- Развитие авиационной промышленности СССР в течение 1946-1950-х гг. и ее важнейшей части - самолетостроительных заводов подразделяется на следующие этапы:
- 1946-1948 гг., когда авиационная промышленность переживала системный кризис, вызванный отсутствием продуманной государственной политики по ее использованию в мирных условиях. Выполнение решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по выпуску новых поршневых металлических самолетов-истребителей, а также стратегического бомбардировщика Ту-4 предопределило техническое перевооружение отрасли;
- 1949 - середина 1950-х гг., когда на восьми самолетостроительных заводах массово выпускался реактивный истребитель МиГ-15, позволивший в относительно короткий срок перевооружить советскую истребительную авиацию и оснастить ими ВВС дружественных государств. Высокое качество этого самолета подтвердила война в Корее (1950-1953 гг.);
- середина - конец пятидесятых годов ХХ в. - период массового производства боевых реактивных самолетов, в том числе сверхзвуковых истребителей, а также пассажирских самолетов для переоснащения реактивной техникой гражданской авиации СССР.
- Трудовая деятельность коллективов авиастроительных заводов проходила в условиях, мало чем отличались от условий военного времени. Решающим фактором здесь выступала международная обстановка. Это проявлялось в частой смене на конвейерах самолетостроительных заводов новых моделей самолетов, что, как правило, вело к массовым сверхурочным работам
- Обстановка требовала уделять большое внимание организационно-техническим мероприятиям по освоению новых моделей авиационной техники на серийных самолетостроительных заводах МАП. В 1950-е годы были выработаны оптимальные варианты запуска в серию новых типов летательных аппаратов, в том числе метод скоростного освоения серийного производства самолетов-истребителей, удостоенный Государственной премии.
- Прогресс авиационной техники требовал непрерывного внедрения последних достижений науки и техники на авиационных заводах, укрепления сотрудничества науки и производства. В рассматриваемый период под руководством на самолетостроительных заводах СССР были освоены новые изделия и материалы, необходимые для выпуска реактивных самолетов. Огромная работа была проведена по совершенствованию технологических процессов. Однако, в работе самолетостроительных заводов имелись большие проблемы со стандартизацией и унификацией агрегатов, узлов и деталей машин.
- Освоение производства новых поколений самолетов заставило коренным образом пересмотреть отношение к проблеме качества выпускаемой продукции. С этой целью были проведены организационно-технические мероприятия, которые привели к разработке систем управления качеством выпускаемой продукции. Наиболее известными стали Саратовская система управления качеством, родившаяся на авиазаводе № 292 и система КАНАРСПИ, разработанная на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. Была проделана большая работа по повышению надежности и ресурса выпускаемых летательных аппаратов.
- В рассматриваемый период под руководством структур МАП-ГКАТ проводилась большая работа по конструктивным улучшениям самолетов в процессе серийного производства. Основная работа в этом направлении велась конструкторскими коллективами серийных самолетостроительных заводов, которые работали в тесном контакте с ведущими Опытно-конструкторскими бюро (ОКБ). Работы велись по двум направлениям: модификация серийных самолетов и конструктивные усовершенствование серийных машин, производимых на серийных самолетостроительных заводах.
- Одним из условий успешной работы авиационной промышленности стала кадровая политика руководства отрасли. Наиболее важным направлением являлась подготовка и переподготовка кадров, в первую очередь рабочих, которая велась непосредственно на предприятиях отрасли. На серийных заводах осуществлялось обучение персонала эксплуатирующих организаций (технического персонала ВВС и ГВФ - Гражданского воздушного флота). Благодаря маневру кадрами квалифицированных специалистов удавалось в кратчайшие сроки внедрять в производство новые модели самолетов. Бригады серийных самолетостроительных заводов проводили работу в воинских частях по устранению конструктивных и производственных недостатков выпускавшихся машин, что позволяло поддерживать их парк в постоянной боевой готовности. Достижением кадровой политики стало создание резерва на выдвижение руководящих работников предприятий. Велась работа по рациональному использованию рабочей силы самолетостроительных заводов, например, создание в конце 1940-х годов комплексных бригад для выполнения наиболее ответственных работ. Главной формой оплаты труда в отрасли стала сдельная оплата. Важным средством мотивации к добросовестному труду и закреплению рабочих на производстве стала выплата за выслугу лет, которая используется и в современной практике. Работа авиационных заводов велась в условиях повышенной секретности, что предъявляло дополнительные требования к их работникам.
- Благодаря социальной политике руководства авиационной промышленности удалось серьезно повысить культуру производства, особенно по сравнению с довоенным и военным временем, и обеспечить выпуск сложной авиационной техники, оснащенной современным оборудованием. Наиболее острым вопросом оставался жилищный, который стал решаться только в конце 1950-х годов. Социальная политика руководства авиационной промышленности в пятнадцать послевоенных лет в целом оправдала себя.
- Авиационная промышленность СССР как составная часть военно-промышленного комплекса страны в конце 1950-х годов играла роль государство-образующего фактора. Она насчитывала около 350 предприятий, на которых было занято свыше 2,5 миллиона работающих. Серийные авиационные заводы ежегодно выпускали около 1000 военных машин, а также самолетов и вертолетов для пассажирских авиалиний и нужд народного хозяйства. Авиационная техника стала одной из важнейших статей советского экспорта.
1. Подрепный, Е..И. Проблема качества в отечественном самолетостроении в первые послевоенные годы (1945-1947 гг.). / Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. История. - 2003. - Вып. 1. - С. 105-110. (0, 45 п. л.);
2. Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и создание авиационных комплексов перехвата второго поколения в 1960-е годы. / Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Сер. История. — 2005. - Вып. 1. — С. 96-102. (0,5 п. л.);
3.Подрепный, Е.И.. Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе осваивает выпуск истребителей МиГ-21 (1958-1960-е гг.). / В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. История. — 2006. — Вып. 1 (5). — С. 151-158. (0,6 п. л.);
4.Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение в конце 1950-1970-х гг.: Опыт новейшей историографии. / Е.И. Подрепный // История науки и техники. - 2008. — № 9. спецвып. № 4. - С. 75-86. (0, 6 п. л.);
5.Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение в конце 50-х - начале 70-х годов ХХ века: укрепление производственной базы и развитие социальной сферы / Е.И. Подрепный // История науки и техники. — 2008. — № 5. - С. 57-61 (0.5 п. л.);
6. Подрепный, Е.И. Из истории серийного производства самолета МиГ-25 на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. / Е.И. Подрепный // История науки и техники. — 2009 — №1. – С. 57-61. (0,6 п. л.);
7.Подрепный Е.И. Серийные самолетостроительные заводы СССР в 50-е годы ХХ века: некоторые особенности развития. / Е.И. Подрепный // История науки техники. — 2009. — № 2. - С. 21-26. (0,6 п. л.);
8. Подрепный Е.И. Отечественное самолетостроение и развитие гражданской авиации СССР в первое послевоенное пятилетие (1946-1950-е гг.) / Е.И. Подрепный // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011. — № 5. - С. 74-81. (0, 5 п. л.);
9. Подрепный Е.И. Отечественное самолетостроение и модернизация гражданского воздушного флота СССР в 1950-е гг. / Е.И. Подрепный // Клио. — 2011. — № 2. - С. 121-122. (0, 4 п. л.);
10. Подрепный, Е.И. Проблемы восстановления советских самолетостроительных заводов в послевоенные годы / Е.И. Подрепный // Клио. —2011. — № 3. — С. 76-78. (0, 5 п. л.);
11. Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и развитие разведывательной авиации советских Военно-воздушных сил в послевоенные годы / Е.И. Подрепный // Клио. — 2011. — № 4. — С. 128- 129. (0.4 п. л.);
12.Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение периода « холодной войны» в мемуарных источниках (1990-2000-е гг.). / Е.И. Подрепный // Клио. — 2011. — № 5. - С. 21-24 (0, 5. п.л.);
13.Подрепный, Е.И. Восстановление самолетостроительных заводов СССР в послевоенный период. / Е.И. Подрепный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2011— № 6. Ч. 1. — С. 153-157 (0, 5 п. л.);
14.Подрепный, Е.И. МиГ-25 – нижегородские страницы истории. / Е.И. Подрепный // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4. — Ч. 2. С. 151-154 (0, 5 п. л.);
15.Подрепный, Е.И. Первые турбовинтовые «Антоновы для гражданского воздушного флота СССР / Е.И. Подрепный // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5. (30). — С. 263-265. (0, 5.п. л.);
16. Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и развитие истребительной авиации СССР в 1946 –начале 1950-х годов. / Е.И. Подрепный // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 3. — С. 23-28. (0, 5 п. л.);
Монографии и книги:
17. Подрепный, Е.И. Крылатый щит Родины Отечественное самолетостроение и развитие советской истребительной авиации во второй половине 1940-х – начале 1960-х годов. / Е.И. Подрепный. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. – 473 с. (27,5 п. л.);
18. Подрепный, Е.И.. Третье поколение реактивных. Очерки истории отечественной авиационной промышленности (1960-1970-е годы). / Е.И. Подрепный . – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 168с. (11, 3 п. л.);
19.Подрепный, Е.И. На рубеже двух эпох. Очерки по истории опытно-конструкторского бюро и Горьковского авиационного завода № 21 в послевоенный период (середина 1940-х – вторая половина 1950-х годов). / В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – 109с. (7,6 п. л.);
20.Подрепный, Е.И. Нижегородский «Сокол» в зеркале истории: опыт историографии Нижегород. авиастр. завода «Сокол» (1932-2007 гг.): монография. / В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный, Е.П. Титков: Нижегород . авиастроит. завод «Сокол»; Нижегор. гос.ун-т им. Н.И.Лобачевского; Арзамас. гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара. – Н. Новгород; Саров: СГТ, 2008. – 437с. (25, 57 п. л.);
21. Подрепный, Е.И. Авиационная промышленность СССР в годы «холодной войны» (Отечественное самолетостроение во второй половине 1940-х – 1960-е годы): монография. / Е.И. Подрепный; науч. ред. Е.П. Титков; АГПИ.- Арзамас: АГПИ, 2011. – 301с. (17, 6 п. л.);
22. Подрепный, Е.И. Реактивный прорыв Сталина. / Е.И. Подрепный. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 576с. (30 п. л);
В иных изданиях:
23.Подрепный, Е.И. Нижегородский авиационный завод» Сокол» 50 лет назад (по материалам Государственного архива Нижегородской области). / Е.И. Подрепный // Проблемы истории и творческое наследие профессора Н.П. Соколова: Материалы межвузовской конференции. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. - С. 229-231. (0, 2 п. л.);
24.Подрепный, Е.И. Нижегородскому авиационному заводу «Сокол» - 65 лет (краткий обзор источников историография). / Е.И. Подрепный // Проблемы региональной истории ХХ века: формирование и использование архивных фондов: Материалы научно-практической конференции. 26 ноября 1996 г. – Н. Новгород: Изд-во «КиТиздат», 1998. - С. 82-85. (0, 3 п. л.);
25.Подрепный, Е.И. Советское самолетостроение в первые послевоенные годы: некоторые аспекты освоения реактивной техники (1945-1948 гг.). /
Е.И. Подрепный // Бюллетень Академии военно-исторических наук. № 1. СПб, 2001 – С. 54-63. (0, 4 п. л.);
26. Подрепный, Е.И. И.В. Роль Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» в оснащении авиации ПВО истребителями-перехватчиками (1946- 1950-е годы). / Е.И. Подрепный // Военная история России: проблемы, поиски, решения. Сборник статей. Выпуск 2. – СПб.: Бюллетень Академии военно-исторических наук. 2001 – С. 96-99. (0, 3 п. л.);
27.Подрепный, Е.И. Советская авиационная промышленность в первую послевоенную пятилетку: проблема создания стратегического бомбардировщика. / Е.И. Подрепный, Г.В. Серебрянская // Клио Журнал для ученых. – СПб.: Нестор. 2001. № 1. - С. 110-115. (0, 4 п. л.);
28.Подрепный, Е.И. Авиационное дело. / Е.И. Подрепный // Российский международный журнал. Международная академия наук. 2001. № 1. – С. 49-54. (0, 5 п. л.);
29. Подрепный, Е.И. Проект «150» / Е.И. Подрепный, Я.Т. Шварц // Международный академический журнал. 2001. № 2. – С. 9-12. (0, 3 п. л.);
30. Подрепный, Е.И. Первые реактивные истребители ОКБ А.С. Яковлева (Опыт историографии). / Е.И. Подрепный // Клио. Журнал для ученых. – СПб, : Нестор, 2002. № 2. - С. 51-56. (0,5 п. л.);
31. Подрепный, Е.И. Дело жизни авиационного конструктора. / Е.И. Подрепный // Инженер. 2002. № 11. – С. 16-19. (0, 4 п. л.);
32. Подрепный, Е.И. Стальной «FOXBAT» из Нижнего Новгорода. / Е.И. Подрепный // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. Научно- популярный журнал ВВС – 2002. № 10. – С. 7-15. (0, 5 п. л.);
33. Подрепный, Е.И. Советская авиационная промышленность в 1950-е годы: решение проблемы всепогодного истребителя-перехватчика (на примере работы ОКБ А.С. .Яковлева). / Е.И. Подрепный, Я.Т.Шварц // Международный академический журнал. Международная академия наук. 2002. № 1.- С. 7-15. (0, 4 п. л.);
34. Подрепный, Е.И. К историографии опытно-конструкторского бюро Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». / В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный // Ежегодник Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Сборник научных и методических трудов – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. – 2003. – С. 120-134. (0, 5 п. л.);
35. Подрепный, Е.И. Вопросы качества в работе советской авиационной промышленности в 1960-е годы. / Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы. Вып. 2. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. - С. 408-411. (0, 5 п. л.);
36. Подрепный, Е.И. «Холодная война» и развитие отечественных истребителей-перехватчиков. Опыт новейшей историографии (конец 1990-х - начало 2000-х годов). / Е. И. Подрепный // Отечественная история XIX-XX веков: новые источники. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции 28-29 ноября 2002 года.- Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ. - 2003. - С. 135-138. (0, 4 п. л.);
37.Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение в годы первой послевоенной пятилетки: решение проблемы модернизации советской истребительной авиации (по материалам публикаций конца 1990-х - начала 2000-х годов). / Е.И. Подрепный // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.А. Архангельского. XIII чтения памяти члена-корреспондента АН СССР С.А. Архангельского; 7-8 февраля 2003 г. -Н. Новгород, 2003. - С. 252-255. (0, 3 п. л.);
38.Подрепный, Е.И. Некоторые тенденции современной историографии отечественного самолетостроения (конец 1990 - начало 2000-х годов). / Е.И. Подрепный // Проблемы формирования исторического сознания. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. - С. 177-180. (0, 3 п. л.);
39. Подрепный, Е.И. Советская авиапромышленность и развитие отечественного ракетостроения в послевоенные годы (Опыт историографии). / Е.И. Подрепный // Клио. Журнал для ученых. - СПб.: Нестор, 2004. № 1. - С. 62-65. (0, 4 п. л.) ;
40.Подрепный, Е.И. «Сверхкрепость» по-советски (еще раз о самолете Ту-4). / Е.И. Подрепный, Г.В. Серебрянская // Клио. Журнал для ученых. -СПб: Нестор. 2004. № 3 - С. 128-132. (0, 4 п. л.);
41.Подрепный, Е.И. Расширение базы опытного самолетостроения в СССР во второй половине 1940-х годов (на примере заводов 1-го Главного управления Министерства авиационной промышленности). / В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный // Клио. - СПб: Нестор. - 2004. № 4. - С. 142-144. (0, 4 п. л.);
42.Подрепный, Е.И. Развитие авиационных комплексов перехвата в СССР в 1960-е годы (на примере самолета Су-15) . / Е.И. Подрепный // Актуальные проблемы истории: Материалы межвузовской конференции - Нижний Новгород: НКИ, 2005. - С. 97-100. (0, 4 п. л.);
43.Подрепный, Е.И. Отечественные сверхзвуковые истребители: изучение истории. / Е.И. Подрепный // История России XIX-XX вв.: историография, новые источники. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Н. Новгород: ННГАСУ. - 2003. - С. 108-112. (0, 4 п. л.);
44. Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и создание комплексов перехвата в 1950-1960-е годы (на примере ОКБ им. П.О. Сухого). / Е.И. Подрепный // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.А. Архангельского: XIV чтения памяти члена- корреспондента АН СССР С.А. Архангельского. 25-26 февраля 2005. Часть II. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – С. 125-129. (0, 4 п. л.);
45. Подрепный, Е.И. Освоение истребителя МиГ-19 на Горьковском авиационном заводе (по документам Центрального архива Нижегородской области). / Е.И. Подрепный // Материалы II Нижегородской архивоведческой конференции. Чтения памяти А.Я. Садовского. – Н. Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2006. – С. 44- 48. (0, 4 п. л.);
46. Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и создание авиационных комплексов перехвата второго поколения в 1960-е годы. / Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. Серия История. Выпуск 1 (4). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. – С. 96-102. (0, 4 п. л.);
47.Подрепный, Е.И. Вопросы качества в работе советской авиационной промышленности в 1960-е годы. / Е.И. Подрепный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы. Выпуск 2 (9). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. – С. 408-411. (0, 3 п. л.);
48.Подрепный, Е.И. Самолет МиГ-25 в публикациях 2000-х годов. / Е.И. Подрепный // Материалы «Миговских чтений», посвященных жизни и судьбе знаменитого истребителя МиГ-25 (в честь 70-летия завода и 35-летия первого полета МиГ-25).- Н. Новгород, 2002. – С. 131-134. (0, 3 п. л.);
49. Подрепный, Е.И. Кадровые и социальные проблемы отечественной авиационной промышленности во второй половине 1950-х – 1960-е годы. / Е.И. Подрепный // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.А. Архангельского: XV чтения памяти члена- корреспондента АН СССР С.А. Архангельского. 8-9 февраля 2007 г. Часть 2. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. – С. 117-119. (0, 4 п. л.);
50. Подрепный, Е.И. Кадровые проблемы авиационной промышленности в период перехода от войны к миру (1945-1946 гг.). / Е.И. Подрепный // Россия в ХХ веке, общество и власть: проблемы региональной истории, историография и источниковедение: Материалы межвуз. научно- практической конф. 12 декабря 2007 г. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2008 . – С. 177-183. (0, 4 п. л.);
51. Подрепный, Е.И. Самолетостроительные заводы СССР после окончания Великой Отечественной войны: проблема перехода на режим мирного времени. / Е.И. Подрепный // Время, событие, исторический опыт в дискурсе современного историка: XVI чтения памяти члена-корреспондента АН СССР С.И. Архангельского 15-17 апреля 2009 г. Часть 2. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С.132-136. (0, 4 п. л.);
52. Подрепный, Е.И. Экспорт советской авиационной техники во второй половине 1940-х – 1950-е годы: опыт соврем. историографии. / Е. И. Подрепный // Актуальные вопросы истории: материалы межвуз. конф., 20 мая 2009 г. – Новгород: НКИ, 2009. – С. 146-149. (0, 3 п. л.);
53.Подрепный, Е.И. Экспорт советской авиационной техники в 1946-1960-х годах: опыт соврем. историографии (На примере самолетов гражданского назначения). / Е.И. Подрепный // Актуальные вопросы истории: Материалы межвуз. конф. 20 апреля 2011 г.- Н. Новгород: НКИ. 2011. - С. 139-142. (0, 4 п. л.);
54.Подрепный, Е.И. Отечественное самолетостроение и развитие авиации Военно-морского флота СССР в 1945-1950-х гг. / Е.И. Подрепный // Актуальные вопросы отечественной истории и краеведения: современный взгляд: межвузовский сборник статей. К 60-летию Евгения Павловича Титкова. – Арзамас: АГПИ, 2011. - С. 252-262. (0, 5 п. л.);
55.Подрепный, Е.И. Начало «холодной войны Начало «холодной войны и развитие отечественного самолетостроения (1946-1950-е годы) / Е.И. Подрепный // Актуальные вопросы отечественной истории и краеведения: современный взгляд: межвузовский сборник статей – Арзамас: АГПИ, 2011 . - С.. 263-281. (0, 8 п. л.);
56. Подрепный, Е.И. Развитие отечественных самолетостроительных заводов в условиях «холодной войны» (1946-1950-е годы) / Е.И. Подрепный // Хмурые будни холодной войны. Ее солдаты, прорабы и невольные участники. Сборник научных статей. / Русский фонд содействия образованию и науке. – М., 2012 .- С. 84-93. (0, 5 п. л.).