Политико-государственные механизмы характеризуются следующей спецификой: 1) они формируются в политико-властной сфере; 2) создателем политико-государственных механизмов является государство как субъект политической власти; 3) политико-государственные механизмы являются реакцией государства на изменения в социально-политической, экономической и иных сферах общества, особым средством адаптации политической системы к изменившимся условиям развития; 4) основным целевым назначением политико-государственных механизмов является достижение поставленных государством политических целей в приоритетных сферах его деятельности; 5) ключевыми функциями политико-государственных механизмов являются: удовлетворение государственных интересов, обеспечение социальной стабильности и устойчивости политической системы, обеспечение национальной безопасности, регулирование и обеспечение динамичного развития общества; 6) основным результатом применения политико-государственных механизмов являются трансформации в сфере государственного регулирования.
Структура политико-государственных механизмов включает в себя следующие компоненты: а) политическое содержание, которое раскрывает роль и значимость политико-государственных механизмов в системе реализации политической власти, наличие политического интереса; б) политические функции механизмов, которые в самом общем виде заключаются в реализации политической стратегии и детализируются посредством определения политических задач; в) политико-организационные средства, которые формируются государством для реализации политико-государственных механизмов; г) политико-правовое оформление механизмов, обеспечивающее закрепление политических интересов в юридических документах; д) формальную стратегию и неформальные практики политико-государственных механизмов.
2. Национальная система политико-государственных механизмов регулирования экономики состоит из базовых и специальных механизмов.
Базовые политико-государственные механизмы выполняют ключевую роль в реализации государственных интересов, включают в себя политико-организационные механизмы (глава государства, парламент, правительство и др.) и политико-правовые механизмы (системная, многофункциональная и объёмная совокупность законодательно-правовых норм, обеспечивающих осуществление политической воли и государственной экономической политики в рамках политико-государственной стратегии развития и реализации государственных интересов).
Специальные политико-государственные механизмы по своим характеристикам производны от базовых механизмов, по функциональному предназначению - от конкретных политических целей в экономической сфере. Комбинация специальных механизмов специфична и уникальна для каждого государства на каждом этапе его развития.
Успех экономических преобразований в государствах с переходной экономикой зависит от способности политической власти сформировать и реализовать национальную систему соответствующих переходному состоянию политико-государственных механизмов регулирования экономики.
3. Детерминантами формирования и развития систем политико-государственных механизмов регулирования переходной экономики в странах «рыночного социализма» являлись: 1) уровень экономического развития этих государств, требующий кардинальных изменений в управленческой парадигме; 2) сохранение социалистической идеологии; 3) суверенный характер формирования политической стратегии, основанной на интересах государства, а не отдельных групп интересов; 4) авторитарный характер политической системы и стабильность партийного политического режима, обеспечившие управляемость общественными процессами в условиях неразвитости гражданского общества; 5) единство правящей партийной элиты и партийной бюрократии, обеспечивших в условиях отсутствия партийной конкуренции продуцирование политических ценностей в экономической сфере, процесс принятия и реализации политических решений, отвечающих национальным интересам.
В посткоммунистических государствах основными социально-политическими детерминантами развития систем политико-государственных механизмов регулирования переходной экономики стали: 1) необходимость создания принципиально новой социально-экономической базы для формирующейся демократической политической системы; 2) изменение институционального дизайна государства и политического режима; 3) спонтанный характер формирования и отсутствие консолидации новых посткоммунистических элитарных групп и политических партий; 4) восприятие правящими элитами либеральной модели государственного регулирования экономики; 5) низкий уровень политической активности гражданского общества.
4. Основанием для выделения этапов развития постсоветской системы политико-государственных механизмов регулирования экономики России является характер политического режима государства, предопределяющий политическую стратегию государства в экономической сфере и обуславливающий необходимость функционирования конкретных механизмов и их специфику. Этот критерий позволяет определить этапы развития российской системы политико-государственных механизмов в экономике и обозначить её конфигурацию.
На первом этапе развития рассматриваемой системы (1991-1999 гг.) олигархическо-авторитарный политический режим опирался на радикально-либеральную экономическую стратегию, новые базовые и специальные политико-государственные механизмы регулирования переходной экономики, определившие характер и политические результаты трансформации экономических отношений в нашем государстве: политико-организационные и политико-правовые механизмы, приватизацию и участие государства в создании финансового рынка.
На втором этапе развития (2000-н.вр.) бюрократически-авторитарный политический режим сформировал консервативно-либеральную стратегию развития российской экономики, что обусловило соответствующую адаптацию политико-государственных механизмов регулирования экономики (как базовых, так и специальных) и формирование новых специальных инструментов в виде создания государственных корпораций.
5. На первом этапе развития постсоветской системы политико-государственных механизмов регулирования экономики (1991-1999 гг.) в силу слабости государства политико-организационные механизмы не смогли стать эффективными инструментами регулирования экономики. Однако предпринятые в начале второго этапа (2000-н.вр.) меры совершенствования системы политико-властных институтов отчасти способствовали повышению уровня их функционирования.
Современная качественная оценка сложившихся сегодня в России политико-организационных механизмов регулирования экономики заключается в том, что они неэффективны, и прежде всего потому, что неспособны осуществить отказ от существующей сырьевой модели экономического развития России в силу следующих особенностей российской политической системы: 1) отсутствия в государстве системы сдержек и противовесов, свойственной демократическим обществам и позволяющей развивать экономику в интересах всего общества; 2) чрезмерной власти Президента РФ и индивидуализировано-волевого характера принятия государственных решений в экономической сфере; ведущей роли президентских структур (в первую очередь, его администрации) в формировании экономического курса, стратегических и тактических задач; 3) отсутствия политической конкуренции, неспособности парламента формировать и отстаивать собственные позиции и идеи экономического развития; 4) низкого качества функционирования федеральных исполнительных органов во главе с Правительством РФ; 5) формального характера независимости судов и коррумпированности судейского корпуса; 6) слабости гражданского общества, отсутствия развитых механизмов контроля власти.
6. Политико-правовые механизмы регулирования экономики являются нормативным оформлением государственных интересов в экономической сфере. На первом этапе развития постсоветской системы политико-государственных механизмов регулирования российской экономики (1991-1999 гг.) политико-правовые механизмы максимально реализовали лишь функцию легитимизации новых политических ценностей, но в недостаточной мере - функцию правового регулирования экономических отношений и не смогли выполнить функции удовлетворения и защиты государственных интересов в экономической сфере. На втором этапе (2000-н.вр.), в период укрепления государственной власти в России, обозначилось неоправданное усиление публично-правового регулирования экономических отношений, не способствующее развитию рыночных отношений. В настоящий момент очевидным стало несоответствие существующей политико-правовой основы регулирования экономических отношений требованиям инновационной экономики и неспособность политико-организационных механизмов сформировать адекватные вызовам времени правила. Современные значимые политико-правовые проблемы, препятствующие развитию рыночной экономики и требующие разрешения, обусловлены проблемами политического характера.
7. Политическая направленность приватизации как специального политико-государственного механизма преобразования отношений собственности обусловлена спецификой постсоветских трансформаций в России. В переходных общественных системах приватизация направлена на решение целого ряда политических задач, она является инструментом политико-государственного решения вопросов собственности.
На первом этапе развития постсоветской системы политико-государственных механизмов регулирования экономики (1991-1999 гг.) в результате приватизации собственность была демонополизирована, негосударственный сектор стал доминирующим в российской экономике. Вместе с тем, отсутствие, а затем противоречивость политико-правовых механизмов, неэффективность, некомпетентность и в целом низкое качество политико-организационных механизмов регулирования экономики не позволили достичь других важных политических целей приватизации: её результаты были прямо противоположны задачам формирования эффективной экономики и среднего класса. Второй этап (2000-н.вр.) стал этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью и системы управления приватизационными процессами. Приватизация утратила ярко выраженный политический характер и приобрела иную направленность: не на расширение частной сферы в экономике, а на оптимизацию государственного участия в ней.
События последнего времени наглядно демонстрируют не только незавершённость приватизации, но и свидетельствуют о политической актуализации этого механизма, а также о сохраняющихся в российском обществе противоречивых представлениях о необходимости, целях и методах её проведения. Современные тенденции приватизационного процесса убеждают в том, что низкое качество политико-организационных механизмов регулирования экономики по-прежнему остаётся главным сдерживающим фактором формирования эффективной экономики и проведение дальнейшей приватизации при существующем политическом режиме будет противоречить интересам гражданского общества.
8. Политический интерес государства в формировании и развитии рынка ценных бумаг определяется значимостью этого феномена для жизнеобеспечения государства. В переходных обществах рынок ценных бумаг становится политико-государственным механизмом формирования рыночной экономики, генезис и эволюция его развития зависят от государственной политики проведения приватизации и иных направлений реформ.
Политическая направленность государственного регулирования рынка ценных бумаг прослеживается на всех этапах становления российского общества: на первом этапе развития постсоветской системы политико-государственных механизмов регулирования экономики (1991-1999 гг.) цель государства заключалась в формировании рынка как системообеспечивающего элемента рыночной экономики; на втором этапе (2000-н.вр.) политическая функция рынка ценных бумаг состоит в формировании инвестиционной привлекательности России. Современная политическая стратегия развития рынка ценных бумаг нацелена на создание в российской столице мирового финансового центра.
Современные ключевые проблемы развития российского рынка ценных бумаг (отрыв политических деклараций от социально-экономических реалий; отсутствие национальной доктрины развития рынка ценных бумаг; ориентированность рынка на иностранных инвесторов; отсутствие массового внутреннего инвестора; вопросы защищённости национального фондового рынка) имеют политическую обусловленность и требуют государственного разрешения.
9. Государственные корпорации, как механизм усиления политико-государственного участия в экономике, создавались политической властью России в наиболее приоритетных сферах экономики, в которых прямое участие государства представлялось неэффективным, на втором этапе развития системы политико-государственных механизмов регулирования российской экономики (2000-н.вр.), который получил название «корпоративно-государственного капитализма».
Политико-декларативное предназначение корпораций заключалось в усилении государственного воздействия на экономику: государственные корпорации должны были стать дополнительными политико-организационными механизмами в условиях несоответствия системы государственного регулирования экономики (в её институциональном измерении) вызовам социально-экономического развития России. Неформальные мотивы их создания заключались в стремлении к масштабному перераспределению собственности, установлению контроля правящей политической элиты над наиболее финансово-ёмкими сферами экономики.
Основные политические причины неэффективности государственных корпораций в России - закрытость процессов подготовки и принятия политического решения об их создании, отсутствие критериев оценки их деятельности и полноценного контроля как со стороны государства, так и гражданского общества за эффективным использованием переданного им государственного имущества и др. - обусловлены интересами правящей элиты.
10. Систематизация используемых в российской практике постсоветского периода политико-государственных механизмов регулирования экономики и проведённое исследование их поэтапного развития позволяют констатировать, что рассмотренные механизмы продиктованы идеологической мотивацией, служат для реализации политических целей, политико-административным является механизм их формирования, особенностями политической системы и состоянием гражданского общества определяется характер их развития. Определяющая роль в развитии экономики принадлежит политико-организационным механизмам.
1.Колобова Г.А. Система политико-государственных механизмов регулирования российской экономики // Власть в современной России и Республике Башкортостан: политологические и социально–экономические аспекты (коллективная монография). Уфа: БАГСУ, 2013. ISBN 978-5-4457-0011-1. С. 223-245 (1,5 п.л.).
2.Колобова Г.А. Особенности политико-государственных механизмов регулирования экономики в постсоветской России. М.: Этносоциум, 2012. ISBN 978-5-904336-39-4. 360 с. (21 п.л.).
3.Колобова Г.А. Политические механизмы государства в переходной экономике: вопросы теории и практики. LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbruken, Deutschland, 2011. ISBN 978-3-8465-2532-6. 250 с. (10,5 п.л.).
4.Колобова Г.А. Политико-государственные механизмы регулирования переходной экономики: мировой и российский опыт. Уфа: Гилем, 2011. ISBN 978-5-7501-1247-0. 113 с. (7,2 п.л.).
5.Колобова Г.А. Политико-правовые механизмы – базовый государственный инструментарий регулирования экономики в постсоветской России // Актуальные проблемы правового регулирования имущественных отношений: коллективная монография (под науч. ред. Г.А. Колобовой). Уфа: БАГСУ, 2011. ISBN 978-5-903358-65-6. С. 4 - 58. (3,3 п.л.).
б) публикации в рецензируемых научных журналах, определённых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации:
6.Колобова Г.А. Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования // Власть. 2013. № 10. С. 42 – 46 (0,5 п.л.).
7.Колобова Г.А. Политический режим как ключевой детерминант развития системы политико-государственных механизмов регулирования российской экономики в постсоветский период // Право и политика. 2012. № 11. С. 1829 – 1837 (0,9 п.л.).
8.Колобова Г.А. О современном состоянии политико-правовых механизмов регулирования российской экономики // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 3 (29). С. 26 – 34 (0,75 п.л.).
9.Колобова Г.А. Государственные корпорации как политико-государственные механизмы регулирования российской экономики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8 (22). Ч. 2. С. 101–104 (0,45 п.л.).
10.Колобова Г.А. Политико-институциональное участие государства в генезисе и эволюции финансового рынка России // Власть. 2012. № 7. С. 78 – 83 (0,6 п.л.).
11.Колобова Г.А. Совершенствование политико-организационных механизмов регулирования российской экономики на современном этапе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (21). Ч. 3. С. 73 – 76 (0,35 п.л.).
12.Колобова Г.А. Развитие российской государственной стратегии обеспечения экономической безопасности в постсоветский период // Национальная безопасность / Nota bene. 2012. № 4 (21). С. 13 – 21 (0,9 п.л.).
13.Колобова Г.А. Стратегия инновационного развития российской экономики // Власть. 2012. № 5. С. 13 – 18 (0,6 п.л.).
14.Колобова Г.А. Российская приватизация как политико-государственный механизм преобразования отношений собственности // Политика и общество. 2012. № 3. С. 13 – 22 (0,9 п.л.).
15.Колобова Г.А. Стратегические направления модернизации политико-правовых механизмов регулирования российской экономики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 1 (15). Ч.2. С. 80 – 84 (0,6 п.л.).
16.Колобова Г.А. Реализация политических интересов государства в правовом регулировании экономических отношений: российская практика // Право и политика. 2011. № 11. С. 1814 – 1823 (1 п.л.).
17.Колобова Г.А. Политико-правовая практика регулирования переходной экономики в Китайской Народной Республике // Евразийский юридический журнал. 2011. № 10 (41). С. 47 – 50 (0,6 п.л.).
18.Колобова Г.А. Политико-экономическая стратегия постсоветской России как критерий периодизации трансформационного процесса // Власть. 2011. № 7. С. 8 – 11 (0,5 п.л.).
19.Колобова Г.А. Политико-государственные механизмы: теоретико-методологические аспекты // Право и политика. 2011. № 7. С. 1206 – 1211 (0,6 п.л.).
20.Колобова Г.А. Опыт применения политико-государственных механизмов регулирования переходной экономики в странах «рыночного социализма» // Вестник ВЭГУ. 2011. № 4 (54). С. 119 – 124 (0,4 п.л.).
21.Колобова Г.А. Преобразования посткоммунистических европейских стран: взгляд сквозь призму политико-государственных механизмов регулирования экономики // Вестник Башкирского университета. 2011. Том 16. № 2. С. 523–528 (0,5 п.л.).
22.Колобова Г.А. Политико-государственные механизмы в экономике // Социология власти. 2011. № 1. С. 111 – 118 (0,5 п.л.).
23.Колобова Г.А. Политический механизм: анализ категории // Вестник Башкирского университета. 2010. Том 15. № 4. С. 1227 – 1230 (0,5 п.л.).
24.Колобова Г.А. Особенности политико-правовой практики регулирования переходной экономики в отдельных посткоммунистических странах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2(13). С.190 – 193 (0,5 п.л.).
25.Колобова Г.А. Политический контекст государственного регулирования в странах с переходной экономикой // Социология власти. 2010. № 6. С.138 – 144 (0,5 п.л.).
26.Колобова Г.А. К вопросу о правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1(12). С.130 – 133 (0,5 п.л.).
в) иные научные публикации по теме исследования:
27.Колобова Г.А. Современные политико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности // Актуальные проблемы российского права в современных условиях (выпуск 3): сб. материалов науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2013. С. 6 – 12 (0,4 п.л.).
28.Колобова Г.А. Социально-политические детерминанты и этапы развития системы политико-государственных механизмов регулирования экономики в постсоветской России // Актуальные проблемы российского права в современных условиях (выпуск 2): сб. материалов науч.-практ. конф. – Уфа: БАГСУ, 2012. С. 3 – 15 (0,9 п.л. – в соавторстве с Колобовым А.А.).
29.Колобова Г.А. Общее и особенное в развитии национальных систем политико-государственных механизмов регулирования переходной экономики // Политика и право в социально-экономической системе общества: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции, г. Москва, 9 – 10 октября 2012 г. М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. С. 361 – 368 (0,6 п.л.).
30.Колобова Г.А. К вопросу о политико-правовых механизмах регулирования инновационной экономики // Актуальные проблемы права и государственности в эпоху глобализации: материалы международной научно-практической конференции (18 ноября 2011 г.)/ Восточная экономико-гуманитарная академия (Академия ВЭГУ); Юридический институт. Уфа, 2012. С. 79 – 85 (0,35 п.л.).
31.Колобова Г.А. Российское государство как основной субъект обеспечения экономической безопасности // Политика и право в социально-экономической системе общества: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, г. Москва, 2-3 июля 2012 г. М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. С. 221 – 232 (0,6 п.л.).
32.Колобова Г.А. Политические аспекты совершенствования государственных институтов регулирования российской экономики // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 20-21 апреля 2012 года: в 5 ч. Ч. II / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2012. С. 7 – 15 (0,6 п.л.).
33.Колобова Г.А. Политико-правовые механизмы российского государства в условиях переходной экономики (2000 – 2007) // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 2 (28). С. 25 – 30 (0,5 п.л.).
34.Колобова Г.А. Соответствуют ли политико-правовые механизмы требованиям инновационной экономики? // Инновационная экономика: регион, отрасль, предприятие: сб. материалов рос. науч.-практ. конф. /под общ. ред. Л.С. Валинуровой, О.Б. Казаковой, Н.З. Мазур, В.М. Пушкаревой. Уфа: БАГСУ, 2012. С. 133 – 137 (0,25 п.л.).
35.Колобова Г.А. Политико-правовые механизмы российского государства в условиях переходной экономики (1991-1999) // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 1 (27). С. 15 – 21 (0,7 п.л.).
36.Колобова Г.А. Политико-правовые условия реализации экономических прав граждан в современной России // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Уфа, 8 декабря 2011 года: в 2 ч. Ч. I / под общ. ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2011. С. 121 - 126 (0,35 п.л.).
37.Колобова Г.А. Структурные особенности политико-государственных механизмов регулирования экономики // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции, г.Уфа, 28-29 апреля 2011 года: в 5 ч. Ч. II / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2011. С. 19 – 25 (0,4 п.л.).
38.Колобова Г.А. О политической природе нормативно-правового регулирования общественных отношений // Актуальные проблемы российского права в современных условиях: сб. материалов научн.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2011. С. 33 – 38 (0,35 п.л.).
39.Колобова Г.А. Политико-правовое регулирование экономических отношений как одно из условий укрепления гражданского единства и межнационального согласия в современной России // Россия и её регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2011. С. 331 – 334 (0,45 п.л.).
40.Колобова Г.А. Государство как политический механизм обеспечения эффективной экономики // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Уфа, 8 декабря 2010 года: в 4 ч. Ч. II / под общ. ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2011. С. 54 – 60 (0,4 п.л.).
41.Колобова Г.А. Государственная политика и экономика: к вопросу об оптимальной модели воздействия // Модернизация правового обеспечения экономических отношений на современном этапе развития правового государства и гражданского общества: сб. материалов Всерос. науч. - практ. конф. / Уфа: БАГСУ, 2011. С. 6 – 9 (0,25 п.л.).
42.Колобова Г.А. К вопросу о понятии «финансовый рынок» // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы II Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 28-29 апреля 2010 года: В 7 ч. Ч.2 / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. С. 29 – 33 (0,25 п.л.).
43.Колобова Г.А. Государственная стратегия на финансовом рынке: проблемы реализации // Международная научно-практическая конференция «Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии»: сборник материалов. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2010. С. 82 – 86 (0,4 п.л.).
44.Колобова Г.А. Особенности политико-экономической трансформации в постсоветской России // Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2010. С.143 – 147 (0,3 п.л.).
45.Колобова Г.А. К вопросу о моделировании государственного воздействия на экономические отношения // Модернизация правового регулирования гражданско-правовых отношений в рыночных условиях: сб. материалов науч. - практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2010. С. 15 – 24 (0,5 п.л.).
46.Колобова Г.А. Становление рыночных отношений: российский опыт // Модернизация правового регулирования гражданско-правовых отношений в рыночных условиях: сб. материалов науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2010. С. 5 – 12 (0,4 п.л.).
47.Колобова Г.А. Развитие финансового рынка как экономико-правовая проблема // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 9-10 апреля 2009 года. В 7 ч. Ч. 5/ под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009. С. 3 – 6 (0,25 п.л.).
48.Колобова Г.А. Роль государства в регулировании фондового рынка // Актуальные вопросы правового регулирования экономических отношений: сборник материалов науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2009. С.115 - 121 (0,4/0,2 п.л. – в соавторстве с Данилко С.М.).
49.Колобова Г.А. О гражданско-правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг // Актуальные вопросы правового регулирования экономических отношений: сборник материалов науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2009. С.107 – 115 (0,5 п.л.).
50.Колобова Г.А. К вопросу о статусе государственных корпораций // Актуальные вопросы правового регулирования экономических отношений. Сборник материалов науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2008. С. 16 – 24 (0,5/0,25 п.л. – в соавторстве с Фроловым А.Д.).
51.Колобова Г.А. Уполномоченные органы федерации и субъектов федерации на рынке ценных бумаг: российский опыт // Взаимодействие центра и регионов в практике государственного строительства: мировой и российский опыт: материалы международной научно-практической конференции «Мировой и российский опыт взаимодействия центра и регионов в практике государственного строительства». Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. С. 160 – 166 (0,5 п.л.).
52.Колобова Г.А. О модели государственного регулирования фондового рынка// Современные тенденции регулирования экономических отношений: сборник материалов научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2007. С. 5 – 8 (0,3 п.л.).
53.Колобова Г.А. Современные задачи государства в формировании российского фондового рынка // Российское государство и бизнес: проблемы и перспективы современных взаимоотношений. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Уфа: изд-во «Гилем», 2007. С. 96 – 106 (0,6/0,3 п.л. – в соавторстве с Григорьевой О.Л.).
54.Колобова Г.А. Рыночные отношения как предмет правового регулирования // Российское государство и бизнес: проблемы и перспективы современных взаимоотношений. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Уфа: Изд-во «Гилем», 2007. С. 60 – 64 (0,3 п.л.).
55.Колобова Г.А. О соотношении государственных и рыночных начал в управлении экономикой // Публичные и частные начала в регулировании экономических отношений: сборник материалов научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2006. С. 5 – 9 (0,25 п.л.).