Научная тема: «КОМПОНЕНТ НАСИЛИЯ В ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Раскрыта та составляющая гендерных взаимодействий, которая носила (и отчасти носит) насильственный характер и в основном  ускользала от глубокого социально-философского анализа.
  2. Выявлена и всесторонне исследована асимметрия гендерного насилия, заключающаяся в значительном преобладании в обществе насилия в отношении женщин.
  3. Приведены в систему  и эсклиплицированы основные понятия, связанные с гендерным насилием и насилием в отношении женщин как его разновидности, в частности: гендерные взаимодействия, неравенство, иерархия, стратификация, идентичность, конфликт и ресентимент, андроцентризм, сексизм, мизогиния; женское видение мира, толерантность, гендерные ненасилие, равноправие, паритет, партнерство, солидарность и др.
  4. Установлено, что именно насилие в отношении женщин привело к построению гендерной иерархии и социокультурной дифференциации общества, где женщина выступает в качестве Другого, которому приписываются символически сравнительно более «низкие» человеческие качества.
  5. Выявлено, что концепция Другого как несущественного малозначимого привело к появлению мизогинистской направленности некоторых гуманитарных знаний, формирующих представления о человеке лишь в его мужской ипостаси и описывающих женщину как отклонение от мужской «нормы», надолго затормозив исследование особенностей женского организма и ограничив их исключительно исследованием репродуктивных способностей женщин (что в некоторых странах проявляется и поныне).
  6. Выявлена латентная андроцентристская суть традиционных теорий, которые изучают общественные процессы через призму мужского  мнения, представляющего личность женщины и ее деятельность с позиций мужчин, игнорируя женский социальный опыт.
  7. Предложена классификация насилия в отношении женщин                      (в соответствии с философскими категориями общего, особенного и единичного) в терминах традиционного, институционального и социально-личностного таксономических классов. Формам насилия, принадлежащим первому классу, подвергаются все без исключения женщины по факту принадлежности к своему полу. Второй класс содержит формы насилия, определяемые государственным порядком и иституционально принятыми законами и нормами страны проживания. Третий класс включает формы насилия, проявляемые отдельным мужчиной (или группой) по отношению к отдельной  женщине (или группе).
  8. Осуществлено подробное рассмотрение форм насилия каждого таксономического класса в его историческом и современном проявлениях.
  9. Обосновано, что во временном аспекте практическое преодоление насилия в отношении женщин в обществе начинается с социально-личностного класса и через институциональный переходит к традиционному, который возник раньше прочих, более серьезно укоренен в социальном бытии и гораздо труднее изживается.
  10. Выявлены особенности процесса женской эмансипации, имевшей место в советский период, который, с одной стороны, способствовал формированию относительно независимой женской личности, находящейся под большей защитой государства от проявлений крайних форм гендерного насилия, чем в настоящее время, а с другой стороны, сохранял условия для проявления  форм насилия в отношении женщин, характерных для патриархатных устоев.
  11. Установлено, что общественные меры в области решения женского вопроса привели к активизации деятельности женщин в различных общественных организациях; однако, это не смогло радикально изменить сущность насилия в отношении женщин.
  12. Сделан вывод о том, что только  гендерное равноправие, которое придет на смену отношениям господства/подчинения, может отразить взаимодополняющую, биархатную систему социального взаимодействия и управления, основанную на ненасильственных, коммуникативных, объединительных принципах, учитывающих факт наличия человеческого бытия в двух разнополых формах со своими социобиологическими особенностями.
  13. Обосновано, что для установления гендерного равноправия, при котором будет ликвидировано насилие в отношении женщин, необходимо использовать гендерно ориентированные технологии, способные справедливо отразить гетерогенность человечества.
  14. В качестве гендерно ориентированной технологии по гармонизации гендерных отношений предложена разработанная по замыслу автора компьютерная система по оказанию юридической помощи женщинам-жертвам гендерного насилия, повышающая их юридическую грамотность и самосознание, что выходит за рамки традиционной помощи  женщинам при решении их социальных проблем.
  15. Выявлены причины увеличения многообразия форм насилия в отношении женщин в условиях современного постиндустриального общества и глобализации, а также негативные последствия некоторых современных технологий для женщин, которые можно рассматривать в качестве нового витка процесса насилия в отношении женщин.
Список опубликованных работ
I.Статьи в изданиях по Списку ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Аристова М.В. Асимметрия социальных отношений (насилие по гендерному принципу) // Труд и социальные отношения. 2005. №3. С. 66 – 76. 0,69 п.л.

2.Аристова М.В. Гендерный оттенок власти // Власть. 2008. №11. С. 102 – 105. 0,25 п.л.

3.Аристова М.В. «Женская культура» и репрезентация женских образов в массовой культуре // Этносоциум и межнациональная культура. 2008. №5. С. 172 – 187. 1,0 п.л.

4.Аристова М.В. Телекоммуникационные системы и гендерные особенности в процессе образования // Социология образования. 2008. №7. С. 60 – 70. 0,78 п.л.

5.Аристова М.В. Современные компьютерные технологии в социальной сфере // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. С. 81 – 86. 0,4 п.л.

6.Аристова М.В. Гендерные проблемы в эпоху глобализации и современных технологий // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3. С. 94 – 105. 0,75 п.л.

7.Аристова М.В. Постиндустриальное общество с гендерной точки зрения // Социология власти. 2009. №4. С. 93 – 101. 0,56 п.л.

II. Монография по теме диссертации

8.Аристова М.В. Гендерные отношения и современные технологии их гармонизации. М.: Изд-во СГУ, 2007. 580 с. 36,25 п.л.

III. Статьи в научных изданиях

9.Аристова М.В., Лупал А.М. Использование современных компьютерных технологий в социальной и гуманитарной сферах // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания: Материалы II Международной научно-практической конференции. С-Пб.: Изд-во МБИ, 2003. С. 276 – 277. 0,12 п.л.

10.Аристова М.В., Лупал А.М. Организация базы данных информационной системы регулирования социальных отношений // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания: Материалы II Международной научно-практической конференции. С-Пб.: Изд-во МБИ, 2003. С. 278 – 279. 0,12 п.л.

11.Аристова М.В. Современные гендерно ориентированные технологии достижения гендерного равенства // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество». М.: РОО МЦГИ при участии ООО «Солтэкс», 2006. С. 180 – 187. 0,48 п.л.

12.Аристова М.В., Лупал А.М. Гендерно-ориентированная технология формирования ненасильственных отношений // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания: Материалы V Международной научно-практической конференции. С-Пб.: Изд-во МБИ, 2006. С. 210 – 213. 0,2 п.л.

13.Аристова М.В. Гендерный аспект образовательного процесса в области информатики. // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Рособразование, 2006. С. 55 – 60. 0,3 п.л.

14.Аристова М.В. Учет гендерных особенностей студентов посредством индивидуализации обучения с помощью телекоммуникационных систем // Технологии индивидуализации обучения в вузе: Материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 23 – 28. 0,24 п.л.

15.Аристова М.В. Старость – лучшая пора для самоидентификации // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 14 – 20. 0,3 п.л.

16.Аристова М.В. Влияние европейской интеграции на решение гендерных проблем // Проблеми державно-правового розвитку в умовах європейської інтеграції і глобалізації: матер. міжнар. наук. семінару, м. Харків, 16 трав, 2008 р. / редкол.: Ю.П. Битяк, І. В. Яковюк, Г.В. Чапала. - Харків: Право, 2008. С. 104 – 107. 0,28 п.л.

17.Аристова М.В. Последствия неолиберальной перестройки и глобализации для женщин // Актуальные проблемы европейской интеграции и глобализация: Материалы международного научного семинара М.: Изд-во МосГУ, 2008. С. 5 – 26. 1,37 п.л.

18.Аристова М.В., Абрамова А.В. Один из основных источников гендерной асимметрии // Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. 2008. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank /1208423681.pdf. 0,3 п.л.

19.Аристова М.В. Рекомендации по учету гендерного фактора в образовательном процессе вуза // Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 28 – 33. 0,24 п.л.

20.Аристова М.В. Гендерные аспекты тестирования студентов и студенток. // Научные и правовые основы оценки вузов по результатам тестирования студентов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 81 – 90. 0,4 п.л.

21.Аристова М.В. Телекоммуникационные системы – средство учета психологических, в том числе гендерных, особенностей обучаемых в образовательном процессе. // Высшее образование для XXI века: Материалы V Международной научной конференции. М.: Изд-во МосГУ, 2008. С. 3 – 9. 0,43 п.л.

22.Аристова М.В. Гендерные последствия мирового кризиса в эпоху глобализации // Мировые кризисы XXI века: причины, природа, альтернативы преодоления (Россия в глобальном контексте): Международная научная конференция. М.: Культурная революция, 2009. С. 397 – 401. 0,3 п.л.

23.Аристова М.В. Комментарии к монографии Бовуар С. де «Второй пол». Т. 1 и 2. М.: Прогресс, СПб.: Алетейя, 1997. С. 808 – 830. 2,4 п. л

24.Аристова М.В., Лупал А.М. Специализированная информационная система для решения социальных и гуманитарных проблем // Информационные системы в социально-экономической и гуманитарной сферах. СПб.: Изд-во МБИ, 2003. С. 146 – 147. 0,1 п.л.

25.Аристова М.В., Лупал А.М. Требования к базе данных с элементами экспертной системы, предназначенной для разрешения социальных конфликтов. // Информационные системы в социально-экономической и гуманитарной сферах. СПб.: МБИ, 2003. С. 148 – 149. 0,1 п.л.

26.Аристова М.В. Гендерно ориентированная экспертная система по защите прав женщин // Права женщин в России. Законодательство и практика. 2004. № 4. С. 28 – 47. 1,2 п.л.

27.Аристова М.В. , Фокина В.Н. Гендерный аспект дистанционного обучения (совместно с В. Н. Фокиной) // Труды СГА «Дистанционное и виртуальное обучение». 2008. № 1. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 50 –56. 0,4 п.л.

28.Аристова М.В. Телекоммуникационные системы – средство учета психологических и гендерных особенностей обучаемых // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2009. №1. С. 34 – 37. 0,42 п.л.