Научная тема: «КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Теоретическое обоснование образовательного менеджмента как междисциплинарной области научных знаний, исследующей закономерности, принципы, функции и методы управления образовательными процессами и системами на основе синтеза психолого-педагогических наук и теории менеджмента, а также практики инновационного управления организациями различного типа средствами образования.

Сущностными характеристиками образовательного менеджмента как педагогического и управленческого феномена являются:

  • инновационность управления, обеспечивающая актуализацию инновационного потенциала организации и личности работника, а также формирование инновационного поведения сотрудников;
  • междисциплинарность, характеризующая данный феномен как специфическую область наук, вобравшую в себя истоки педагогики, психологии, теории управления, менеджмента и маркетинга;
  • интегративность, предполагающая синтез в исследуемом феномене педагогической составляющей, связанной с содержанием и способами организации образовательного процесса, с трансляцией и формированием коллективного и индивидуального знания и экономической составляющей, связанной с экономически целесообразным, рациональным управлением данным процессом, его организацией, маркетингом и позиционированием на рынке образовательных услуг;
  • информационная открытость, способствующая созданию и развитию системы партисипативного управления организацией средствами образования и привлечению социальных партнеров к разработке и реализации образовательной политики организаций различного типа.

2. Систематизация научно-теоретических подходов к интерпретации образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике, позволившая выделить две взаимно дополняющие концептуальные позиции: первая из которых делает акцент на управлении образованием, включающем комплекс управленческих мер и решений, связанных с руководством образовательными учреждениями и образовательными системами, а вторая - выводит образовательный менеджмент в плоскость развития организации посредством образования её сотрудников, расширения педагогических функций, формирования её корпоративной культуры, привлечения персонала к инновационной деятельности.  

В отечественной и зарубежной педагогике выявлены следующие научные подходы к интерпретации понятия «образовательный менеджмент»:

  • социологический подход, рассматривающий образовательный менеджмент в русле теорий социальных систем как управление целенаправленными открытыми и комплексными системами с целью образования человека, обладающего профессиональной компетентностью, критическим мышлением и способностью к активным действиям в социальной среде;
  • институциональный подход, определяющий образовательный менеджмент как управленческую деятельность в образовательных учреждениях и организациях различного типа;
  • процессный подход, определяющий образовательный менеджмент как профессиональное управление всеми рамочными условиями, а также кадровыми, информационными и организационными ресурсами, позволяющими успешно инициировать, планировать, организовывать, контролировать и анализировать образовательные процессы;
  • дидактический подход, при котором термины «образовательный менеджмент» и «педагогический менеджмент» выступают как синонимы, отражающие комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебным процессом;
  • комплексный подход, который выделяет в образовательном менеджменте взаимосвязанные составляющие: педагогический менеджмент, фокусирующийся на управлении и дидактико-методическом сопровождении образовательных процессов; диспозитивный менеджмент, заключающийся в эффективном управлении образовательными системами и учреждениями; социальный менеджмент, под которым понимается управление социальными процессами и отношениями средствами образования, направленное на развитие персонала и организации в целом.

3. Классификация ведущих концепций образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике, основаниями которой являются: цель и объект управления; содержательная доминанта управленческой деятельности; стиль и характер управления образовательными системами.

Рассмотренные концепции образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике имеют ряд общих черт, независимых от исторической и национально-культурной специфики тех стран, в которых они были разработаны (единство теории и практики управления, многоаспектность и междисциплинарность научных знаний, баланс гуманитарно-педагогической и экономической составляющих, обоснование необходимости создания пространства обучающейся организации, инновационный характер системы управления).

Наряду с общими характеристиками можно выявить научные традиции в исследовании и трактовке образовательного менеджмента, присущие теоретическим школам отдельных стран и регионов. Наиболее устоявшимися в зарубежной педагогике являются англо-американская и немецкая научные традиции. В рамках англо-американской традиции образовательный менеджмент трактуется, прежде всего, как управление образовательными организациями и образовательными системами с использованием директивных и партисипативных методов и технологий. Немецкая научная традиция придает образовательному менеджменту более глобальный характер, полагая, что его основной задачей является развитие социальных систем (учреждений, организаций и групп), а также мотивация и развитие персонала организаций средствами образования.

4. Концептуальные основы образовательного менеджмента вуза как многоаспектного педагогического феномена, отражающего теорию и практику управленческой деятельности в учреждении высшего профессионального образования и детерминирующего системные изменения в ведущих процессах вуза, которые направлены на достижение высокого качества и эффективности научно-образовательной деятельности, обеспечивающей достижение конкурентных преимуществ на рынке научно-образовательных услуг и инновационное развитие вуза как обучающей и обучающейся организации.

Системообразующей сущностной характеристикой образовательного менеджмента вуза является его дуалистическая природа, которая связана:

  • с дуализмом целей вуза как образовательного учреждения, выступающего одновременно как обучающая и обучающаяся организация;
  • со стремлением обеспечить с помощью средств эффективного управления баланс между завоеванием конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг на основе коммерциализации научно-образовательной деятельности и развитием высшего образования как духовной ценности, направленной на социальное воспитание будущего специалиста;
  • с поиском управленческих средств, обеспечивающих, с одной стороны, развитие вуза как открытой образовательной системы, тесно взаимодействующей с внешней средой, а, с другой - сохранение академических традиций и организационных ценностей в рамках развития корпоративной культуры вуза.

Исходя из тезиса о дуалистической природе образовательного менеджмента, выделяется ряд смысловых полей интерпретации и восприятия данного феномена. В рамках первого смыслового поля образовательный менеджмент является видом инновационного управления вузом как обучающей и обучающейся организации. В рамках второго смыслового поля образовательный менеджмент исследуется как педагогическое управление качественными изменениями научно-образовательного процесса, обеспечивающего, с одной стороны, достижение конкурентных преимуществ вуза на рынке научно-образовательных услуг, а, с другой стороны - развитие образования как ресурса социального воспитания личности будущего профессионала. Третье смысловое поле связано с процессом организационного развития вуза, гибко реагирующего не только на вызовы внешней среды, но и на состояние и потребности внутренней среды. В этом контексте образовательный менеджмент вуза рассматривается как система управленческой деятельности, направленная, с одной стороны, на открытие вуза социуму, а с другой - на становление и развитие его корпоративной культуры в условиях расширяющейся автономии университета.

5. Концептуальные основы выбора стратегий образовательного менеджмента вуза, способствующих реализации целей и задач его организационного развития вуза и предполагающих:

  • непротиворечивость управленческих решений и действий, имеющих стратегический характер;
  • соответствие концепциям образовательного менеджмента, определяющим характер управления научно-образовательной деятельностью вуза и её научно-педагогическим персоналом в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды;
  • учет факторов внешней среды вуза как открытой образовательной системы, имеющей значительные адаптивные возможности;
  • индивидуализацию выбранных стратегий, отражающую уникальность каждого вуза как центра науки, образования и культуры;
  • постоянный поиск новых форм и видов деятельности, позволяющий укрепить внутренний потенциал вуза и обеспечить его конкурентные преимущества на рынке научно-образовательных услуг;
  • наличие четкого алгоритма выбора оптимальной стратегии образовательного менеджмента, включающего фазу инициации поиска новых стратегий, определение стратегических целей, определение стратегии, отвечающей основной идее концепций образовательного менеджмента, имплементации стратегии и стратегического контроля за результатами реализации выбранной стратегии.

6.Программа многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента, обеспечивающая их способность осуществлять высококвалифицированную управленческую деятельность в сфере образования, а также в области развития и обучения персонала организаций различного типа. Дидактическими принципами построения такой программы являются: междисциплинарность, межкультурная направленность, открытость широкому спектру целевых групп в контексте концепции обучения «через всю жизнь», модульное построение содержания.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Петряков, П.А. Концепции и стратегии образовательного менеджмента вуза в контексте мирового опыта [Текст] : монография / П.А. Петряков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. – 22 печ. л., в т.ч. авт.–22 печ. л.

2.Петряков, П.А. Корпоративная педагогика. Концепции и технологии корпоративного воспитания, обучения и образовательного менеджмента в организациях [Текст]: монография / М.Н.Певзнер, О.Грауманн, П.А.Петряков. - LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbn & Co.KG, 2012. - 23 печ. л., в т. ч. авт. – 7,67 печ. л.

3.Петряков, П.А., Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования [Текст] : монография / М. Н.Певзнер, Е. В.Иванов, Е.Ю.Игнатьева, П.А.Петряков, Г. А.Федотова, Р. М.Шерайзина, А. Г.Ширин; сост. и общ. ред. Е. В. Иванова, М. Н.Певзнера. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 25,94 печ. л., в т. ч. авт. – 8,87 печ. л.

4.Петряков, П.А. Технологическое образование: проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы [Текст] : коллективная монография / отв.редактор, автор составитель П.А.Петряков. - Великий Новгород: НовГУ, 2008. – 18 печ. л., в т. ч. авт. – 2,63 печ. л.

5.Петряков, П.А. Современный университет – школа: прецеденты и феномены взаимодействия: коллективная монография / отв.редактор Г.Н.Прозументова. - Томск: ИНО Центр, 2007. – 15,5 печ. л., в т. ч. авт. – 1,13 печ. л.

Статьи в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденный ВАК МОин РФ

6.Петряков, П.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований: управление в системе образования или образование в системе управления? [Текст] / П.А.Петряков // Человек и образование. - Санкт-Петербург, 2013. - №3(36) . – 0,8 печ. л.

7.Петряков, П.А. Образовательный менеджмент в современном вузе [Текст] / П.А.Петряков // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2012. - № 70. - 0,5 печ. л.

8.Петряков, П.А. От образовательного менеджмента к менеджменту образовательного туризма: экономический и педагогический аспекты [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, А.Н. Николаева // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2011. - № 64. - 0,4 печ. л.

9.Петряков, П.А. Multilevel training in the Field of educational management: an experiment in collaboration between the universities of Russia and Germany [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, О.Грауманн // Russian Education and Society. – M.E.Sharpe, Inc (USA NY). – 2011. – Т.53. – №6. – 0,9 печ. л.

10.Петряков, П.А. Системные инновации в подготовке образовательных менеджеров [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, Р.М. Шерайзина // Человек и образование. - Санкт-Петербург, 2011. - № 1. - 0,75 печ. л.

11.Петряков, П. А. Образование как ресурс развития гражданского общества [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков // Известия Смоленского государственного университета. – Смоленск, 2011. - №1(13). - 0,58 печ. л.

12.Петряков, П. А. Корпоративная педагогика в вузе: подготовка бакалавров к обучению и воспитанию персонала в организациях [Текст] / П.А.Петряков // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - № 58 - 0,5 печ. л.

13.Петряков, П. А. Многоуровневая подготовка в области образовательного менеджмента: опыт сотрудничества университетов России и Германии [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, О.Грауманн // Педагогика. – Москва, 2010. - №4. - 0,5 печ. л.

14.Петряков, П.А. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации [Текст] / П.А.Петряков, М.Н.Певзнер // Человек и образование. - Санкт-Петербург, 2009. - № 4 (21). - 0,75 печ. л.

15.Петряков, П.А. Управленческий аспект в образовании как предмет международной научной дискуссии [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков // Человек и образование. - Санкт-Петербург, 2009. - № 3 (20). - 0,88 печ. л.

16.Петряков, П.А. Корпоративная культура как фактор ценностного единства коллектива вуза и условия повышения его конкурентоспособности [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков // Педагогическое образование и наука. – Москва, 2008. - №5. - 0,64 печ. л.

17.Петряков, П.А., Проектно-созидательная модель обучения как инновационное качество образования [Текст] / П.А.Петряков, Л.К. Историк // Человек и образование. - Санкт-Петербург, 2006. - № 6.– 0,63 печ. л.

Научные статьи в журналах и сборниках научных трудов

18.Петряков, П.А. Образовательное пространство обучающейся организации: поиск новых технологий корпоративного обучения персонала [Текст] / П.А.Петряков // Концепции и стратегии непрерывного образования в международном контексте: сборник материалов международного форума; под общ.ред.С.В.Жолована, сост. Н.В.Богатенкова. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. – 0, 63 печ.л.

19.Петряков, П.А., Университет и гражданское общество: проблемы взаимодействия [Текст] / М.Н. Певзнер, П.А.Петряков // Совет ректоров. - Москва: Образование 3000, 2012. - №5. – 1 печ.л.

20.Петряков, П.А. Подготовка образовательных менеджеров: билингвальный компонент международной образовательной программы [Текст] / П.А.Петряков // Совет ректоров. - Москва: Образование 3000, 2011. - №6. – 0, 63 печ.л.

21.Петряков, П.А. Технологическое образование: этапы развития и современные тенденции [Текст] / П.А.Петряков, В.Е. Мельников // Образование: ресурсы развития (Вестник ЛОИРО). – СПб, 2011. - №2. – 0, 5 печ.л.

22.Петряков, П.А. Проектный подход в системе гражданского образования [Текст] / П.А.Петряков // Pedagogija: teorija un prakse VI : IZGLTIBA UN PILSONISKA SABIEDRIBA. Zinätnisko rakstu kräjums. Liepäja: LiePA, 2011. – 0,5 печ.л.

23.Петряков, П.А., Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации малого бизнеса [Текст] / П.А.Петряков, М.Н.Певзнер, А.В. Зевунов // Совершенствование системы образования: Материалы научного семинара молодых исследователей. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. – 0, 62 печ.л.

Научные статьи в материалах международных, всероссийских и межрегиональных конференций

Петряков, П.А. Проектный подход к управлению учебной деятельностью бакалавров технологического образования [Текст] / П.А.Петряков // Професійне становлення особистості: проблеми і перспективи. Матеріали VII міжнародній науково-практичній конференції / отв. ред. Каньковський І.Є.; Хмельницький національний університет. – Хмельницький, 2013. – 0,84 печ.л.

24.Петряков, П.А. Проектный менеджмент в профессиональной деятельности учителя технологии [Текст] / П.А.Петряков // Актуальные проблемы технологического образования: труд, талант, творчество: Материалы III Международной заочной научно-практической конференции, Мозырь, 12-13 марта 2013 г. В 2 ч. Ч.2 / УО МГПУ им. И.П. Шамякина ; редкол.: В.Н. Навныко (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2013. – 0,19 печ.л.

25.Петряков, П.А. Корпоративная культура как ресурс развития коллектива современного вуза [Текст] / П.А.Петряков // Теория и методика обучения и воспитания в высшей школе/ сборник материалов международной научно-практической конференции 30.10-2.11.2012 г. – СПб.: СПб ГАСУ, 2012. – 0,44 печ.л.

26.Петряков, П.А. Развивающий потенциал корпоративной культуры вуза [Текст] / П.А.Петряков // Проблемы и перспективы образовательного менеджмента в современных условиях международной интеграции: сборник материалов международной научно-практической конференции/отв. ред. Клюев В.П.; Днепропетровск, 2012. – 0,63 печ.л.

27.Петряков, П.А. Дидактические проблемы и перспективы развития дистанционного обучения образовательных менеджеров [Текст] / П.А.Петряков // Информационные технологии в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Стадник; Хмельницкий: Издательство Триада, 2011.– 0,44 печ.л.

28.Петряков, П.А. Билингвальное образование в контексте интернационализации высшей и средней школы [Текст] / М.Н. Певзнер, П.А.Петряков // Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам: материалы международной научно-практической конференции, 6-8 октября 2010 г. / Витебский гос.университет; редкол.:В.И.Турковский (отв.ред.) – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2010. - 0,56 печ.л.

29.Петряков, П. А. Применение проектного подхода в высшем технологическом образовании [Текст] / П.А.Петряков // Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции «Проблемы инженерного образования и профориентации в образовательных учреждениях разного уровня», СПб.: СПб ГАСУ, 2010. - 0,25 печ.л.

30.Петряков, П.А. Билингвальное образование в контексте мирового опыта [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков // Многоуровневое непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования в условиях глобализации: новые возможности и риски» (В.Новгород,17-19 мая 2010) и научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» (В.Новгород, 14-15 октября 2010) / сост. Е.В.Иванов; – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 0,56 печ.л.

31.Петряков, П.А. Научные подходы к образовательному менеджменту как междисциплинарной области знаний и практике управления образовательными системами [Текст] / М.Н.Певзнер, П.А.Петряков // Сборник статей по материалам конгресса Академии гуманизации образования «Проблемы развития вуза и школы в международной дискуссии: новые возможности и риски». Schneider Verlag Hohengehren GmbH, Hildesheim, Deutschland, 2010. – 1 печ.л.

32.Петряков, П.А. Проектный подход к подготовке бакалавров по направлению «Технологическое образование» [Текст] / П.А.Петряков // Развитие университетов в контексте интернационализации высшего образования / Development of Universities in the Context of Internationalization of Higher Education: материалы Международной конференции «Развитие магистерских программ психолого-педагогического направления: опыт и перспективы» (20 мая 2009 г.); под общ. ред. Певзнера М.Н., Ильяшенко Н.Н. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. – 0,5 печ.л.

33.Петряков, П.А. Образовательный менеджмент: теоретические подходы [Текст] / М.Н. Певзнер, П.А.Петряков // Социальная теория образования: международные обмены. Сборник статей по материалам симпозиума «Фулбрайтовские научные обмены как интернационализация усилий в социальной теории и практике образования», Великий Новгород, НовГУ, 29-30 июня 2009 г. / под.ред. А.М.Осипова, А.В.Воронцова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. - 0,63 печ.л.

34.Петряков, П.А. Содержание алгоритма педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя технологии [Текст] / П.А.Петряков // Единое образовательное пространство славянских государств в ХХI веке: проблемы и перспективы: Материалы III Международной научно-практической конференции (2-3 апреля 2009 г., г. Брянск) / под ред. В.И. Аверченкова. – Брянск: БГТУ; СГА, 2009. Т.1 – 0,32 печ.л.

35.Петряков, П.А. Технологическое образование в современной России [Текст] / В.А.Мигунов, П.А.Петряков // Материалы международного симпозиума «Модернизация технологического образования». University of Turku. Finland. 2004. - 0,38 печ.л.

36.Петряков, П.А. Реформирование технологического образования в новгородском регионе [Текст] / В.А.Мигунов, П.А.Петряков // Материалы международного симпозиума «Взгляд в будущее: технологическое образование» University of Jyväskylä. Finland. 2002. - 0,37 печ.л.

Учебные, учебно-методические пособия

37.Петряков, П. А. Корпоративная педагогика [Текст]: учебное пособие / М. Н.Певзнер, О.Грауманн, П.А. Петряков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.– 28,5 печ.л., в т. ч. авт. – 9,5 печ. л.

38.Петряков, П. А. Образовательный менеджмент [Текст]: учебное пособие / Е. В.Иванов, М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, Г. А.Федотова, Р. М.Шерайзина, А. Г. Ширин. сост. и общ. ред. Иванова Е. В.,Певзнера М. Н. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 25,7 печ.л., в т. ч. авт. – 8,8 печ. л.

39.Петряков, П.А. От ТЕМПУС-проектов к интернационализации образования и науки: стратегия развития международной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого [Текст]: научное издание / М.Н. Певзнер, П.А.Петряков, Н.А. Шайдорова, А.Г. Ширин. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – 3,8 печ.л., в т. ч. авт. – 1печ. л.

40. Петряков, П.А.Менеджмент и организационное развитие высшей школы [Текст]: учебник / В.Р.Вебер, Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер, П.А.Петряков и др.; под общ.ред.д-ра пед.наук, проф. М.Н.Певзнера. - Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2012. – 33 печ.л., в т. ч. авт. – 14,38печ. л.

41.Петряков, П.А. Многоуровневая подготовка специалистов в области образовательного менеджмента [Текст]: книга модулей / П.А.Петряков и др. / под ред. М.Н.Певзнера, О.Грауманн, И.В.Алексашенковой. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 12,25 печ.л., в т. ч. авт. – 4,8печ. л.

42.Петряков, П.А. Цикличное развитие рынка труда [Текст]: Менеджмент средней и высшей шко¬лы: 100 новых понятий: сравнитель¬ный словарь на русском и немецком язы¬ке / Петряков, П.А. и др. Авторы-издатели О.Грауман, Р.В.Кек, М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин. - Хильдесхайм, 2004. – 15,38 печ.л., в т. ч. авт. – 0,2 печ. л.

Научные электронные издания

43.Петряков П. А. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования: научное электронное издание / М. Н.Певзнер, Е. В.Иванов, Е.Ю.Игнатьева, П. А.Петряков, Г.А.Федотова, Р. М.Шерайзина, А. Г.Ширин. - Институт научной информации и мониторинга РАО, 2011. [Электронный ресурс] (Свидетельство №17148 от 31.05.2011 г. о регистрации электронного ресурса)

44.Петряков П. А. Образовательный менеджмент: электронное учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / М. Н.Певзнер, Е. В.Иванов, Е.Ю.Игнатьева, П. А.Петряков, Г.А.Федотова, Р. М.Шерайзина, А. Г.Ширин. - Институт научной информации и мониторинга РАО, 2011. [Электронный ресурс] (Свидетельство №17149 от 31.05.2011 г. о регистрации электронного ресурса)