Научная тема: «НАУЧНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ТАДЖИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Процесс формирования научного мировоззрения студентов-таджиков осуществляется на основе аксиологического подхода через анализ сущности, структуры, содержания этого личностного феномена, что составляет и раскрывает приоритетность его формирования в мировоззренчески-ориентированном педагогическом процессе вузов Таджикистана.
  2. Содержание дидактических материалов в рамках аксиологического похода к обучению русскому языку, способствующих взаимосвязи процесса формирования научного мировоззрения и профессиональных компетенций студентов-таджиков основано на системном подходе к проектированию содержания обучения на основе диалектического сочетания инвариантного и профессионально направленного содержательных компонентов курса русского языка. При этом:
    • системный подход обеспечивает взаимодействие всех ее структурных компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения русскому языку, деятельности преподавателей и студентов, направленных на практическое использование получаемых по данному предмету знаний и умений в предстоящей профессиональной деятельности;
    • принцип профессиональной направленности при проектировании содержания обучения русскому языку состоит в установлении связи между ним и специальными дисциплинами, что находит отражение в содержании обучения русскому языку.
  3. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов-таджиков в процессе обучения русскому языку в вузах Таджикистана, которые представлены:
    • инновационной образовательной средой за счет внедрения в учебный процесс конкретных инновационных технологий обучения русскому языку (модульное, проектное, интерактивное, интегрированное и т.д.);
    • структурой и содержанием учебно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций, которые определены нормативной и учебно-программной базой; учебно-методическими материалами, ориентированными на профессионально-компетентностный подход; мониторингом качества учебного процесса, опирающегося на компетентностный подход.
  4. Дидактическая система формирования научного мировоззрения при изучении русского языка в рамках формирования профессиональных компетенций студентов-таджиков, в которую вошли:
    • факторы формирования научного мировоззрения как продукта целостного педагогического процесса: генеральные (учебный материал, организационно-педагогические условия, обучаемость, время) и специфические (ведение научно-исследовательской работы, занятия в факультативах и кружках, внедрение новых технологий);
    • компоненты научного мировоззрения, которые формируют его как целостную смысловую систему: потребностно-мотивационный, познавательный (интеллектуальный), практический (компетентностный), ценностно-нормативный и эмоционально-волевой;
    • критерии сформированности научного мировоззрения: обученность; сформированность научной картины мира; развитие творческих способностей; сформированность эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности.
  5. Разработанная нами дидактическая система позволяет формировать научное мировоззрение как целостную систему в структуре личности на всех этапах учебно-познавательного процесса, в частности в процессе изучения русского языка в системе высшего профессионального образования Республики Таджикистан.
  6. Научно-мировоззренческая направленность дидактической системы обучения русскому языку в рамках формирования профессиональных компетенций студентов-таджиков обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетентности, являющейся основой межнациональных экономических и духовных связей, а также обеспечивающей деловое, толерантное общение и недопущение какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Список опубликованных работ
1.О гуманизатции обучения русскому языку студентов таджиков в неязыковом ВУЗе.

2.Основные пути интенсификации процсса гуманизации обучения русскому языку студентов в таджикских ВУЗах.

3.Роль лексической работы при обучении русскому языку студентов таджикских ВУЗов

4.Об инновационных и традиционных моделях учебного процесса при составлении пособий по русскому языку

5.По развитию русской профессиональной речи для студентов 2 курса стоматологического факультета. Учебное пособие

7.По развитию русской профессиональной речи для фармацевтического факультета. Учебное пособие

8.По развитию русской профессиональной речи для студентов 2курса медицинской факультета.Учебное пособие

9.Мастерство преподавателя в совершенствовании процесса обучения студентов неязыковых вузов к профессиональному общению путём использования современних технологий обучения.Проблемы функционирования и преподавания русского языка в центральной азии.

10.Мировоззренческая направленность преподавания русского языка иностранцам.Проблемы функционирования и преподавания русского языка в центральной азии.

11.Дидактические особенности осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в вузах республики Таджикистан.Министерство образования республики Таджикистан.Таджикский Государственный институт

12.Использование родного языка студентов на занятиях по русскому языку в условиях таджикско-русского двуязычия

13.Психолого-педагогические условия проведения деловых игр на занятиях по русскому языку.

14.О психолого - педагогичес кой поддержке професси онализации педагогов (статья).

15.Совершенствование русской профессиональной речи студентов неязыковых вузов путём использования технологии модульного обучения

16.Использований инновационных интерактивных технологии обучения на занятиях по русскому языку со студентами неязыковых вузов