Научная тема: «ГЕНЕЗИС РЕЛИГИОЗНОЙ БЮРОКРАТИИ В ЯПОНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ОТНОШЕНИЙ С ИНСТИТУТАМИ ВЛАСТИ»
Специальность: 09.00.14
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Операционализация понятия «религиозная бюрократия» происходит двояким образом: как в семиотическом поле теоретической концепции, так и в прагматике исторических реалий. Японская религиозная бюрократия детерминируется как «рутинизацией харизмы» основателей соответствующих философских течений в японском буддизме, так и поиском компромиссных моделей управления обществом со стороны властей.
  2. Японский буддизм как на раннем этапе своего развития, так и в последующем, несмотря на относительную изолированность японской культурной традиции, должен рассматриваться как часть общего культурного целого с континентальной Азией. Игнорирование этого обстоятельства в религиоведении и буддологии является методологической ошибкой.
  3. Уникальные гендерные особенности первой буддийской сангхи Японии обусловлены ролью жриц в японском синтоизме и его влиянием на буддизм в процессе формирования синто-буддийского синкретизма «кокка буккё».
  4. Сближение культов будд и бодхисатв с культом императора Сётоку позволило синто-буддийскому синкретизму укрепить основы государственной идеологии в борьбе за влияние с наследственной аристократией.
  5. Императрицы Японии из-за дефицита легитимности нуждались в дополнительных идеологических обоснованиях своих претензий на верховную власть, что объективно усиливало роль и влияние как буддийской, так и синтоистской религиозной бюрократии. Если формирование синтоистского духовенства традиционно происходило по принципу наследственной передачи сана, то пополнение буддийской сангхи допускало максимально возможную в японском средневековом обществе социальную мобильность и превращало буддийскую сангху в наиболее мощный социальный «лифт».
  6. С целью расширения своего политического и идеологического влияния японское правительство создало не имеющую аналогов систему государственных храмов кокубундзи, в которых деятельность монахов определялась в первую очередь не сотериологическими, а государственными задачами по защите страны (магическими средствами) и сочетала как сакральные, так и надзорные функции. Система императорского управления инсэй возникла как результат ослабления государственного чиновничьего управления рицурё и усиления влияния буддийской религиозной бюрократии.
  7. Политика японского государства по отношению к буддизму с самого начала содержала фундаментальное противоречие между стремлением правительства превратить монахов в государственных чиновников, что зафиксировано в кодексе «Сонирё», и сохраняющимся самоуправлением в буддийских монастырях, что потенциально позволяло японскому буддизму трансформироваться в сторону теократии. Эта тенденция сдерживалась благодаря политике неослабевающего государственного контроля над буддийскими монастырями через ведомство «Сого» и поощрению конкуренции между отдельными буддийскими школами, но, в конечном счете, оказалась неэффективной.
  8. Идеологический кризис в Японии в середине VIII в, вызванный стремлением императорского двора совместить идеологии буддизма синтоизма и конфуцианства, был причиной активности буддийских «религиозных виртуозов» (Гёки, Гэмбо, Докё), способствовавших дальнейшему развитию буддийской религиозной бюрократии в направлении теократии. Буддийская концепция управления государством в исходном индийском варианте вступила в Японии в противоречие с преобладающей опорой императорской легитимности на местные культы (синто) и конфуцианскую модель управления, что нашло свое наиболее яркое проявление в т.н. «инциденте с Докё». 
  9. Буддийские школы IX в. школы Тэндай и Сингон в лице своих основателей Сайтё и Кукая разработали свои модели идеального государства, обосновавшие с различных позиций усиление роли буддийской религиозной бюрократии и ее влияния на императорский двор.
  10. В условиях ослабления легитимности императорской власти при императоре Сага и идеологического кризиса нарского буддизма Сайтё удалось реформировать японский буддизм, приблизив его одновременно к политическим реалиям Японии и к сформировавшейся на тот момент модели континентального китайского буддизма.
  11. Сущность буддийских реформ Кукая сводилась к подробной разработке магического ритуала, соответствующего философскому содержанию всего предшествующего нарского буддизма, а также объединявшему все идеологические и магические ресурсы буддизма, конфуцианства и синтоизма. Благодаря этому для буддийской религиозной бюрократии обеспечивалось превалирующее положение в системе государственного управления, а для императорского двора - дополнительная и модернизированная легитимность, а также создавались предпосылки для создания теократии в Японии и обосновывались  претензии на расширение сферы геополитических интересов.
Список опубликованных работ
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК

1. Лепехова Е.С. Специфика описания первых буддийских монахинь в средневековых японских источниках (на основе сравнительного анализа описаний тибетских йогинь и китайских буддийских монахинь) / Е.С. Лепехова. – Восток (Orient) , 2009. № 5, С. 20 – 29. – 0,4 п.л.

2. Лепехова Е.С. К вопросу о современном развитии синто – буддийского синкретизма / Е.С. Лепехова. – Восток, 2011, № 6, С. 123-127. – 0,2 п.л.

3. Лепехова Е.С. Буддийский царь, как идеальный правитель в концепции школы Сингон / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология), выпуск 14, 2011, С. 64-68. – 0,2 пл.

4. Лепехова Е.С. Проблема конфуцианских этических категорий в школах Тэндай и Сингон / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология), выпуск 14, 2011, С. 68-80. – 0,6 п.л.

5. Лепехова Е.С. Буддийские монахи и императорский двор в Древней Японии (на примере инцидента с Докё) / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология), Выпуск 14а, 2011, С. 97-106. – 0,4 п.л.

6. Лепехова Е.С. Специфика восприятия женских синтоистских божеств в японском эзотерическом буддизме XII-XIV вв. / Е.С. Лепехова. – Гуманитарный вектор, 2011, № 4 (58), 2011, С. 146-158. – 0,6 п.л.

7. Лепехова Е.С. О значении культа дакини в ритуалах интронизации японских императоров в средневековой Японии / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология ), Выпуск 14а, 2011, С. 20-27. – 0,3 п.л.

8. Лепехова Е.С. Японские императрицы и их покровительство буддизму в Японии / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология ), Выпуск 6, 2012, С. 103-110. – 0, 3 п.л.

9. Лепехова Е.С. К вопросу о трансформации посмертного культа принца Сётоку / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология ), Выпуск 6, 2012, С. 92-99. – 0, 3 п.л.

10. Лепехова Е.С. Классификация буддийских школ в концепции Кукая / Е.С. Лепехова. – Вестник Бурятского государственного университета (серия: философия, социология, политология, культурология ), Выпуск 6 а, 2012, С. 90-96. – 0, 3 п.л.

11. Лепехова Е.С. Особенности конфессиональной политики правительства в Японии в VII – VIII вв. (на примере кодекса «Сонирё») / Е.С. Лепехова. – Восток, ИВ РАН, № 3, 2013, С. 23 -29. – 0, 2 п.л.

12. Лепехова Е.С. Буддийская эсхатология в японских ритуальных текстах косики / Е.С. Лепехова. – Вестник ЛГУ, 2013. – №2. – С.

13. Лепехова Е.С. Описание змея в буддийской литературе Древней Японии" / Е.С. Лепехова. – Вестник Забайкальского государственного университета, 2013. – № 09 (101). – С.

14. Лепехова Е.С. К вопросу об обучении японских буддийских монахов в Китае в VII в. и XII вв.", / Е.С. Лепехова. – Вестник Забайкальского государственного университета, 2013. – № 09 (101). – С.

15. Лепехова Е.С. Ритуальная структура отношений между императором и буддийской сангхой в Японии в эпоху Хэйан (X-XII вв.) (на примере буддийских церемоний Мисаэ и Мисюхо)". / Е.С. Лепехова. – Религиоведение, 2013. - №. – С.

Монографии:

16. Лепехова Е.С. Буддийская сангха в Японии VI - IX вв / Лепехова Е.С.; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Восточная литература, 2009. – 224 с. – 9,7 п.л.

17. Лепехова Е.С. Мир буддийских идей и монашество в японской классической литературе. / Лепехова Е.С. Лепехов С.Ю. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2013.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

18. Лепехова Е.С. Философия судьбы в средневековой японской литературе. // «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация», М., 2006. - С.44 – 46. – 0,2 п.л.

19. Лепехова Е.С. Буддийское духовенство и его роль в обрядах экзорцизма в эпоху Хэйан // «Торчиновские чтения». - СПб., 2006. - С. 169-174. – 0, 3 п.л.

20. Лепехова Е.С. Религиозная политика принца Сётоку // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Том II. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН., 2006. - С. 250 – 255. – 0, 3 п.л.

21. Лепехова Е.С. Формирование культа бодхисаттвы Майтрейи (Мироку) в древней Японии (VI-VII вв.) // «Мир Центральной Азии». - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2007. - С. 130-135. – 0, 3 п.л.

22. Лепехова Е.С. Специфика проклятий в древнеяпонском синтоистском и буддийском фольклоре // «Восток в эпоху древности: новые методы исследований, междисциплинарный подход, общество и природная среда». - М.: ИВ РАН, 2007. - С. 40-42. – 0, 1 п.л.

23. Лепехова Е.С. Могли ли монахи из храма Исияма быть авторами «Гэндзи-моногатари»? // Международный конгресс востоковедов: Труды. – М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - Т. 2. - С. 714-716. – 0,1 п.л.

24. Лепехова Е.С. Образ «благородного мужа» в сочинениях Сайтё и Кукая // Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции «Торчиновские чтения». – СПб: СПБГУ, 2008. - С. 269-275. – 0, 3 п.л.

25. Лепехова Е.С. Статуи бодхисаттв Каннон и Майтрейи в Древней Японии: к вопросу о посмертных изображениях принца Сётоку // «Древность: историческое знание и специфика источника», сб. ст. посвященный памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского. – Москва: ИВ РАН, 2009. - С. 78 – 81. – 0, 1 п.л.

26. Лепехова Е.С. Ритуальная структура отношений между императором и буддийской сангхой в Японии в эпоху Хэйан (X-XII вв.) (на примере буддийских церемоний Мисаэ и Мисюхо) // «Japan Report: взгляд нового поколения: Япония – традиции и современность», отдел японской культуры «Japan Foundation». – М: ВГИБЛ, 2009. - С. 55 – 62. – 0, 3 п.л.

27. Лепехова Е.С. Интерпретация образа монаха-Бодхисаттвы в учении школы Тэндай // «Япония 2009». – М.: ИВ РАН, 2009. - С. 215-225. – 0, 4 п.л.

28. Лепехова Е.С. «Образ царя-чакравартина в концепции школы Сингон» // Шестая международная научная конференция по философии, религии и культуре стран Востока (Торчиновские чтения), СПбГУ, 3-6 февраля 2010 г. – СПб: СПбГУ, 2010. - С. 317-323. - 0,5 п.л.

29. Лепехова Е.С. «Женские божества в тантрическом японском буддизме как пример синто-буддийского синкретизма» // «Проблемы истории и культуры Древнего Востока». Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Г. М. Бонгард-Левина. - М.: ИВ РАН, 2010. - С. 65-67. - 0,4 п.л.

30. Лепехова Е.С. «Роль буддийского движения в процессе строительства храмов в Японии в VIII в.»// «Древность: историческое знание и специфика источника». Материалы Международной научной конференции. – М.: ИВ РАН, 2011. - С. 135-141. – 0,4 п.л.

31. Лепехова Е.С. «Синто-буддийский вербальный ритуал в Японии»// сборник статей «Этикет народов Востока», ИВ РАН, 2011. - С. 270-279. – 0, 4 п.л.

32. Лепехова Е.С. «Сайтё – основатель школы Тэндай» // «Философия буддизма: энциклопедия». - М.: ИФ РАН, «Восточная Литература», 2011. - С. 532-534. - 0,5 п.л.

33. Лепехова Е.С. «Движение итигу во тэрасу» // «Философия буддизма: энциклопедия». - М.: ИФ РАН, «Восточная Литература», 2011. - С. 278-279. - 0,4 п.л.

34. Лепехова Е.С. «Сётоку-тайси» // «Философия буддизма: энциклопедия». – М.: ИФ РАН, «Восточная Литература», 2011. - С. 579 – 580. - 0, 4 п.л.

35. Лепехова Е.С. «Хоссо-сю» // «Философия буддизма: энциклопедия». - М.: ИФ РАН, «Восточная Литература», 2011. - С. 701-703. - 0.5 п.л.

36. Лепехова Е.С. «Деятельность новых японских религиозных движений за рубежом»// тезисы докладов съезда молодых востоковедов России и СНГ. – М.: ИВ РАН, 2012. - С. 69-70. - 0,4 п.л.

37. Лепехова Е.С. «Поклонение буддийским статуям и святым мощам в Древней Японии (на примере посмертного культа принца Сётоку)» // Материалы международной научной конференции «Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации». - Улан-Удэ: БГУ, 2012. - С. 10-14. - 0,6 п.л.

38. Лепехова Е.С. «Взаимодействие буддийских и синтоистских ритуалов в Древней Японии»// «ORIENTALISTICA IUVENILE» (сборник научных статей молодых ученых Института Востоковедения РАН), выпуск IV. – М.: ИВ РАН, 2012. - С. 123-137. – 0, 7 п.л.

39. Лепехова Е.С. «Образ дакини в средневековой Японии» // «Индия – Тибет. Текст и феномены культуры. Рериховские чтения 2006 - 2010». – М.: ИВ РАН, 2012. - С. 147 -156. - 1,0 п.л.

40. Лепехова Е.С. Школа Хоссо и ее роль в процессе распространения буддизма в Японии в 18 в. // Мир Центральной Азии. - Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2012. - С. 520-525. – 0,3 п.л.

Зарубежные публикации

41. Lepekhova E. S. Buddhist schools in Japan and its relations with state // Research on Cultural Reform in the Developing Countries. Qingdao, China, 2005, p. 39-42. - 0,2 п.л.

42. Lepekhova E. S. The Concept of Virtue in Compositions of Prince Shotoku "Commentary on the Sri-Mala sutra" and "Seventeen-Article Constitution" // World Congress of Philosophy Rethinking Philosophy Today (мировой конгресс по философии: Переосмысливая философию сегодня), National University Seoul, Korea, 2008, р. 287. - 0,1 п.л.

43. Lepekhova E. S. The meaning of the Sanskrit´s letter "A" in interpretations of Saicho and Kukai // International Relations Among Developing Countries / Dong Ying International Symposium Antology. Bimbu-Sen Press. Ulanbaator. 2008, p.66-71. – 0,2 п.л.

44. Lepekhova E. S. The Problem of Buddhist Polemics in Compositions of Saicho and Kukai.» // The meeting agenda on the International academic seminar "Philosophy and Social sciences in the developing countries"/ Ulan-Ude. 2009, pp. 27-29. – 0,1 п.л.

45. Lepekhova E. S. «On the modern interpretation of Shinto-Buddhist Syncretism in Japan» // International Journal of Buddhist Thought & Culture (Korea, Seul), September 2010, V. 15, pp. 47- 60.- 0,7 п.л.

46. Lepekhova E. S. «On the problem of authenticity of some Tendai Buddhist texts» // The meeting agenda on the international academic conference "Science and religion". Ulaanbaatar. 2-3 August. 2010. pp. 17-20 - 0,1 п.л.

47. Lepekhova E. S. «Interpretation of Some Tendai Concepts of Bodhisattva in Japan’s Pre-Modern and Modern Periods» // International Journal of Buddhist Thought & Culture, September 2011, V. 17, pp. 99 - 116. – 0,9 п.л.

48. Lepekhova E. S. “On the Classification of Buddhist Doctrines in Shingons” // International Journal of Buddhist Thought & Culture (Korea, Seul), February 2012, V. 18, pp. 47-63 – 0,9 п.л.

49. Lepekhova E. S. “On the Question of Vinaya and Soniryo in Ancient Japan” // International Journal of Buddhist Thought & Culture (Korea, Seul), September 2012, V. 19, pp. 131-144. – 0, 7 п.л.

50. Lepekhova E. S. Buddhist Eschatology in Medieval Japanese Buddhist Texts // International Journal of Buddhist Thought & Culture, February 2013, V. 20, PP. 131 -146. – 0,8 п.л.