2. Введено понятие «потенциал саморазвития предпринимательской структуры», раскрывающее вклад предпринимательства в развитие национальной экономики в форме экономической власти и социальной ответственности бизнеса, первая из которых проявляется как экономические отношения господства и подчинения между субъектамихозяйствования, а вторая - в качестве социальной обязанности и отзывчивости. Потенциал саморазвития предпринимательской структуры представлен:
- как единство статических (совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих простое воспроизводство на основе применения экстенсивных факторов и методов управления) и динамических составляющих (возможности и целевые ориентации, которые организация накапливает, пополняет, восстанавливает, преобразует и реализует на протяжении всего периода своего функционирования с целью получения экономического и социального результата);
- как совокупность внутренних (индивидуальные способности предпринимателя, членов его команды, движущие силы организации, креативность компании и стремление к инновациям) и внешних (институциональные условия и ограничения со стороны прочих субъектов хозяйствования) компонентов, выступающих источником развития национальной экономики;
- как интегральное качество, характеризующее определенный уровень зрелости сущностных сил предпринимательской структуры как объекта хозяйственной деятельности, а также индивидуальную ценность, приводящую к расширению ее возможностей по включению в систему общественных отношений и управлению собственным развитием.
3. Для оценки уровня реализации предпринимательством потенциала саморазвития предложен соответствующий показатель «уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» и разработана методика его определения:
- предложен порядок расчета показателя «уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» как соотношения величин, характеризующих динамику изменения объемов имеющегося потенциала, и величин, характеризующих динамику его реализации;
- сформирована система статических показателей, характеризующих наличие потенциала саморазвития (среднегодовая численность занятых в экономике; численность предпринимательских структур; оборот организаций; среднегодовая полученная прибыль) и динамических, характеризующих реализацию потенциала саморазвития (объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах от их общего объема; величина заработной платы; объем налоговых платежей в бюджет; объем платежей в социальные и пенсионный фонды; объем инвестиций в человеческий капитал; объем вложений в социальную инфраструктуру; объем благотворительных отчислений; степень годности основных фондов; объем коррупционных платежей; доля «белой» заработной платы);
- установлены критерии интерпретации значений показателя «уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» (очень высокий уровень, высокий, низкий и отсутствие развития).
4. Доказано наличие деформации предпринимательской деятельности в современной России, проявлением которой выступает противоречие между перманентным увеличением экономического потенциала саморазвития предпринимательства и снижением темпов роста его реализации (что свидетельствует о невыполнении им своих ключевых экономических и социальных функций), что выразилось в разнонаправленных тенденциях, характеризующих его развитие:
- при условии ежегодного увеличения ряда экономических показателей (численность предпринимательских структур; обороты, характеризующие их деятельность; прибыльность от основной деятельности) для национальной экономики характерны: уменьшение объемов налоговых поступлений в бюджет, социальные и пенсионный фонды; перманентное увеличение доли «теневого» сектора в экономике; снижение позиций российского предпринимательства в международных рейтингах;
- при условии ежегодного увеличения масштабов благотворительной деятельности для российского предпринимательства характерно снижение его социальной ответственности перед собственными работниками, что проявляется в перманентном увеличении объемов «серой» заработной платы.
5. Обосновано, что причинами низкого уровня реализации предпринимательством имеющегося потенциала саморазвития в России выступают:
- отсутствие институциональных условий, что проявляется в высоком уровне коррумпированности и бюрократизации административной системы, неразвитости институтов страхования рисков и ответственности бизнеса, отсутствии четких механизмов стимулирования социальной активности бизнеса;
- несовершенство системы государственной поддержки предпринимательской деятельности, поскольку отсутствует механизм контроля за результативностью реализации программных мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности (предлагаемые критерии оценки результативности оказываемой государственной поддержки носят общий характер, не являются целевыми и не отражают результативности реализуемых мер; в субъектах Российской Федерации отсутствует эффективный механизм реализации федеральных средств, направленных на поддержку предпринимательской деятельности: нет объективной информации о потребностях бизнеса в поддержке, отсутствует обратная связь с предпринимателями и инструментарий привлечения структур к участию в реализуемых проектах).
6. Сформированы ключевые постулаты идеологии трансформации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- постановочные: мобилизация идеи и ее представление на материальном, поведенческом и ценностном уровнях (создание институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур и разделение власти и бизнеса посредством нивелирования избыточности и бессистемности государственной поддержки; формирование идеологической структуры государственного регулирования); построение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе ценностного целеполагания (упорядоченность целей с учетом ментальных особенностей российского предпринимательства) с использованием инструментов, обеспечивающих комплексное решение социально-экономических проблем);
- инструментальные: создание позитивного отношения к преобразованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в общественном сознании и обоснование необходимости его осуществления при сохранении сущностных признаков предпринимательства в условиях изменения социально-экономической среды; выделение стадий процесса трансформации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности (состояние ожидания; стабильная форма существования; максимальное раскрытие) и раскрытие их содержания в соответствии с изменениями интересов в системе «государство - предприниматель - работник»; предметная конкретизация социально-экономической и политической деятельности государства по регулированию предпринимательской деятельности, направленная на обеспечение реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.
7. Разработана структурная модель процесса трансформации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- сформирован механизм перехода от монополярного принципа государственного регулирования (где государство выступает инициатором и источником средств для развития предпринимательской структуры) к биполярному;
- выделены этапы проведения трансформации: подготовительный этап - создание институциональной базы для реализации предпринимательством потенциала саморазвития; этап реализации - формирование условий для наращивания предпринимательскими структурами своего экономического (ресурсного потенциала); этап адаптации - создание условий для эффективной реализации предпринимательскими структурами социальной составляющей потенциала саморазвития.
8. Предложен алгоритм привлечения и отбора предпринимательских структур для оказания им государственной помощи:
- ключевыми принципами реализации данного алгоритма выступают: согласованность национальных стратегических приоритетов и потребностей территорий; сочетание социальной необходимости и экономической целесообразности; единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей;
- этапами реализации алгоритма являются: 1) выявление сфер деятельности территории, требующих развития путем активизации в них предпринимательской деятельности; 2) определение специфики предпринимательской деятельности в интересующей сфере (необходимость формирования новых структур; целесообразность поддержки функционирующих структур; необходимость формирования инфраструктуры предпринимательской деятельности); 3) определение форм государственной поддержки (реализация программ финансирования, инвестирование под государственные гарантии, реализация механизма ГЧП); 4) формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер.
9. Сформирована система оценки результативности государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- предложены принципы оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности: независимости, многоуровневости, полноты, автономности, проверяемости, ответственности, открытости;
- выделены уровни осуществления оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности: независимый (внешний - международные рейтинги, характеризующие привлекательность российского бизнеса; внутренний - национальные рейтинги, характеризующие территории по степени реализации в них предпринимательством потенциала саморазвития) и регистрационный (показатели, формируемые и публикуемые Федеральной службой государственной статистики в составе данных официальной статистики);
- сформирована система показателей, характеризующих: эффективность государственной поддержки стратегически-важных и социально-значимых предпринимательских структур, результативность реализации предпринимательскими структурами своего потенциала саморазвития.
10. Определены пути совершенствования институциональных условий реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур:
- придание строго определенного долгосрочного юридического характера взаимодействиям в системе «государство - предприниматель»;
- обеспечение антикоррупционного состояния институциональной среды функционирования предпринимательских структур, в том числе на основе предложенной системы оценки результативности государственного регулирования их деятельности;
- оптимизация механизмов институциональной защиты российского предпринимательства в условиях усиления процессов международной интеграции и деятельности в рамках ВТО;
- институционализация инновационных процессов в развитии национального хозяйства страны;
- развитие института собственности в соответствии с современными тенденциями и требованиями рационализации хозяйственной деятельности.
11. Разработаны направления наращивания потенциала саморазвития предпринимательских структур:
- наращивание экономической составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур (на базе совершенствования технологической и институциональной среды национального хозяйства; развития интеграционных связей предпринимательских структур кластерного типа, формирования комплексной системы страхования; проведения неоиндустриализации крупных предпринимательских структур; полноценной реализации кадрового потенциала, направленной на обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала и др.);
- реализация социальной составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур (закрепление положительного восприятия российского предпринимательства как внутри страны, так и на мировой арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества в системе «федеральный центр ‑ муниципалитет ‑ предприниматель ‑ работник», ориентированного на решение задач комплексного социально-экономического развития территорий; формирование морально-этических ориентиров развития российского предпринимательства как основу мобилизации его внутреннего потенциала).
1.Блудов, А.М. Крупный бизнес в инновационной сфере экономики / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 2. – С.24-27. – 0,45 п.л.
2.Блудов, А.М. Направления развития государственной политики регулирования предпринимательской деятельности в современных экономических условиях / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 3. – С.59-62. – 0,45 п.л.
3.Лихачев, Н.А. Трансформация содержания категории «предпринимательская деятельность» / Н.А. Лихачев, А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 6. – С.121-126. – 0,75 п.л. (авт. 0,5 п.л.)
4.Блудов, А.М. Направления и меры государственного регулирования по развитию российского предпринимательства / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 1-2. – С. 41-44. – 0,6 п.л.
5.Блудов, А.М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 3-4. – С.31-35. – 0,55 п.л.
6.Блудов, А.М. Трансформация содержания предпринимательской деятельности в России / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6. – С.31-35. – 0,55 п.л.
7.Блудов, А.М. Интеграция малого и крупного бизнеса как условие развития малых предпринимательских структур / А.М. Блудов // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2011. – № 6-1. – С.150-155 – 0,65 п.л.
8.Блудов, А.М. Развитие механизмов государственной поддержки малого бизнеса на основе использования европейского опыта / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. –№ 7. – С.19-25. – 0,75 п.л.
9.Блудов, А.М. Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 8. – С.24-27 – 0,5 п.л.
10.Блудов, А.М. О необходимости развития бизнеса в социальной сфере на основе механизма государственно-частного партнерства / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 5-6. – С.23-26. – 0,45 п.л.
11.Блудов, А.М. О роли бизнес-инкубатора как элемента инфраструктуры развития предпринимательской деятельности в России / А.М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 7-8. – С.7-11. – 0,55 п.л.
12.Блудов, А.М. Роль и место малого бизнеса в обеспечении инновационного характера развития российской экономики / А.М. Блудов // Вестник ОрелГИЭТ. – 2012. – № 3 (21). – С.72-75 – 0,5 п.л.
13.Блудов, А.М. Избирательность государственной поддержки предпринимательской деятельности как условие ее эффективности/ А.М. Блудов // Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – Т.3. – № 21. – С.26-29. – 0,4 п.л.
14.Блудов, А.М. Роль и место антимонопольного регулирования в совершенствовании единой системы мер по развитию предпринимательства / А.М. Блудов // Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 9 (25). – 0,7 п.л.
15. Юрьев, В.М. Особенности трансформации российской системы государственного регулирования предпринимательской деятельности / В.М. Юрьев, А.М. Блудов // European Social Science Journal. – №10. – 2013. – 0,75 п.л.
16.Блудов, А.М. Направления модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России / А.М. Блудов // Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 11 (27). – 0,6 п.л.
Монографии:
17.Юрьев, В.М. и др. Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России / В.М. Юрьев, И.Т. Абдукаримов, А.М. Блудов [и др.].: колл.монография под науч.ред. В.М. Юрьева. – Сер.: Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. – Кн. 3. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 325 с. – 13,6 п.л. (авт. 1,5 п.л.)
18.Юрьев, В.М. и др. Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур в различных сферах национального хозяйства современной России / В.М. Юрьев, А.М. Блудов, Д.В. Ветров [и др.].: колл.монография под науч.ред. В.М. Юрьева. – Сер.: Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. – Кн. 5. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 381 с. – 16,1 п.л. (авт. 3,5 п.л.)
19.Юрьев, В.М. и др. Интегрированные предпринимательские структуры: инструментарий развития / В.М. Юрьев, Л.В. Антонов, А.М. Блудов [и др.].: колл.монография под науч.ред. В.М. Юрьева. – Сер.: Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. – Кн. 6. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 249 с. – 10,4 п.л. (авт. 2,0 п.л.)
20.Блудов, А.М. Государственное регулирование в системе детерминантов реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур. – Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес – Наука – Общество», 2013. – 301 с. – 18,1 п.л.
Другие публикации автора по теме исследования:
21.Блудов, А.М. Современное состояние малого предпринимательства в Тамбовской области / А.М. Блудов //Новые технологии и инновационные разработки: мат-лы I межвуз. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во А.В. Чеснакова, 2008. – 0,55 п.л.
22.Блудов, А.М. Модернизационные возможности развития малого бизнеса в современных экономических условиях / А.М. Блудов //Сб. науч. трудов каф. экономической теории и истории. – Вып. 2. – Тамбов, 2008. – 0,5 п.л.
23.Блудов, А.М. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства / А.М. Блудов //Сб. науч.трудов каф. экономической теории и истории. – Вып. 5. – Тамбов, 2008. – 0,45 п.л.
24.Блудов, А.М. Цивилизационная специфика России как фактор детерминации государственного управления / А.М. Блудов //Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. – 2009. – 0,6 п.л.
25.Блудов, А.М. Государственная политика развития малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации (на материалах Тамбовской области) / А.М. Блудов // Управление и общество: мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. – Тамбов: Изд-во Тамбовского филиала ОРАГС, 2009. – 0,5 п.л.
26.Блудов, А.М. Об отдельных направлениях развития микрофинансирования малого бизнеса / А.М. Блудов //Национальная экономика: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч.трудов. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 0,55 п.л.
27.Блудов, А.М. Развитие малого бизнеса в процессе реформирования естественных монополий / А.М. Блудов //Сб. науч.трудов каф. экономической теории и истории. – Вып. 1. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 0,7 п.л.
28.Блудов, А.М. Характеристика современного этапа развития предпринимательства / А.М. Блудов //Сб. науч. трудов каф. экономической теории и истории. – Вып. 4. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 0,48 п.л.
29.Блудов, А.М. Малое предпринимательство в России: перспективы развития в условиях глобального экономического кризиса / А.М. Блудов //Сб. науч. трудов каф. экономической теории и истории. – Вып. 5. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 1,1 п.л.
30.Блудов, А.М. Особенности инфраструктуры и деятельности фондов поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации / А.М. Блудов //Ученые записки ТРОГ ВЭОР. – Т.12. – Вып. 1. – 2009. – 0,8 п.л.
31.Блудов, А.М. К вопросу о роли государства в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (на материалах Тамбовской области) / А.М. Блудов //Аспекты ноосферной безопасности в приоритетных направлениях деятельности человека: мат-лы I-ой междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. – 0,5 п.л.
32.Блудов, А.М. Особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации (на материалах Тамбовской области) / А.М. Блудов //Личность в управлении. Личность управленца: мат-лы заочной всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ИП А.В. Чеснакова, 2010. – 0,45 п.л.
33.Блудов, А.М. Развитие малого и среднего предпринимательства как один из факторов устойчивого развития муниципальных образований (на материалах Тамбовской области) / А.М. Блудов //Управление и общество: посткризисное развитие регионов: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. – Тамбов: Изд-во ИП А.В. Чеснакова, 2010. – 0,5 п.л.
34.Блудов, А.М. Особенности развития малого бизнеса в современной России / А.М. Блудов // Проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики региона: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,9 п.л.
35.Блудов, А.М. Направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства / А.М. Блудов //Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: мат-лы III Ежегодной всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,6 п.л.
36.Блудов, А.М. Проблемы развития госкорпораций в условиях модернизации российской экономики / А.М. Блудов //Сб. науч.трудов каф.экономической теории и истории. – Вып. 2. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,4 п.л.
37. Блудов, А.М. Особенности российского предпринимательства на современном этапе / А.М. Блудов, Н.А.Лихачев // Новые тенденции социально-экономического развития России на современном этапе: мат-лы III Ежегодной всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов, Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 0,48 п.л. (авт.0,3 п.л.)
38.Блудов, А.М. Возможности и перспективы деятельности малого бизнеса при реформировании ЖКХ / А.М. Блудов // Формирование благоприятной предпринмательской среды внепроизводственной сфере: проблемы и перспективы: мат-лы I всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина 2010. – 0,7 п.л.
39. Блудов, А.М. Проблемы финансирования предпринимательской деятельности / А.М. Блудов //Экономические интересы финансовых институтов и перспективы инвестиций в реальный сектор экономики регимона: мат-лы междунар. науч.-практ.конф. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 0,5 п.л.
40.Блудов, А.М. Частно-государственное партнерство как инструмент взаимодействия государства, предпринимателя и социума / А.М. Блудов //Сб. науч. трудов каф. управления персоналом и маркетинга. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 0,6 п.л.
41.Блудов, А.М. Семейное предпринимательство как форма малого бизнеса / А.М. Блудов //Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. – 0,6 п.л.
42.Блудов, А.М. Перспективы развития малого бизнеса в контексте вступления в ВТО / А.М. Блудов //Саяпинские чтения: сб. материалов круглого стола. – Вып. 5. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – 0,55 п.л.
43.Блудов, А.М. Современное состояние предпринимательства в экономике России: проблемы и перспективы / А.М. Блудов // Сб. науч.трудов каф. политической экономии и мирового глобального хозяйства. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – 0,55 п.л.
44.Блудов, А.М. Направления трансформации системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современных условиях / А.М. Блудов // Сборник научных трудов аспирантов и преподавателей Института экономики и управления. – Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. – 0,5 п.л.
45.Блудов, А.М. Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе избирательности подходов к его реализации /А.М. Блудов// Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе хозяйствования. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 0,5 п.л.
46.Юрьев, В.М. Методические аспекты оценки реализации предпринимательскими структурами социально-экономического потенциала саморазвития / В.М. Юрьев, А.М. Блудов// Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе хозяйствования: мат-лы всерос.науч.-практ.конф. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 0,75 п.л. (авт.0,5 п.л.)
47.Блудов, А.М. Методические аспекты оценки уровня реализации предпринимательскими структурами потенциала саморазвития / А.М. Блудов, И.Н.Якунина // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: мат-лы II (V) междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь: изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2013. – 0,5 п.л.