- Критическая рецепция самой значимой поэтической книги Б.Пастернака «Сестра моя жизнь» в течение 1920-х годов была неоднородной. После безусловного, иногда восторженного, принятия профессиональной критикой его новой поэтической системы, длившегося на протяжении полугода (май 1922 -ноябрь 1922), наступил период отчуждения, ознаменованный публикацией В.О. Перцова в журнале «На посту» (статья «Вымышленный Пастернак»).
- Период отчуждения и преимущественно социальной оценки творчества и личности Пастернака длился практически до 1927 года, когда поэт под воздействием критики написал, а затем выпустил отдельным изданием свои революционные поэмы и тем самым во многом сознательно вписал себя в когорту литераторов, лояльных советской власти.
- Творчеством Пастернака интересовались и занимались крупнейшие поэты и ученые эпохи. Так, наиболее значимыми критическими текстами о нем можно считать статьи М. Цветаевой («Световой ливень»), Н. Асеева «Письма о поэзии», «Организация речи»), В. Ходасевича (публикации в газете «Возрождение»), О. Мандельштама («Заметки о поэзии»), С. Парнок («Другой Пастернак»), Ю. Тынянова («Промежуток»).
- О творчестве Пастернака регулярно отзывались обширными аналитическими статьями ведущие советские критики: В. Перцов, А. Лежнев, В. Красильников, И. Поступальский, К. Зелинский, Я. Эльсберг и др., что, даже при отрицательном подходе к предмету, выводило фигуру Пастернака из тени, делало его имя одним из наиболее часто произносимых, а самого поэта - одним из самых значимых представителей эпохи.
- В 1920-е годы подготавливается почва для общественного признания Пастернака, которое достигло своего пика в начале 1930-х годов в речи Н.И. Бухарина на первом съезде Союза советских писателей в 1934 г.
- В 1920-е годы была заложена почва для последующего отторжения Пастернака от советского литературного процесса, в котором он сознательно перестал участвовать после 1932 г. (книга «Второе рождение»). Одной из причин этого решения была отчетливая и неизменная позиция критики, требовавшей от него поэзии факта, общедоступности, понятности и актуальности. Однажды под давлением критики поступившись своей лирической природой во время создания революционных поэм, Пастернак в дальнейшем занял позицию стойкого сопротивления этому влиянию. Собственно, в 1920-х годах лежит начало того пути, который приведет его к позиции конца 1950-х годов и изданию «Доктора Живаго».
- Стремление Пастернака работать над понятностью своего поэтического языка, освобождаясь от усложненных средств выразительности, которое было органически присуще ему с юности, совпало с социальными претензиями, которые предъявляла ему критика. Выработанная поэтом к 1930-м годам новая поэтика во многом стала результатом прочитанных Пастернаком критических разборов.
- Литературная критика в 1920-е годы оказала решительное влияние на формирование Пастернака как поэта, когда он проходил период становления своей творческой манеры и социально-политического мировоззрения.
- Литературная критика 1920-х годов заложила основы изучения творчества Пастернака. Фактически это был единственный период, когда историческая рецепция при ее массовом характере могла быть более или менее объективной (не имеем в виду - свободной от воздействия важнейших идеологем эпохи), обращалась к основам его поэтики, пыталась выполнять свою коренную функцию не только формирования читательского мнения и спроса, но и воздействия на писателя. Начиная со второй половины 1930-х годов критика фактически потеряла из вида Пастернака, полностью посвятившего себя переводам. После небольшого всплеска 40-х годов, который тоже был преимущественно связан с переводческой деятельностью поэта, последовала взрывная волна реакции на «Доктора Живаго», которая с советской стороны представляла организованную травлю - об анализе поэтики и других профессиональных подходах здесь уже речь не шла.
- Литературная критика 1920-х годов представляет собой единый текст, внутри которого легко устанавливаются связи между различными высказываниями действующих критиков, выстраивается картина их полемики, обнаруживается система со- и противодействующих сил, так или иначе прилагаемых к оценке творчества Б. Пастернака. Этот единый текст не разделен, в отличие от государств, никакими границами и объединяет расколотую на множество частей советскую критику и критику русской диаспоры за рубежом.
- Критика, связанная с творчеством Пастернака, представляет собой в малом объеме целостную картину литературной критики 1920-х годов вообще. На материалах, посвященных творчеству Пастернака, выявляются позиции отдельных критиков, литературных группировок и школ, политических сил, представителей власти. Таким образом, наше исследование предлагает репрезентативный срез литературной критики эпохи 1920-х годов, что является продуктивным результатом как для науки о литературе, так и для истории журналистики.
1.Об одном эпиграфе у М. Цветаевой // Известия АН: Серия литературы и языка. М., 2002. Т.61. №6. С. 44-48.
2.«И манит страсть к разрывам»: К проблеме взаимосвязи литературных эпох: Пушкин, Лермонтов, Пастернак. Литературная учеба. М., 2005. №6. С.170-178.
3.Надо жить без самозванства // Вопросы литературы. М., 2009. №4 (июль-август). С.89-97.
4.Международная провокация: вокруг Нобелевской премии Б. Пастернака // Вопросы литературы. М., 2010. Ноябрь-декабрь (№6). С.133-153.
5.Рецепция поэмы Пастернака «905-й год» в критике русского зарубежья // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб, 2011. Т.12. Вып. 3. С.218-228.
6.XXI век наступил // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011, №6 (ноябрь-декабрь). С.130-136.
7.В. Вейдле – критик Б. Пастернака // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. М., 2012. №2. С.108-118.
8.О пристрастной и объективной критике Б. Пастернака // Вестник РХГА. СПб., 2012, Т.13, вып.2. С.183-191.
9.«Свой среди чужих, чужой среди своих»: Революционные поэмы Пастернака в литературной критике // Вопросы литературы. №5, 2012. С.437-463.
10.Говорим Тэффи, подразумеваем Бунин: к вопросу о восприятии поэзии Пастернака критикой русского зарубежья // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. М., 2013. Вып.2. С.69-83.
11.Пастернак в 1922 году: к вопросу о восприятии современниками творчества Пастернака// Вестник РХГА. СПб., 2013. №4.
12.Б.Л. Пастернак: Статьи из Шекспировской энциклопедии // Вопросы литературы, 2013, №2. С. 137-145.
13.Брюсов – критик Пастернака // Современные проблемы науки и образования. 2013, №6. http://www.science-education.ru/113-11093
14.Поэма «905-й год» в советской журналистике и критике русского зарубежья // Медиаскоп. 2013. №4. http://www.mediascope.ru
15.«Я говорю про всю среду…»: К вопросу об адекватности восприятии литературной критикой поэзии Пастернака 1920-х годов // Меди@льманах. 2013. №6.
16.О. Э. Мандельштам - критик Б. Л. Пастернак// Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2013. №6. URL:http://www.eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18664 Монографии
1.«Спекторский» Бориса Пастернака: Замысел и реализация. М.: Совпадение, 2007. 230 с.
2.Борис Пастернак: Поэтика, комментарий, контекст: Сборник статей. Saarbrücken: LAP Lambert Academic publishing, 2013. 137 с.
3.Поэзия Б. Пастернака 1920-х годов в советской журналистике и критике русского зарубежья. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2013. 337 с.
Учебные пособия, научные сборники, тезисы конференций
1. Борис Пастернак. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. — Т.6. — М.: Слово, 2005. [Составление, совместно с Е.В. Пастернак]
2.«Портрет оригинала»: К теме Пастернак-переводчик // Eternity´s Hostage: Selected papers from the Stanford International Conference on Boris Pasternak, May, 2004. — Stanford, 2006. Vol.2. P.343-356.
3.Пастернак // О.Э.Мандельштам, его предшественники и современники: Сборник материалов к Мандельштамовской энциклопедии. М.: РГГУ, 2007. С.117-128.
4.В орбите Б.Л. Пастернака. По воспоминаниям Р.Л. Сегал // Русская литература конца 19 – начала 20 века в зеркале современности: В честь В.А.Келдыша. М., 2008. С.406-415.
5.Александр Штих. Истлевших лет живые сны. М.: Водолей, 2008. Составление совм. с С.В. Смолицким, послесловие. 127 с.
6.О трудностях издания научных работ Пастернаковской комиссии при Совете РАН «История мировой культуры» // Наука о книге: Традиции и инновации. В 4-х частях. М., 2009. Ч.2. С.392-394 [в соавторстве с Е.В. Пастернак]
7.Пастернак // Русские писатели XX век: Биографический словарь. М., 2009. С.402-406.
8.Мандельштам и Горнфельд. К истории одного скандала [В соавторстве с М.А. Котовой и О.А. Лекмановым] // Семиотика скандала. Париж – М., 2008. С. 347 – 367
9.Москва Пастернака. М., 2009. 527 с. [в соавторстве с В.Г. Смолицким]
10.Михаил Штих. Зарытый в глушь немых годин... М., 2009. 87 с. (Составление совм.с С.В.Смолицким, послесловие).
11.«Слепящий выход на Форум»: Мотив разомкнутого пространства в творчестве Пастернака // Литература. М., 2009. №10. С.31-33.
12. Из комментария к первой части цикла «Тема с вариациями» // От Кибирова до Пушкина: Сборник в честь 60-летия Н.А.Богомолова. М., 2010. С.540-550.
13.Пометки Бориса Пастернака на рукописях Александра Штиха // Vademecum: К 65-летию Лазаря Флейшмана. М., 2010. С.133-168. [в соавторстве с С.В. Смолицким]
14.Письмо Б. Пастернака В. Нарбуту: подготовка текста совм. с О.А. Лекмановым // Пастернаковский сборник: Статьи и публикации. М., 2011. Вып.1. С.416-421.
15.«Агитпрофсожеский лубок»: Из реального комментария к Пастернаку // Новый мир. М., 2010. №6.С.155-163 [в соавторстве с О.А. Лекмановым].
16.Pro et contra: Пастернак: В 2 тт. СПб., 2012-2013. [Составление, комментарии в соавторстве с М.А. Рашковской, Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернаком].
17.«Тут бывал Достоевский» (о блоковском слое в поэме Пастернака «Девятьсот пятый год») [В соавторстве с О.А. Лекмановым] // Бюллетень библиотеки «Дом А. Ф. Лосева». Вып. 13. М., 2011. С. 126 – 128. См. также: http://www.losev-library.ru/?pid=7010.
18.«В рассрочку созданный комфорт»: Из наблюдений над организацией пространства в романе в стихах Пастернака «Спекторский» // Второй Пастернаковский сборник. М., РГГУ, 2013. С.93-102.
19.Поэма Б.Пастернака «Девятьсот пятый год»: опыт комментария // «Объятье в тысячу охватов»: Сборник материалов, посвященный памяти Евгения Борисовича Пастернака и его 90-летию. М., 2013. С.233-269 [в соавторстве с О.А. Лекмановым].