Научная тема: «СИСТЕМА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 13.00.04
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Эффективность воздействия музыкально-двигательных средств на психофизическое развитие детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:
    • использованием разнообразных двигательных заданий координационно-аналитической направленности; 
    • музыкальной ритмо-структурной организацией двигательных заданий, усиливающих аналитический характер их содержания и повышающих активность интеллектуальных функций (памяти, внимания, мышления);
    • эмоционально-образным содержанием музыки, вызывающим рефлексивное двигательное интонирование (выразительное движение);
    • удовлетворением природосообразных потребностей детей дошкольного возраста в движении, игре, эмоциональном обогащении.
  2. Музыкально-двигательная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР представляет собой процесс их активного взаимодействия с ценностями физической и музыкальной культуры, направленный на психофизическое, в том числе интеллектуальное развитие и удовлетворение их природосообразных потребностей в движении, игре, эмоциональном обогащении, что обуславливает предпосылки ее системного использования в адаптивном физическом воспитании.
  3. Авторская концепция представляет собой совокупность теоретико-методологических и научно-методических положений построения системы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, в которой отражена ведущая роль музыкально-двигательной деятельности в обеспечении многофакторного интегрированного воздействия на физическое и психическое развитие детей.
  4. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР на основе музыкально-двигательной деятельности представляет собой совокупность разнообразных компонентов, объединенных общей целью функционирования и взаимодействующих как целостное явление. Состав системы представляет собой синтез основополагающих компонентов «Движение», «Музыка», «Игра», «Технологии психокоррекционного воздействия: музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия». Их сложное взаимодействие и взаимное  дополнение обеспечивает необходимый уровень эмерджентности.
  5. Функционирование системы адаптивного физического воспитания на основе музыкально-двигательной деятельности обеспечивает эффективное двигательное, интеллектуальное, психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР и коррекцию имеющихся у них отклонений психофизического характера.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные и учебно-методические пособия

1.Максимова, С. Ю. Физическое воспитание старших дошкольников с задержкой психического развития : учебно-методическое пособие / С. Ю. Максимова. – Волгоград: ВГАФК, 2001. – 60 с.

2.Максимова, С.Ю. Музыкально-двигательные игры для старших дошкольников с задержкой психического развития : учебно-методическое пособие / С.Ю. Максимова. - Волгоград: ВГАФК, 2002. – 80 с.

3.Максимова, С. Ю. Методика физического воспитания для старших дошкольников с задержкой психического развития на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики : монография / С. Ю. Максимова. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 120 с.

4.Максимова, С. Ю. Оздоровительно-коррекционные мероприятия в физическом воспитании дошкольников с миатоническим синдромом (на материале работы МОУ д/с № 220 компенсирующего типа) : учебно-методическое пособие / С. Ю. Максимова. - Волгоград: ВГАФК, 2004. – 90 с.

5.Максимова, С. Ю. Оздоровительная гимнастика в детском саду (методические рекомендации) / С. Ю. Максимова. – Волгоград: ВГАФК, 2006. – 60 с.

6.Максимова, С. Ю. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры : учебное пособие / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова, Е. П. Прописнова (рекомендовано Федеральным агентством по ФК и С). – Волгоград: ВГАФК, 2006. – 307 с.

7.Максимова, С. Ю. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду : учебное пособие / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова, Е. П. Прописнова (рекомендовано Федеральным агентством по ФК и С). – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. – 244 с.

8.Максимова, С. Ю. Оздоровительные виды гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : учебное пособие / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова, Е. П. Прописнова (рекомендовано Федеральным агентством по ФК и С). – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. – 170 с.

9.Максимова, С. Ю. Методическое обеспечение процесса физического воспитания старших дошкольников с ЗПР : учебное пособие / С. Ю. Максимова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. – 128 с.

10.Максимова, С. Ю. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / С. Ю. Максимова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. – 90 с.

11.Максимова, С. Ю. Значение музыкального сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития : монография / С.Ю. Максимова. – Волгоград, ФГБОУ ВПО «ВГАФК». – 2011. – 95 с.

12. Максимова, С. Ю. Коррекционный раздел примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (раздел программы). Образовательная система Школа 2100: «Детский сад 2100» Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под научной редакцией О. В. Чиндиловой / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова. – М . : Баллас, 2012 г. С. 373-388.

13.Максимова, С. Ю. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : монография / С. Ю. Максимова. – ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2013. – 300 с.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах

14.Максимова, С. Ю. Физическое воспитание дошкольников с ЗПР на основе психогимнастики / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2008. – № 1. – С. 15-17.

15.Максимова, С. Ю. Физическое воспитание дошкольников с ЗПР на основе психогимнастики / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2008. – № 2. – С. 25-27.

16.Максимова, С. Ю. Развитие координационных и психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами ритмической гимнастики / С. Ю. Максимова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 9 (43). – С. 38-42.

17.Максимова, С. Ю. Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР/ С. Ю. Максимова, М. В. Кошелева, А. О. Бек-Авшаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 8 (54). – С. 83-86.

18.Максимова, С. Ю. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как компонент комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» / Н. А. Фомина, С. Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2010. – № 4. – С. 15-20.

19.Максимова, С. Ю. Интегрированное воздействие на физическое и психическое состояние дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, Н. А. Фомина // Начальная школа, плюс до и после.– 2010. – № 4. – С. 27-30.

20.Максимова, С. Ю. Моделирование игровых физкультурных занятий для дошкольников / С.Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2010. – № 9. – С. 46-49.

21.Максимова, С. Ю. Методика развития ритма двигательных действий у детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, М. В. Кошелева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – 4(74). – С. 97-100.

22.Максимова, С. Ю. Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, И. Д. Скрябина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – 6(76). – С. – 101-105.

23.Максимова, С. Ю. Анализ возрастных проявлений физической подготовленности дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, И. Д. Скрябина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – 7(77). – С. – 113-117.

24.Максимова, С. Ю. Анализ процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, М. А. Бодалова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – 8(78). – С. – 120-124.

25.Максимова, С. Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2 (46). – С. 15-16.

26.Максимова, С. Ю. Использование двигательной сказкотерапии в физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 46-49.

27.Максимова, С. Ю. Методика построения игрового физкультурного занятия для детей дошкольного возраста / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после.– 2012. – № 2. – С. 48-52.

28.Максимова, С. Ю. Определение коррекционно-развивающего потенциала музыкального ритма в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 48-49.

29.Максимова, С.Ю. Коррекционно-развивающие возможности музыкально-двигательного воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2 (50). – С. 22-25.

30.Максимова, С. Ю. Музыкально-двигательная игротерапия как новое направление адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 4 (52). – С. 35-38.

31.Максимова, С. Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, С. С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – 1(83). – С. – 86-90.

32.Максимова, С. Ю. Формирование выразительности движений в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 6-7 лет / Е. В. Адрова, С. Ю. Максимова, Н. А. Фомина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – 3(85). – С. – 3-8.

33.Максимова, С. Ю. Развитие морфофункциональных возможностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания / С. Ю. Максимова, Е. П. Прописнова, А. А. Мартынов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – 6(88). – С. – 76-80.

34.Максимова, С. Ю. Формирование игровой деятельности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания / С. Ю. Максимова, С. С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – 7(89). – С. – 89-94.

35.Максимова, С. Ю. Методические рекомендации по формированию морфофункциональных возможностей организма детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, А. И. Шамардин, С. С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – 2(96). – С. – 92-96.

36.Максимова, С. Ю. Значение музыкально-двигательной деятельности для психофизического развития дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, Н. А. Фомина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – 7(101). – С. – 83-88.

Тезисы, статьи, методические рекомендации

37.Максимова, С. Ю. Особенности методики физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы итоговой научно-практической конференции. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – С.41-46.

38.Максимова, С. Ю. Физическое воспитание старших дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2006. – № 1. – С. 49-53.

39. Максимова, С. Ю. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими миатонический синдром / С. Ю. Максимова // Начальная школа, плюс до и после. – 2006.- № 1. – С. 21-23.

40. Максимова, С. Ю. Программа физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Современное профессиональное образование в сфере ФК и С: актуальные проблемы и пути совершенствования : труды международной научно-практической конференции / ФГОУВПО «ВГАФК». – Волгоград, 2007. – С. 75-79.

41.Максимова, С. Ю. Моделирование игровых занятий в процессе физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития/ С. Ю. Максимова // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГОУВПО «ВГАФК». – Волгоград, 2009. – С. 141-145.

42.Максимова, С. Ю. К вопросу организации процесса физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Дошкольное образование в XXI веке: материалы Международного научно-практического семинара / ВГПУ «Перемена». – Волгоград, 2010. – С. 216-218.

43. Максимова, С. Ю. Адаптивное физическое воспитание дошкольников с задержкой психического развития на основе ритмической гимнастики / С. Ю. Максимова // Дети России образованны и здоровы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 250-254.

44. Максимова, С. Ю. Комплексная оценка развития дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград, 2011. – № 1. – С. 15-19.

45. Максимова, С. Ю. Использование дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, Г. О. Безина // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : материалы IV международной научно-практической конференции. – Орёл, 2011. – С. 481-485.

46. Максимова, С. Ю. Использование ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников с детским церебральным параличом / С. Ю. Максимова, Т. Г. Бронникова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово, 2011. – С. 50-53.

47. Максимова, С. Ю. Использование средств музыкально-двигательного воспитания в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, Н. И. Константинова // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск, 2012. – С. 247-250.

48.Максимова, С. Ю. Анализ развития двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития в соответствии с основной причиной дизонтогенеза / С. Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград, 2012. – № 2. – С. 115-119.

49. Максимова, С. Ю. Построение физкультурно-оздоровительной работы для дошкольников с задержкой психического развития на основе двигательной сказкотерапии / С. Ю. Максимова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новочебоксарск, 2012. – С. 168-172.

50. Максимова, С. Ю. Особенности обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, и спортивной медицины: инновации и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2012. – С. 314-318.

51. Максимова, С. Ю. Использование средств музыкально-двигательного воспитания в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск, 2012. – С. 247-250.

52. Максимова, С. Ю. Направленность и содержание занятий ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации спортивной деятельности и здорового образа жизни : материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. – С. 416-421.

53. Максимова, С. Ю. Значение музыкального сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград, 2012. – № 1 (3).– С. 75-81.

54.Максимова, С. Ю. Коррекция нарушений нервно-мышечного аппарата детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами физической культуры / С. Ю. Максимова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж, 2013. – С. 90-94.

55.Максимова, С. Ю. Изучение сформированности игровой деятельности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, Г. Ю. Черных // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и спортивной медицины: инновации и перспективы развития : материалы II международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2013. – С. 194-198.