- Обоснована концепция формирования и системного анализа финансов муниципальных образований с позиции двойственности местного самоуправления и его современной миссии. В отличие от традиционных взглядов, местное самоуправление выступает не только институтом властных полномочий при наличии государственных гарантий финансового обеспечения, но и хозяйственным агентом по предоставлению государственных и муниципальных услуг (п.2.25.Концепция и системный анализ территориальных и муниципальных финансов).
- Сформулированы направления трансформации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования в части организации финансов муниципальных образований, строящиеся на учете критериев закрепления полномочий и иерархии источников доходов. Установлено, что при закреплении расходных обязательств местного самоуправления необходимо учитывать как экономические, так и неэкономические критерии, определении иерархии источников доходов - экономическую целесообразность их мобилизации (п.2.7.Концептуальные основы межбюджетных отношений и бюджетного регулирования).
- Предложен теоретико-методологический подход к детализации структурных элементов финансов муниципальных образований, исходя из уточнения принципов их организации и специфики российского социально-экономического устройства. Доказано, что стратегические приоритеты формирования финансов муниципальных образований должны базироваться на инструментах бюджетного устройства, предполагающих изменение порядка формирования местных бюджетов в России (снизу-вверх) и совершенствовании механизма их исполнения (п.2.1.Развитие структурных элементов общегосударственных, территориальных и муниципальных финансов).
- Оценена эффективность применения новаций институциональной базы организации финансов муниципальных образований в разрезе реформ бюджетного устройства с целью оптимизации бюджетного процесса. Разработана и апробирована в муниципальных образованиях различных статусов модель и методика программного бюджетирования. В отличие от существующих она носит комплексный характер и учитывает специфику сложившихся социально-экономических факторов, определяющих структуру привлекаемых доходов и направления расходования средств местного бюджета, формы управления бюджетным процессом (п.2.8.Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов).
- Представлена методика финансового планирования на уровне муниципальных образований, позволяющая определить показатели достижения конечных результатов реализации программного бюджета с учетом программного бюджетирования и приоритетов стратегического плана социально-экономического развития. Авторский подход базируется на том, что методика обеспечивает диагностику существующих (сильных и слабых) сторон и прогнозных (сценарные условия) факторов формирования и использования финансов муниципальных образований (п.2.3.Теория, методология, методика финансового планирования на уровне государства и муниципальных образований).
- Обоснован подход к содержанию налогового потенциала муниципального образования в системе «муниципальные экономические ресурсы - институциональные условия налогового администрирования- наполняемость местного бюджета», исходя из субъектов и условий его формирования, необходимости планирования в местном бюджете и стратегическом плане социально-экономического развития (п.2.28.Налоговый потенциал региона и муниципальных образований).
- Скорректирована и апробирована методика оценки и прогнозирования налогового потенциала муниципального образования в долгосрочном периоде на базе репрезентативной налоговой системы с учетом экономических факторов, влияющих на поступление закрепленных бюджетообразующих налогов, элементов их налоговой базы (п.2.4.Бюджетное и налоговое прогнозирование и планирование в рыночной экономике).
- Предложены стратегические пути совершенствования системы финансового обеспечения местного самоуправления за счет изменения порядка закрепления налоговых доходов за местными бюджетами, применении инструментов наилучшей практики постановки бюджетирования в разрезе статусов муниципальных образований, в том числе, в условиях экономической нестабильности (п.2.17.Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).
1. Качанова Е.А. Финансовые методы управления экономикой муниципального образования. Екатеринбург: УрАГС. 2006.-7 п.л.
2. Качанова Е. А. Управление муниципальными финансами: теоретические и методологические основы экономического анализа. Екатеринбург: УрАГС.2006.-7п.л.
3. Качанова Е.А. Анализ практики локального бюджетирования в муниципальных образованиях РФ при реализации реформы местного самоуправления. Екатеринбург: УрАГС, 2009.-7п.л.
4. Качанова Е. А. Трансформация финансовых основ местного самоуправления. Научная монография. Екатеринбург. 2009.- 7п.л.
5. Качанова Е. А. Финансовые основы местного самоуправления: теоретические и практические проблемы. Отв. ред. акад. РАН А.И. Татаркин.- Екатеринбург: Институт Экономики УрО РАН. 2011.- 17п.л.
б) разделы в коллективных монографиях:
6. Организационно- экономическое развитие муниципальных образований: Учебное пособие. Под ред. А.Г. Мокроносова, И.В. Разорвина - Екатеринбург, 2000.- 23п.л. (авт.-1,6 п.л.)
7. Развитие экономики регионов. Учебное пособие Под ред. Н.И. Каширских, И.В. Разорвина. Екатеринбург. 2002.- 24п.л. (авт.-1,8 п.л.)
8. Социально-экономическое развитие российских городов в условиях реформы местного самоуправления. Под ред. И.Д. Тургель - Екатеринбург: УрАГС. 2006.- 18п.л. (авт.-0,8 п.л.)
9. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований, Под ред. И.Д. Тургель - Екатеринбург: УрАГС. 2009.- 13п.л. (авт.-1,5 п.л.)
10. Государственное регулирование экономики: теория и практика. Сборник научных трудов памяти Н.И.Каширских / Сост. И.Д. Тургель- Екатеринбург. 2010. - 10,5п.л. (авт.-0,8 п.л.)
11. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки / Росс. акад. наук. Урал. отд-ние: под общ. ред. А.И. Татаркина - М: ЗАО «Изд-во «Экономика». Екатеринбург: Институт Экономики УрО РАН. 2011- Т 1:Теория и методология формирования саморазвивающихся социально-экономических систем.- 20 п.л. (авт.- 2п.л.)
в) статьи в журналах, которые включены в перечень ВАК Минобрнауки РФ:
12. Качанова Е.А. Финансовые проблемы местного самоуправления: анализ и прогноз в условиях реформирования.//Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление», Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.- 2005.- №1 (53).- 0,8 п.л.
13. Качанова Е.А. Управление муниципальными финансами: анализ структурных изменений.// Известия УрГЭУ. - 2006.- №5 (17).-0,8 п.л.
14. Качанова Е.А. Региональный опыт реформирования местного самоуправления //Финансы.- 2007.- № 4.- 0,8 п.л.
15. Качанова Е.А. Методика оценки постановки локального бюджетирования в муниципальных образованиях РФ в период реформирования общих принципов организации местного самоуправления //Финансы и кредит.- 2008. -№19 (307), май.- 0,8 п.л.
16. Качанова Е.А. Специфика локального бюджетирования крупного городского округа в условиях реформы местного самоуправления //Региональная экономика.-2008. -№ 81, 24 августа.- 0,8 п.л.
17. Качанова Е.А. Локальное бюджетирование муниципального района в условиях реформы местного самоуправления. Вестник ЧелГУ. Серия «Экономика», Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГУ.- 2009.- №3 (141), .- 0,8 п.л.
18. Качанова Е.А. Инновации теории муниципального финансового менеджмента при трансформации местного самоуправления в РФ // Экономика региона.- 2009.- №1 (17) .- 0,8 п.л.
19. Качанова Е.А. Бюджеты поселений: текущее состояние и перспективы развития. //Финансы.-2009.-№ 7. - 0,3 п.л.
20. Татаркин А.И. Качанова Е.А. Теоретико-методологические подходы к формированию финансовой базы городских округов в условиях второго этапа реализации реформы местного самоуправления.//Известия УрГЭУ. Екатеринбург.- 2009. -№3 (25).- 0,8 п.л. (авт.- 0,5 п.л.)
21. Качанова Е.А. Бюджетные инструменты инновационного развития муниципальной социально-экономической инфраструктуры // Вестник УГТУ-УПИ, Екатеринбург .- 2010.- №5 (17).- 0,8 п.л.
22. Качанова Е.А. Гриднева О.В. Особенности использования методики тарифного регулирования в сфере ЖКХ на уровне муниципального образования. // Научный вестник УрАГС.- 2010.- №4 (13).- 0,8 п.л.(авт.- 0,4 п.л.)
23. Качанова Е.А. Оценка влияния реформы бюджетного сектора экономики на структуру местного бюджета: современное состояние; перспективы развития//Финансы.-2011.- № 1.- 0,6 п.л.
24. Качанова Е.А. Цели и направления муниципальной бюджетной политики в условиях бюджетных реформ. // Научный вестник УрАГС, декабрь 2011.- 0,8 п.л.
25. Качанова Е.А. Бюджеты городских округов: переход к программному бюджету// Финансы-2012.- № 1- 0,8 п.л.
26. Качанова Е.А. Оценка бюджетного и налогового мультипликатора для планирования деятельности публично-правовых образований России в среднесрочной перспективе // Вопросы управления- 2012.- № 4- 0,8 п.л.
г) отчеты по научно-исследовательской работе, опубликованные в официальных источниках:
27. Local Government Budgeting: Russia 2002// Local Government and public service reform initiative. Kuzmin A.I., Pikhova I.A., Kachanova E.A. // Open Sosiety institute - Budapest// lgi.osi.hu/publications/defalt.aspid=216, 2002/ (fdn/ 2002. -18п.л. (авт.- 2 п.л.)
28. Стратегический план социально-экономического развития г. Магнитогорска Челябинской области до 2020 г. [Принят Решением МГСД от 25 сентября 2008 г.]. / Авт. колл.: Тургель И.Д., Качанова Е.А., Вышегородский Д.В. и др. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Регион». - 22 п.л. (авт.- 2 п.л.)
29. Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования «Верхнеуральский район» Челябинской области до 2020 года. [Принят Решением СДВМР от 24 декабря 2008 г.] / Авт. колл.: Тургель И.Д., Качанова Е.А. и др. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Регион».- 18п.л. (авт.- 2 п.л.)
30. Стратегия социально-экономического развития Нижневартовского района ХМАО до 2020 г. [Принята Решением СДНР от 25 апреля 2009 г.] / Авт. колл.: Гричук А.Г., Кириллов Л.Г., Качанова Е.А. и др. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Регион». -18п.л. (авт.- 2, 5 п.л.)
д) другие научные издания:
31. Государственное и муниципальное управление в России: проблемы становления и эффективности. Сб. статей научно- практической конференции Ответственный редактор: Качанова Е. А. // Екатеринбург, УрАГС, 2000.-12п.л.
32. Качанова Е.А. Такие разные бюджеты // Директор. Уральский деловой журнал. 2002. №1 (27).- 0,5 п.л.
33. Качанова Е.А. Муниципальные финансы: структура и современный этап реформирования// Реформирование российского государственного управления: Материалы Международной научно-практической конференции» (24-25 ноября 2005г.).- Екатеринбург, УрАГС. 2005.-0,8 п.л.
34. Качанова Е.А. Проблемы формирования финансовых ресурсов городских округов в условиях реформы местного самоуправления // Проблемы устойчивого развития городов: Материалы IV Международной научно-практической конференции (27-28 апреля 2007 г.).- Миасс.-2007.-0,7п.л.
35. Качанова Е.А. Учет основ экономического анализа муниципальных финансов при реализации реформы местного самоуправления в РФ // Реформы местного самоуправления: проблемы и пути решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции (2 июня 2007г.).- Магнитогорск, Магнитогорский государственный университет. 2007.-0,8 п.л.
36. Качанова Е.А. Анализ локального бюджетирования в реализации реформы управления муниципальными финансами // Стратегические приоритеты развития государственных и муниципальных финансов в условиях реформирования бюджетного процесса: Материалы всероссийской научно-практической конференции (14-17 ноября 2007г.).- Волгоград, ЦПК, 2007.-1 п.л.
37. Качанова Е.А. Локальное бюджетирование в многофункциональном муниципальном образовании в условиях реформы местного самоуправления // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой международной научно-практической конференции (16-18 июня 2008г.).- Петрозаводск: Изд-во ПетГУ, 2008.-0,8 п.л.
38. Качанова Е.А. Управление бюджетированием в муниципальных образованиях РФ в условиях реформы местного самоуправления // Проблемы и перспективы правового, экономического и социального развития субъектов РФ: Материалы международной научно-практической конференции (25-27 сентября 2008г.). - Горно-Алтайск, 2008.-0, 8п.л.
39. Качанова Е.А. Муниципальные финансы как отражение российской модели местного самоуправления // Найновите постижения на европейската наука-2011: Материали за 7-а международна научна практична конференция (17-25 июня 2011г.) Том 3. Икономики.София. «Бял ГРАД-БГ» ООД- 96с.- (авт.0,5 п.л.)
е) учебно-методические работы
40. Реформирование финансово-экономических основ местного самоуправления в РФ. Учебно-методические материалы / Сост. Е.А. Качанова- Екатеринбург, 2005.- 3,1п.л.
41. Финансово-бюджетная деятельность органов местного самоуправления. Электронный учебно-методический комплекс. Программа переподготовки муниципальных служащих Свердловской области / Сост. Е.А. Качанова- Екатеринбург, 2009.- 3п.л.
42. Направления и цели реформ публичных финансов и бюджетного сектора экономики в Российской Федерации. Учебно-методические материалы / Сост. Е.А. Качанова- Екатеринбург, 2011.- 3п.л.