- Впервые вопрос о кризисном состоянии отечественной сети железных дорог, находившихся в ведении многочисленных акционерных обществ, был поднят Военным министерством в период усиленной подготовки к русско-турецкой войне, весной 1876 г. Неподготовленность многих частных железных дорог к выполнению сложной задачи по своевременному обеспечению воинских перевозок и неурегулированность взаимоотношений между железными дорогами, обществом и государством послужили основанием к учреждению, 22 июля 1876 г., межведомственной Комиссии для исследования железнодорожного дела в России под председательством генерал-адъютанта, графа Э.Т. Баранова. Цель исследования заключалась в выяснении причин пришедшего в упадок железнодорожного хозяйства страны и выработке программы правительственного регулирования.
- В результате всестороннего исследования железнодорожной сети России и анализа собранных материалов, Комиссия Э.Т. Баранова пришла к выводу о недостаточном влиянии правительства на железнодорожное предпринимательство и необходимости издания общего для всех железных дорог закона. Несмотря на завершение работ над проектом к осени 1881 г., последующая процедура его всестороннего обсуждения и принятия заняла около четырех лет. Лишь в июне 1885 г. император Александр III утвердил первый Общий Устав Российских железных дорог в статусе закона Российской империи. Введенный в действие основной железнодорожный закон, урегулировавший все разнообразные отношения, которые были внесены новым усовершенствованным способом передвижения в экономическую жизнь страны, на основе принципов железнодорожного права, изложенных в юридических нормах этого важнейшего закона, в полной мере будет способствовать нормализации деятельности и дальнейшему интенсивному развитию железнодорожного транспорта России. Влияние его норм на железнодорожное законотворчество ощущается и в настоящее время.
- В начале 1880-х гг., вследствие возвращения к практике государственного финансирования железнодорожного строительства и проведения политики выкупа частных железнодорожных линий, началось постепенное формирование казенного сектора железных дорог. Одной из главных задач являлось изменение и совершенствование системы управления и контроля над российскими железными дорогами. Наиболее сложным оказалось решение проблем по упорядочению железнодорожного хозяйства страны. Для достижения намеченной цели был предпринят целый ряд правительственных мер, направленных на поиск выхода из крайне тяжелого финансового положения подавляющего большинства частных железных дорог. В результате проведения железнодорожной контрольно-финансовой реформы эта цель должна быть признана достигнутой, поскольку был установлен надлежащий порядок в расчетах казны с акционерными обществами и исключена возможность бесконтрольной предпринимательской деятельности.
- В 1880-х гг. удалось решить и тарифный вопрос, являвшийся одним из самых сложных в экономической жизни России. Поэтапное проведение железнодорожной тарифной реформы, состоящей в реструктуризации взаимоотношений владельцев частных железных дорог и государства, завершилось переходом к государственному регулированию тарифов на отечественном железнодорожном транспорте. Специально созданные в 1889 г. учреждения Министерства финансов стремились обеспечивать баланс интересов различных предпринимательских групп, отдельных регионов и реализацию задач проводимой тарифной политики. Их деятельность оказалась вполне успешной. Уже в ближайшие годы тарифы за перевозки грузов по железным дорогам начали побуждать территории к развитию различных производств.
- К наиболее важным мероприятиям по реформированию управления экономикой железнодорожного транспорта России в 1880-х - первой половине 1890-х гг. относится огосударствление частных железных дорог посредством возмездной национализации. Кроме финансовой несостоятельности многих акционерных компаний, одной из причин выкупа частных железных дорог в казну, являлась потребность в государственной реорганизации и централизации отечественной железнодорожной сети. Вполне приемлемым представлялось слияние отдельных линий в единые крупные магистрали, способствующие объединению перевозок в масштабах различных экономических районов страны, поэтому при выкупе одной железной дороги нередко осуществлялся переход в государственное управление другой, смежной с ней линии. Несмотря на существенные затраты денежных средств, выкуп частных железных дорог в казну нельзя не признать делом огромной государственной важности. Реорганизация и централизация отечественной железнодорожной сети открывали совершенно новые перспективы для развития всех ведущих отраслей российской экономики.
- Одним из самых приоритетных направлений государственной политики является железнодорожное строительство. Первоочередная задача заключалась в сооружении железных дорог военно-стратегического назначения в целях укрепления западных и южных рубежей Российской империи. К концу 1880-х гг., после возведения всех запланированных стратегических и некоторых важных в экономическом отношении железных дорог, российское правительство было вынуждено сократить финансирование железнодорожного строительства. Принятие правительственного решения о целесообразности поручения дальнейшего сооружения проектируемых железных дорог преобразованным крупным акционерным обществам, во многом обусловило существенный рост железнодорожной сети России. Постоянный жесткий финансовый контроль и состязание в улучшении эксплуатационных параметров казенных и частных железных дорог стали непременным атрибутом применяемой смешанной железнодорожной системы. Уже на начальном этапе эксплуатации выстроенных железных дорог стало заметным их позитивное влияние на развитие промышленных и сельскохозяйственных отраслей российской экономики. Существенный рост грузовых и пассажирских перевозок позволяет утверждать о большом влиянии железных дорог на экономическое и культурное развитие России.
- Крайне сложный вопрос о проведении Великого Сибирского пути возник вскоре после открытия первых железных дорог в Европейской России, однако в течение многих лет он оставался нерешенным. Лишь в 1887 г. состоялось принятие принципиального правительственного решения о необходимости его сооружения. К 1894 г. были выстроены первые 1,3 тыс. верст железнодорожного пути. Несмотря на то, что при жизни императора Александра III не удалось полностью реализовать грандиозный проект этого гигантского сооружения, тем не менее, стремительные по тем временам строительные темпы позволяли рассчитывать на своевременное открытие всех запланированных участков трассы. С тех пор прошло немало лет, за которые многое изменилось в этом мире. И сегодняшняя роль Транссибирской магистрали далеко превзошла самые смелые ожидания ее первых строителей. В настоящее время транзитные перевозки по этой самой длинной на планете железной дороге являются серьезной перспективой развития национальной экономики. В данной связи у России есть все предпосылки - развивая транзитные перевозки - стать одной из стабильно развивающихся стран.
1. Тестов, В.Н. Возведение и функционирование стратегических железных до рог России в эпоху императора Александра III (1881-1894): монография / В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2010. 408 с. (23, 7 п.л.).
2. Тестов, В.Н. Контрольно – финансовая реформа на железнодорожном транспорте России в эпоху императора Александра III (1881-1894): монография / В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во Воронежский ЦНТИ – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России, 2011. 212 с. (12,3 п.л.).
3.Тестов, В.Н. Реализация грандиозного проекта сооружения Транссибирской магистрали в эпоху императора Александра III (1881-1894): монография / В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во Воронежский ЦНТИ – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России, 2011. 176 с. (10,2 п.л.).
4.Тестов, В.Н. Совершенствование российского железнодорожного законодательства в эпоху императора Александра III (1881-1894): монография / В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. 414 с. (24,1 п.л.).
5.Тестов, В.Н. Строительство и эксплуатация российских железных дорог экономического значения в эпоху императора Александра III (1881-1894): монография / В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во Воронежский ЦНТИ – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России, 2011. 204 с. (11,8 п.л.).
6.Тестов, В.Н. Реформирование управления экономикой железнодорожного транспорта России в 80-х – первой половине 90-х гг. XIX в.: монография/ В.Н. Тестов. Воронеж: Изд-во Воронежский ЦНТИ – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России, 2012. 171 с. (10 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК
1.Тестов, В.Н. Становление и развитие государственной тарифной системы на железнодорожном транспорте России в эпоху императора Александра III / В.Н. Тестов // История науки и техники. М.: ООО «Научтехлитиздат», 2008. №9. С. 30-38 (1 п.л.).
2.Тестов, В.Н. Важнейшие проблемы строительства и эксплуатации Екатерининской железной дороги в 80-х – первой половине 90-х гг. XIX в. / В.Н. Тестов // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». М.: Изд-во МГОУ, 2009. №1. С. 71-78 (0,8 п.л.).
3.Тестов, В.Н. Возведение и начало функционирования стратегических железных дорог в Привислинском крае в 80-х – начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №7 (21): в 3-х ч. Ч. III. С. 193-195 (0,2 п.л.).
4.Тестов, В.Н. Железнодорожная контрольно-финансовая реформа: истоки и последствия (80-е – первая половина 90-х гг. XIX в.) / В.Н. Тестов // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». М.: Изд-во МГОУ, 2010. №1. С. 49-55 (0,7 п.л.).
5.Тестов, В.Н. Из истории выкупа Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 90-х гг. XIX в. / В.Н. Тестов // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». М.: Изд-во МГОУ, 2013. №2. С. 32-36 (0,5 п.л.).
6. Тестов, В.Н. Изменения в управлении экономикой железнодорожного транспорта России в конце 80-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, фило софские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №6 (20): в 2-х ч. Ч. II. С. 200- 202 (0,2 п.л.).
7.Тестов, В.Н. Ключевые проблемы обходной линии Сурамского перевала Закавказской железной дороги в середине 80-х – начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №8 (14): в 4-х ч. Ч. IV. С. 192-194 (0,2 п.л.).
8.Тестов, В.Н. Огосударствление первых частных железных дорог России в 80-х гг. XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №4 (30): в 3-х ч. Ч. II. С. 168-170 (0,2 п.л.).
9.Тестов, В.Н. Преобразования в системе управления российскими железными дорогами в последней четверти XIX века / В.Н. Тестов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политология. Экономика. Информатика. Выпуск 9. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. №1. (56). С. 80-87 (0,8 п.л.).
10.Тестов, В.Н. Проект реформирования управления российскими железными дорогами в первой половине 80-х годов XIX века: ожидания и результаты / В.Н. Тестов // История науки и техники. М.: ООО «Научтехлитиздат», 2009. №7. С. 27-39 (1,5 п.л.).
11.Тестов, В.Н. Проектирование и начальный этап сооружения Великого Сибирского пути в эпоху императора Александра III / В.Н. Тестов // История науки и техники. М.: ООО «Научтехлитиздат», 2010. №3. С. 25-36 (1,4 п.л.).
12.Тестов, В.Н. Реализация проекта строительства Ромны-Кременчугской железной дороги в 80-х годах XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №6 (20): в 2-х ч. Ч. II. С. 202-204 (0,2 п.л.).
13.Тестов, В.Н. Совершенствование структуры управления железнодорожным транспортом России в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // История науки и техники. М.: ООО «Научтехлитиздат», 2009. №2. С. 53-65 (1,5 п.л.).
14.Тестов, В.Н. Становление и развитие Полесских железных дорог в эпоху императора Александра III / В.Н. Тестов // История науки и техники. М.: ООО «Научтехлитиздат», 2009. №1. С. 22-31 (1,1 п.л.).
15.Тестов, В.Н. Строительство Новороссийской ветви Владикавказской железной дороги в 80-х годах XIX в. / В.Н. Тестов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №8 (14): в 4-х ч. Ч. IV. С. 195-197 (0,2 п.л.).
16.Фурсов, В.Н.; Тестов, В.Н. Возведение и функционирование Транскаспийской магистрали в 80-х – начале 90-х гг. XIX в. / В.Н. Фурсов, В.Н. Тестов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политология. Экономика. Информатика. Выпуск 27. Белгород: Изд-во БелГУ, 2013. №15. (158). С. 113-118 (0,3/0,3 п.л.).
Прочие публикации
1.Тестов, В.Н.; Фурсов, В.Н. Железнодорожное строительство – приоритетное направление экономической политики правительства Александра III / В.Н. Тестов, В.Н. Фурсов // Российская цивилизация: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 20. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. С. 33-41 (0,2/ 0,3 п.л.).
2.Тестов, В.Н.; Фурсов, В.Н. Основные проблемы строительства Великого Сибирского пути – история, современность, перспективы / В.Н. Тестов, В.Н. Фурсов // Российская цивилизация: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов Выпуск 20. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. С. 41-56 (0,4/ 0,5 п.л.).
3.Гарамян, Ю.В.; Тестов, В.Н. Актуальные проблемы преобразований на железнодорожном транспорте России: от реформы к реформе / В.Н. Тестов, Ю.В. Га-рамян //Актуальные проблемы социально-экономических преобразовании в России: ретроспектива и современность. Материалы VI Межвузовской научной студенческой конференции. Воронеж: Изд-во ВГУ – МИКТ, 2005. С. 169-174 (0,1/ 0,2 п.л.).
4.Тестов, В.Н. Преобразования на российском железнодорожном транспорте в 80-х – первой половине 90-х гг. XIX в. / В.Н. Тестов //Материалы II Международной научно-практической конференции: «Образование и наука без границ – 2005». Том 29. История. – Materiały II Międzynarowej naukowe-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie i nauka bez granic – 2005». Tom 29. Historia. Przemyśl – Praha: Nauka i studia, 2005. S. 74-77 (0,2 п.л.).
5.Тестов, В.Н. К вопросу о ценообразовании на российских железных дорогах / В.Н. Тестов // Материалы отчетной научной конференции профессорско- преподавательского состава ВИВТ за 2005-2006 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2006. С.101-104 (0,2 п.л.).
6.Тестов, В.Н. История образования тарифов на российских железных дорогах / В.Н. Тестов // Российская цивилизация: история и современность: Сборник научных трудов. Выпуск 26. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. С.11-18 (0,4 п.л.).
7.Тестов, В.Н. Актуальные проблемы строительства Закаспийской железнодорожной магистрали в 80-х гг. XIX в. / В.Н. Тестов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Научное пространство Европы-2007». Том 10. Технические науки. Днепропетровск: Наука и образование, 2007. С. 68-71 (0,2 п.л.).
8.Тестов, В.Н. Первый Общий устав российских железных дорог – основа государственного железнодорожного законодательства / В.Н. Тестов // Реформирование российского общества: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Н.А. Душковой. Воронеж: ООО «АЗ+», 2007. С. 685-689 (0,2 п.л.).
9. Тестов, В.Н. Нормативно-правовое обеспечение железнодорожных реформ в дореволюционной и современной России / В.Н. Тестов // Реформирование россий ского общества: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной науч но-практической конференции / под ред. Н.А. Душковой. Воронеж: ООО «АЗ+», 2007. С.737-740 (0,2 п.л.).
10.Болденкова, Е.С.; Тестов, В.Н. Н.Х. Бунге – ученый и политик / Е.С. Бол-денкова, В.Н. Тестов // История Отечества в лицах: Материалы Всероссийской студенческой научной конференции/ РосНоу (ВФ), АНОО ВИВТ. Воронеж: Изд-во Российский Новый Университет (Воронежский филиал), 2007. С. 121-126 (0,1/ 0,2 п.л.).
11.Толсторожих, Д.А.; Тестов, В.Н. Иван Алексеевич Вышнеградский – ученый, предприниматель и политик / Д.А. Толсторожих, В.Н. Тестов // История Отечества в лицах: Материалы Всероссийской студенческой научной конференции/ РосНоу (ВФ), АНОО ВИВТ. Воронеж: Изд-во Российский Новый Университет (Воронежский филиал), 2007. С. 207-213 (0,2/ 0,2 п.л.).
12.Тестов, В.Н. Организационные мероприятия правительства Александра III по строительству государственных железных дорог экономического значения / В.Н. Тестов //Материалы отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава ВИВТ за 2007-2008 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2008. С. 130-131 (0,1 п.л.).
13.Тестов, В.Н. М.Н. Анненков и сооружение в Средней Азии Закаспийской железнодорожной магистрали / В.Н. Тестов //Материалы отчетной научной конференции проф.преподавательского состава ВИВТ за 2007-2008 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2008. С. 132-133 (0,1 п.л.).
14.Тестов, В.Н. Реформирование управления экономикой железнодорожного транспорта России в эпоху правления императора Александра III / В.Н. Тестов //Материалы отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава ВИВТ за 2007-2008 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2008. С.134-135 (0,1 п.л.).
15.Тестов, В.Н. Разработка проекта реформирования управления железнодорожным транспортом России в первой половине 80-х годов XIX века / В.Н. Тестов // Материалы отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава ВИВТ за 2007-2008 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2008. С. 136-137 (0,1 п.л.).
16.Тестов, В.Н. С. Ю. Витте и проведение политики выкупа частных железных дорог (1892-1894 гг.) / В.Н. Тестов //Материалы отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава ВИВТ за 2007-2008 учебный год. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2008. С.138-139 (0,1 п.л.).
17.Тестов, В.Н. Актуальные проблемы сооружения железных дорог за Уралом в начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов //Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 65-70 (0,3 п.л.).
18.Тестов, В.Н. Влияние Закаспийской железной дороги на развитие Среднеазиатского края в период правления императора Александра III (1881-1894) / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦН-ТИ», 2011. С. 71-75 (0,2 п.л.).
19.Тестов, В.Н. Возведение Златоуст-Челябинской железнодорожной линии в начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов //Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 75-77 (0,1 п.л.).
20.Тестов, В.Н. Нереализованные проекты строительства железных дорог к восточной окраине России / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 78-81 (0,2 п.л.).
21.Тестов, В.Н. Основные проблемы строительства Новоселицких железнодорожных ветвей в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 81-89 (0,4 п.л.).
22.Тестов, В.Н. Проведение и начало эксплуатации Ржево-Вяземской железной дороги в 80-х – начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 89-93 (0,2 п.л.).
23.Тестов, В.Н. Становление и развитие Самаро-Златоустовской железной дороги в 80-х годах XIX в. / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 94-96 (0,1 п.л.).
24.Тестов, В.Н. Строительство Псково-Рижской железной дороги в 80-х – начале 90-х годов XIX в. / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦНТИ», 2011. С. 97-102 (0,3 п.л.).
25.Тестов, В.Н. Транссибирская магистраль: история и современность / В.Н. Тестов // Сборник научных трудов 201 и 205 кафедр ВАИУ. Воронеж: ООО «ВЦН-ТИ», 2011. С. 102-112 (0,5 п.л.).
26.Фурсов, В.Н.; Тестов, В.Н. Из истории выкупа линий Главного общества российских железных дорог в 90-х гг. XIX в. / В.Н. Фурсов, В.Н. Тестов // Научный журнал «Берегиня-777-Сова». Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013. № 2(17). С. 18-21 (0,2/ 0,2 п.л.).