Научная тема: «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СЕРИЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
Специальность: 03.03.01
Год: 2014
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Формирование координационной структуры в ходе овладения новыми серийными движениями и в процессе перехода к устойчивой зрительно-моторной синхронизации у взрослых и детей младшего школьного возраста характеризуются общими принципами и сопоставимыми по эффективности механизмами.
  2. Возрастание вариативности центральных управляющих сигналов при сокращении длительности движения приводит к учащающемуся появлению таких искажений координационной структуры движений, которые несовместимы с двигательной целью (искажения траектории, промахи, сбои). Минимальное время выполнения дискретного движения и максимальная частота осцилляторных движений регулируются компенсаторным механизмом, поддерживающим вероятность таких нарушений в допустимых пределах. Следствием функционирования компенсаторного механизма является снижение темпа выполнения ритмических движений при увеличении их серийной и координационной сложности.
  3. Формирование с возрастом оптимальных способов решения двигательных задач происходит за счет совершенствования координации нейронных сетей в пределах мозговых функциональных систем и приводит к упрощению этих систем. Как следствие, возрастает возможность параллельной обработки информации и снижается вариативность центральных управляющих сигналов. Снижение уровня вариативности центрального управления позволяет сократить время движения и расширяет временной горизонт и точность механизмов прогнозирования.
Список опубликованных работ
1. Knyazeva M. G., Kurganskaya M. E., Kurgansky A.V., Njiokiktjien C.J, Vildavsky V.J. Interhemispheric Interaction in Children of 7-8: Analysis of EEG Coherence and Finger Tapping Parameters. Behavioural Brain Research. 1994. V.61. P.47-58.

2. Курганский А.В. Моторное программирование в бимануальном ритмическом теппинге. Физиология человека. 1996. Т.22. №4. С.429-434.

3. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. №2. С.58-66.

4. Njiokiktjien C., De Sonneville L., Hessels M., Kurgansky A., Vildavsky V. Unimanual and Bimanual Simultaneous Fingertapping in Schoolchildren: Developmental Aspects and Hand Preference-Related Asymmetries. Laterality. 1997. V.2. No 2. P.117-135

5. Бодон А.М., Т.В.Ахутина, Курганский А.В. Исследование серийной организации движений у взрослых и детей-первоклассников коррекционной и массовой школы с помощью графических проб. Школа здоровья. 1998. Т.4. №4. С.49-59.

6. Ахутина Т.В., Кричевец А.Н., Курганский А.В. О временной организации серийных движений. Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 1998. № 1. С.32-40.

7. Курганский А.В., Подлепа А.С. Зависимость временных характеристик ритмических движений от их структурной сложности. Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1998. № 3. С.16-28.

8. Курганский А.В., Бодон А.М. Пространственно-временная структура графических движений. Физиология человека. 1998. Т.24. №4. С.92-100.

9. Анисимова И.О., Курганский А.В. Влияние текущего зрительного контроля на пространственно-временную структуру циклических графических движений. Возрастной аспект. Физиология человека. 2000. Т.26. №1. С.130-133.

10. Курганский А.В. Зрительно-моторная синхронизация: анализ фаз инициации и устойчивой синхронизации. Физиология человека. 2008. Т.34. №3. С. 30 – 40.

11. Курганский А.В., Григал П.П. Выполнение серии движений, задаваемой последовательностью сенсорных сигналов. Индивидуальные различия в характере начальной стадии серийного научения. Журнал высшей нервной деятельности. 2009. T. 59. № 6. C. 673 – 685.

12. Курганский А.В., Григал П.П. Направленные кортико-кортикальные функциональные взаимодействия на ранних стадиях серийного научения у взрослых и детей 7-8 лет. Физиология человека. 2010. Т. 36. № 4. C. 44 – 56.

13. Курганский А.В. Некоторые вопросы исследования корково-корковых функциональных связей с помощью векторной авторегрессионной модели многоканальной ЭЭГ. Журнал высшей нервной деятельности. 2010 Т. 60. № 5. C. 630 – 649.

14. Курганский А.В., Курганская М.Е. Возрастные изменения пространственно-временной структуры простых графических движений, циклически выполняемых в максимальном темпе. Сообщение I. Увеличение темпа движений связано с уменьшением числа субдвижений в цикле. Физиология человека. 2011. T. 37. № 1. C. 26 – 35.

15. Курганский А.В. Зависимость максимального темпа выполнения последовательности простых периодических движений рук от структурной сложности. Возрастной аспект. Новые исследования. 2011. Т.28. № 3. C.18 – 24.

16. Курганский А.В., Шупикова Е.С. Зрительно-моторная синхронизация у взрослых и детей 7-8 лет. Физиология человека. 2011. T. 37. № 5. C. 1 – 13.

17. Курганский А. В., Мачинская Р. И. Фронтальные билатерально-синхронные теат-волны на ЭЭГ детей 7-8 лет с трудностями обучения: качественный и количественный анализ. Физиология человека. 2012. T. 38. № 3. C. 37 – 47.

18. Курганский А. В. Количественные меры кортико кортикального взаимодействия: современное состояние. Физиология человека. 2013. T. 39. № 4. С. 112 – 122.

19. Курганский А. В. Формирование и регуляция тонко-координированных циклических движений рук у детей предшкольного и младшего школьного возраста. Новые исследования. 2013. 1. C. 9 – 18.