2. К основным номинологическим моделям относятся имянаречение, имявоплощение, имяосмысление. Онтологический потенциал имянаречения связан с формированием «номинологического коридора», задающего перспективу самосознания личности в художественном мире. Имяосмысление и имявоплощение определяют номинологические горизонты субъекта эстетической деятельности. Наиболее репрезентативным для имяосмысления родом литературы является лирика.
3. Структурообразующим элементом коллективной мифологии участников литературного общества «Арзамас» является генеалогический код. Имянаречение и имявоплощение - основные модели, проявленные в номинологическом мифе первых русских романтиков. В системе литературных имен воплотились представления о первостихиях, микро- и макрокосме. Игровая мифология основана на принципе зеркального отражения: эстетически воссозданный мир структурировался через имя, а имя отражало явленный в нем мир.
4. Онтология имени формирует персональный миф в лирике А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Основу пушкинской «философии имени» составляют стихотворения «Желание славы» и «Что в имени тебе моем?». Осмысление природы «моего имени» в этих произведениях осуществляется в парадигмах отрыва слова от личности с последующим восстановлением ценностной триады «я-моеимя-бытие». Онтологическое единство формируется в зоне контакта с другим «я».
Маркированным элементом номинологического мифа Лермонтова является эстетический комплекс «мое названье». Отстраненная позиция «другого» по отношению к лермонтовскому герою часто соотносится с негативной оценкой. Это определяет энергийное поле имени, которое балансирует на грани славы и проклятия.
5. Авторская номинологическая стратегия в персональном мифе А.С.Пушкина связана с онтологизацией фамилии (лирика 1814-1830 гг.). Лицейские тексты воссоздают процесс творческой самоидентификации героя. В поэтическом диалоге с В. Л. Пушкиным и стихотворении «Моя родословная» происходит соотнесение собственной фамилии с комплексом общих родовых качеств.
Основу персонального именного мифа М. Ю. Лермонтова составили аллюзии на ветхозаветную историю (князь Михаил) и Апокалипсис (архангел Михаил). Процесс имяосмысления определяется христианской парадигмой покровительства святого, именем которого называется человек.
6. Мотивы «утаенной любви» А. С. Пушкина и «тайного страдания» М. Ю. Лермонтова раскрываются с помощью приема номинологического намека. В лирике Пушкина «утаенная любовь» связана с сокрытием имени возлюбленной от других. В лирике Лермонтова «тайное страдание» включается в ситуацию двойного сокрытия: от других и от себя. В постромантический период прием утаения имени возлюбленной осмысляется как эстетический штамп в творчестве обоих поэтов.
7. В «Борисе Годунове» А.С.Пушкина и «Маскараде» М.Ю.Лермонтова происходит деформация онтологического единства «личность-имя-бытие». В пушкинской трагедии это связано с деятельной активностью героя-самозванца. Онтологические горизонты имени определяются вечностью: «вечная слава» царевичу Димитрию, «анафема» - Гришке Отрепьеву. В драме Лермонтова номинологическая деструкция обусловлена давлением законов светского общества на человека. Утрата имени и замена его ролевой функцией становятся знаком обезличивания героев. В обоих произведениях отсутствие онтологического единства личности и имени характеризует искажение ценностных основ жизни.
8. Имяосмысление в контексте национально-этнических, культурно-исторических традиций связано с проблемой «имя и социум». Онтология имени в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина формирует горизонты национально-этнического мировосприятия и самосознания. Актуализация имени в цикле соотносится с ситуациями христианской молитвы, языческого обряда нанесения порчи, переименования, табу. В поэмах Лермонтова, вошедших в сборник 1840 г., мотив утраты имени обостряет конфликт между личностными устремлениями и жизненными обстоятельствами. В «Песне про купца Калашникова» ритуальная безымянность не отпетого после смерти героя преодолевается народной памятью о нем. В «Мцыри» номинологическое развоплощение - признак незавершенности самоидентификации личности как в контексте национально-родовых традиций, так и в монашеском служении.
9. Онтологический потенциал имени включает в себя самореализацию или идентификацию субъекта эстетической деятельности. В мифологии арзамасцев и в лирике А. С. Пушкина номинологическая ретроспекция связана с генеалогическим кодом. В лирике Лермонтова она реализуется в аспекте осмысления христианских традиций имянаречения. Номинологическая перспектива определена возможностью имявоплощения при жизни и после смерти. Несовпадение или слияние онтологических границ личности и имени обусловливает эстетическую рефлексию о номинологии в ее связи с законами миропорядка.
1.Афанасьева Э. М. Образ мира в стихотворении Ф. И. Тютчева «Пошли, Господь, свою отраду...» // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: «Гуманитарные науки» (филология). – 1999. – Вып. 6 (15). – С. 6–8.
2.Афанасьева Э. М. «Моя мольба» и «Юнкерская молитва»: поэтика шутливых «молитв» М. Ю. Лермонтова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Гуманитарные науки (Филология). – 2000. – Вып. 6 (22). – С. 22–25.
3.Афанасьева Э. М. «Отцы пустынники и жены непорочны…»: К проблеме религиозного диалога А. С. Пушкина и П. А. Вяземского // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. – Вып. 28. – СПб., 2002. – С. 137–141.
4.Афанасьева Э. М. «Отче наш…» в русской лирике XIX века // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки» («Филология»). – Вып. 3 (40). – 2004. – № 3. – С. 50–55.
5.Афанасьева Э. М. Образ читателя и феномен чтения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия Уральского университета. – Вып. 11. – Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2006. – № 41. – С. 35–46.
6.Афанасьева Э. М. Генеалогические основы русской литературы начала XIX века (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. Серия «Материалы международных, всероссийских и региональных научный конференций, семинаров, симпозиумов, школ». – 2006. – № 22. – С. 23–27.
7.Афанасьева Э. М. Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки // Сибирский филологический журнал. – 2007. – № 3. – С. 9–17.
8.Афанасьева Э. М. Поэтика романтических «желаний» в русской лирике XIX века (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 8. – С. 119–125.
9.Афанасьева Э. М. Мифологема родового имени в лицейской лирике Пушкина // Вестник Томского государственного университета.– 2009.– № 329. – С. 7–11.
10.Афанасьева Э. М. Мотив имени в эстетическом комплексе М. Ю. Лермонтова («Дереву» и «Мое завещание») // Известия Уральского государственного университета. – Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2011. – № 2 (90). – С. 129–133.
11.Афанасьева Э. М. Поэтика цикла А. С. Пушкина «Песни западных славян» (к проблеме онтологии имени) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 6. – Ч. 2. – С. 35–39.
12.Афанасьева Э. М. Генеалогическая пара «дядя и племянник»: к проблеме формирования персонального мифа в лирике А. С. Пушкин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. – № 16. – С. 119–125.
13.Афанасьева Э. М. Мотив власти имени в поэтическом диптихе А. С. Пушкина о Доридах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. – № 9 (27): в 2-х ч. – Ч. II. – С. 38–41.
14.Афанасьева Э. М. Мотив имени возлюбленной в лицейской лирике А. С. Пушкина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 24. – С. 223–230.
15.Афанасьева Э. М. Номинологические модели в художественных практиках: к проблеме онтологии имени // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10419 (дата обращения: 22.10.2013).
16.Афанасьева Э. М. Онтология имени в элегии А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово: КемГУКИ, 2013 – № 25. – С. 214–221.
II.Монография, антология
17.Русская стихотворная «молитва» XIХ века: Антология / [Науч. ред.: д.филол.н., проф. Т. Т. Уразаева]; Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч., библиогр. Э. М. Афанасьевой. – Томск: STT, 2000. – 239 с.
18.Афанасьева Э. М. Онтология имени в творчестве русских писателей начала XIX века: литературное общество «Арзамас», А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. – М.:ЛЕНАНД, 2013. 264 с.
III.Учебные пособия
19.Афанасьева Э. М. Феномен книги в художественном мире М. Ю. Лермонтова. Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 111 с.
20.Афанасьева Э. М. Феномен книги в художественном мире М. Ю. Лермонтова: учебное пособие. – Изд. 2. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. – 107 с.
IV.Работы, опубликованные в других изданиях
21.Афанасьева Э. М. Онтология имени в творчестве русских романтиков // Проблемы литературных жанров. Материалы Х Международной конференции, посвященной 400–летию г. Томска 15–17 октября 2001 г. – Ч. 1. – Томск: ТГУ, 2002. – С. 111–114.
22.Афанасьева Э. М. «Книга Судеб» в новогоднем цикле М. Ю. Лермонтова 1832 г. // Историко-литературный сборник. Материалы «Герценовских чтений» 2002 г. – СПб.: изд-во РГПУ, 2003. – С. 48–56.
23.Афанасьева Э. М. Онтология имени в стихотворении А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем…» //Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы второй Международной конференции. – Т. 1. – М.: Таганка, 2003.– С. 81–85.
24.Афанасьева Э. М. «Я так молилась: «Утоли». Природа молитвенного диалога Лермонтова и Ахматовой // Русская литература ХХ–ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы научной конференции 10–11 ноября 2004 года. –М.: МГУ, 2004. – С. 356–360.
25.Афанасьева Э. М. Религия любви в дневничках В. А. Жуковского 1814–1815 гг. // Дневники русских писателей: Литературный и исторический контекст. – Warsawa: Institut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego. – 2005. – С. 29–31.
26.Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева // Духовные начала русского искусства и образования. Сост. А. В. Моторин. – Великий Новгород: НовГУ. – 2005. – С. 180–190.
27.Афанасьева Э. М. Религия любви в дневниках В. А. Жуковского 1814–1815 гг. // Dzienniki pisarzy rosyjskich. Studia Rossica XVII / Red. nauk. Alicja Wołodżko-Butkiewicz, Ludmiła Łucewicz. – Warszawa: Institut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2006. – С. 21–32.
28.Афанасьева Э. М. Мотив «чтения души» в лирике М. Ю. Лермонтова // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. – Екатеринбург: УрГУ, 2006. – С. 28–33.
29.Афанасьева Э. М. Мотив рая в художественном мире поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» // Лермонтовские чтения–2007: Сборник статей / Под ред. С. С. Серейчика. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007.– С. 73–79.
30.Афанасьева Э. М. Религиозно-философская основа «Невыразимого» В. А. Жуковского // Классическая словесность и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики): сб. науч. ст. – Серия эволюция форм художественного сознания в русской литературе. – Вып. 2. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007.– С. 71–83.
31.Афанасьева Э. М. Русь и русский человек в евроазиатской модели мира романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» //Евроазиатский межкультурный диалог: «свое» и «чужое» в национальном самосознании культуры. Под ред. О. Б. Лебедевой. – Томск: ТГУ, 2007. – С. 55–63.
32.Афанасьева Э. М. Рукопись и книга как эстетический феномен в художественном мире М. Ю. Лермонтова// Studia Rossica. XIX, Dzienniki notatniki listi pisarzy rosyjskich. – Warszawa: Institut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2007. – S. 411–423.
33.Афанасьева Э. М. «Эго-текст» в поэтике М. Ю. Лермонтова: рукопись и книга как эстетический феномен // Ego document I literatura. Dzienniki, notatniki, listy pisarzy rosyjskich. Tezy referatów. – Warszava: Institut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2007. – S. 27–29.
34.Афанасьева Э. М. Архитектоника русской стихотворной молитвы // Studia Slavica Savariensia. 1–2. 2008. – Szombathely Сомбатхей (Венгрия), 2008. – С. 7–15.
35.Афанасьева Э. М. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: к проблеме творческой рефлексии // М. Ю. Лермонтов: Художественная картина мира. Сб. статей. –Томск: ТГПУ, 2008. – С. 150–158.
36.Афанасьева Э. М. Имяславские мотивы стихотворения Осипа Мандельштама «И поныне на Афоне…» // Духовные начала русского искусства и просвещения. Материалы VIII Международ. конференции. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – С. 303–307.
37.Афанасьева Э. М. К проблеме эволюции религиозных взглядов русских романтиков // Традиции русской православной культуры в языковой картине мира. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. – C. 38–44.
38.Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика русских поэтов XIX – начала ХХ вв. и проблема имяславия // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте» / Под общей редакцией И. Л. Волгина. – М.: Фонд Достоевского, 2008. – С. 387–389.
39.Афанасьева Э. М. Мотив имявоплощения в стихотворении А. С. Пушкина «Желание славы» // Теоретические и прикладные аспекты современной филологии: материалы XIII Всероссийских филологических чтений имени проф. Р. Т. Гриб (1928–1995). – Красноярск, 2008. – Вып. 8. – С. 225–228.
40.Афанасьева Э. М., Скутина А. Л. (Калашникова А. Л.). Образ душевных ключей: «Поток» М. Ю. Лермонтова и «Silentium» Ф. И. Тютчева // М. Ю. Лермонтов: Художественная картина мира. Сборник статей / Научный редактор Э. М. Афанасьева. – Томск: ТГПУ, 2008. – С. 86–93.
41.Афанасьева Э. М. Религиозно-мифологические истоки образа «огромной книги» в творчестве М. Ю. Лермонтова // Русская словесность: проблемы эволюции и поэтики: Сб. научных статей. – СПб.: Наука, САГА, 2008. – С. 24–28.
42.Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика М. Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения – 2008. – СПб: «Лики России», 2009. – С. 34–40.
43.Афанасьева Э. М. Мотив творения «нового мира» в арзамасской мифологии // Русская словесность: проблемы поэтики. Сб. научн. статей. – Вып. 2. – СПб: Изд-во РГГУ им. А. И. Герцена, 2009. – С. 69–76.
44.Афанасьева Э. М. Имя возлюбленной и романтический комплекс «тайного страдания» в творчестве М. Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения–2009. – СПб: Лики России, 2010. – С. 47–58.
45.Афанасьева Э. М. Онтология имени в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Пушкин и время. – Томск: Изд-во ТГУ, 2010. – С. 39–46.
46.Афанасьева Э. М. Перевод М. Ю. Лермонтова «Napoleon’s farewell»: к проблеме романтической онтологизации имени» // Лермонтовские чтения на Кавминводах–2010. Материалы международ. научн. конференции: ПГЛУ, 20 – 22 мая 2010 г. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – С. 117–123.
47.Афанасьева Э. М. Имяосмысление в контексте персонального мифа М. Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения–2010. – СПб: «Лики России», 2011. – С. 5–10.
48.Афанасьева Э. М. «Молитва» («Мира Заступница, Матерь Всепетая») Ю. В. Жадовской: поэтическое слово в ритуальной традиции XXI века // Слово и образ в русской художественной культуре: коллективная монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2011. – С. 31–39.
49.Афанасьева Э. М. Мотив «говорящего молчания» в эстетическом манифесте В. А. Жуковского «Невыразимое»: к вопросу об онтологической поэтике // Слово и образ в русской художественной культуре: коллективная монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2011. – С. 48–56.
50.Афанасьева Э. М. Новогодний цикл М. Ю. Лермонтова // Русский вестник / Bilten Nacionalne zajednice Rusa i Akademskog ruskog kluba. – Загреб. – 2011. – № 6. – С. 6–9.
51.Афанасьева Э. М. Генеалогические мотивы и онтология родового имени в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2012. – № 1. – С. 100–122.
52.Афанасьева Э. М. Мотив безымянности в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» // Лермонтовские чтения–2011. – СПб: «Лики России», 2012. – С. 114–121.