй половины XIX – первой половины XX вв. [Текст]: учебное пособие / Ред. Г.Б. Корнетов // Педагогические традиции и новации в истории педагогической культуры (Материалы к учебному курсу). – М.: АСОУ, 2011. – С. 229-242. (Историко-педагогическое знание) (авт. 1 п.л.)
29. Макаров, М.И. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие / А.А. Иванов, М.И. Макаров и др. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – С. 47-59. (авт. 1 п.л.)
30. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в православной педагогике второй половины XIX – первой половины ХХ вв. [Текст]: учебное пособие / Ред. Г.Б. Корнетов // Педагогическое наследие прошлого (Материалы к изучению курса «История образования и педагогической мысли»). – М.: АСОУ, 2010. – С. 110-127. (Историко-педагогическое знание) (авт. 1 п.л.)
31. Макаров, М.И. История педагогики и образования [Текст]: учебно-методическое пособие / М.И. Макаров. – М.: МГГУ, 2007. – 65 с. (4 п.л.)
32. Макаров, М.И. Психолого-педагогическая антропология [Текст]: учебно-методическое пособие / М.И. Макаров. – М.: МГГУ, 2007. – 54 с. (3,25 п.л.)
33. Макаров, М.И. История образования и педагогической мысли [Текст]: практикум для специальностей «Социальная педагогика» и «Педагог-психолог» / М.И. Макаров. – М.: МГОПУ, 2005. – 52 с. (3,25 п.л.)
Программы учебных курсов:
34. Макаров, М.И. Провиведение [Текст]: программа элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательных школ / М.И. Макаров. – М.: МГПУ, 2012. – 30 с. (2 п.л.)
35. Макаров, М.И. История образования и педагогической мысли [Текст]: программа / Базовые программы по специальностям «Социальная педагогика» и «Педагог-психолог». М: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2004. – С. 117-127.
36. Макаров, М.И. Педагогическая антропология [Текст]: программа / Базовые программы по специальностям «Социальная педагогика» и «Педагог-психолог». М: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2004. – С. 127-131.
Статьи в сборниках научных трудов:
37. Макаров, М.И. Ракурсы толкования добродетельного ведения жизни в отечественной педагогической нравоучительной литературе [Текст] // Вестник Социального института МГПУ. – № 1. – М., 2013. – С. 33-37.
38. Макаров, М.И. Педагогические смыслы и значения категории «добродетельная жизнь» в трудах Владимира Сергеевича Соловьёва [Текст] // Сибирский учитель. – № 5. – Новосибирск, 2013. – С. 37-39.
39. Макаров, М.И. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной нравоучительной литературе XVIII века [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики. Материалы Девятой международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2013 г. – М.: АСОУ, 2013. – С. 78-81. (Историко-педагогическое знание)
40. Макаров, М.И. Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в педагогике русского космизма как ресурс формирования нового образа человека и общества [Текст] / Ред. А.И. Иванов // Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества. Материалы Всероссийского научного круглого стола. Москва, 2 октября 2013 г. – М.: МГПУ, 2013. – С. 78-82.
41. Макаров, М.И. Ретроспектива и перспектива категории «добродетельная жизнь» в отечественной педагогике (20-е гг. XX – начало XXI в.) [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // История педагогики сегодня. Материалы Первого национального форума российских историков педагогики. Москва, 25 апреля 2013 г. – М.: АСОУ, 2013. – С. 337-342. (Историко-педагогическое знание)
42. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в педагогическом наследии И.А. Ильина [Текст] / Ред. Г.Б. Корнетов // История педагогики сегодня. Материалы Первого национального форума российских историков педагогики. Москва, 25 апреля 2013 г. – М.: АСОУ, 2013. – С. 243-246. (Историко-педагогическое знание)
43. Макаров, М.И. Провиденциально ориентированные трактовки понятий «дух», «духовность», «нравственность» и духовно-нравственное воспитание в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века [Текст] / Ред.-сост. А.В. Иванов, А.М. Егорычев // Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человек (сборник научных трудов участников международной научно-практической конференции 12 апреля 2013 г.) М.: МГПУ, 2013. – С. 55-60.
44. Макаров, М.И. Проблема взаимосвязи воспитания свободы личности и идеи божественного предопределения в отечественной педагогике второй половины XIX – первой половины ХХ вв. [Текст] // Историко-педагогический журнал. – № 3. – Нижний Тагил: НГСПА, 2012. – С. 72-78.
45. Макаров, М.И. Феномен провиденциалистской идеи воспитания в русской литературе [Текст] // Научное обозрение: теория и практика. – № 2. – М., 2012. – С. 87-92.
46. Макаров, М.И. Сущность и определение провиденциалистской идеи воспитания [Текст] // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – № 2. – М., 2011. – С. 67-74. (0,5 п.л.)
47. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в произведениях русской литературы [Текст] // Историко-педагогический журнал. – № 3. – Нижний Тагил: НГСПА, 2011. – С. 45-46.
48. Макаров, М.И. Сущность, педагогический смысл, истоки и первоначальное развитие христианской идеи провиденциализма [Текст] // Историко-педагогический ежегодник. 2011 год. – М.: АСОУ, 2011. – С. 107-130. (Историко-педагогическое знание)
49. Макаров, М.И. Провиденциалистские смыслы воспитания свободы в педагогических идеях русских философов конца XIX – первой половины ХХ вв. [Текст] // Историко-педагогический журнал. – № 2. – Нижний Тагил: НГСПА, 2011. – С. 52-59.
50. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной философско-педагогической традиции (вторая половина XIX – начало ХХ века) [Текст] / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: традиции и новации в истории педагогической культуры. Материалы Седьмой национальной научной конференции. Москва, 17 ноября 2011 г. – М.: АСОУ, 2011. – С. 85-87. (Историко-педагогическое знание)
51. Макаров, М.И. К вопросу о преемственности патриотического, гражданского и духовного воспитания юношества и студенческой молодежи [Текст] // Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» 25-26 марта 2009.г. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 371-375.
52. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной религиозно-педагогической традиции (вторая половина XIX – первая половина XX столетия) [Текст] // Историко-педагогический ежегодник. 2010 год. – М.: АСОУ, 2010. – С. 61-79. (Историко-педагогическое знание)
53. Макаров, М.И. Провиденциалистская идея воспитания в педагогическом учении В.С. Соловьёва [Текст] // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества. Материалы Шестой национальной научной конференции. Москва, 11 ноября 2010 г – М.: АСОУ, 2010. – С. 85-87. (Историко-педагогическое знание)
54. Макаров, М.И. Русская философия второй половины XIX – первой половины XX вв. о духовно-нравственном воспитании [Текст] / Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць. – Вып. 1. – Киев – М., Інститут психології і соціальної педагогіки Київського університету ім. Бориса Грінченка, 2009. – С. 89-92.
55. Макаров, М.И. Воззрения русских философов конца XIX – начала XX веков на духовно-нравственное воспитание [Текст] / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. – М.: АСОУ, 2009. – С. 83-86.
56. Макаров, М.И. Народная педагогика о семейном воспитании [Текст] // Три ключа. Педагогический вестник. – М.: Изд. дом Амонашвили, 2009. – С. 85-87.
57. Макаров, М.И. Религиозно-педагогические воззрения В.В.Розанова на семью и семейное воспитание [Текст] / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: концепции и тематика историко-педагогических исследования: Материалы Четвертой национальной научной конференции. Москва, 13 ноября 2008 г. – М.: АСОУ, 2008. – С. 101-103.
58. Макаров, М.И. Нравственные аспекты процесса социализации учащихся в школе [Текст] // Инновационные проекты в гражданско-патриотическом воспитании детей, подростков и молодежи: Материалы Международной научно-практич. конф. Москва, 20-22 марта, 2007. – М.: Коллаж, 2007. – С. 288-293.
59. Макаров, М.И. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков [Текст] // Воспитание школьников. – № 2. – М., 2006. – С. 68-70.
60. Макаров, М.И. Чтобы школьники росли здоровыми [Текст] // Воспитание школьников. – № 1. – М., 2005. – С. 59-62.
61. Макаров, М.И. Школа культуры здоровья [Текст] // Три ключа. Педагогический вестник. – № 7. – М.: Изд. дом Амонашвили, 2003. – С. 84-86.