- В исследовании разработана концепция художественной литературы, представляющая собой систематизированные теоретические выводы, положения, отображающие суть художественной литературы как социального явления.
- Выделена элементная база художественной литературы как социального явления, определены ее содержательно - сущностные признаки. Уточнено определение художественной литературы. Раскрыт характер ее взаимодействия с другими феноменами среды (в нашем случае - духовной жизни общества).
- Конкретизирован подход к классификации функций художественной литературы как социального явления. Разработана их классификация. Выделены три взаимосвязанных и взаимообусловленных группы функций: социально образующие, социально организующие и социально формирующие.
- Исследовано место художественной литературы в духовной сфере жизни общества на разных этапах ее формирования. Определено отношение художественной литературы к духовному производству, в структуре которого она выступает как его активный элемент и участник; субъект; производитель и потребитель духовных ценностей; участник разрешения противоречий материальной и духовной сфер жизни общества; средство укрепления духовного здоровья социума. Выделены и обоснованы особенности взаимодействия художественной литературы с другими элементами духовной сферы.
- Рассмотрены особенности и закономерности взаимодействия художественной литературы и философии. Определено, что динамика развития взаимодействия данных феноменов детерминирована диалектикой процессов их интеграции и дифференциации, обусловленных внутренними и внешними факторами. Показана и обоснована социальная и онтологическая обусловленность доминирующего положения одной из указанных групп факторов в различные исторические периоды развития общества. Выделен и проанализирован один из продуктивных видов взаимодействия философского и нефилософского знания - «философема», выявлены ее основные содержательно - сущностные признаки и дано определение. Рассмотрен конкретный тип философем, возникающих на основе интеграции философского и литературно-художественного знания, разработана их классификация.
- Исследована динамика взаимодействия художественной литературы и идеологии. Определены закономерности указанного процесса. Доказано, что художественная литература выступает: носителем определенных идеологий; эффективным средством идеологического воздействия; идеологическим коммуникатором; идеологическим идентификатором; полем идеологического противоборства. В то же время, положение идеологической компоненты в жизни общества обусловливает содержание художественной литературы, ее направленность и уровень отражения в ней социальных процессов.
- Изучена проблема взаимодействия художественной литературы и СМИ. Раскрыта специфика данного взаимодействия. Показано, что в современных условиях оно развивается в процессе разрешения противоречий в самой теории журналистики, связанных, в том числе, с категориальной и методологической несогласованностью исследовательских подходов к указанному феномену.
- Проанализировано взаимодействие художественной литературы с феноменом мировоззрения. Оно раскрывается в двух аспектах: во-первых, с позиции конкретизации мировоззренческой функции художественной литературы в процессе социализации личности; и, во-вторых, в целях исследования диалектики взаимодействия индивидуального и общественного сознания в данном процессе. Осмыслены с позиций философского знания понятия, употребляемые в научной литературе, применительно к данному явлению (миросозерцание, мировосприятие, миропонимание, обыденное мировоззрение, обыденный уровень мировоззрения, образ мышления, способ мышления, стиль мышления, правда, ложь и др.), исследовано их взаимодействие и выделены закономерности влияния художественной литературы на формирование мировоззрения личности в процессе ее социализации.
1. Песоцкий В.А. Художественная литература: социально-философский анализ. Монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 388с. 23 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах
2. Песоцкий В.А. Художественная литература и духовная сфера жизни общества. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - № 3-4. – 2007. Вы-пуск в серии № 8-9. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 76-89.
3. Песоцкий В.А. Художественная литература и мировоззрение. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №1. - 2008. Выпуск в серии № 10. – М.: Изд-во МГОУ. - С.60-75.
4. Песоцкий В.А. Художественная литература и идеология: (статья пер-вая: Природа и сущность идеологии, идей, идеалов и принципов). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №2. - 2008. Выпуск в серии № 11. – М.: Изд-во МГОУ. - С.36-52.
5. Песоцкий В.А. Художественная литература и идеология: основные ха-рактеристики их взаимодействия: (статья вторая). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №2. - 2008. Выпуск в серии № 11. – М.: Изд-во МГОУ. – С.52-72.
6. Песоцкий В.А. Художественная литература и средства массовой ин-формации: (статья первая). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №3. - 2008. Выпуск в серии № 12. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 79-92.
7. Песоцкий В.А. Художественная литература и средства массовой ин-формации: (статья вторая). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №3. - 2008. Выпуск в серии № 12. – М.: Изд-во МГОУ. – С.92-104.
8. Песоцкий В.А. Содержание и сущность художественной литературы: опыт философского анализа. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №1. - 2009. Выпуск в серии № 14. – М.: Изд-во МГОУ. – С.50-71.
9. Песоцкий В.А. Основные функции художественной литературы в их философском представлении. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №1. - 2009. Выпуск в серии № 14. – М.: Изд-во МГОУ. – С.71-100.
Статьи в других сборниках научных трудов
10. Песоцкий В.А. Анализ взаимодействия художественной литературы и мировоззрения. Гуманитарный вестник №10. Балашиха: ВТУ. 2008. – С.53-61.
11. Песоцкий В.А. Критерии оценки литературного произведения.// Вченi записки Харкiвського гуманiтарного унiверситетy «Народна украiнсь-кая академiя». Том XIV. Харкiв: Видавнитство НУА, 2009. – С.635-648.