Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ (XIX-XX ВВ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концептуальные положения исследования, опирающегося на методологию системного и исторического подходов (музыкально-педагогическое образование рассматривается как относительно самостоятельная система, действующая на административной территории одного из субъектов России - Республики Татарстан и одновременно как часть общероссийской системы образования; возможность продуктивного развития современной педагогической науки и практики при условии изучения педагогического наследия, культурных традиций, музыкально-педагогического опыта регионов РФ и включения его результатов в контекст научного знания; идея преемственности образования, его единства и целостности; опора на результаты исследования в изучении современных явлений и прогнозировании дальнейшего развития музыкально-педагогического образования).
  2. Совокупность основных теоретически обоснованных предпосылок (социокультурных, институционально-образовательных, педагогических), условий (социально-педагогических), особенностей (этнокультурных, религиозно-образовательных, музыкально-просветительских) процесса становления и развития музыкально-педагогического образования в Татарстане в XIX - XX вв.
  3. Теоретическое обоснование основных тенденций и периодов развития музыкально-педагогического образования в Татарстане. Первый период (1918-1940 гг.) - развитие советской системы профессионального образования, создание структур профессиональной подготовки педагогов-музыкантов (учителей пения и музыкантов-инструкторов), в том числе специалистов для национальных школ; постановка новых целей, внедрение нового содержания, форм и методов музыкально-педагогического образования. Второй период (1941-1958 гг.) - сохранение в условиях военного и послевоенного времени музыкально-педагогического потенциала; динамичное развитие музыкальной культуры и образования в Татарстане и одновременно дефицит педагогических кадров (учителей музыки) в системе общего образования. Третий период (1959 -1984гг.) - интенсивное развитие системы музыкально-педагогического образования, плановое обеспечение педагогами-музыкантами средних учебных заведений, учреждений социального воспитания. Четвертый период (1985-2000 гг.) - процесс перестройки, переход к новым экономическим основам, образовательным стандартам и новой концепции развития отечественного образования, его гуманизация и регионализация.
  4. Основные прогнозируемые направления развития музыкально-педагогического образования в РТ (ориентация на мировой уровень музыкальной культуры и образования, его многоуровневость и многопрофильность; внедрение новых образовательных программ, учитывающих исторические, социокультурные, конфессиональные, этнические и другие особенности Татарстана; укрепление научных связей и разработка исследований,   интегрирующих знания из различных областей науки и искусства («музыка и медицина», «музыка и психология», «художественное образование и информационные технологии (IT)» и др.).
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Файзрахманова Л. Т. Музыкально-педагогическое образование в Республике Татарстан: от учителя пения к педагогу-музыканту, педагогу-исследователю: Монография: в 2 ч. / Л. Т. Файзрахманова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – Ч. 1. – 172 с.

2.Файзрахманова Л.Т. Музыкально-педагогическое образование в Республике Татарстан: от учителя пения к педагогу-музыканту, педагогу-исследователю: Монография: в 2 ч. / Л. Т. Файзрахманова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – Ч. 2. – 168с.

3.Файзрахманова Л.Т. Музыкально-педагогическое образование в Казанской губернии (конец XIX– начало XX вв.) / Л.Т. Файзрахманова. – Казань: Казан. ун-т, 2012.  152с.

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ

4.Файзрахманова Л. Т. Культурно-исторические и социально-образовательные предпосылки организации высшего музыкального педагогического образования в Республике Татарстан / Л. Т. Файзрахманова // Казанский педагогический журнал. – Вып. 5. – Казань, 2008. –Магариф. – С.119–125.

5.Файзрахманова Л. Т. Задачи современного эстетического воспитания / Л. Т. Файзрахманова // Казанский педагогический журнал. – Вып. 8. – Казань, 2008г. – Магариф. – С. 121–125.

6.Файзрахманова Л. Т. Становление музыкально-педагогического образования в Казани / Л. Т. Файзрахманова. – Искусство и образование. - № 3(59). – Москва, 2009. – С.145-155.

7.Файзрахманова Л. Т. Музыкальное образование в Казанском учительском институте (1876-1917) / Л. Т. Файзрахманова. – Искусство и образование. – № 6(62). – Москва, 2009. – С.38-51.

8.Файзрахманова Л. Т. Становление системы музыкально-педагогического образования в Республике Татарстан (ТАССР в 20-30-е годы прошлого века)/ Л. Т. Файзрахманова. – Казанский педагогический журнал. – Вып. 7-8. – Казань, 2009. – Магариф. – С.140-148.

9.Файзрахманова Л. Т. Первый опыт организации высшего музыкального образования в Казани (Восточная консерватория в 20-е годы ХХ столетия) / Л. Т. Файзрахманова // Вестник Адыгейского государственного университета. – Вып. 3(65). – Майкоп, 2010. – С.73-82.

10.Файзрахманова Л. Т. Роль Казанского университета в становлении музыкально-педагогического образования в Казанской губернии (XIX-XX вв.) / Л. Т. Файзрахманова // Образование и саморазвитие, №4 (14). – Казань, 2009. – С.226-232.

11.Файзрахманова Л. Т. Музыкальное образование в Казани (40-50-е годы прошлого века) / Л. Т. Файзрахманова // Образование и саморазвитие, № 5(15). – Казань, 2009. – С.212-217.

12.Файзрахманова Л. Т. Опыт организации высшего музыкально-педагогического образования в ТАССР / Л.Т. Файзрахманова // Вестник ТГГПУ.  Казань: Изд-во ТГГПУ, 2011.  №4 (26). – С. 367-371.

13.Файзрахманова Л. Т. Развитие высшего музыкально-педагогического образования в РТ: учебные планы и программы (1960-2000 гг.) / Л.Т. Файзрахманова // Вестник КТУ.  Казань: Изд-во КНИТУ, 2012.  Т.15, №4. – С.220-225.

Учебные пособия и методические рекомендации

14.Файзрахманова Л. Т. Фортепианное искусство: вопросы истории и исполнительства. – Учеб. пособие / Л. Т. Файзрахманова. – Казань: ТГГПУ, 2008 – 402 с.

15.Файзрахманова Л. Т. Учебно-методические комплексы по дисциплинам предметной подготовки (Специальность 050601.65 «Музыкальное образование») / Г.И.Батыршина, Л.Т.Файзрахманова [и др.]. – Казань:ТГГПУ, 2008. – С.91-104; 169-184.

16.Файзрахманова Л. Т. Тестовые задания для проверки остаточных знаний студентов по дисциплинам кафедры фортепиано/ Г.И.Батыршина, Л.Т.Файзрахманова [и др.]. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С.16-27.

Научные статьи и материалы конференций

17.Файзрахманова Л. Т. О формировании опыта творческой деятельности будущего учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Эстетическое воспитание в школах Татарии: научн. анализ проблемы, практика обучения и воспитания / Под ред. Г.В.Мухаметзяновой. – В 3 ч. – Казань,1991. – 3 ч. – С. 24–27.

18.Файзрахманова Л. Т. К вопросу о формировании эстетических интересов студентов в курсе «Мировая художественная культура» / Л. Т. Файзрахманова // Оптимизация учебного процесса и свободного времени студентов: тезисы докл. респ. науч.- практ. конф. – Казань, 1991. – С. 79–81.

19.Файзрахманова Л. Т. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки к педагогической практике в школе / Л.Т. Файзрахманова // Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки: тезисы докл. респ. науч.-метод. конф.– Ош,1991. –С.119-120.

20.Файзрахманова Л. Т. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к руководству художественно-творческим развитием школьников / Л.Т. Файзрахманова // Совершенствование педагогической практики студентов: тезисы докладов респ. науч.-метод. конф. – Казань: КГПИ, 1991. – С.35-36.

21.Файзрахманова Л. Т. Формирование творческой активности младших школьников на уроках музыки / Л.Т. Файзрахманова // Формирование познавательной активности младших школьников: сб. науч. тр. – Бишкек, 1992. – Деп. в РНТВ Киркиз. НИИНТИ, 17.07.92, №567.

22.Файзрахманова Л. Т. Формирование эстетической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки / Л.Т. Файзрахманова // Пути совершенствования художественно-эстетического образования учащейся молодежи в условиях возрождения национальной культуры: тезисы респ. науч.- практ. конф. – Киев,1992. – С.84-86.

23.Файзрахманова Л. Т. Опыт формирования эстетической культуры у студентов ФФК / Л.Т. Файзрахманова // Новое в содержании и организации высшего педагогического образования: мат. Всерос. н.-п. конф. – Казань, КГПУ 1994.– С.113-114.

24.Файзрахманова Л. Т. Теоретико-методические основы подготовки учителя-музыканта / Л.Т. Файзрахманова // История, образование и культура народов Среднего Поволжья – Мат. всерос. н.- практ. конф. – Саранск: МГПИ, 13-15 марта, 1997. – 108-109с.

25.Файзрахманова Л. Т. Теоретические основы формирования индивидуальных черт художественно-творческой деятельности учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Вопросы дифференцированного обучения: м. сб. науч. тр. – Казань: КГПУ,1997. – 168-170с.

26.Файзрахманова Л. Т. Формирование исполнительской культуры школьного учителя музыки в курсе «Вопросы истории фортепианного искусства и исполнительства» / Л.Т. Файзрахманова // Муз. образование: проблемы, методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. – Вып. 2. – М. сб. науч. тр. МГПИ – Саранск, 1998. – С.100-103.

27.Файзрахманова Л. Т. Возможности взаимодействия различных культур на уроках музыки в школе / Л.Т. Файзрахманова // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: мат. м. науч.-практ. конф. – Казань, 1999. – С.254-257с.

28.Файзрахманова Л. Т. Творческий компонент в подготовке учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Музыкальная наука Среднего Поволжья: итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. – Казань, 20 июня 1996г. – Казань: Каз. консерватория, 1999. – С.142-143.

29.Файзрахманова Л. Т. Личностно-ориентированное обучение как основа профессиональной подготовки учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Личность и музыка: мат межд. н.-пр. конф. – Минск: БГПУ, 2000. – Ч. 2. – 63-64с.

30.Файзрахманова Л. Т. Формирование профессиональной культуры учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Музыка и педагогика: сб.статей, посвященный 125 - летию КГПУ и 40-летию музыкального факультета– Казань: КГПУ, 2000. – С.40-44.

31.Файзрахманова Л. Т. Гуманистические принципы творческого развития педагога-музыканта / Л.Т. Файзрахманова // Музыкальное образование: Проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: сб. науч. тр. МГПИ. – Вып.3. – Саранск, 2000. – С.51-54.

32.Файзрахманова Л. Т. Инновационные подходы в инструментальной подготовке учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: межв. сб. н. тр. МГПИ. – Вып. 4. – Саранск, 2001. – С.46-49.

33.Файзрахманова Л. Т. Современные тенденции в профессиональной подготовке учителя музыки / Л.Т. Файзрахманова // Формы и методы воспитательной работы в вузе: мат. VIII межд. науч.-практ. конф. – Казань: КГПУ, 2001. – С.107-108.

34.Файзрахманова Л. Т. Профессиональная подготовка музыканта – педагога (задачи курса «История фортепианного искусства и исполнительства») / Л.Т. Файзрахманова // Музыка и педагогика: проблемы подготовки педагога- музыканта: мат.II межд. н.- пр. конф. – Вып. 2. – Казань: КГПУ, 2000. – С.112-116.

35.Файзрахманова Л. Т. Проблемы подготовки педагога–музыканта к воспитательной работе в школе / Л.Т. Файзрахманова // Музыкальное образование: Проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: межв.. сб. науч. тр. МГПИ. – Вып.5. – Саранск, 2002. – С. 31-34.

36.Файзрахманова Л. Т. Судьба, посвященная музыке / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник КГПУ. – Вып. 1. – Казань, 2004. – С. 107- 111.

37.Файзрахманова Л. Т. Нравственно-эстетическое воспитание будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки / Л.Т. Файзрахманова // Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя: мат. Всерос. совещания – семинара н.- пед. работников и руководителей высш. и средн. пед. уч. заведений. – Казань: КГПУ, 2004. – С.137- 141.

38.Файзрахманова Л. Т. Э.Б. Литвинова – наследница музыкальных семейных традиций / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник КГПУ. – Вып. 2. – Казань, 2005. – С.59-62.

39.Файзрахманова Л. Т. Формирование личностного потенциала будущего учителя в процессе студенческой научной деятельности / Л.Т. Файзрахманова // Воспитательный потенциал гуманитарного образования: мат. III Всерос. н.- практ. конф. – Ч.1. – Казань: ТГГПУ.- 2005. – С. 375–377.

40.Файзрахманова Л. Т. Жизнь для творчества / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник ТГГПУ. – Вып. 3. – Казань, 2006. – С.98 – 101.

41.Файзрахманова Л. Т. Инструментальная подготовка будущих учителей музыки / Л.Т. Файзрахманова // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально- региональный подход, педагогические технологии: межв. сб. науч. тр. МГПИ им. М.Е. Евсевьева. – Вып.8,. - Саранск, 2007. – С.17–21.

42.Файзрахманова Л. Т. Времена не выбирают… / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник ТГГПУ. – Вып. 4. – Казань, 2007 – С.109-111.

43.Файзрахманова Л. Т. Музыкальный факультет Казанского педагогического института (60-е годы прошлого века) / Л.Т. Файзрахманова // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. – Вып. 4. - М. сб. науч. тр. – Казань: ТГГПУ, 2007. – С. 32–37.

44.Файзрахманова Л. Т. Учитель пения и его роль в становлении музыкального образования (конец XIX-XX вв.) / Л.Т. Файзрахманова // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: мат. н-практ. конф. МПГИ им. Евсевьева. – Ч. 1. – Саранск, 2008. – С. 54–60.

45.Файзрахманова Л. Т. Рустем Яхин. Туган ягым. 10 песен о Казани (вступительная статья) / Л.Т. Файзрахманова // Министерство культуры РТ. – Казань, ООО «Фолиант», 2007. – С.3-4.

46.Файзрахманова Л. Т. Они были первыми / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник ТГГПУ. – Вып. 5. – Казань, 2008. – С. 65–68.

47.Файзрахманова Л. Т. Музыкальная жизнь Казани (конец XIX - начало XX вв.) в контексте взаимовлияния культур / Л.Т. Файзрахманова // Минбар, 2008. – №2. – Казань: Российский исламский университет, Институт истории АН РТ. – С. 135–142.

48.Файзрахманова Л. Т. Первый декан музыкально-педагогического факультета (к юбилею Л. Ф. Панькиной) / Л. Т. Файзрахманова // Музейный вестник ТГГПУ. – Вып. 6. – Казань. –2009. – С. 79–88.

49.Файзрахманова Л. Т. Служение профессии (к 90-летию К.Б. Милициной) Л.Т. Файзрахманова // Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования: мат. V межд. н.-практ. конф. – Вып. 5. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С.444-449.

50.Файзрахманова Л. Т. Курсы специализации в профессиональной подготовке музыканта-педагога общеобразовательной школы как условие повышения его профессиональной компетентности / Л.Т. Файзрахманова // Художественное образование XXI века: культура-общество-личность: мат. VII Всерос. н.-практ. конф., 25-26 ноября 2009.– ¬Саранск, МГПИ им. Евсевьева, 2010. – С. 118-126.

51.Файзрахманова Л. Т. Становление и развитие научно-методической деятельности на музыкальном факультете Казанского педагогического института / Л.Т. Файзрахманова // Педагогика и образование в современном мире: диалог времен: мат. Всерос н.-практ. конф. «46-е Евсевьевские чтения», 19-20 мая 2010 г. – Саранск: МГПИ им. Евсевьева, 2010. – С.8-13.

52.Файзрахманова Л. Т. Георгий Михайлович Кантор / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник ТГГПУ. – Вып. 7. – Казань, 2010. – С.114-123.

53.Файзрахманова Л. Т. Первый культурно-политический проект на территории многонациональной Казанской губернии (Н.И.Ильминский) / Л.Т. Файзрахманова // Толерантность и интолерантность в современном обществе в условиях мирового кризиса: программа межд. н.-практ. конф. 22-23 апреля 2010. – С.- Петербург, 2010.

54.Файзрахманова Л. Т. Екатерина Александровна Соколова – наследница фортепианных традиций Петербургской консерватории / Л.Т. Файзрахманова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика.: мат. Всерос. н.-практ. конф. (с международным участием): Казань, 9-10 декабря 2010 г. – Ч.1. – Казань: ТГГПУ, 2011. – С. 19–24.