Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКАХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2014
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. С точки зрения теории предпринимательства общественный сектор экономики представляет собой совокупность многообразия ресурсов, находящихся в распоряжении государства (в том числе органов местного самоуправления) и общественных организаций, направляемых на удовлетворение социально-значимых и общественно-полезных потребностей граждан. Эволюционный характер изменений общественного сектора во всех развитых странах, проявляющийся в расширении спектра производимых и потребляемых общественно-полезных благ, имеет тенденцию к изменению структуры этих благ от материально-вещественной формы - к услугам: от услуг образования - к формированию компетенций; от лечебных услуг - к услугам  сохранения здоровья, что связано с изменением ценностей и приоритетов в поведении самих потребителей. Другими словами, в корне меняются потребительские предпочтения: потребитель сам становится соучастником производства общественных благ и начинает контролировать процесс их производства, продвижения и потребления, что не традиционно для теорий классического маркетинга.

В постиндустриальном обществе, характеризующемся процессами информатизации и становления «экономики знаний», данные тенденции обусловили усиление общественных потребностей в росте знаний, образовании, формировании интеллектуального капитала, повышении качества жизни, гуманизации общества, выражающейся, прежде всего, в здоровье нации. На рубеже 20 и 21 веков проявилась новая тенденция развития общественного сектора - некоммерческим организациям, сформированным по инициативе самих граждан, передаются некоторые функции, ранее считавшиеся прерогативой государственных организаций. Институционализация общества и экономики породила новые проблемы, исследование и решение которых, способствуют обогащению теории и практики маркетинга использованием новых инструментов из других областей управления и адаптацией их к государственному регулированию предпринимательской деятельности на социально-значимых рынках, которые в рыночной экономике, собственно, и представляют общественный сектор экономики. 

2. Социальная, инновационная и интеллектуальная ориентированность современной глобальной экономики предопределяет необходимость более глубокого исследования в России структуры социально-значимых рынков (СЗР) товаров и услуг. Такой рынок может рассматриваться как особая система, функционирование которой направлено на удовлетворение наиболее важных потребностей индивида и общества, обеспечивающих качественное социально-справедливое развитие. То есть, особенностями данного рынка, которые всегда закреплены институционально, являются: всеобщность потребления товаров и услуг, производимых его субъектами; прямая зависимость качества жизни населения от качества и доступности услуг, производимых на СЗР; полезность товаров и услуг, представленных на этих рынках, носит социальный характер; участие общества в решении меры социального потребления и, частично, в производстве социально-значимых товаров и услуг. Указанные особенности всегда институционально формализованы, поскольку связаны с проблемами соотнесения общественных интересов с возможностями государства: государство несет ответственность перед обществом за обеспечение социальными благами, что определяет необходимость государственного регулирования СЗР.

В современной экономике подавляющее большинство отраслей связаны с социальной сферой, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. В этой связи, СЗР может быть отнесена значительная доля существующих рынков, так как практически каждый рынок имеет свой социально - значимый сегмент - субрынок, который можно рассматривать как самостоятельный рынок. Социально-значимые рынки, в отличие от других рынков, имеют «парный» характер: например, рынок образовательных услуг (РОУ) ориентирован на рынок труда (РТ); фармацевтический рынок (ФР) - на рынок услуг здравоохранения (РУЗ) и т. д. Социально-значимые рынки в своем развитии взаимосвязаны и взаимодействуют, адаптируясь на «парные» рынки, взаимно друг друга дополняют.

3. Функционирование социально-значимых рынков оказывает прямое влияние на развитие всего общества и улучшение качества его жизни, при этом, на их развитие кризисные и посткризисные явления в экономике оказывают значительно более сильное влияние, чем на другие рыночные саморегулируемые образования. По сути, состояние СЗР может служить  индикатором, позволяющим судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности социально-экономических преобразований.

В современных посткризисных условиях, экономика должна «переориентироваться» на выполнение важных социальных функций, удовлетворение разнообразных общественно-полезных потребностей, для чего необходимо «переосмыслить» всю идеологию развития общества, прежде всего, путем вовлечения самых широких слоев населения в данные процессы. Возрастающая роль институтов Гражданского Общества (ГО), проявляется, в том числе, и через их контролирующие функции над производством, продвижением и распределением социально-значимых благ и услуг в государственном или предпринимательском секторе. Именно ГО может взять на себя выявление и устранение проблем, препятствующих развитию социально-значимых рынков и производству общественных благ на них.

Посткризисные явления могут быть преодолены, а рыночные отношения будут успешно функционировать только при условии интеграции четырех видов ресурсов: человеческих, информационных, финансовых и технологических, то есть потребительские предпочтения должны изменяться в пользу образования, более высокого уровня жизни, здоровой окружающей среды, социальных приоритетов, и здесь роль СЗР значительно возрастает.

4. Признавая экономическую целесообразность применения государственных методов регулирования СЗР (проведение эффективной социально-экономической, валютно-финансовой, структурно-инвестиционной и научно-технической политики; льготной налоговой политики; совершенствование системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий для развития социально-значимых видов услуг; разработка социальных стандартов на рациональном уровне; создание государственных центров информационно-маркетингового обеспечения развития СЗР; лицензирование, сертификация и стандартизация производства общественных благ), следует отметить, что государство должно лишь создавать институциональные условия для  инновационного развития сферы производства и оказания социально-значимых услуг. Наряду с этим государство, развивая рынок государственных заказов (В2G), должно совместно с ГО осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, работающих в данном направлении, чтобы обеспечить не только высокое качество социально-значимых товаров и услуг, но и их доступность для всех слоев населения. Необходимо, чтобы государственные или муниципальные службы выступали  как коллективный потребитель, выражая запросы граждан подведомственной территории на соответствующие общественные блага,  осуществляя контрактно-договорные отношения на их производство с производителями этих благ.

5. Традиционно, социальная сфера России, формировавшаяся долгие годы по принципу остаточного финансирования, являлась одной из самых слаборазвитых отраслей. Проводившиеся в последние десятилетия экономические реформы только ухудшили ситуацию, доведя совокупный ресурсный потенциал социальной сферы до отметок, за пределами которых, по сути, прекращаются нормальные процессы воспроизводства человека и общества. При среднемировых показателях затрат на содержание и развитие социальной сферы в 35 % от ВВП, данный показатель для РФ сегодня не превышает 20 %.

В этих условиях, очевидно, что развитие отраслей, обеспечивающих население социально-значимыми товарами и услугами, должно рассматриваться как приоритетная общегосударственная задача, причем, задача многоаспектная и многоотраслевая. Решение этой задачи возможно только на условиях системности и комплексности в подходах к реформированию данных отраслей на основе разработки социально, экономически и технологически обоснованной концепции рыночной модернизации социальной сферы и подключения самого населения к ее преобразованию, развитию и функционированию.

6. Мировая практика государственного регулирования рынков социально-значимых товаров и услуг позволяет выделить две укрупненные модели: социально - демократической ориентации с высокой ролью государства (предприятия социально-значимых отраслей объединяются в единые отраслевые государственные корпорации) и неолиберальную, - характеризующуюся меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы (использование неформальных институтов  ГО или социальной ответственности бизнеса (СОБ). Анализ мирового опыта позволяет говорить о достаточном многообразии форм и методов государственного регулирования СЗР: тарифная политика, ценовое  регулирование, развитие конкурентной среды (система госзаказов), нормативная система, конкурсная система, использование ваучеров, нормативная поддержка и др. Такое многообразие форм и методов позволяет не только повысить качество и доступность социально-значимых товаров и услуг для населения, но и создать высоко конкурентную предпринимательскую среду на СЗР, основанную на социально-ответственном подходе бизнеса к своей деятельности.

7. Новой и важнейшей тенденцией развития общества в целом, и предпринимательского сообщества, в частности, является становление в России социальной ответственности бизнеса, что представляется чрезвычайно значимым для развития СЗР. Понятие СОБ охватывает широкий диапазон действий бизнеса в экономической, социальной, политической и экологической областях, что способствуют не только реализации стратегических интересов и задач самого бизнеса, но, прежде всего, отвечает задачам справедливого  общественного развития, задачам последовательно проводимой социально-экономической политики государства.

Важно отметить, что подход компаний к планированию деятельности на принципах социальной ответственности, осуществление проектов, имеющих общественную и социальную значимость, в конечном итоге, ориентирует их на получение социо-коммерческого результата, который выражается, в том числе, и в повышении доступности и качества социально-значимых товаров и услуг для широких слоев населения, общественном признании компании и, как следствие, повышении ее репутационной составляющей и конкурентоспособности в стратегической перспективе.

8. Стратегии, в первую очередь, маркетинговые, определяют вектор развития любой компании и являются теми важнейшими направлениями ее деятельности, которые задаются общественными потребностями и в соответствии с которыми, компании меняют номенклатуру товаров и услуг, их количество и качество предоставления, благодаря чему продукция пользуется устойчивым спросом. Новые общественные потребности, будучи институционально оформлены в виде стратегических программ развития предпринимательских структур, представляют собой варианты долгосрочных решений, связанных с ассортиментом, объемами производства и последующей реализацией социально-значимых продуктов (товаров, услуг). Стратегии фирм призваны обеспечить соответствие качества продукта (услуги) ожиданиям целевой аудитории потребителей, что в случае производства социально-значимых товаров и услуг приобретает не только стратегическое значение для самой компании - производителя, но и является стратегически-значимым для общества в лице его членов - потребителей социально-значимых благ.

Приоритетным видом маркетинговой стратегии для предпринимательских структур, работающих в социально-значимых отраслях, является стратегия социально-этического маркетинга, предусматривающая в рамках ведения коммерческой деятельности программы спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности.

9. Продвижение торговой марки на СЗР во многом зависит от территориальных факторов, например, насколько бренд узнаваем на локальном рынке региона. Первым и основным условием узнаваемости (аутентичности) является открытость к опыту внутреннему и внешнему, или, другими словами, чувствительность к текущему состоянию фирмы и ее позиционированию в предпринимательской системе хозяйствования. Чтобы достигнуть высокой степени аутентичности (узнаваемости и признания) посредством своего бренда в постоянно меняющихся рыночных условиях, стратегические программы продвижения торговой марки в регионах РФ должны постоянно обновляться и дополняться новыми подходами, связанными с привлечением самого населения к их продвижению.

На внутренних рынках, в том числе, на СЗР, в условиях их перенасыщения товарами и услугами, конкурентная борьба требует огромных финансовых затрат. В этих условиях, высокая деловая репутация предпринимательской структуры может оказаться наименее затратным фактором повышения ее конкурентоспособности, в силу возросшего на основе общественного признания делового доверия и лояльности к ней потребителей.

10. В основе формирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на социально - значимых рынках должна быть достоверная динамично отслеживаемая информация о потребностях людей в социально-значимых товарах и услугах и располагаемых для этого ресурсах. Эту информацию на федеральном уровне и в регионах целесообразно иметь в виде целевых автоматизированных социальных банков данных о населении. Это позволит создать единое информационное пространство для всех заинтересованных сторон и перейти к объективному формированию целевых комплексных социальных программ. Таким образом, могут быть налажены обратные связи, исключающие принятие управленческих и финансовых решений, способствующих либо ухудшению качества, либо вовсе сокращению всей сферы социально-значимых услуг и выведению ее за пределы рыночной экономики.

В процессе регулирования СЗР, государство должно больше опираться на Гражданское Общество и стимулировать развитие экономических субъектов, осуществляющих свою деятельность на такого типа рынках, например, за счет расширения сети организаций различных форм собственности, производящих и реализующих социально-значимые товары и услуги; развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социально-значимых услуг; создание механизма привлечения их на конкурсной основе совместно с предпринимательскими структурами к выполнению государственного заказа по оказанию социально-значимых услуг.

11. Приоритетные направления формирования государственной системы регулирования предпринимательской деятельности на СЗР в регионах России должны быть связаны с их населением - самими потребителями общественных благ и услуг, которое целесообразно привлекать к выявлению собственных потребительских предпочтений, используя для этого как традиционные (бенчмаркинг), так и новые управленческие инструменты (краудсорсинг), способные превратить энергию толпы в энергию созидания. В этом случае, взаимоотношения между властью и предпринимательским сообществом будут опосредованы через население регионов базирования бизнеса, которое будет непосредственно включено в процесс производства, потребления и контроля за качеством производимых благ и услуг, что позволит власти на всех уровнях перейти от «ручного» управления к «точечному» только в рамках СЗР. Это позволит адаптировать СЗР друг к другу, учитывая их «парный» характер.

12. Функционирование СЗР и управление ими в России должно быть институционально  и организационно оформлено с помощью государственно-правовых, частных и общественных институтов (законодательных актов, различных форм СОБ и ГО). Такие институциональные и организационные механизмы помогут СЗР развиваться не изолированно, а взаимодействовать друг с другом и взаимно адаптироваться. Например, региональный рынок образовательных услуг будет развиваться, исходя из потребностей регионального рынка труда, последний же, в свою очередь, будет диктовать темпы и направления развития первого; развитие продовольственного рынка будет ориентировано на рынок услуг здравоохранения, что, в конечном счете, способно повлиять на состояние здоровья населения региона и т.д. Другими словами, в развитии СЗР в регионах РФ должен присутствовать кластерный подход, когда СЗР, развиваясь, одновременно способствуют развитию взаимосвязанных с ними «парных» рынков, адаптируясь при этом друг к другу, и заставляя развиваться целые отрасли региональной экономики.

Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1.Пескова, О. С. Налоги и коррупция как формальные и неформальные институциональные барьеры предпринимательской активности / О. С. Пескова, С. В. Ломакин // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». Вып. 17: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - C. 6-9. – 0,5 п.л. - авт. 0,25 п.л.

2.Пескова, О. С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний / О. С. Пескова // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 2. - C. 84-88. – 0,6 п.л.

3.Пескова, О. С. Изменение промышленной политики России под влиянием глобализации / Е. А. Бородина, О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2010. - № 2. - C. 93-97. – 0,6 п.л. – авт. 0,3 п.л.

4.Пескова, О. С. Инструменты государственного регулирования рынков социально значимых благ / О. С. Пескова // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2013. - Вып. 3. - C. 21-26. – 0,75 п.л.

5.Пескова, О. С. Интеграция как основа модернизации российской образовательной системы / О. С. Пескова, Г. А. Мершиева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2011. - № 2. - C. 60-65. – 0,6 п.л. - авт. 0,3 п.л.

6.Пескова, О. С. Модель управления потребительским поведением на социально значимом рынке (на примере фармацевтического рынка) / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2013. - № 1. - C. 113-122. – 1,25 п.л. - авт. 0,6 п.л.

7.Пескова, О. С. Посткризисная Россия: развитие социальной ответственности бизнеса / О. С. Пескова // Вестник Федерального государственного учреждения Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации. - 2011. - № 3. - C. 75-78. - 0,5 п.л.

8.Пескова, О. С. Проблемы развития социальной ответственности бизнеса в условиях современной России / О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2013. - № 1. - C. 82-87. - 0,75 п.л.

9.Пескова, О. С. Проблемы сегментации социально значимых рынков / О.С. Пескова, Е. А. Бородина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2010. - № 3. - C. 59-65. – 0,8 п.л. - авт.0,4 п.л.

10.Пескова, О. С. Развитие малого бизнеса как направление обеспечения устойчивости экономического роста / О. С. Пескова, Е. А. Бородина // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 6. - C. 65-68. – 0,5 п.л. - авт. 0,25 п.л.

11.Пескова, О. С. Развитие процессов социального инвестирования в рамках развития социальной ответственности бизнеса / О. С. Пескова, Т. Б. Борискина // Экономические науки. - 2013. - № 4. - C. 114-118. – 0,6 п.л. - авт. 0,3 п.л.

12.Пескова, О. С. Система госзакупок как механизм «активизации» социально-значимых рынков / Л. С. Шаховская, О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2011. - № 3. - C. 103-110. – 1 п.л. - авт. 0,5 п.л.

13.Пескова, О. С. Современное состояние фармацевтической отрасли России: проблемы и перспективы / О. С. Пескова // Вестник финансового университета. - 2011. - № 4. - C. 63-67. - 0,6 п.л.

14.Пескова, О. С. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночного хозяйства / О. В. Данилова, О. С. Пескова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». Вып. 10: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2010. - № 13. - C. 37-43. – 0,8 п.л.- авт. 0,4 п.л.

15.Пескова, О. С. Специфические проблемы организации госзакупок в здравоохранении (на примере фармацевтической отрасли и рынка медицинского оборудования) / Л. С. Шаховская, О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2011. - № 4. - C. 75-81. – 0,8 п.л. - авт. 0,4 п.л.

16.Пескова, О. С. Этапы развития теории общественного сектора / О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2013. - № 1. - C. 121-128. - 1 п.л.

17.Пескова, О. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - C. 49-56. – 1 п.л. – авт. 0,3 п.л.

Монографии

18.Пескова, О. С. Современные методы государственного регулирования социально-значимых рынков: монография / О. С. Пескова, Т. Б. Борискина. – Волгоград: ВолгГТУ, 2013. – 6,2 п.л. – авт. 3 п.л.

19.Пескова, О. С. Модель управления потребительским поведением на социально значимом рынке (на примере фармацевтического рынка) / Т.Б. Борискина, О. С. Пескова // Перспективные подходы управления предприятием в условиях модернизации: монография / Под общ. ред. А. В. Латкова; ФГБОУ ВПО «Саратовский гос. соц.-экон. ун-т». - Саратов, 2012. - Гл. 8, раздел 8.2. - C. 254-261. – 18,5 п.л. - авт. 0,25 п.л.

20.Пескова, О. С. Особенности формирования и функционирования социально значимых рынков в условиях социализации экономики: монография / О. С. Пескова. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. - 139 с. - 9 п.л.

Научные статьи, тезисы докладов и выступлений

21.Пескова, О. С. System of the State Purchases as the Tool Innovative and State Social Policy / О. С. Пескова // Journal of International Scientific Publication: Economy & Business. - 2011. - Vol. 5, Part 3. - C. 162-167. - Англ. - 0,38 п.л.

22.Пескова, О. С. Барьеры инновационного развития российского фармацевтического рынка / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова, О. В. Юрова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: сб. науч. тр. 15-й междунар. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2013 г. / Санкт-Петербургский гос. политехн. ун-т. - СПб., 2013. - C. 102-110. - 0,5 п.л. - авт. 0,18 п.л.

23.Пескова, О. С. Конфликтность в менеджменте / Е. Б. Анфиногенова, О. С. Пескова // Инновационные источники роста российской экономики: внутривуз. сб. науч. тр. по итогам III науч.-практ. конф. молодых учёных ВолгГТУ, 17-18 марта 2010 г. / ВолгГТУ [и др.]. - Волгоград, 2010. - C. 90-92. - 0,2п.л. - авт. 0,1 п.л.

24.Пескова, О. С. Миссия компании как элемент коммуникационного взаимодействия с потребителем / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сб. матер. VII междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 4 февр. 2011 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск, 2011. - C. 51-58. - 0,5 п.л. - авт. 0,25 п.л.

25.Пескова, О. С. Мотивация потребителей как элемент формирования инновационной потребительской лояльности на социально значимом рынке / Т.Б. Борискина, О.С. Пескова // Инновационное развитие и экономический рост: матер. V междунар. науч. конф. (Москва, 3 нояб. 2011 г.) / Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2011. - C. 135-144. - 0,6 п.л. - авт. 0,3 п.л.

26.Пескова, О. С. Налоговый менеджмент: проблема влияния инфляции на налоговые вычеты по НДФЛ / Ю.В. Захарова, О. С. Пескова // Успешный менеджмент: как строить будущее?: сб. науч. тр. по итогам IV науч.-практ. конф. молодых учёных ВолгГТУ, 14-15 апр. 2011 г. / ВолгГТУ, ФЭУ, Каф. ММиОП, Каф. ЭФП, Каф. ИСЭ. - Волгоград, 2011. - C. 29-31. - 0,2 п.л. - авт. 0,1 п.л.

27.Пескова, О. С. Особенности сегментации социально-значимых рынков / А. А. Сморчков, О. С. Пескова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: матер. IV студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. (15 окт. 2012 г.) / НП «Сибирская ассоциация консультантов (СибАК)». - Новосибирск, 2012. - C. 121-131. - 0,7 п.л. - авт. 0,35 п.л.

28.Пескова, О. С. Повышение туристско-экскурсионной привлекательности региона на примере Волгоградской области / Е. А. Дряблова, О. С. Пескова // Тезисы докладов смотра-конкурса научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского гос. технического университета, 14–17 мая 2013 г. / ВолгГТУ, Совет СНТО. - Волгоград, 2013. - C. 175-176. - 0,1 п.л. - авт. 0,05 п.л.

29.Пескова, О. С. Преимущество профессии экономист с отраслевой специализацией / А.И. Зинфа, О.С. Пескова // Успешный менеджмент: как строить будущее?: сб. науч. тр. по итогам IV науч.-практ. конф. молодых учёных ВолгГТУ, 14-15 апр. 2011 г. / ВолгГТУ, ФЭУ, Каф. ММиОП, Каф. ЭФП, Каф. ИСЭ. - Волгоград, 2011. - C. 31-32. - 0,1 п.л. - авт. 0,05 п.л.

30.Пескова, О. С. Принципы сегментации социально значимых рынков [Электронный ресурс] / А.А. Сморчков, А.В. Духович, О.С. Пескова // Управление, Бизнес и Власть: электрон. науч. журнал. - 2013. - № 1. - Режим доступа : ubv.esrae.ru/. – авт. 0,13 п.л.

31.Пескова, О. С. Проблемы инноваций в экономике России / Ю.В. Булатский, А.А. Сморчков, О.С. Пескова // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: сб. матер. XI ежегод. откр. конкурса науч.-иссл. работ студ. и мол. учёных в обл. экон. и упр. «Зелёный росток» / ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - Вып. 22. - C. 52-53. - 0,1 п.л. - авт. 0,05 п.л.

32.Пескова, О. С. Проблемы моделирования потребительского поведения на социально-значимом рынке / О. С. Пескова, Т. Б. Борискина // Кризис или реформа: современные проблемы развития социально-экономических систем: матер. междунар. науч.-практ. конф. (31 янв. 2012 г.). В 2 ч. Ч. 2 / Саратовский гос. техн. ун-т [и др.]. - Саратов, 2012. - C. 88-98. - 0,7 п.л. - авт. 0,35 п.л.

33.Пескова, О. С. Проблемы сегментации социально-значимых рынков / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сб. матер. VII междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 4 февр. 2011 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск, 2011. - C. 59-64. - 0,4 п.л. - авт. 0,2 п.л.

34.Пескова, О. С. Современные тенденции в управлении инновациями / С. Е. Титаренко, О. С. Пескова // Успешный менеджмент: как строить будущее?: сб. науч. тр. по итогам IV науч.-практ. конф. молодых учёных ВолгГТУ (14-15 апр. 2011 г.) / ВолгГТУ, ФЭУ, Каф. ММиОП, Каф. ЭФП, Каф. ИСЭ. - Волгоград, 2011. - C. 89-90. – 0,01 п.л. - авт. 0,005 п.л.

35.Пескова, О. С. Специфика продвижения локального бренда на локальном социально-значимом рынке / О. С. Пескова, Г. А. Мершиева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сб. матер. VII междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 4 февр. 2011 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск, 2011. - C. 78-81. - 0,25 п.л. – авт. 0,13 п.л.

36.Пескова, О. С. Управленческие инновации на российских предприятиях, сложности и выгоды их внедрения / А.С. Горбачев, О.С. Пескова // Успешный менеджмент: как строить будущее?: сб. науч. тр. по итогам IV науч.-практ. конф. молодых учёных ВолгГТУ, 14-15 апр. 2011 г. / ВолгГТУ, ФЭУ, Каф. ММиОП, Каф. ЭФП, Каф. ИСЭ. - Волгоград, 2011. - C. 18-20. - 0,18 п.л. - авт. 0,01 п.л.

37.Пескова, О. С. Формирование потребительской компетенции на социально-значимом рынке (на примере фармацевтического рынка) / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова, О. В. Юрова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: сб. науч. тр. 14-й междунар. науч.-практ. конф., 22-23 мая 2012 г. / Междунар. акад. наук высшей школы, Санкт-Петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб., 2012. - C. 118-126. - 0,56 п.л. – авт. 0,2 п.л.

38.Пескова, О. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л.С. Шаховская, А.В. Евстратов, О.С. Пескова // Международные маркетинговые стратегии компаний в посткризисных условиях. Развитые и развивающиеся рынки, СНГ и Россия: сб. науч. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 9-10 дек. 2010 г.) / Рос. ун-т дружбы народов, Экон. факультет. - М., 2011. - C. 193-198. - 0,4 п.л. – авт. 0,13 п.л.

Учебники, учебные пособия

39. Пескова, О. С. Интерактивный практикум по менеджменту: учеб. пособие / Т.Б. Борискина, О.С. Пескова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - 40 с. – 2,5 п.л. - авт. 1,25 п.л.

40. Пескова, О. С. 454 вопроса по менеджменту: учеб. пособие / Т.Б. Борискина, О.С. Пескова - М.: ИНФРА-М, 2012. - 100 с. – 6,25 п.л. – авт. 3,1 п.л.

41. Пескова, О. С. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Е. Г. Гущина, И. А. Морозова, О. С. Пескова, Л. С. Шаховская. – Волгоград: ВолгГТУ, 2013. – 7,6 п.л. – авт. 2 п.л.