-
Доказано, что правовой статус ребенка определяется нормами межотраслевого института; выделено три группы таковых норм, образующих содержание данного института и регулирующих, соответственно, три вида прав и обязанностей: общие - принадлежащие всем детям (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность); специальные - характерные для отдельных групп детей, в частности, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот (право на первоочередное получение жилья); индивидуальные - характерные для конкретного ребенка, в частности, проявившего выдающиеся способности (право получить образование на льготных условиях). Взаимосвязь названных категорий определяется тем, что общие права и обязанности являются базисом для формирования частных - специальных и индивидуальных прав и обязанностей.
- Обоснован вывод о том, что конституирующей основой прав и обязанностей ребенка, составляющих содержание его правового статуса, является гражданство. Объем прав и обязанностей ребенка зависит, во-первых, от наличия у ребенка гражданства РФ, иностранного государства или статуса лица без гражданства; во-вторых, от того, является ли гражданство РФ единственным гражданством ребенка или ребенок имеет второе гражданство.
- Разработано и предложено ввести в научный оборот категорию «общий статус ребенка», под которой предлагается понимать совокупность основных прав и обязанностей, предоставленных ребенку как гражданину РФ (например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность). Общий статус ребенка рассматривается как межотраслевая категория. Доказано, что в содержание общего статуса ребенка не могут включаться такие элементы, как нормы права, правовые гарантии, законные интересы. Нормы права меняются в зависимости от статуса ребенка (ребенок-инвалид, ребенок-сирота); правовые гарантии являются объективными условиями, обеспечивающими статус ребенка; законные интересы являются универсальной категорией, необходимой для реализации норм в отношении детей.
- Разработано и предложено ввести в научный оборот категорию «специальный статус ребенка», под которой предлагается понимать совокупность установленных законом прав и обязанностей, принадлежащих ребенку, относящемуся к определенной группе детей, в силу чего специальный статус отличается динамикой. Так, дети-инвалиды имеют право на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, дети-сироты - право на получение жилья в первоочередном порядке, усыновленные дети - право на получение дополнительных льгот и гарантий. Специальный статус ребенка следует рассматривать как основной для отраслевых правовых статусов ребенка (жилищного, наследственного), семейного и процессуального.
- Разработано и предложено ввести в научный оборот категорию «индивидуальный статус ребенка», под которой предлагается понимать совокупность прав и обязанностей личного характера, принадлежащих конкретному ребенку и направленных на его персонификацию. Данный статус отражает персональные, личные, индивидуальные особенности ребенка - имя, возраст, наличие или отсутствие семьи, состояние здоровья, физические и умственные возможности, способности ребенка. Доказано, что содержание индивидуального статуса составляют права ребенка, которые могут находиться в статичном (например, право на труд) и в динамичном (например, право на образование) состоянии. Отдельные индивидуальные особенности ребенка (например, уровень образования) могут рассматриваться как межстатусные и использоваться при характеристике как специального, так и индивидуального статусов ребенка.
- Доказано, что категория «правовой статус ребенка» является комплексной правовой категорией. Комплексность выражается в возможности ребенка быть субъектом различных правоотношений: гражданско-правовых, семейно-правовых, процессуальных. Специфика правового положения ребенка в отношениях определенного вида обусловлена отраслевой принадлежностью этих прав. В нормах материального права выделены наследственный, жилищный, семейный статус ребенка; в нормах процессуального права - гражданско-процессуальный статус ребенка. Такой подход позволяет устранить коллизии между материальными процессуальными нормами, регулирующими отношения с участием детей и оказывающими влияние на определение их правового статуса.
- Разработана классификация отраслевых статусов ребенка - выделены наследственный, жилищный, семейный, процессуальный статусы; выявлены особенности каждого из них. Доказана обусловленность конкретного статуса отраслевой природой норм, определяющих соответствующие права и обязанности, и юридическими фактами, являющимися основаниями возникновения, изменения или прекращения отношений в рамках данного статуса. Установлено, что статус ребенка зависит от возраста ребенка, семейного и социального положения его родителей, а также от того, воспитывается ли ребенок в семье (в том числе приемной), или находится на попечении государства. Доказана взаимосвязь гражданско-правовых отношений с участием детей (наследственных, жилищных) с семейно-правовыми отношениями (родства, усыновления). Так, в частности, содержание наследственного статуса обусловлено очередностью наследования по закону, правом ребенка на обязательную долю в наследстве; содержание жилищного статуса - положением ребенка как члена семьи нанимателя или собственника жилого помещения.
- Дано определение жилищного статуса ребенка как совокупности прав и обязанностей, предусмотренных нормами жилищного законодательства РФ, направленных на обеспечение и реализацию права ребенка на жилье. Сделан вывод о необходимости определения в законе правового статуса детей, относящихся к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения. В соответствии с принципом приоритетной защиты жилищных прав и интересов детей доказан вывод о гарантированности ребенку определенных прав, в частности, права пользования жилым помещением собственника, являющимся родителем ребенка, независимо от факта прекращения семейных отношений между родителями ребенка и других условий. Доказано, что правовой статус ребенка, являющегося членом семьи нанимателя или собственника, не может быть равным аналогичному статусу других членов семьи (супруг, родители, иные родственники). Так, в случаях прекращения семейных отношений, перечисленные лица становятся бывшими членами семьи, в то время как ребенок членом семьи своего родителя остается, поэтому по отношению к нему не может применяться указанный статус ни при каких условиях.
- Дано определение наследственного статуса ребенка как совокупности прав и обязанностей имущественного характера, направленных на приобретение ребенком имущества в порядке наследования с учетом его семейного положения, возраста, трудоспособности и иных критериев, оказывающих влияние на механизм реализации норм наследственного права. Доказана взаимосвязь норм наследственного права и семейно-правовых норм применительно к ребенку. В содержании норм наследственного права, относящихся к детям, определяющее значение имеют семейно-правовые юридические факты (например, родство, усыновление), а также связь ребенка, являющегося наследником, с родителями, иными законными представителями, действия которых направлены на приобретение ребенком наследства.
- 10. Дано определение процессуального правового статуса ребенка как совокупности процессуальных прав и обязанностей, направленных на защиту нарушенных прав и интересов ребенка. В результате проведенного исследования выявлена несогласованность между нормами материального права (ст. 57, 132 СК РФ) и процессуальными нормами (ч. 1, 4 ст. 37, 273 ГПК РФ, и др.). Доказано, что обязательно личное участие в судебном заседании в гражданском процессе ребенка, достигшего возраста 10 лет, в случае необходимости учета его мнения или получения его согласия на изменение его правового положения (например, при усыновлении). В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в ст. 273 ГПК РФ о том, что в случаях, предусмотренных ст. 57 СК РФ и 132 СК РФ, участие ребенка в судебном процессе является обязательным.
- Дано определение семейного статуса ребенка, специфика которого во многом обусловлена возникновением наиболее важных для ребенка правовых последствий по достижении им 10-летнего возраста. Содержание семейного статуса составляют две категории прав. Во-первых, это личные неимущественные права ребенка, в частности, право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право выражать свое мнение. Во-вторых, это имущественные права, в частности, право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; право собственности на полученные ребенком доходы; права на имущество, приобретенное на средства ребенка. При этом упоминание об обязанностях как необходимом элементе статуса в гл. 11, 12 СК РФ отсутствует. Автор пришел к выводу, в соответствии с которым содержание правового статуса детей в СК РФ определено неоднозначно. Доказано, что правовой статус ребенка, в частности, статус несовершеннолетних родителей, является специальным по отношению к статусу иных участников семейных правоотношений. Мнение ребенка и его интерес выступают в качестве определяющих условий, необходимых для реализации семейно-правовых норм (ч. 3, 4 ст. 58, ч. 1 ст. 59, ст. 60 СК РФ и др.), составляющих содержание его семейно-правового статуса.
- Выявлены сущность и соотношение таких правовых категорий, как «ребенок», «несовершеннолетние» и «дети»; доказана нецелесообразность их применения в семейном и гражданском праве как синонимы, без учета зависимости этих категорий от характера отношений с участием детей, возраста детей, специфики юридических фактов. Доказано, что использование в семейном праве категории «ребенок» обусловлено первостепенным значением родства как основания возникновения семейных отношений и необходимостью осуществления приоритетной защиты прав и интересов детей как лиц, не достигших возраста совершеннолетия, которая в соответствии с законом возложена как на родителей, так и на иных лиц (усыновителей, опекунов, попечителей). В отличие от этого в гражданском праве использован дифференцированный подход, основанный на учете возраста детей, поэтому более точными являются термины: малолетние, несовершеннолетние, эмансипированные. Общим термином для обеих отраслей права, независимо от возраста и родства, является правовая категория «дети».
- Доказаны необходимость и целесообразность систематизации разноотраслевых норм, регулирующих отношения с участием детей, посредством разработки единого Федерального Закона, регламентирующего правовое положение детей. Названным Законом предлагается создать правовую регламентацию семьи, членов семьи, статуса ребенка. Кроме того, в данном Законе целесообразно сформулировать принципы и задачи законодательства, посвященного детям, определить содержание общего, специального, индивидуального статусов ребенка, предусмотреть общие положения об обязанностях ребенка, а также нормы, касающиеся условий исполнения обязанностей законными представителями ребенка.
1. Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей: Монография. Томск. 2003. 9,63 печ.л.
2.Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 16,0 печ.л.
3.Летова Н.В. Защита детей в Европе и России: Монография. Хельсинки, 2007. Гл. 1. Разд. 2.2–2.7. С. 53–128. 5 печ. л.
4.Летова Н.В. Правовое положение детей по законодательству Российской Федерации». Монография. М., 2010. 220 с. 12 печ. л.
ΙΙ. Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационного исследования
5.Летова Н.В. Нормативные предпосылки формирования семейного статуса ребенка // Право и жизнь. 2013. № 185 (11). 1 печ. л.
6.Летова Н.В. Специальная правоспособность и правовой статус ребенка» // Государство и право. 2012. № 9. С. 72–78. 1 печ.л.
7.Летова Н.В. Правовое положение детей по законодательству Российской Федерации. Рецензия на монографию // Труды Института государства и права РАН. № 1. 2012. С. 263–264. 0,1 печ. л.
8.Летова Н.В. Особенности статуса несовершеннолетних в гражданском процессе // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы государства и права. № 4. 2011. С. 205–223. 1 печ.л.
9.Летова Н.В. Право ребенка на жилье // Закон. № 1. 2010. С. 96–107.
10.Летова Н.В. Правовой статус ребенка // Государство и право. № 11. 2010. С. 77–86. 0,5 печ. л.
11.Летова Н.В. Ребенок как субъект наследственных правоотношений // Цивилист. № 4. 2011. С. 77–83. 0,4 печ.л.
12.Летова Н.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Нечаевой. 3-е изд., перераб. и доп. Гл. 19 «Усыновление (удочерение) детей». М., Юрайт. 2011. С. 375–457. 5,13 печ. л.
13.Летова Н.В. О проблемах защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Научное сообщение, посвященное обзору расширенного заседания Ученого Совета Института государства и права РАН // Государство и право. 2009. № 6. С. 103–109. 0,5 печ. л.
14. Летова Н.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. Гл. 19 «Усыновление (удочерение) детей» Ст. 124–144 // М., Юрайт. 2009. 4 печ.л.
15.Летова Н.В. Правовой статус несовершеннолетних: понятие и виды // Труды Института государства и права РАН. Семья и дети. № 2. 2008. С. 61–75.
16.Летова Н.В. К вопросу о правовой природе условий усыновления» // Труды Института государства и права РАН. Обязательственное право. М., 2008. № 4. С. 186–199. 0,5. печ. л.
17.Летова Н.В. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. М., Юрайт. 2008. Гл. 19 «Усыновление». Ст. 124–144. 4 печ. л
18.Летова Н.В. Проблемы усыновления: теория и практика // Государство и право. 2006. № 11. С. 52–61.
19.Летова Н.В. Новое в усыновлении // Закон. 2005. № 10. С. 56–60.
20.Летова Н.В. Проблемы обеспечения тайны усыновления // Право и государство: теория и практика. № 4. 2005. 0,4 печ.л.
21.Летова Н.В. Динамика правоотношений по усыновлению // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сб. статей, часть 13 / Под ред. В.М. Лебедева. Томск, Изд-во ТГУ. 2004. 0,18 печ.л.
22.Летова Н.В О понятии усыновления по российскому законодательству // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сб. Статей. Часть 12 / Под ред. В.М. Лебедева. Томск, Изд-во ТГУ. 2002. 0,12 печ.л.
23.Летова Н.В Отмена усыновления // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сб. статей. Часть 12 / Под ред. В.М. Лебедева. Томск, Изд-во ТГУ. 2002. 0,18 печ. л.
24.Летова Н.В Судебный порядок усыновления: за и против // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сб. статей. Часть 5 / Под ред. Б.Л. Хаскельберга/ Томск, Изд-во ТГУ. 2001. 0,18 печ.л.
25.Летова Н.В Перечень оснований отмены усыновления должен быть исчерпывающим // Международная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых. ТГПУ, Томск, 17–19 декабря. Том 4. Часть 1. 2001. 0,18 печ.л.
26.Летова Н.В. Некоторые вопросы о порядке усыновления по новейшему законодательству Российской Федерации // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства. Сб. статей. Часть 1 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ. 1998. 0,37 печ.л.
27.Летова Н.В. Сущность государственной службы // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Сб. статей. Часть 2 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ. 1998. 0,06 печ.л.
28.Летова Н.В. Сущность общей совместной собственности супругов по законодательству РФ // Актуальные проблемы государства и права в современный период. Сб. статей. Часть 2 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ. 1998. 0,06 печ.л.
ΙΙΙ. Статьи в иных научных изданиях
29.Летова Н.В. Защита от табачного дыма. Законопроект Минздрава РФ «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и действующее законодательство РФ» // Бюллетень табачной катастрофы. Вып. 10. 2012. С. 8–9. 0,5 печ.л.
30.Летова Н.В Проблемы усыновления в российском законодательстве // Родом из детства. Методическое пособие по обучению правам человека в детских приютах. Томск, Комиссия по правам человека в Томской области. 2003. 0,56 печ.л.