Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРОВ СРЕДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОФИЛАКТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Специальность: 14.02.01
Год: 2013
Отрасль науки: Медицинские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Нервно-психическое здоровье учащихся школ определяется совокупностью пяти групп факторов (экологические, внутришкольные, социальные факторы, факторы организации учебного процесса, психофизиологический статус) формирующих на донозологическом уровне нервно-психическую патологию.
  2. С целью принятия своевременных управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся возникла необходимость использования углубленной донозологической диагностики для раннего выявления отклонений в состоянии здоровья школьников.
  3. Предложенная модель социально-гигиенического мониторинга позволяет выявлять ведущие группы факторов и установить их профилактические приоритеты для учащихся с разной интенсивностью учебной нагрузки (проблемы благоустройства школ и материальных условий жизни для обучающихся в общеобразовательных школах, проблемы организации образовательного процесса и психофизиологического статуса у обучающихся в гимназиях и лицеях).
Список опубликованных работ
1. Зорина И.Г. Психологические особенности учащихся, обучающихся по интенсивным программам / И.Г.Зорина // Первая итоговая научно- практическая конференция молодых ученых. – Челябинск, 2003. - С.43-44.

2. Зорина И.Г., Тулинская Р.С., Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения / И.Г.Зорина, Р.С.Тулинская // Матер. I международной конференции "Проблемы популяционного здоровья". – Челябинск-Монреаль, 2003. - С.106-110.

3. Зорина И.Г. Формирование основ здорового образа жизни у школьников / И.Г.Зорина // Среда обитания и здоровье детского населения: матер. Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 2003. – С.117-119.

4. Зорина И.Г. Проблемные переживания школьников и способы их разрешения / И.Г.Зорина // Матер. Второй итоговой научно-практической конференции молодых ученых.– Челябинск, 2004. - С.36-38.

5. Зорина И.Г. Гигиенический анализ факторов риска нарушений нервно-психического здоровья учащихся / И.Г.Зорина // Матер. Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". – Москва, 2004. - С.407-409.

6. Зорина И.Г. Проблемные переживания школьников и способы их разрешения / И.Г.Зорина // Матер. Второй итоговой научно-практической конференции молодых ученых.- Челябинск: Изд-во ЧелГМА, 2004. – С.36-38.

7. Зорина И.Г. Факторы внутришкольной среды и их влияние на состояние здоровья учащихся при разной интенсивности учебной нагрузки / И.Г.Зорина // Вестник Южно-уральского гос. университета "Образование, здравоохранение, физкультура". –2005. - №4 (44). - С.127-130.

8. Зорина И.Г. Психофизиологические особенности школьников обучающихся в разных типах учетных заведений / И.Г.Зорина // Актуальные проблемы медицинской науки, технологии и профессионального образования: матер. науч.-практ. конференции УГМАДО, посвящ. 25-летию УГМАДО. – Челябинск, 2005, Т.2. - С. 64-65.

9. Зорина И.Г. Гигиенические основы коррекционно-профилактических мероприятий в школе / И.Г.Зорина // Здоровье, обучение и воспитание детей и молодежи в XXI веке: матер. лекций конгресса РАМН. – М., 2006. – С.381-382.

10. Зорина И.Г. Сравнительная гигиеническая характеристика учебных программ и работоспособности школьников при разных формах обучения / И.Г.Зорина // Известия Уральского научного центр. –2006.- № 2(32). - С.114-119.

11. Зорина И.Г. Гигиенические подходы к изучению комплекса факторов, влияющих на нервно-психическое здоровье учащихся / И.Г.Зорина // Матер. IV итоговой научно-практической конференции молодых ученых ЧелГМА. – Челябинск, 2006. – С.38-39.

12. Зорина И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся / И.Г.Зорина // Гигиена и санитария. - 2006. – №6. - С.48-51.

13. Зорина И.Г. Психологическая характеристика школьников, обучающихся в разных типах учреждений / И.Г.Зорина // Матер. X Всерос. съезда гигиенистов и сан. врачей – Москва, 2007, Т.1. – С.551-555.

14. Зорина И.Г. Выявление факторов риска, формирующих нервно-психические расстройства у школьников / И.Г.Зорина // Матер. V итоговой научно-практической конференции молодых ученых ЧелГМА. – Челябинск, 2007. – С.30-31.

15. Гигиеническая характеристика приоритетных факторов воспитания и обучения, влияющих на состояние здоровья детей и подростков / И.Г.Зорина, М.А.Краюшкина, А.Ф.Попова, С.Г.Почтарева // Матер. Х съезда организаторов Госсанэпидслужбы, гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и дезинфекционистов Челябинской области. – Челябинск, 2007, Т.1. – С. 143-145.

16. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза товаров детского ассортимента в Челябинской области / И.Г.Зорина, М.А Краюшкина., А.Ф.Попова, С.Г.Почтарева // Матер. Х съезда организаторов Госсанэпидслужбы, гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и дезинфекционистов Челябинской области. – Челябинск, 2007, Т.1. – С.145-147.

17. Зорина И.Г. Гигиенические аспекты пограничных нервно-психических расстройств у школьников / И.Г.Зорина // Матер. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 24-25 октября 2007 года «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков».- Москва, 2007. – С.103.

18. Зорина И.Г. Особенности психофизиологического статуса школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений / И.Г.Зорина // Гигиена и санитария. – 2008. - №3. – С.75-77.

19. Зорина И.Г. Особенности формирования нервно-психических расстройств у учащихся / И.Г.Зорина // Роль государственного управления в обеспечении безопасности объектов и субъектов Образовательной системы: матер. Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2008, Т.2. – С.219-223.

20. Зорина И.Г. Мультифакториальная структура школьной среды с приоритетностью влияния факторных комплексов на формирование общей заболеваемости учащихся / И.Г.Зорина // Гигиена детей и подростков: история и современность, проблемы и пути решения: матер. Международной научно-практической конференции с международным участием. – М., 2009. – С.173-174.

21. Зорина И.Г. Корреляционная взаимосвязь факторов среды обитания школьников с состоянием их здоровья / И.Г.Зорина // Проблемы и перспективы современной науки: научные труды конференции. – Томск, 2009, Т.2. – С.27-29.

22. Зорина И.Г. Состояние здоровья и психологический статус школьников города Челябинска / И.Г.Зорина // Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. - №4. – С.53-54.

23. Зорина И.Г. Взаимосвязь общей заболеваемости школьников с приоритетными факторами среды обитания и обучения / И.Г.Зорина // Актуальные проблемы медицинской науки и практического здравоохранения: научные труды. – Челябинск, 2009. - С.18-20.

24. Зорина И.Г. Демографические показатели населения города Челябинска в первом десятилетии ХХI века / И.Г.Зорина // Демографические показатели населения города Челябинска в первом десятилетии ХХI века. – Челябинск: Изд-во «Пирс», 2010. –64. с.

25. Динамика демографических показателей населения города Челябинска в первом десятилетии XXI века / И.Г.Зорина, Е.И.Летягин, А.И.Голошевская, Е.Ю.Жаворонкова // Новые технологии в здравоохранении: научные труды.– Челябинск: Изд-во «Пирс», 2011, вып. X. – С.5-8.

26. Зорина И.Г., Летягин Е.И., Сравнительная характеристика естественного движения населения города Челябинска / И.Г.Зорина, Е.И.Летягин // Новые технологии в здравоохранении: научные труды.– Челябинск: Изд-во «Пирс», 2011, вып. X. – С.128-130.

27. Зорина И.Г. Итоги деятельности здравоохранения города Челябинска в первом десятилетии XXI века / И.Г.Зорина // Итоги деятельности здравоохранения города Челябинска в первом десятилетии XXI века. – Челябинск: Изд-во «Пирс», 2011, ч.1. – 93с.

28. Зорина И.Г. Итоги деятельности здравоохранения города Челябинска в первом десятилетии XXI века / И.Г.Зорина // Итоги деятельности здравоохранения города Челябинска в первом десятилетии XXI века. – Челябинск: Изд-во «Пирс», 2011, ч.2. – 84 с.

29. Зорина И.Г., Куинджи Н.Н., К вопросу об оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений в регионах с экологическими рисками для здоровья детского населения / И.Г.Зорина, Н.Н.Куинджи // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: матер. III-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. – Москва, 2012. - С. 207-208.

30. Зорина И.Г. Здравоохранения Челябинска: итоги и перспективы развития / И.Г.Зорина // Здравоохранения Челябинска: итоги и перспективы развития. – Челябинск, Изд-во «Пирс», 2012. – 158с.

31. Зорина И.Г. Донозологические нервно-психические заболевания у школьников и их связь с экологическими факторами / И.Г.Зорина // Ежемесячный научно-теоретический журнал Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. - №7. – С.30-34.

32. Зорина И.Г. Влияние факторов среды обитания на формирование заболеваемости и преморбидных состояний у школьников / И.Г.Зорина // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №7. – С.25-27.

33. Зорина И.Г. Роль факторов среды обитания в развитии нервно-психических заболеваний и основных донозологических отклонений у школьников города Челябинска / И.Г.Зорина // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. - №8. – С.31-34.

35.Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания /И.Г.Зорина // Пермский медицинский журнал. – 2012. - №3. -С.24-25.

34. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков и вытекающие из него уроки / Н.Н.Куинджи, И.Г.Зорина // Гигиена и санитария. – 2012. - №4. – С.53-57.

36. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников / И.Г.Зорина // Здоровье населения и среда обитания. – 2013. - №1. -С.17-18.

37. Зорина И.Г. «Психофизиологический статус как показатель донозологической диагностики нарушений нервно-психического здоровья школьников» / И.Г.Зорина // Здоровье населения и среда обитания. – 2013.- №2.-С.36-38.