Научная тема: «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Авторская концепция психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве. Проектируя психолого-педагогическое сопровождение процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, необходимо учитывать те процессы, которые происходят в социальной, культурной и образовательной сферах. В этой связи важно понимание современного уровня развития информационного пространства. Современное информационное пространство определяет требования к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии в целом как базовой субъектной детерминанты и рефлексии культуры в частности. Культура Достоинства, гуманизм и рефлексивное мышление выступают базисными, системообразующими понятиями, основными детерминантами развития культуры личности подростка в современных условиях.

2. Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции, в основу которой легли единство культурологического и психолого-педагогических подходов, интеграция системного, системно-функционального, процессного и ситуационного, программно-целевого подходов; синергетика, парадигмальные идеи нелинейности, открытости, диссинативности; основы информационного подхода:

  • культурологический подход, функциональными принципами которого служат: системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; двуединство традиций и инноваций в процессе развития культуры;
  • аксиологический подход, в основе которого лежит изучение не абстрактного, а конкретного человека с его ценностями, идеалами, проблемами; реализация данного подхода необходима при анализе проблем развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве;
  • принципы гуманистической психологии; психосоциальный подход Э. Эриксона;
  • персонология, фокусирующая свой взгляд в отдаленную перспективу личности и к ее вневременному идеалу;
  • концепция педагогического взаимодействия и сотрудничества субъектов в достижении целей, в частности, партисипативный подход (соорганизация, реализация совместных усилий участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация), широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов);
  • фундаментальные положения о сущности деятельности человека и развитии личности через развитие деятельности;
  • средовой подход - социокультурная среда как условие, источник психического развития человека.

3. Проектирование, создание структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения требует интеграции науки и практики в целостную систему ее составляющих, а именно научного, прикладного, практического и организационного аспектов.

Научный аспект - выбор опорных методологических подходов.

Прикладной аспект, предполагающий использование социально- психологических знаний о подростковом возрасте, особенностях информационного пространства и его влияния на процесс развития культуры личности подростка в контексте современных социокультурных условий России, специфике формирования Культуры Достоинства, Человека Мира.

Практический аспект - определение команды, реализующей психолого-педагогическую деятельность по сопровождению процесса развития культуры личности подростка (педагоги, практические психологи, родители, так и все субъекты воспитательно-образовательного процесса); определение алгоритма проектирования психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности ребенка - упорядоченной в логической последовательности совокупности процедур и операций, формирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему (диагностический, нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий этапы и обратная связь (оценка, анализ, рефлексия, презентация и продвижение продукта деятельности)).

Организационный аспект, предполагающий реализацию системы отношений, ценностей, правил, норм, традиций, знаков, установок, используемых для организации психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве и управления этой деятельностью и деятельностью субъектов воспитательно-образовательного процесса в разных условиях и обстоятельствах.

4. Комплекс условий эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве:

  • реализация идей персонологии - соединение рационального и интуитивного, понятийного и символического, логического и эмоционального, теоретического и практического подходов к личности, взятой в измерениях сущности - существования - осуществления - сопричастности - самоопределения; системного функционирования психологических механизмов развития культуры личности подростка, учета внутренних и внешних факторов этого процесса;
  • оптимизация процесса соотнесения норм и ценностей личности подростка с нормами и ценностями социума, его мировоззренческих убеждений - с ценностями Культуры Достоинства; развития у подростка способности как противостоять негативному влиянию информационного пространства, так и использовать преимущества современного информационного пространства для самоидентификации, самореализации, самосовершенствования;
  • реализация принципа разумного сочетания традиционных (поддержание традиций, а также создания и трансляции образцов культуры, способствующих преемственности поколений и развитию культуры личности подростка, достижение им уровня Культуры Достоинства) и инновационных форм и методов развития культуры личности (реализация обучающей, развивающей, воспитательной и креативной функций информационных технологий);
  • учет требований современного информационного пространства к уровню зрелости и ответственности подростка, уровню развития его рефлексии вообще и рефлексии культуры в частности (как способности разума и мышления обращаться на себя, к анализу знания с целью получения нового знания; самонаблюдение за состоянием ума и души; исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления);
  • реализация партисипативного подхода, что предполагает соорганизацию совместных усилий участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация), широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов.

5. Комплексная программа как содержание психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, нацеленная на:

  • личность подростка - Человек Мира, Человек Культуры Достоинства (развитие мотивационно-эмоциональной сферы личности подростка; формирование, развитие и удовлетворение потребностей личности в самореализации, самообразовании, творчестве, групповой поддержке, референции, идентичности; развитие социальной активности личности, накопление положительного социокультурного опыта (на основе деятельностного подхода и принципа персонифицированности процесса));
  • создание социокультурной среды, то есть духовно насыщенного культурного пространства и оптимизацию условий саморазвития культурной жизни подростка, составляющих «зону непосредственного развития культуры личности подростка»;
  • организацию и самоорганизацию социокультурной разнообразной деятельности; обеспечение социально-культурной интеграции деятельности, общения, свободы выбора досуговых занятий; наполнение свободного времени подростков развивающим, личностно формирующим содержанием как альтернативы Интернет-досугу; развитие самостоятельности в организации культурного, полноценного досуга;
  • использование Интернета как канала трансляции культуры, культурообразующей коммуникационной среды, в процессе исследовательской деятельности культурологической направленности.

Цель предстает как некий отсроченный результат, совокупно, целостно представляющий собой сложное, системное личностное образование - отношение к действительности на основе ценностей Культуры Достоинства, на обретение которого подростком и направлена психолого-педагогическая деятельность.

Результатами работы по программе являются:

  • психологическая культура подростка высокого уровня, проявляющаяся в самоорганизации и саморегуляции деятельности, отношении личности подростка к себе, Другим и миру в целом;
  • опыт самостоятельных социокультурных проб подростка, положительная динамика его личностного культурного роста;
  • развитие персонологической стратегии социокультурной деятельности;
  • освоение подростком: способов реализации собственных культуротворческих инициатив, способов взаимодействия и коммуникации; навыков организации социокультурной практики, способами ее реализации, искусством помогать людям; опыта партнерских отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде; опыта принятия на себя ответственности за совместный проект, деятельность в целом; навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности, исследовательской деятельности культурологической направленности; навыков использования преимуществ современного уровня информационного пространства в познавательных, исследовательских целях культурологической направленности, в целях развития собственной культуры в целом, художественного вкуса в частности и т.п.; культуросообразного поведения, установок толерантного сознания; критического мышления и культуры рефлексии.

6. Система оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве включает:

  • критерии оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве, такие как: Культура отношения к себе, Культура отношения к Другому, Ценность Другого, Рефлексия, Культура общения, Культура взаимодействия, Толерантность, Активность и инициативность в социокультурной практике;
  • психодиагностический пакет для исследования эффективности программы, включающий стандартизированные, надежные и высоковалидизированные методики диагностики развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Малышев, А.В. Анализ базовых факторов и ведущих механизмов развития культуры личности подростка в современных условиях / А.В. Малышев // Инициативы XXI века. - 2013. - № 1.- 0,2 п.л.

2.Малышев, А.В. Социокультурная среда как средство развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Педагогика. - 2013. - № 10.- 0,4 п.л.

3.Малышев, А.В. Развитие культуры личности подростка: базовые факторы и ведущие механизмы / А.В. Малышев // Новые психолого-педагогические исследования теоретических и практических проблем психологии и педагогики. – 2013. - № 4. - 0,6 п.л.

4.Малышев, А.В. Роль информационного пространства в формировании культуры молодого поколения / А.В. Малышев // Вестник ВГИК. - 2013. - № 16. - 0,3 п.л.

5.Малышев, А.В. Проблемное поле современного информационного пространства / А.В. Малышев // Вестник ВГИК. – 2013. - № 17. – 0,4 п.л.

6.Малышев, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве: цели, задачи, принципы разработки программы / А.В. Малышев // Педагогическая информатика. - 2013- № 3. - 0,4 п.л.

7.Малышев, А.В. Модель социокультурной среды как средство развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Педагогика искусства. – 2013. - № 3. - 0,4 п.л. [http://www.art-education.ru/AE-magazine/]

8.Малышев, А.В. Способы развития культуры личности подростка в современном обществе / А.В. Малышев, Е.П. Олесина // Педагогика искусства. - 2013. - № 3. - 0,5 п.л. [http://www.art-education.ru/AE-magazine/]

Статьи в прочих изданиях

9.Малышев, А.В. Влияние информационного пространства на развитие личности подростка / А.В. Малышев // Актуальные проблемы приоритетных направлений развития наук: сб. статей. - М.: МПГУ, 2006. - 98 с. – 0,3 п.л.

10.Малышев, А.В. Информационное пространство как средство развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Актуальные проблемы приоритетных направлений развития наук: сб. статей. - М.: МПГУ, 2006. - 98 с. – 0,4 п.л.

11.Малышев, А.В. Особенности развития культуры личности в подростковый период / А.В. Малышев // Инновационные идеи и технологии в профессиональном образовании: мат. научн.-практич. конф. (20 января 2007 г.). - М.: ВШК, 2007. - 100 с. – 0,25 п.л.

12.Малышев, А.В. Специфика процесса развития культуры личности подростка в ценностно-нормативной системе общества / А.В. Малышев // Инновационные идеи и технологии в профессиональном образовании мат. научн.-практич. конф. (20 января 2007 г.). - М.: ВШК, 2007. - 100 с. – 0,25 п.л.

13.Малышев, А.В. Проблемы развития культуры личности подростка в современных условиях / А.В. Малышев // Социальные инновации: новые идеи и подходы: мат. научн.-практич. конф. (16 ноября 2007 г.). - М.: ВШК, 2007. - 100 с. – 0,2 п.л.

14.Малышев, А.В. Психолого-педагогические аспекты развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Социальные инновации: новые идеи и подходы: мат. научн.-практич. конф. (16 ноября 2007 г.). - М.: ВШК, 2007. 100 с. – 0,25 п.л.

15.Малышев, А.В. Развитие активности личности подростка в социокультурной деятельности / А.В. Малышев // Актуальные вопросы образования XXI века: мат. научн.-практич. конф. (3-4 апреля 2008 г.). - М.: ВШК. - 100 с. – 0,2 п.л.

16.Малышев, А.В. Основные задачи психолого-педагогического анализа социально-культурных проблем развития личности подростка / А.В. Малышев // Актуальные вопросы образования XXI века: мат. научн.-практич. конф. (3-4 апреля 2008 г.). - М.: ВШК. - 100 с. – 0,25 п.л.

17.Малышев, А.В. Социокультурные потребности развития личности подростка / А.В. Малышев // Проблемы профессиональной подготовки современного специалиста: мат. научн.-практич. конф. (14 ноября 2009 г.). - М.: МАГМУ. - 100 с. – 0,2 п.л.

18.Малышев, А.В. Принципы психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности подростка в информационном пространстве / А.В. Малышев // Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии: мат. межвузовск. научн.-практич. конференции (20 февраля 2009 г., Москва). – М.: ВШК, 2009. – 100 с. – 0,3 п.л.

19.Малышев, А.В. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности подростка / А.В. Малышев // Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии: мат. межвузовск. научн.-практич. конференции (20 февраля 2009 г., Москва). - М.: ВШК, 2009. - 100 с. – 0,4 п.л.

20.Малышев, А.В. Роль психологических механизмов в развитии культуры личности / А.В. Малышев // Перспективы развития национального образования: мат. научн.-практич. конф. (14 марта 2010 г.). - М.: МИДПО. - 100 с. – 0,25 п.л.

21.Малышев, А.В. Особенности развития подростковой субкультуры в современном информационном пространстве / А.В. Малышев // Перспективы развития национального образования: мат. научн.-практич. конф (14 марта 2010 г.). - М.: МИДПО. - 100 с. – 0,5 п.л.

22.Малышев, А.В. Информационное пространство как канал трансляции культуры в процессе развития личности подростка / А.В. Малышев // Перспективы развития национального образования в информационную эпоху: мат. VI-й междунар. научн. конф. (22 ноября 2011 г.). Часть 3. - М.: Университет «Фатих»-МАГМУ, 2011. - 100 c. – 0,2 п.л.

23.Малышев, А.В. Социокультурная среда как фактор формирования культуры личности подростка / А.В. Малышев // Перспективы развития национального образования в информационную эпоху: мат. VI-й междунар. научн. конф. (22 ноября 2011 г.) Часть 3. - М.: Университет «Фатих»-МАГМУ, 2011. - 100 c. – 0,2 п.л.

24.Малышев, А.В. Специфика развития личности подростка в современном информационном пространстве / А.В. Малышев // Интегративные процессы в современном образовании: сб. статей. - М.: ИХО РАО, 2011. - 100 c. – 0,4 п.л.

25.Малышев, А.В. Актуальные потребности социокультурного развития личности подростка / А.В. Малышев // Интегративные процессы в современном образовании: сб. статей. - М.: ИХО РАО, 2011. - 100 c. – 0,4 п.л.

26.Малышев, А.В. Основные принципы создания модели социокультурной среды развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Проблемы инновационной деятельности в области подготовки молодых специалистов образовательной сферы: мат. Всероссийск. конф. - В 4 т. - Т. 1. - М.: МАГМУ, 2012. – 0,4 п.л.

27.Малышев, А.В. Проектирование психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности ребенка в информационном пространстве / А.В. Малышев // Проблемы инновационной деятельности в области подготовки молодых специалистов образовательной сферы: мат. Всероссийск. конф. - В 4 т. - Т. 1. - М.: МАГМУ, 2012. – 0.25 п.л.

28.Малышев, А.В. Активное использование культурно-досуговой деятельности в процессе развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Проблемы инновационной деятельности в области подготовки молодых специалистов образовательной сферы: мат. Всероссийск. конф. - В 4 т. - Т. 1. - М.: МАГМУ, 2012. – 0,25 п.л.

29.Малышев, А.В. Основные направления социокультурной деятельности развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Образовательное пространство: вызовы XXI века: мат. II Междунар. научн. конф. (28 января 2013 г., г. Москва). В 3 томах. - Том 2. – М.: МИДПО, 2013. – 100 с. – 0.25 п.л.

30.Малышев, А.В. Социокультурные проблемы организации досуга подростков / А.В. Малышев // Образовательное пространство: вызовы XXI века: мат. II Междунар. научн. конф. (28 января 2013 г., г. Москва). В 3 томах. - Том 2. – М.: МИДПО, 2013.– 0,2 п.л.

31.Малышев, А.В. Социально-психологические аспекты развития культуры личности подростка / А.В. Малышев // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб.научн. статей. - М.: РАНХиГС - МИДПО, 2013. - 100 c. – 0,3 п.л.

32.Малышев, А.В. Современное информационное пространство в развитии культуры личности подростка / А.В. Малышев // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб.научн. статей. - М.: РАНХиГС - МИДПО, 2013. - 100 c. – 0,25 п.л.

33.Малышев, А.В. Структура современного информационного общества и развитие культуры личности подростка / А.В. Малышев // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб.научн. статей. - М.: РАНХиГС - МИДПО, 2013. - 100 c. – 0,3 п.л.

Монографии

34.Малышев, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития культуры подростка в современном информационном пространстве: Монография / А.В. Малышев. - М: ФГНУ ИКО РАО, 2013. – 6, 25 п.л.

35.Малышев, А.В. Развитие культуры личности подростка в современных условиях: теоретико-методологические основы: Монография / А.В. Малышев. - М: РАНХиГС-МИДПО, 2013. - 6, 3 п.л..