2. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26.03.2009 г., определяющий правотворчество как деятельность субъекта правотворчества по разработке, принятию, опубликованию и прекращению действия нормативных правовых актов не полностью отражает функции правотворчества в стране. Выявлены следующие функции правотворчества в Таджикистане: политическая (закрепление и охрана политической системы общества); экономическая (правовое обеспечение всей системы хозяйствования, социально-экономических реформ) и духовная (возрождение и сохранение историко-культурных традиций). Между тем вышеназванные функции недостаточно полно отражены в действующем Законе РТ «О нормативных правовых актах».
3. Специфика правотворческой деятельности в Таджикистане выражается в том, что она осуществляется не только путем создания норм права, но и путем трансформации норм религии, морали и обычаев в правовые нормы и их закрепления в нормативных правовых актах. Это отразилось в принятии Законов РТ «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Позитивация норм религии, морали, обычаев должна исходить из позиции их необходимости и возможности развития в системе светского законодательства в условиях Таджикистана как демократического, правового и светского государства. Придерживаясь того мнения, что право должно доминировать над иными социальными регуляторами, следует согласовать нормы религии, морали и обычаев с нормами права, найти точки их соприкосновения и совпадения, в последующем закрепить их в нормативных правовых актах.
4. Эффективное осуществление правотворческой деятельности определяется множеством социальных факторов. В разные периоды развития Таджикистана, в зависимости от складывающихся в стране условий, прослеживается доминирование политических, экономических, демографических, религиозных факторов. Если в 90-е годы ХХ в. в условиях образования нового таджикского государства и политической нестабильности доминировал политический фактор, то после установления мира и согласия (27 июня 1997 г.) - экономический и демографический факторы. При этом на всех этапах наблюдается активность религиозной составляющей национального фактора.
5. После объявления республиками, входившими в состав СССР, независимости понятие «государственный язык» ассоциируется с национальным языком. Предлагается в процессе правотворчества в содержание понятия «государственный язык» наряду с национальным языком включить также язык межнационального общения, а также правила орфографии этих языков.
6. Проведение общественного обсуждения (всенародное и профессиональное обсуждение) законопроектов в Таджикистане свидетельствует о продолжающихся демократических процессах в правотворческой деятельности страны. Аргументируется необходимость более активного применения экспертизы (лингвистической, финансово- экономической, специальной научной и антикоррупционной) законопроектов и их общественного обсуждения как механизмов реализации принципов демократизма и профессионализма в законотворческой деятельности, обеспечения её гласности и открытости.
В целях развития и демократизации такой стадии законотворческого процесса, как законодательная инициатива, и обеспечения конституционного принципа разделения властей в правотворческой деятельности целесообразно наделить народ и высшие органы судебной власти Республики Таджикистан правом законодательной инициативы.
7. Специфика правотворчества в Таджикистане состоит в том, что в нем особую роль играет Президент Таджикистана, и обусловлена эта роль его особым правовым статусом. Согласно ст. 64 Конституции Республики Таджикистан, Президент в процессе правотворчества участвует в двух качествах: как глава государства (где он выступает от имени всего народа Таджикистана) и как глава исполнительной власти (где он выступает от имени исполнительной власти). В этих двух качествах Президент принимает участие во всех стадиях и на всех уровнях правотворчества страны.
8. Одной из главных причин, негативно влияющих на развитие правотворческой деятельности в стране, является дублирование полномочий органов исполнительной власти. В силу сказанного, требуются законодательное уточнение и дифференциация правотворческих полномочий (разработка, обсуждение, экспертиза проектов нормативных правовых актов) между Правительством Республики Таджикистан и Исполнительным аппаратом Президента республики, Министерством юстиции и Национальным центром законодательства при Президенте РТ.
9. Специфика регионов Таджикистана (экономико-социальная, географическая, культурная и др.) требует нового подхода к осуществлению правотворчества местными органами, а именно расширения и усиления под контролем центральных органов государственной власти самостоятельного правотворчества при решении вопросов местного значения, в особенности правотворчества местных представительных органов государственной власти.
10. Приобщение Таджикистана к традициям систематизации законодательства (традициям западной систематизации через российскую и советскую правовую систему) проходило в особых исторических условиях, в частности вхождения его территорий в разные периоды в состав различных государственных образований (Бухарской Народной Советской Республики, Туркестанской АССР, Таджикской АССР и Таджикской ССР). Вхождение Таджикистана в единое советское правовое пространство существенно повлияло на процессы развития правотворчества, формирования собственного законодательства и его последующей систематизации в форме кодексов, собрания законодательства, в частности в форме издания Свода законов.
11. Законность в правотворческой деятельности Таджикистана обеспечивается посредством судебного и внесудебного контроля. Судебный контроль выражается в осуществлении Конституционным судом конституционного надзора за соответствием нормативных правовых актов Конституции республики и в праве судов общей юрисдикции отменять акты местных органов государственной власти. Внесудебный контроль включает в себя осуществление парламентского контроля за правотворческой деятельностью местных представительных органов и разработкой нормативных правовых актов органами исполнительной власти, а также административного контроля со стороны органов исполнительной власти.
12. Модернизация контроля за правотворческой деятельностью в Таджикистане выражается в тесном сотрудничестве государства с частным сектором и институтами гражданского общества (в лице Общественного совета, Общественного движения национального возрождения и единства Таджикистана и др.) путем внедрения современных форм общественного контроля: проведение общественных обсуждений и экспертиз законопроектов и прямых теле- / радиодебатов.
1.Нематов А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан.– М.: Компания Спутник +, 2008.– 123 с. (7,69 п.л.).
2.Нематов А.Р. Законодательство в области средств массовой информации (глава 3, С. 72-219) // Правовые основы организации и деятельности средств массовой информации / Сост. колл. авт.– Душанбе: Деваштич, 2008.– 222 с. (13, 8 п.л.) (на тадж. яз.).
3.Нематов А.Р. Правоведение (учебно-методическое пособие).– Душанбе: ЭР-граф, 2010.– 52 с. (3,25 п.л.) (на тадж.яз.).
4.Нематов А.Р. Законодательная техника.– Душанбе: Шучоиён, 2011.– 199 с. (12,5 п.л.) (на тадж. яз.) (в соавторстве).
Рецензия: Сативалдыев Р.Ш. Законодательство.– Душанбе, 2011.– № 2.– С. 138-140.
5. Нематов А.Р. Законотворчество в Республике Таджикистан.– Душанбе: Дониш, 2013.– 152 с. (9,5 п.л.).
Рецензия: Дидыч Т.О. Развитие законотворчества как основа совершенствования законодательства (рецензия на монографию Нематова А.Р. Законотворчество в Республике Таджикистан / А.Р. Нематов. – Душанбе: Дониш, 2013. – 152 с.) // Научный вестник Ужгородского национального университета (Серия ПРАВО).– Ужгород (Украина).– Вып. 21 в 2-х т.– Т. 2. - Ч. 1. – 2013. – С. 262.
6. Нематов А.Р. Правотворчество в Республике Таджикистан.– Saarbrücken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing.– 2013.– 420 c. (17,5 п.л.)
Научные статьи и рецензии, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для докторских диссертаций:
7.Нематов А.Р. Нормативные свойства кодифицированных актов // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук.–Душанбе, 2006.– № 1.– С. 106–112 (0,4 п.л.).
8.Нематов А.Р. Проблемы кодификации Кодекса об административных правонарушениях (общая часть) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение.– Душанбе, 2006.– № 1-2.– С. 181–194 (0,3 п.л.).
9.Нематов А.Р. Проблемы кодификации Кодекса об административных правонарушениях РТ (особенная часть) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук.– Душанбе, 2007.– № 4.– С. 141–148 (0,5 п.л.).
10.Нематов А.Р. К вопросу соотношения кодификации и правотворчества // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение.– Душанбе, 2007.– № 4.– С. 118–122 (0,5 п.л.).
11.Нематов А.Р. Вопросы доступа к информации в законодательстве Республики Таджикистан о СМИ в условиях меняющегося мира // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение.– Душанбе, 2009.– № 4.– С. 169–172 (0,5 п.л.).
12.Нематов А.Р. Правотворческая составляющая кодификации законодательства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки.– М., 2009.– № 5 (праздничный номер, посвященный 50-летию РУДН).– С. 30-36 (0,65 п.л.).
13.Нематов А.Р. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и будущее» // Государство и право.– М., 2009.– № 10.– С. 60–64 (0,5 п.л.).
14.Нематов А.Р. Правотворчество – конечная стадия правообразования (Рецензия на монографию: Правотворчество органов власти в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Под ред. О.И. Цыбулевской.- Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. 264 с.) // Ученые записки юридического факультета.– СПб., 2010.– Вып. 19 (29).– С. 76–80 (0,4 п.л).
15.Нематов А.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов как фактор противодействия коррупции в Таджикистане // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.– М., 2012.– № 3 (34).– С. 29–33 (0,5 п.л.).
16.Нематов А.Р. Генезис института закона в Таджикистане // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.– М., 2012.– № 4 (35).– С. 87–100 (1,2 п.л.).
Научные статьи и рецензии, опубликованные в научных журналах, сборниках, материалах республиканских и международных конференций:
17.Нематов А.Р. Некоторые вопросы кодификации административного законодательства // Современные проблемы правоведения (сб. научных статей).– Худжанд, 2004.– С. 106–109 (0,2 п.л.).
18.Нематов А.Р. Теория демократии и полномочия Конституционного суда: два взгляда на проблему // Современные проблемы правоведения (сб. научных статей).– Худжанд, 2004.– С. 91–105 (0,7 п.л.) (в соавторстве).
19.Нематов А.Р. К вопросу становления и развития института кодификации в Республике Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.– Худжанд, 2004.– № 3-4.– С. 44–47 (0,2 п.л.).
20.Нематов А.Р. Понятие кодификации (сравнительный анализ) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.– Худжанд, 2005.– № 3-4.– С. 21–25 (0,2 п.л.).
21.Нематов А.Р. Кодификация и правовые системы современности // Некоторые проблемы государства и права современного этапа (сб. научных статей).– Худжанд, 2005.– Вып. 1.– С. 77–83 (0,3 п.л.).
22.Нематов А.Р. Место кодифицированных актов в системе нормативно-правовых актов Таджикистана // Юридические науки.– М., 2006.– № 3 (19).– С. 20–24 (0,2 п.л.).
23.Нематов А.Р. Законодательства стран СНГ о средствах массовой информации в условиях глобализации и региональной интеграции // Национальные правовые системы стран СНГ в условиях глобализации и региональной интеграции (Материалы международной конференции, г. Душанбе, Таджикистан, 19-20 ноября 2007 г.).- Душанбе: Эчод, 2007.- С. 288-295 (0,5 п.л.).
24.Нематов А.Р. Правотворчество, систематизация и кодификация // Хдёт ва конун (Жизнь и закон). Сборник Министерства юстиции РТ.-Душанбе, 2008.- № 1- С. 22-34 (0,8 п.л.).
25.Нематов А.Р. Вопросы защиты чести и достоинства человека в законодательстве о СМИ и механизмы их реализации // Проблемы реализации законодательства о СМИ в Республике Таджикистан (Материалы республиканской научно-практической конференции. Душанбе. 28 февраля 2008 г.).- Душанбе: Деваштич, 2008.- С. 40-45 (0,3 п.л.).
26.Нематов А.Р. Рецензия на монографию Разоккова Б.Х. Государственное управление в Республике Таджикистан: правовые проблемы теории и практики // Хаёт ва конун (Жизнь и закон). Сборник Министерства юстиции Республики Таджикистан- Душанбе, 2008.- № 1.- С. 85-91 (0,4 п.л.) (в соавторстве).
27.Нематов А.Р. Конституционно-правовые основы правотворческой деятельности государственных органов по формированию правовой экономики в Республике Таджикистан // Конституция Республики Таджикистан и проблемы формирования правовой экономики (сборник статей научно-практической международной конференции, 25-26 сентября 2009 г.).- Душанбе; Матбуот, 2009- С.132-141 (0,6 п.л.).
28.Нематов А.Р. Конституционно-правовые основы правотворческой деятельности государственных органов в Республике Таджикистан // Хдёт ва конун (Жизнь и закон). Сборник Министерства юстиции РТ. (Праздничный номер, посвященный 15-летию Конституции Республики Таджикистан).- Душанбе, 2009.- С.149-159 (0,6 п.л.).
29.Нематов А.Р. Парадоксы законодательства - критерии правотворческой ошибки // Конституция Республика Таджикистан: теория и практика её применения (Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 15-летию Конституции Республики Таджикистан).- Душанбе: Шучоиён, 2009-С.151-158 (0,5 п.л.).
30.Нематов А.Р. Методологическое значение трудов академика Ф.Т. Тахирова в исследовании истории правотворчества Таджикистана // Тахиров Фазыл Тахирович (Материалы к библиографии ученых Таджикистана).- Душанбе: ЭР-граф, 2009.- Вып. 96.- С. 58-66 (0,5 п.л.).
31.Нематов А.Р. Преподавание курса «юридическая техника» как фактор повышения эффективности правотворческой деятельности государственных органов Таджикистана // Юридическая техника.– Н. Новгород, 2009.– № 3.– С. 235–239 (0,75 п.л.).
32.Нематов А.Р. К вопросу соотношения качества закона и законодательной техники // Язык и качество закона (Материалы республиканской научно-практической конференции, Душанбе, 22 июня).– Душанбе; Шучоиён, 2010.– С. 151–165 (0,8 п.л.) (на тадж. яз.).
33.Нематов А.Р. Правотворческая деятельность Президента Республики Таджикистан // Президент Республики Таджикистан – гарант Конституции и законов (Материалы научно-практической конференции, посвященный 20-летию института президентства в Таджикистане. Душанбе, 25 ноября 2010 г.).– Душанбе, 2010.– С.58–62 (0,25 п.л.).
34.Нематов А.Р. Категория «безопасность» в действующем законодательстве Республики Таджикистан // Политико-правовые аспекты обеспечения безопасности в Центральной Азии (Материалы международной научной конференции, Душанбе, 25-26 октября 2010 г.).– Душанбе: Ирфон, 2011.– С. 172–177 (0,4 п.л.).
35.Нематов А.Р. Обзор особенностей советской системы правотворчества // Актуальные проблемы развития права, государства и подготовки юридических кадров высокой квалификации в Республике Таджикистан / Отв. ред. академик Ф.Т. Тахиров, д.ю.н. И.Б. Буриев.– Душанбе, 2011.– С.48–55 (0,35 п.л.).
36.Нематов А.Р. К вопросу о понятии «законодательство» // Законодательство (научно-аналитический журнал Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан).– Душанбе, 2011.– № 1 (январь-март).– С. 14–22 (0,8 п.л.) (в соавторстве).
37.Нематов А.Р. Развитие форм нормативных правовых актов Республики Таджикистан // Развитие законодательства Республики Таджикистан в период независимости (Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию государственной независимости Республики Таджикистан, Душанбе, 26-29 августа 2011 г.).– Душанбе: ЭР-граф, 2011.– С. 278–287 (0,4 п.л.).
38.Нематов А.Р. Взаимодействие палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан в процессе осуществления законодательной инициативы // Актуальные проблемы права России и стран СНГ- 2011: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 1-2 апреля 2011 г.).– Челябинск: Цицеро, 2011.– С 42–45 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
39.Нематов А.Р. Миф как социальная норма в истории таджикского народа // Традиции и процессы демократизации в Таджикистане.– Душанбе, 2011.– Т.2.– С. 109–114 (0,3 п.л.).
40.Нематов А.Р. Проблемы перевода нормативных правовых актов в Таджикистане: вопросы совершенствования техники и пути решения проблемы // Законодательство (научно-аналитический журнал Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан).– Душанбе, 2012.– № 1 (январь-март).– С. 4–8 (0,4 п.л.).
41.Нематов А.Р. Парламентаризм в Таджикистане: долгий и трудный путь становления и научного осмысления (Рецензия на монографию: Зариф Ализода. Становление института парламента в Республике Таджикистан: проблемы теории и практики. Душанбе: ТНУ, 2011. 264 с.) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение.– Душанбе, 2012.– № 2.– С. 119–122 (0,5 п.л.).
42.Нематов А.Р. Проблемы перевода нормативных правовых актов в Таджикистане: социальный аспект // Академический юридический журнал.– Душанбе, 2012.– № 2.– С. 56–62 (0,4 п.л.).
43.Нематов А.Р. Формирование юридической конструкции «государственный язык» и специфика её применения в процессе правотворчества Таджикистана // Юридическая техника.– Н. Новгород, 2013.– № 7 (ч.2).– С. 523–527 (0,6 п.л.).