2. Предлагается усовершенствовать модель определения пределов действия рамочного избирательного законодательства, уточнив, что в иных нормативных правовых актах могут быть закреплены дополнительные гарантии избирательных прав граждан, которые не должны ущемлять иных прав, ограничивать объем активного и пассивного избирательного права; могут вводить процедуры, обеспечивающие повышенную защиту избирательных прав, детализировать избирательные процедуры, если это не входит в противоречие федеральным нормам; должны представляться всей одноименной группе участников избирательных правоотношений. Именно этимологическое значение понятия «гарантии» предполагает тот ключевой критерий, от соотнесения с которым должен определяться характер правового предписания. Если норма обеспечивает более высокий уровень защищенности избирательных прав по сравнению с рамочными федеральными стандартами, то ее дополнительная гарантийная природа доказана; в противном случае норма этими качествами не обладает.
3. Анализ отечественного законодательства о выборах, а также трудов ученых-конституционалистов XX-XXI веков позволяет констатировать наличие двух подходов к определению понятия «гарантии избирательных прав граж дан»: первый отражает место гарантий в системе права, второй - в механизме правового регулирования. В зависимости от избранной концепции, гарантии объявляются соответственно либо нормами, принципами, институтом, подотраслью избирательного права, либо условиями, средствами, приемами, способами, правами, обязанностями, приводимыми участниками избирательного процесса в действие с целью практической реализации и защиты избирательных прав.
4. На основе анализа избирательного законодательства, а также более ранних научных исследований видов гарантий избирательных прав граждан в работе предложена отличная от всех иных классификация соответствующих гарантий. По источнику закрепления гарантии избирательных прав граждан могут быть основными и дополнительными; по сторонам общественной жизни, в которых возникают - общими (внеправовыми) и юридическими; в зависимости от способа обеспечения избирательных прав - гарантиями признания, реализации и защиты избирательных прав, по видам избирательных прав - гарантиями активного, пассивного избирательного права, гарантиями права участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях; в зависимости от предназначения в механизме правового регулирования избирательных правоотношений - гарантиями принципов избирательного права и гарантиями процедуры проведения выборов (назначения выборов; формирования инфраструктуры выборов (регистрации избирателей и составления их списков, образования избирательных округов и избирательных участков, формирования избирательных комиссий); выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов; обеспечения статуса кандидатов; получения и распространения информации о выборах; финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения; организации и осуществления голосования; подсчета голосов избирателей, определения итогов голосования и результатов выборов; обжалования нарушений избирательных прав граждан).
5. Среди теорий конституционного права, обращающихся к вопросам признания, реализации и защиты избирательных прав, универсальный характер должен быть присущ именно теории гарантий избирательных прав граждан, поскольку изучение их правовой природы неминуемо затрагивает как функционирование государственных органов, деятельность участников избирательного процесса, способствующие реализации избирательных прав граждан, так и познание роли, места указанных гарантий в правовой системе России.
Базовой закономерностью отмеченной теории диссертант рассматривает реализацию избирательных прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами избирательного права.
6. В избирательном праве выделяется институт гарантий избирательных прав граждан. Предметом регулирования института гарантий избирательных прав граждан выступает комплекс однородных общественных отношений по признанию, реализации и защите избирательных прав граждан. Указанные отношения составляют значительную долю объема предмета правового регулирования самого избирательного права; более того, они являются «ядром» последнего, поскольку все отношения в избирательном праве выстраиваются вокруг одной центральной идеи - реализации избирательных прав граждан.
О единстве метода правового регулирования института гарантий избирательных прав граждан можно говорить лишь условно - как о результате сочетания дозволений, предписаний и запретов, не существующих изолированно друг от друга. Соответствующее сочетание характеризуется в работе как количественное преобладание предписаний и запретов, обуславливающих общую императивность метода, при ведущей роли центрального дозволения - права избирать и быть избранным. В числе специфических черт инструментария, используемого институтом, в работе называются: признание избирательных прав граждан, реализуемых посредством выборов, высшим проявлением принадлежащей народу власти; возложение на государство обязанности гарантировать свободное волеизъявление граждан на выборах, защищать демократические принципы и нормы избирательного права; содействие реализации избирательных прав граждан со стороны всех органов государственной власти, органов местного самоуправления; создание необходимой нормативной основы для практического претворения прав граждан избирать и быть избранными с четким, объективно обусловленным распределением всего нормативного массива между Федерацией и ее субъектами; подробное законодательное регулирование общественных отношений по реализации избирательных прав граждан; сочетание материально-правовых и процессуально-правовых начал в регулировании отношений в процессе гарантирования избирательных прав граждан; превалирование принуждения как способа воздействия на общественные отношения, составляющие предмет института; провозглашение особенностей правовых статусов избирателей, кандидатов как предопределяющих содержание статусов иных участников избирательного процесса; приоритетность активных форм реализации избирательных прав (использования и исполнения); учреждение конституционно-правовой ответственности и применение конституционно-правовых санкций как гарантий реализации и защиты избирательных прав граждан; наличие специфических приемов формирования, изменения, прекращения прав граждан в избирательном процессе.
7. Механизм правового регулирования как совокупность элементов, обеспечивающих динамику правового регулирования, является необходимым условием существования и практического претворения в жизнь избирательных прав граждан и в широком смысле также может рассматриваться в качестве их гарантии.
8. Поскольку необходимым условием реализации избирательных прав является их признание со стороны государства, то именно правотворчество является первичной гарантией избирательных прав граждан, а несовершенство нормативного регулирования института выборов выступает их «антигарантией». В качестве уточняющих избирательное законодательство мер предлагаем следующие:
1) минимизировать практику учреждения в нормативных правовых актах о выборах оценочных категорий, определив вместо четырех предусмотренных пунктом 5² ст. 56 действующего рамочного закона ограничений при проведении предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями на каналах организаций, осуществляющих телевещание лишь одно, ограничив соответствующую агитацию распространением информации о собственных предвыборных программах, призывами голосовать за данного кандидата, список кандидатов, а также описанием возможных последствий избрания соответствующих кандидата, избирательного объединения (т.е. агитацией «за себя»);
2) при преобразовании муниципальных образований - увеличить срок проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования с 6 до 9 месяцев со дня его создания на случай реализации населением предоставленной ему Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления возможности инициировать проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления;
3) упростить процедуру сбора подписей избирателей за счет исключения требования о заверении каждого подписного листа кандидатом и расширения в этом вопросе полномочий доверенных лиц; аннулирования из законов о выборах норм о нотариальном удостоверении сведений о сборщиках подписей и подписей этих лиц;
4) упростить получение открепительных удостоверений по доверенности посредством распространения ее действия на несколько видов выборов, проводимых как одновременно, так и в разные сроки;
5) закрепить в качестве основных гарантий избирательных прав граждан в условиях действия режима чрезвычайных ситуаций правила об образовании избирательных участков за пределами избирательных округов в местах временного пребывания избирателей с отнесением таких участков к избирательным округам; о наделении комиссий, организующих выборы, полномочиями определять сроки и порядок проведения досрочного голосования избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, а также количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования.
9. Избирательные комиссии как субъекты права законодательной инициативы и правообразующие органы должны гарантировать своей деятельностью избирательные права граждан. В течение 2002-2013 годов в Российской Федерации наблюдалось трехкратное возрастание числа избирательных комиссий субъектов РФ, наделенных правом разработки и внесения законопроектов. В качестве субъектов права законодательной инициативы соответствующие комиссии обладают либо неограниченной компетенцией, когда инициатива не обусловлена какими-либо предметными рамками, либо комиссиям предоставляется право вносить законопроекты на рассмотрение соответствующих законодательных (представительных) органов исключительно по вопросам выборов (референдумов), иногда - по предметам своего ведения.
Наиболее целесообразен последний подход. Установление однотипной правосубъектности комиссий одного уровня в сфере правотворчества - важнейшая задача, решение которой будет способствовать эффективному осуществлению их полномочий и дополнительно гарантировать избирательные права граждан.
10. В качестве мер повышения независимости и профессионализма работы избирательных комиссий в работе предлагается:
1) изменение статуса избирательных комиссий субъектов РФ как региональных избирательных комиссий, являющихся территориальными подразделениями федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов в Российской Федерации; изменение системы их финансирования - со смешанной (федерально-региональной) на федеральную;
2) формирование региональных избирательных комиссий ЦИК России на основе предложений: избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ; других политических партий и иных общественных объединений; региональной избирательной комиссии предыдущего состава; предложений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
3) учреждение требования о наличии высшего образования не только для председателя, но и для всех членов избирательных комиссий субъектов РФ, а также для членов иных комиссий, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе.
11. Поскольку защита избирательных прав граждан выступает превентивной гарантией их реализации, то и меры юридической ответственности оказывают гарантийное воздействие на поведение участников правоотношений. В диссертации предлагается в качестве нормативного критерия признания итогов голосования, результатов выборов недействительными ввести формулу вычета поданных с нарушением закона голосов избирателей, выявленным при проведении голосования или установлении его итогов, не позволяющим с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; исключить из числа оснований для отмены судом решений избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов нарушения порядка формирования избирательных комиссий, воспрепятствование наблюдению за порядком голосования и подсчетом голосов как непосредственно не свидетельствующие о невозможности выявить действительную волю избирателей.
12. Мерами ужесточения механизмов, препятствующих использованию должностного и служебного положения влиятельных лиц в процессе выборов, могут быть: 1) абсолютный запрет на использование в агитационных материалах высказываний и изображений физических лиц, не имеющих права проводить предвыборную агитацию; 2) признание предвыборной агитацией распространения информации через СМИ о профессиональной деятельности или исполнении служебных (должностных) обязанностей кандидатом, являющимся лицом, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание - членом органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, неоднократно превышающей среднестатистический объем соответствующей информации в течение последних трех лет срока исполнения таких полномочий такими лицами.
13. В качестве уточнения правил возмещения государству издержек, нанесенных кандидатами, избирательными объединениями в ходе избирательных кампаний при безальтернативности выборов предлагаем императивное долевое возмещение расходов всеми кандидатами, без вынуждающих к тому обстоятельств снявшими свои кандидатуры и (или) всеми избирательное объединениями, без вынуждающих к тому обстоятельств отозвавшими зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные списки кандидатов либо в связи с тем, что регистрация кандидатов, списков кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 Федерального закона об основных гарантиях (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидатов из списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам).
14. В целях дополнительного гарантирования всеобщего избирательного права предлагается:
1) конкретизировать рамочную федеральную норму правилом о том, что законом субъекта РФ активное избирательное право может быть предоставлено гражданину РФ, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, а также не имеющему регистрации по месту жительства в пре делах РФ, предоставившему подтверждение уполномоченных на то органов, организаций и должностных лиц факта постоянного нахождения данного гражданина на соответствующей территории не менее шести месяцев в году;
2) при организации досрочного голосования - разрешить законом при проведении досрочного голосования среди групп избирателей, находящихся в труднодоступных либо отдаленных местностях, включать избирателей в список избирателей того избирательного участка, транспортное сообщение с которым наименее затруднено, а также организовывать такое голосование среди указанных групп избирателей по решению организующей выборы избирательной комиссии участковой комиссией того избирательного участка, транспортное сообщение с которым наименее затруднено;
3) при организации голосования избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения) - унифицировать соответствующее правило в федеральном и региональном законодательстве. В перспективе, голосование избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитиях можно проводить по общим правилам, установленным для избирателей, находящихся в местах временного пребывания и не получивших открепительных удостоверений;
4) в качестве основной гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления предоставить возможность голосования по почте гражданам, обладающим активным избирательным правом, не имеющим возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования избирательного участка, где они включены в список избирателей;
5) уточнить правило о том, что гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке на соответствующих выборах;
6) при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления признать избирательным объединением также иное по отношению к политическим партиям общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения, либо трудовой коллектив с установленной законом субъекта Российской Федерации численностью сотрудников;
7) ввести в рамочный закон правило о том, что избиратели, находящиеся вне места своего жительства, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их фактического пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования;
8) унифицировать основания и критерии наделения иностранных граждан избирательными правами в различных федеральных законах, включив в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления и в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан правило о том, что «участие иностранных граждан в выборах на территории Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации».
15. Российской избирательной системе, учредившей институт структуризации списков кандидатов, не хватает стабильности: неизменные модели (особенно в субъектах РФ) правового регулирования отсутствуют. Единой позиции у законодателей нет; зато есть полярно противоположные нормы - от объявления деления списков на территориальные группы правом до введения соответствующей обязанности для избирательных объединений; от императивности числа региональных групп до зависимости этого вопроса исключительно от усмотрения самих политических партий; от охвата региональной частью списка кандидатов всей территории проведения выборов до допустимости частичного соответствия региональных групп отдельным территориям единого округа; от учреждения жестких последствий выбытия кандидатов, влекущего сокращение числа региональных групп (вплоть до отказа, аннулирования регистрации списка кандидатов) до законодательного молчания по данному вопросу.
В целях дополнительного гарантирования равного избирательного права предлагается дополнить учреждающую данный принцип статью рамочного закона правилом о том, что при образовании региональных групп кандидатов, соответствующих частям территории проведения выборов, соблюдается примерное равенство числа избирателей на одну часть территории.
16. Существующая модель прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ при поддержке депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в условиях допустимости поддержки указанными депутатами, главами только одного кандидата несовершенна, делает практическое претворение самовыдвижения кандидатов на эту должность малореали-зуемым, и, по сути, может восприниматься как переходная форма политической реформы. Промежуточными мерами по ее совершенствованию предлагается:
1) закрепить в качестве основной гарантии избирательных прав граждан правило о том, что Конституцией (уставом), законом субъекта РФ не может исключаться самовыдвижение кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), главы муниципального образования, избираемого непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также на выборах в представительные органы сельских поселений;
2) ввести безусловный запрет на выдвижение гражданина РФ, замещавшего должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и досрочно прекратившего полномочия в связи с отставкой по собственному желанию на выборах, назначенных в связи с указанным обстоятельством;
3) уточнить категорию лиц, среди которых собираются подписи на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в поддержку выдвижения кандидатов - как депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия на территории соответствующего субъекта РФ и являющихся гражданами РФ;
4) оговорить, что не более чем 5-процентное превышение числа подписей, необходимых для регистрации кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), распространяется исключительно на общее число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, а не на подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
17. Любые способы перехода от непосредственной формы волеизъявления граждан к опосредованному представительству не должны искажать содержания избирательных прав. Избиратель должен точно знать, за депутатов и выборных должностных лиц с каким объемом полномочий он голосует. Важно создать гарантии, не допускающие произвольного изменения полномочий избранных лиц, которого избиратели не могут предполагать. Такой гарантией должно быть исключение поправок в уставы муниципальных образований о порядке избрания выборных должностных лиц местного самоуправления из перечня норм, вступающих в силу до истечения срока полномочий представительных органов, их принявших.
18. Рассматривая принципы обязательности и периодичности выборов, предлагаем на федеральном уровне создание постоянного механизма «выравнивания» сроков проведения выборов, в том числе назначаемых после досрочных и повторных избирательных кампаний, посредством учреждения двух единых дней голосования (в марте и октябре (декабре), вместо одного сентябрьского дня) и императивного переноса голосования по пятому и последующим бюллетеням на следующий единый день голосования.
Таким механизмом может быть правило о том, что если органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов были избраны на досрочных либо повторных выборах в период с 1 января по 30 июня, то днем окончания срока полномочий является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов; если избрание состоялось в период с 1 июля по 31 декабря, то днем окончания срока полномочий является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - день голосования на указанных выборах).
19. В настоящий момент объем правотворчества республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов ограничен рамками совместного ведения. Предметы исключительного ведения субъектов РФ в регулировании избирательных правоотношений не находят своего подтверждения. Представляется обоснованным говорить не об исключительной компетенции субъектов РФ в области избирательных правоотношений, а лишь о собственном ведении, ограниченном не принадлежащими на данный момент Федерации полномочиями по предметам совместного ведения. Вместе с тем, закрепление возможностей субъектов РФ в гарантировании избирательных прав граждан по остаточному принципу делает их юридически не определенными, а зачастую и несуществующими в жизни.
Основными признаками для отнесения того либо иного вопроса к собственному ведению субъекта РФ в области избирательных правоотношений, предопределяющему создание дополнительных гарантий избирательных прав граждан, могут выступать как географические, национальные, политические особенности соответствующей территории, проявляющие на различных этапах прямого волеизъявления граждан, так и организационная специфика проведения тех либо иных выборов.
1.Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан. Вопросы теории и практики. Москва: изд-во Московского университета, 2013. 17 п.л.
2.Вискулова В.В. Гарантирование избирательных прав граждан в свете принципов избирательного права и правовой самостоятельности субъектов Российской Федерации. Благовещенск: изд-во Амурского государственного университета, 2013. 17,44 п.л.
3.Вискулова В.В. Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области: к истории вопроса. Благовещенск: изд-во «Буквица», 2009. 2,75 п.л.
4.Избирательный залог: теория, практика, проблемы и пути их решения. Москва: изд-во РЦОИТ, 2009 (в соавт.). 11,5 п.л.
5.Вискулова В.В. Правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации (на примере Амурской области, Хабаровского и Приморского краев). Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2006. 9,76 п.л.
6.Избирательное право. Учебно-методическое пособие. Благовещенск: Изд-во «Зея», 2006 (в соавт.). 3,72 п.л.
7.Избирательный процесс. Учебно-методическое пособие. Благовещенск: Изд-во «Зея», 2006 (в соавт.). 3,72 п.л.
8.Вискулова В.В. Реформа избирательного законодательства 2005 года. Сборник задач по избирательному праву. Благовещенск: Изд-во «Зея», 2005. 7,44 п.л.
2. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК:
9. Вискулова В.В. Очередная попытка стабилизации института выборов: чьи права гарантируются? // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. 0,9 п.л.
10.Вискулова В.В. Недействительность выборов как следствие преступлений против избирательного права // Журнал российского права. 2013. № 5. 0,8 п.л.
11.Вискулова В.В. Возмещение государству издержек, нанесенных кандидатами, избирательными объединениями государству при безальтенативно-сти выборов – гарантия избирательных прав граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5. 0,4 п.л.
12.Вискулова В.В. О некоторых вопросах теории гарантий избирательных прав граждан // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 4. 1,2 п.л.
13.Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан в свете общеметодологической проблемы правовых гарантий // Российский юридический журнал. 2013. № 2. 0,8 п.л.
14. Вискулова В.В. Институт гарантий избирательных прав граждан: предмет, метод, общая характеристика // Государство и право. 2012. № 11. 1 п.л.
15. Вискулова В.В. Прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 14 октября 2012 года: теория и практика // Юридический мир. 2012. № 10. 0,4 п.л.
16.Вискулова В.В. Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан в условиях российского федерализма // Федерализм. 2012. № 3. 0,8 п.л.
17.Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан как нормативное понятие в исторической ретроспективе // История государства и права. 2012. № 19. 0,4 п.л.
18.Вискулова В.В. Первый опыт применения нового порядка избрания губернаторов в пяти областях Российской Федерации: проблемы и дефекты. Точка зрения практика // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 6. 0,8 п.л.
19.Вискулова В.В. Проблемные вопросы правовой природы института гарантий избирательных прав граждан. Размышления о правовой природе института гарантий избирательных прав граждан: комплексный или сложный? // Академический юридический журнал. 2012. № 3. 0,4 п.л.
20.Вискулова В.В. Правотворчество избирательных комиссий как гарантия избирательных прав граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12. 0,5 п.л.
21.Вискулова В.В. Единые дни голосования в России и дополнительные гарантии избирательных прав граждан // Журнал российского права. 2011. № 6. 0,8 п.л.
22.Вискулова В.В. О некоторых проблемах муниципального и избирательного права, связанных с территориальной организацией местного самоуправления // Академический юридический журнал. 2011. № 4. 0,8 п.л.
23.Вискулова В.В. Институт прямых выборов: необходимы ли дополнительные гарантии? // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 2. 0,9 п.л.
24.Вискулова В.В. Гарантии обязательности и периодичности выборов: становление, развитие, некоторые современные проблемы // Право и политика. 2010. № 12. 1,4 п.л.
25.Вискулова В.В. Региональные (территориальные) группы кандидатов: размышления о гарантийной природе института и его эффективности в современной избирательной системе Российской Федерации // Право и политика. 2010. № 10. 2,1 п.л.
26.Вискулова В.В. Проведение выборов в органы местного самоуправления в условиях изменения границ, преобразования муниципальных образований: некоторые правовые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10. 0,8 п.л.
27.Вискулова В.В. О гарантиях избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов вследствие преобразования муниципальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. 0,9 п.л.
28.Вискулова В.В. К вопросу об ответственности в свете выборов 11 октября 2009 года // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. 1,2 п.л.
29. Вискулова В.В. Голосование «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5. 0,8 п.л.
30. Вискулова В.В. Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в свете реформы избирательного законодательства 2005-2006 годов: правовые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13. 0,9 п.л.
31. Вискулова В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. №№ 8, 9. 1,4 п.л.
3. Иные научные публикации:
32. Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан – на страже государственных интересов // Избирательное право. 2013. № 2. 0,7 п.л.
33.Вискулова В.В. Проблемные вопросы правовой природы института гарантий избирательных прав граждан // Избирательное право. 2013. № 1. 0,4 п.л.
34.Вискулова В.В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 6. 0,4 п.л.
35.Вискулова В.В. Размышления конституционалиста о действительности и недействительности выборов в России // Конституционное право и политика: сборник материалов международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 28-30 марта 2012 года. М.: Издательство «Юрист», 2012. 0,5 п.л.
36.Вискулова В.В. Свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа в условиях конкуренции институтов российского права // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежные стран: Сборник материалов международной научной конференции. Москва, 10-13 марта 2010 года. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: «издательский дом РоЛиКС», 2010. 0,5 п.л.
37. Вискулова В.В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 10. В 3 томах. Том 1. М.: Издательская группа «Юрист», 2010. 0,3 п.л.
38.Вискулова В.В. Регулирование избирательных правоотношений в России: проблемы теории и практики // Правовая реальность в фокусе юридической науки и университетского просвещения: Материалы международной научно-практической конференции. Владивосток, 25-26 сентября 2008 г. Изд-во Дальневосточного университета, 2009. 0,2 п.л.
39.Вискулова В.В. О некоторых проблемах применения законодательства в свете федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов // Журнал о выборах (приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Феде-рации»). Москва, 2009 №№ 2, 3. 0,9 п.л.
40. Вискулова В.В. Избирательное законодательство России: со временное состояние и перспективы развития // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения. Материалы международной научной конференции юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 28-31 марта 2007 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. Изд-во МГУ, 2008. 0,3 п.л.
41.Вискулова В.В. Досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Амурской области // Выборы в Амурской области в 2007-2008 годах: сборник информационно-аналитических материалов / Избирательная комиссия Амурской области. Благовещенск: ПКИ «Зея», 2008. 3 п.л.
42.Вискулова В.В. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на территории Амурской области // Выборы в Амурской области в 2007-2008 годах: сборник информационно-аналитических материалов / Избирательная комиссия Амурской области. Благовещенск: ПКИ «Зея», 2008. 2,4 п.л.
43.Вискулова В.В. Становление и развитие законодательства о выборах Амурской области, регулирующего модели избирательных систем при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления региона // Модели избирательных систем и их актуальность для регионов Дальнего Востока Рос-сии: сборник материалов конференции / Избирательная комиссия Хабаровского края. Хабаровск, 2007. 0,3 п.л.
44.Вискулова В.В. Политические партии и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России: история и современность // Политические партии, общественные объединения, политики и лидеры общественного мнения в Амурской области. Вып. 2. Благовещенск, ПКИ «Зея», 2007. 0,3 п.л.
45.Вискулова В.В. К вопросу о централизме и децентрализации избирательного законодательства в России // Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы. Материалы международной научной конференции. Москва, ТК Вел-би, 2006. 0,3 п.л.
46.Вискулова В.В. О роли политических партий в избирательном процессе на территории Амурской области // Политические партии, общественные объединения, политики и лидеры общественного мнения в Амурской области. Вып. 1. Благовещенск, ПКИ «Зея», 2006. 0,3 п.л.
47. Вискулова В.В. Финансовые основы права граждан на честные и справедливые выборы // Сборник материалов всероссийской научно- практической конференции «Права человека. Реализация международных и внутрироссийских механизмов защиты прав человека». Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003. 0,2 п.л.
48. Вискулова В.В. О совершенствовании российского законодательства в сфере финансирования федеральных выборов // Политика и право. Ученые за писки. Вып.3. Благовещенск: Благовещенский городской центр новых информационных технологий, 2002. 0,8 п.л.
49.Вискулова В.В. Реформирование избирательной системы в России и Китае // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т.4. / Амурский государственный университет. Благовещенск, 2002. 0,5 п.л.
50.Вискулова В.В. Финансирование выборов в России: проблемы поиска оптимальной модели // Вестник молодых ученых. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2001. № 5. 1 п.л.