- Весь временной спектр Средневековья обладает принципиальной значимостью для развития марианской художественной традиции. Именно в границах этой обширной хронологической зоны были не только заложены основы различных художественных форм культа Богоматери, но и намечены многие из главных направлений многовековой эволюции мариологической образности в искусстве.
- Развитие образа Матери Христа в искусстве Ренессанса и Барокко указало на возможности «разновекторного» прочтения марианской тематики, напрямую обусловленного духовно-мировоззренческими особенностями той или иной эпохи.
- Ключевая значимость в осмыслении марианской тематической сферы европейским творческим сознанием обусловлена отмеченным выше метафизическим дуализмом, априорно присущим центральному образу.
- Различие ипостасей мариологической образности в европейской художественной культуре и искусстве одновременно демонстрирует движение тенденций, определяющих и эволюцию европейского духовного сознания в целом.
2.Немкова О. В. «Радуйся, глубино неудобозримая…»: становление гимнографических и церковно-певческих форм почитания Богоматери (I–IV вв.) [Текст] / О. В. Немкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. — Тамбов: Грамота, 2013. – № 9 (35), Часть I. – С. 113–116.
3.Немкова О. В. Марианская лауда как позднесредневековый феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур [Текст] / О. В. Немкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 254–259.
4.Немкова О. В. «Латинское» направление марианской гимнографии в культурно-историческом контексте V–VIII вв. [Текст] / О. В. Немкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 157–162.
5.Немкова О. В. Художественно-религиозное творчество Позднего Средневековья в аспекте схоластического богословия (на примере марианской образной сферы) [Текст] / О. В. Немкова / Социально-экономические явления и процессы. – № 9. – С. 80–87.
6.Немкова О. В. Эстетическая мариология соборов Notre Dame [Текст] / О. В. Немкова / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – № 7 (123). – С. 243–249.
7.Немкова О. В. «Горнее» и «дольнее» в развитии образа Богоматери на исходе Ars Antiqua [Текст] / О. В. Немкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 12 (38), Часть I. – С. 117–120.
Монографии
8.Немкова О. В. Mater Dei. Эстетическая мариология в европейской художественной культуре Средневековья [Текст] / О. В. Немкова// – Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 320 с.
9.Немкова О. В. Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве. Константы и метаморфозы [Текст] / О. В. Немкова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. – 170 с.
Статьи в сборниках материалов международных и всероссийских научных конференций
10.Немкова О.В. Fin du siécle в духовной музыке Ф. Листа» (в контексте богородичной традиции) [Текст] / О. В. Немкова // Искусство на рубежах эпох: материалы междунар. науч. конф. – Ростов-на-Дону: РГК, 2000. – С. 199–105.
11.Немкова О.В. Образ Богоматери в христианском искусстве Средневековья // Музыкальная культура христианского мира: материалы междунар. науч. конф. – Ростов-на-Дону: РГК, 2001. – С. 201–207.
12.Немкова О. В. «Яко Спаса родила еси душ наших…» [Текст] / О. В. Немкова // Эпоха Сергея Рахманинова: материалы междунар. науч. конф. – Тамбов: ТГТУ, 2003. – С. 83–88.
13.Немкова О. В. Рахманинов и общеевропейские процессы развития духовной музыки [Текст] / О. В. Немкова // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже XX–XXI веков: сб. статей по материалам III междунар. науч.-практич. конф. – Тамбов, Ивановка: ТГТУ, 2003. – С. 84–90.
14. Немкова О. В. «AveMaria» Елены Гохман в контексте отечественной духовной музыки рубежа XX–XXI столетий [Текст] / О. В. Немкова // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность: сб. науч. ст. по материалам всерос. науч. конф. «Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова в контексте отечественной культуры». – Саратов: СГК, 2004. – С. 35–41.
15. Немкова О. В. Марианская образность в музыке второй половины XIX века: константы и метаморфозы [Текст] / О. В. Немкова // Сб. науч. статей по материалам всерос. науч. конф. «Диссертационный совет Ростовской консерватории: путь в большую науку». – Ростов-н/ Дону: РГК, 2005. – С. 18–24.
16.Немкова О. В. Латинский и немецкий Магнификаты в творчестве композиторов Барокко (А. Вивальди, И. С. Бах) [Текст] / О. В. Немкова // Культура и искусство Германии: сб. статей по материалам междунар. науч. Интернет-конф. (19 октября –2 ноября 2012 г.) / – Тамб. гос. муз.-пед ин-т им. С. В. Рахманинова / отв. ред. О. В. Немкова, ред.-сост. О. В. Генебарт, Е. О Казьмина.– Тамбов: ТГМПИ, 2013. – С. 23–31.
17.Немкова О. В. Две вершины русского кантатно-ораториального творчества начала XX века – два полюса мирочувствования эпохи [Текст] / О. В. Немкова // сб. статей по материалам IX междунар. науч.-практич. конф. «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» – Тамбов: ТГМПИ, 2013. – С. 28–35.
18.Немкова О.В. «Эпоха византийской гимнографии V–VIII вв. в развитии художественных форм богородичного культа» [Текст] / О. В. Немкова // Сб. статей по материалам XXX междунар. науч.-практич. конфер. «Система ценностей современного общества» // 9 сентября 2013. – Новосибирск: «Центр развития научного сотрудничества», 2013. – С. 55–61.
19.Немкова О. В.Образ Богоматери как эстетический идеал Ренессанса // материалы III междунар. науч. конф. «Общественные науки, социальное развитие и современность» [Текст] / О. В. Немкова // Research Journal of International Studies [Электронный ресурс] URL: http://research-journal.org/?p=5477
20.Немкова О. В. Марианское направление римско-латинской художественной традиции в аспекте конфессионального «самоопределения» (вторая половина VIII – конец XI вв. [Текст] / О. В. Немкова // материалы VIII междунар. науч.-практич. конфер. «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе» (9–10 октября 2013 г.) – Майкоп: Ин-т иск. Адыгейского гос. ун-та, 2013. – С. 100–111.
21.Немкова О. В. Семиотический подход к интерпретации барочных художественных претворений образа Богоматери: некоторые наблюдения [Текст] / О. В. Немкова // сб. статей по материалам III междунар. науч. конфер. «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (13–14 ноября 2013) / гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013 г.– С. 84–91.
22.Немкова О. В. Раннехристианская литература как основа художественных форм почитания Богоматери // Материалы Интернет-конференции с международным участием «Горизонты искусств» (10–15 ноября 2013 г.) – Банска- Бистрица (Словакия): Акад. художеств [Электронный ресурс] URL: http://www.aku.sk/joomla/132-horizonty-umenia.html
23.Немкова О. В. Пресвятая Дева Мария в росписях римских катакомб II–IV вв.: истоки «мариологии в красках» [Текст] / О. В. Немкова // Материалы IX междунар. науч.-практич. Интернет-конфер. «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013 г.) – Днепропетровск (Украина): Видавець Бiла К. О. – С. 7–10.
24. Немкова О. В. Музыкальные претворения образа Богоматери в контексте художественно-религиозного творчества Западной Европы XX в. [Текст] / О. В. Немкова // сб. статей по материаламVI науч.-практич. конфер. с междунар. участием «Проблемы современной музыки» (1– 2 октября 2013 г.) – г. Пермь. – С. 12–23.
25.Немкова О. В. Марианская образная сфера в музыкальных формах лютеранского богослужения XVII в. [Текст] / О. В. Немкова // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам VI международной научной Интернет-конфер. (18 октября –20 ноября 2013 г.) / отв. ред. О. В. Немкова. – Тамб. гос. муз.-пед ин-т им. С. В. Рахманинова. – Тамбов: ТГМПИ, 2013. – С. 9–14.
Учебно-методические работы
26.Немкова О. В. Современный хоровой репертуар: Программа для высших учебных заведений по направлению 522501 «Музыкальное искусство» специальность 050100 «Дирижирование академическим хором» [Текст] / О. В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ, 2003. (1, 04 п.л.).
27.Немкова О. В. Чтение хоровых партитур: Программа для высших учебных заведений по направлению 070101 «Музыкальное искусство» специальности 070100 «Дирижирование академическим хором» [Текст] / О. В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ, 2004. (0, 93 п.л.).
28.Немкова О. В. Хоровой класс: Программа для высших музыкальных учебных заведений по направлению 522501 «Музыкальное искусство» специальность 050100 «Дирижирование академическим хором» [Текст] / О. В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ, 2004. (1, 32 п.л.).
Другие научные публикации
29.Немкова О. В. Лики Богородицы в хоровом творчестве С. В. Рахманинова [Текст] / О. В. Немкова // Эпоха Сергея Рахманинова: тезисы докладов Международной научно-практич. конф. – Тамбов, Ивановка, 1998. – С. 15–17.
30.Немкова О. В. К проблеме жанровой стилистики богородичных партесных композиций [Текст] / О. В. Немкова // Музыкальное творчество и исполнительство в культурно-историческом контексте: тезисы докладов научно-практич. конф. – Тамбов: ТГМПИ, 2001. – С. 12–14.
31.Немкова О. В. Партесный стиль – музыкальный репрезентант обновляющейся России XVII века (на примере богородичных композиций) // [Текст] / О. В. Немкова // Музыкальное творчество и исполнительство в культурно-историческом контексте: материалы научно-практич. конф. – Тамбов: ТГМПИ, 2001. – С. 27–36.
32.Немкова О. В. Богородичные произведения композиторов «новой русской школы» в контексте идей «религиозного возрождения» начала ХХ века [Текст] / О. В. Немкова // Учение Вернадского, музыка Рахманинова. — путь в ХХI век: тезисы докладов и выступлений научно-практич. конф. –Тамбов – Ивановка, 2000. – С. 25–28.
33.Немкова О. В. О некоторых тенденциях постмодерна (на примере Библейских фресок «AveMaria» Е. Гохман) [Текст] / О. В. Немкова // Музыкальное произведение: вопросы анализа и исполнительской интерпретации: тезисы научно-практич. конф. – Тамбов: ТГМПИ, 2002. – С. 17–20.
34.Немкова О. В. П. И. Чайковский как композитор-новатор русской духовной музыки [Текст] / О. В. Немкова // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвуз. научно-практич. конф. – Тамбов: ТГМПИ, 2004. – С. 16–19.
35.Немкова О. В. С. Танеев «По прочтении псалма», С. Рахманинов «Колокола»: на изломе эпохи [Текст] / О. В. Немкова // С. В. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры: II Рахманиновские чтения / сб. статей. – Тамбов: ГУ Рахманиновский центр, 2005. – С. 17–25.
36.Немкова О. В. Знаменный распев XVI–начала XVII веков – музыкальный провозвестник нового времени (на примере богородичных песнопений) [Текст] / О. В. Немкова // Европейская хоровая культура: традиции и современность: сб. ст. / Научные труды ТГМПИ им. С. В. Рахманинова / Кафедра хорового дирижирования / отв. ред. О. В. Немкова – Вып. 1– 2008. – С. 3–13.
37.Немкова О. В. Праздник науки в Тамбове [Текст] / О. В. Немкова // статья в газете «Музыкальное обозрение», 2013. – № 2–3. – С. 16.