Научная тема: «ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2014
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Теоретико-понятийный анализ, осуществленный в диссертационном исследовании, расширяет научно-понятийную сферу феномена преемственности, открывая путь новому научному направлению, и констатирует, что существенными параметрами содержания культурной преемственности, находящимися в постоянной взаимосвязи, являются: движение, изменение, процесс, развитие, прогресс. Концепция преемственности в контексте культурологического научного знания представляет собой систему, включающую различные ее дефиниции: диалог культур как принцип взаимодействия культур; преемственность традиций; коммуникативно-информационную функцию преемственности как коммуникативную связь культур; преемственность поколений и др. Многообразные подходы к изучению межкультурной преемственности способствуют выявлению ретроспективы различных ее интерпретаций. Классический подход определяет преемственность в качестве одной из характеристик культуры, раскрывающей закономерности ее развития.

 2. Преемственность способствует целостности культуры, образуя исторический континуум, ее можно рассматривать как форму включения отдельного культурного явления в процесс культурного развития. Преемственность в качестве универсального посредника является средством трансляции культурных ценностей и смыслов из одной культуры в другую, осуществляя различные формы соотнесенности явлений культуры с историей. Она двойственна по своей структуре - «историческая» и одновременно «внеисторическая»: с одной стороны, преемственность не существует без экстраполяции к прошлому, и в то же время она антиисторична, возводя прошлое на уровень вневременного явления. Анализ концептуальных подходов к исследованию преемственности в культурно-историческом пространстве подтверждает значимость исследования ее как феномена. Вопрос в данном контексте связан с анализом преемственности как культурной универсалии.

 3. Преемственность в культурологическом контексте рассмотрена в диссертации с разных позиций (естественнонаучного знания Ч. Дарвина, А. Уоллеса, Л.Г.Ф. Додерлайна; классического эволюционизма О. Конта, Г. Спенсера, Д. Фрэзера, Л.Г. Моргана, А. Бастиани; неоэволюционистских школ Дж. Стюарда, Э. Тайлора, Л. Уайта и др.; диалектико-материалистической концепции развития марксизма, воспринявшего диалектический метод Гегеля; концепций «локального развития», «социокультурноых изменений» (Дж. Лопреато, Г. и Ж. Ленски); «цивилизации» или «историко-культурных типов»; «цикла» и др.).

 Все изложенные в диссертации основные концепции культурно-исторического развития объединяет одна главная доминирующая парадигма - утверждение наличия преемственности в любом процессе развития общества, культуры, социума. Констатация данной дефиниции имеет не только большой научный потенциал, но и важное практическое значение в идеологии, культуре, экономике, социальной и межнациональной политике государства.

 4. Преемственность как процесс возникновения и накопления нового есть творчество, которое является движущей силой любого развития. Творчество представляет собой процесс человеческой деятельности, в ходе которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Преемственность в процессе деятельности есть один из важнейших смыслов бытия человека, связанных с целенаправленным изменением как внешнего мира, так и самого человека. Феномен преемственности обусловлен двумя важнейшими сторонами: стремлением к сохранению художественной культуры прошлого и необходимостью ее новаторской интерпретации. Возможность творческой интерпретации позволяет преемственности быть актуальной в пространстве духовной культуры.

 5. В первой половине ХХ столетии музыка часто служила источником отображения трагических исторических событий, свидетелями и современниками которых были многие великие композиторы этой эпохи, ставшие провозвестниками новых музыкально-художественных направлений в музыкальной культуре, новаторами и реформаторами (К.Дебюсси, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б.Барток, Ф.Пуленк и др.). При всем разнообразии культурных процессов в первой половине ХХ века, в результате действия универсальной тенденции межкультурной преемственности складываются предпосылки для культурного синтеза. Наполненное различными, порой противоположными, идеями, музыкальное искусство знаменовало собой перелом во многих аспектах музыкального сознания, во многом определяемых преемственным взаимодействием с музыкальной культурой прошлых эпох.

 6. Доминирующей особенностью, присущей композиторам разных национальностей, разных творческих устремлений, было преемственное обращение к принципам музыкальных жанров прошлого, характерных, например, для эпохи барокко (фантазия, вариации, сюита, партита, фуга). В качестве эмпирического материала исследования представлена зарубежная музыка  первой половины ХХ века, написанная для двух фортепиано (Ф.Бузони, В.Риети, А.Онеггер, Т.Чанлер, Э.Фергюсон и др.), мало освещенная в научной литературе, что заключает в себе широкие перспективы дальнейшего изучения музыкально-художественной культуры ХХ века.

 Осуществлен также анализ музыкальных произведений из концертного репертуара фортепианного дуэта (автора диссертации и профессора, заслуженного артиста РСФСР А.И. Ведерникова), а также фондовых записей, сделанных пианистами на Всесоюзном Радио.

 7. Музыкальная культура в сложной социально-политической атмосфере первой половины ХХ века преемственно восприняла многие доминирующие принципы эпохи Просвещения. Композиторы, обратившись в своем творчестве к основополагающим принципам классицизма (К.Дебюсси, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б.Барток, А.Хайев и др.), явились не только продолжателями традиций эпохи Просвещения, но и основоположниками нового музыкально-художественного направления в музыкальной культуре первой половины ХХ века - неоклассицизма.

 8. Парадигма преемственности в культуре обусловлена воздействием социокультурной ситуации той или иной исторической эпохи. Поэтому в диссертационном исследовании сделан акцент на самом трагичном периоде первой половины ХХ века и, пожалуй, во всей мировой истории (1933-1945 гг.). Трагедия в Испании, аншлюс Австрии, оккупация Чехословакии, попытка фашистского путча во Франции, нападение на Польшу подготовили начало Второй мировой войны (1939-1945); число человеческих жертв в ней превысило общую сумму потерь за все предыдущие войны, а развитие технологий и науки способствовали увеличению ее разрушительной мощи. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира и нанесла непоправимый ущерб мировой культуре.

 9. Автор подчеркивает, что источником преемственности в процессе формирования художественной культуры определенного периода являются не только социокультурные параметры жизни общества, но и творческая деятельность каждого художника, музыканта, композитора. Субъективный мир художника, его креативная деятельность в контексте художественного сознания играют значительную роль.

 Первая половина ХХ в. дала мировой музыкальной культуре яркие творческие индивидуальности: К.Дебюсси, М.Равель, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б. Барток, А.Онеггер, Д. Мийо, К. Орф и т.д. На основе анализа их творчества можно сделать выводы о духовной рефлексии общественной жизни Европы исследуемого периода. Духовный аспект музыкальной культуры в соответствии с ее образно-художественным содержанием заключается в использовании и преемственном претворении композиторами в своем творчестве тем исторического и героического прошлого своего народа, антивоенной и антифашистской темы, Гражданская позиция композиторов разных стран Европы, патриотическая направленность музыкального искусства выявляют яркое художественно-образное и высоко этическое содержание музыкальной зарубежной музыкальной культуры данного периода.

 10. Духовное составляет особую сферу действительности, где находят отражение специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. Во время Второй мировой войны композиторы Европы часто обращались к религиозным темам, чтобы быть понятными и рассказать слушателям о правде жизни во время оккупации, дать надежду на победу добра над злом, что позволяет считать данное музыкально-художественное явление фактором духовного характера. Библейские сюжеты использовали в своем творчестве Д. Малипьеро, В. Новак, И. Пицетти, К. Сикорский, П. Хиндемит, Я. Экер и многие другие.

 Духовная культура, представляя многоуровневую систему, помимо религии включает также науки об обществе, все виды искусств, и конечно - национальные традиции, фольклор. Значение фольклора в любой национальной культуре определяется его способностью сохранять жизненную силу форм, воплотивших народную мудрость, нравственные ценности. Не случайно фольклор называют «духом народа». К фольклору в этот трагический период времени обращались: Б.Барток, Я.Готовец, М.Козина, Б.Мартину, Д.Мийо, А.Онеггер, К.Орф и т.д.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Курасова, Т.И. Категория преемственности в контексте научного знания: Монография /Т.И. Курасова. - М.: МГУКИ, 2011. - 121 с.

2. Курасова, Т.И. Духовный потенциал музыкального искусства Европы 1933-1945 гг.: Монография /Т.И. Курасова. – М.: МГУКИ, 2009. - 117с.

Статьи в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ

3. Курасова, Т.И. Проблема творчества в контексте научного знания /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 69-73.

4. Курасова Т.И. Соната для двух фортепиано П. Хиндемита: проблема стиля /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №2. - С. 241-244.

5. Курасова, Т.И. К особенностям стиля сюиты «По белому и черному» К.Дебюсси /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 4. - С. 241 - 245.

6. Курасова, Т.И. Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933-1945) /Т.И. Курасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011.-№6. - С. 206-211.

7. Курасова, Т.И. Категория преемственности в контексте творческой деятельности /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011.- №5. - С. 50-55.

8. Курасова, Т.И. Эстетика музыкального фольклора в творчестве европейских композиторов первой половины ХХ века /Т.И. Курасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 6. - С. 118-122.

9. Курасова, Т.И. Актуальные проблемы экологии культуры /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. – № 4. - С. 45-47.

10. Курасова, Т.И. Некоторые вопросы дихотомии традиций и новаций в культуре /Т.И. Курасова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2013.- №5.- С.81-83.

Научные статьи и тезисы научных докладов

11. Курасова, Т.И. Категория преемственности в контексте культурно-исторической эволюции /Т.И. Курасова // Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: Материалы Международной научно-практической конференции – Новосибирск: CSRNI, 2013.- С. 106-110.

12. Курасова, Т.И. Межкультурная преемственность: понятие, функции, вопросы теории /Т.И. Курасова //Методология, теория и практика в современной филологии, культурологии, искусствоведении, истории: Материалы Международной заочной научно-практической конференции . - Новосибирск: CSRNI, 2013. – С. 63-70.

13. Курасова, Т.И. К проблеме музыкальной культуры Европы первой половины ХХ столетия /Т.И. Курасова //Философия, искусствоведение и культурология: актуальные вопросы и тенденции развития: Материалы Международной заочной научно-практической конференции.- Новосибирск: CSRNI, 2013.- С. 7-11.

14. Курасова, Т.И. Проблема творчества в контексте научного знания /Т.И. Курасова //Фортепианная педагогика и исполнительство: Материалы Международной научно-практической конференции.-М.:МГУКИ,2012.- С. 44-54.

15. Курасова, Т.И. Фольклор в творчестве зарубежных композиторов первой половины ХХ века /Т.И. Курасова //Фольклор в контексте современной культуры: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: МГУКИ, 2010. – С. 12-20.

16. Курасова, Т.И. Воспитательно-нравственный потенциал музыки /Т.И. Курасова //Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 27-29.

17. Курасова, Т.И. О народной основе музыкального искусства Европы 1933-1945 гг. /Т.И. Курасова //Музыка мира-мир музыки: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГУКИ, 2007. – С. 23-31.

18. Курасова, Т.И. Эколого-культурная миссия искусства в экстремальной ситуации войны: Автореф. дис. канд. культурологии /Т.И. Курасова.- М.: МГУКИ, 2007. – 22 с.

19. Курасова, Т.И. Искать, думать, творить /Т.И. Курасова //Музыкант – классик. - 2005. - №1. – С. 31-32.

20. Курасова, Т.И. Фортепианный ансамбль зарубежных композиторов ХХ века и его роль в формировании музыканта /Т. И. Курасова // Фортепианное обучение студентов музыкальных специализаций в вузах культуры: Межвузовский сборник научных трудов. - Деп. в НИО Информкультура 1.03. 1991, № 2425. - С. 45-55.

21. Курасова, Т.И. Философия Серебряного века /Т.И. Курасова //Искусство Серебряного века: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2010. - С. 4 – 13.

22. Курасова, Т.И. Жанровые черты зарубежной музыки для двух фортепиано периода Второй мировой войны /Т.И. Курасова //Музыкальная панорама. ХХ века: Материалы научно-педагогической конференции. – М.: МГУК, 1997. - С. 24-28.

23. Курасова, Т.И. Что завершено, что в работе, что задумано //Советская музыка. - 1991.- № 7. - С. 21.

24. Курасова Т.И. Выдающийся пианист современности /Т.И. Курасова //Музыкант – классик. – 2005. - №1. - С. 2-5.

25 Курасова, Т.И. Исторический аспект анализа музыки для двух фортепиано зарубежных композиторов ХХ века в классе фортепиано /Т.И. Курасова //Актуальные проблемы обучения игре на фортепиано в КПУ и вузах культуры. - М.: МГИК, 1988. - С. 20-23.

26. Курасова, Т.И. Концертная деятельность кафедры фортепиано /Т.И. Курасова //Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства. - М.: МГУКИ, 2000. - С.67-70.

27. Курасова, Т.И. Некоторые вопросы концертного репертуара фортепианного дуэта /Т.И. Курасова //Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства: традиции и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию МГУКИ. - М.:МГУКИ, 2001. - С. 61-67.

28. Курасова, Т.И. Виктор Мержанов – пианист, педагог, общественный деятель /Т.И. Курасова //Музыкальная панорама ХХ века:: Материалы научно-педагогической конференции. – М.: МГУК, 1997. - С. 44-50.

29. Курасова, Т.И. Роль фортепианного ансамбля в профессиональном формировании студентов института культуры /Т.И. Курасова //Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Министерство культуры РФ, МГИК, 1991. - С. 70-73.

30. Курасова, Т.И. А.Шенберг Концерт для фортепиано с оркестром. И. Стравинский Соната. Движения для фортепиано с оркестром /Т.И. Курасова .- М.: Мелодия - 33 С10 12217-8, 1978. - С. 1-4.

31. Курасова, Т.И. И. Стравинский Концерт. Соната для двух фортепиано. 8 пьес в четыре руки /Т.И. Курасова. – М.: «Мелодия» - 33 С10 25899 009, 1987. – С. 1-4.

Статьи в других изданиях

32. Курасова, Т.И. Серебряный век в контексте русской культуры /Т.И. Курасова //Искусство Серебряного века: Материалы межвузовской научно- практической конференции. – М.:МГУКИ, 2010. - С. 28 – 39.

33. Курасова, Т.И. Проблемы работы над аккомпанементом к русскому романсу в классе фортепиано /Т.И. Курасова // Вокальное образование в ХХ1 веке: Материалы Международной научно-практической конференции вокального отделения Института музыки. - Вып. 6. ч.2. - М.: МГУКИ, 2009. – С. 105-112.

34. Курасова, Т.И. К вопросу изучения инструментального аккомпанемента в классе фортепиано /Т.И. Курасова //Развитие творческого потенциала студентов музыкальных специализаций.- Вып. 36. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 74-80.

35. Курасова, Т.И. Песни и романсы на стихи С.Есенина /Т.И. Курасова //Музыкальная педагогика и исполнительство.- Вып.1-2.- М.: МГУК, 1998.- С. 156 – 167.

36. Курасова, Т.И. Некоторые вопросы совершенствования курса фортепиано в институте культуры /Т.И. Курасова //Кадры культуры и проблемы их подготовки: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 60-летию МГИК.- М.:МГИК,1990.- С.165-167.

37. Курасова, Т.И. О некоторых вопросах фортепианного обучения в культурно-просветительных училищах /Т.И. Курасова //Актуальные проблемы обучения игре на фортепиано в КПУ и вузах культуры.–М.: МГИК, 1988.- С. 9-13.

38. Курасова, Т.И. Роль фортепианной практики в профессиональном формировании руководителей самодеятельных коллективов /Т.И. Курасова // Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов. - М.: МГИК, 1987.- С. 31-34.

39. Курасова, Т.И. Проблема эффективности целостного процесса профессионального формирования специалиста /Т.И. Курасова //Итоги и перспективы подготовки художественных руководителей в институтах культуры: Сборник научных трудов. – М.: МГИК, 1987. - С. 94-100.

40. Курасова, Т.И. Профориентация на заочном отделении как фактор

совершенствования подготовки специалиста в вузах культуры /Т.И. Курасова //Вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса на заочном отделении институтов культуры: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГИК, 1986. - С. 73-79.

41. Курасова, Т.И. Вопросы оптимизации профессионального обучения студентов дирижерско-хоровой специализации на заочном отделении вузов культуры /Т.И. Курасова //Совершенствование учебно-воспитательного процесса на заочных и вечерних отделениях институтов культуры. - М.: МГИК, 1983. - С. 105-107.

42. Курасова, Т.И. Музыкальное воспитание студентов института культуры как средство всестороннего и гармоничного развития личности /Т.И. Курасова //Актуальные проблемы культуры и пути совершенствования высшего библиотечного и культурно-просветительного образования: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГИК, 1981. - С. 171-172.

Учебно- методические публикации автора

43. Курасова, Т.И. Развитие полифонического слуха и ансамблевых навыков у руководителей самодеятельных хоровых коллективов: Учебное пособие /Т.И. Курасова. - М.: МГИК, 1991. -- 120 с.

44. Курасова, Т.И. Концертмейстерский класс: Программа курса для студентов вокальных и хоровых специализаций (3-4 курсы) /Т.И. Курасова. - М.: МГУКИ, 2002. – 19 с.

45. Курасова, Т.И. Концертмейстерский класс: Программа курса по специальности 050999 (Инструментальное исполнительство), 050901 (Фортепиано) /Т.И. Курасова. - М.: МГУКИ, 2003. – 18 с.

46. Курасова, Т.И. Детские пьесы кубинских композиторов для фортепиано /Т.И. Курасова. Составление и педагогическая редакция. - М.: Советский композитор, 1985. - 8 п.л. (Издано впервые в СССР).

47. Курасова, Т.И. Детский альбом для фортепиано Н. Халмамедова /Т.И. Курасова. Вступительная статья и педагогическая редакция. - М.: Советский композитор, 1985. – 6 п.л. (Издано впервые в СССР).

48-51. Курасова, Т.И. Методические указания по фортепиано для подготовительных курсов и подготовительного отделения /Т.И. Курасова.- М.: МГИК, 1979. – С.11-19; 1981. – 37 с.; 1982. – С.1-25; 1984. – 45 с.

52-54. Курасова, Т.И. Методические указания по фортепиано для студентов - заочников /Т.И. Курасова.- М.: МГИК, 1985. – 41 с.; 1985. – 12 с.; 1987.-17 с. 55. Курасова Т.И. Работа над пьесой современного зарубежного композитора ХХ века (Серенада из «Шахматной сюиты» В. Риети): Методические указания по фортепиано /Т.И. Курасова. - М.: МГИК, 1989. – С. 41-50.

56. Курасова, Т.И. Концертмейстерский класс. Методическая разработка по курсу..В соавторстве с Норинской Л.Д., авторство не разделено. - М.: МГИК, 1993. - 44 с.

57. Курасова, Т.И. Самостоятельная работа над аккомпанементом к русскому романсу ХХ века: Методические указания /Т.И. Курасова.-М.:МГУКИ,2000.- 49

58. Курасова, Т.И. Работа над различными видами фактуры вокального аккомпанемента: Методические указания /Т.И. Курасова.-М.:МГУКИ,2001.44с.

59. Курасова, Т.И. Приемные требования по фортепиано для всех музыкальных специализаций: Приемные требования для поступающих в МГУКИ /Т.И. Курасова. - М.: МГУКИ, 2002. – С. 82-84.

60. Курасова, Т.И. Роберт Шуман Альбом для юношества /Т.И. Курасова. - М.: Мелодия - 33 СМ 3693-94, 1974. – С. 1-4.

61. Курасова, Т.И. С. Прокофьев. Д. Шостакович. С. Слонимский. Фортепианная музыка для детей /Т.И. Курасова.-М.: Мелодия - 33 СМ 04697-8, 1975.- С. 1-4.

62. Курасова, Т.И. Великану – девять лет (Детство С. Прокофьева) /Т.И. Курасова.- М.: Мелодия - 33 М50-36683-84, 1976. – С. 1-4.

Фондовые записи Гостелерадио СССР фортепианного дуэта: автора диссертации заслуженного артиста РФ, профессора Т.И. Курасовой и заслуженного артиста РСФСР, профессора А.И. Ведерникова

1. И.С. Бах. Концерт до мажор. Соч. В 1060. Оркестр Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения. Дирижер – Максим Шостакович.- ДКС 22 956.

2. И.С. Бах. Концерт до минор. Соч. 1061. Камерный оркестр Московской консерватории. Дирижер – нар артист Армении М.Н. Тэриан – ДКС 27906.

3. В.Ф.Бах. Соната фа мажор в 3-х ч. - ДКС 39207.

4. Б. Барток. Соната для двух фортепиано и ударных (1937) - ДКС 35218.

5. Н. Икономов. Музыка для двух фортепиано и ударных – ДКС 41090: зв. 15, 45 (впервые в СССР).

6. Ф. Лист. Патетический концерт – ДКС 28715.

7. М. Регер. Вариации и фуга на тему Бетховена. Соч. 86 - ДКС 33366 (впервые в СССР).

8. В. Риети. Сюита Шахматная серенада (1945) - ДКС 52930 (впервые в СССР).

9. К. Сен-Санс. Вариации на тему Бетховена. Соч. 35 - ДКС 43914.

10. И. Стравинский. Восемь пьес в 2 руки – М.: Мелодия – 33 С10 25899 009.

11. И. Стравинский. Концерт в 4 ч. (1935) - ДКС 22198.

12. И. Стравинский. Соната в 3 ч. (1944) - ДКС 25489.

13. П.Хиндемит. Соната в 5 ч. (1942) - ДКС 25491.

14. Шуман-Дебюсси. Шесть этюдов в форме канона - ДКС 45939.