Научная тема: «КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • концепция карьероформирующего обучения, включающая: а) целевое обоснование общей идеи, проект информационного блока соответствующей направленности (феномен карьеры и его приложение к деятельности  п.в.ш., методы эффективного формирования карьеры и их реализация); б) содержательное раскрытие диагностико-мотивационного, содержательного и инструментарного блоков; в) подходы к обучению ПВШ деятельности по формированию своей карьеры на уровне мотивации, целеполагания, целеисполнения, рефлексии результата; г) ориентиры содержания карьероформирующего обучения и форм организации учебной деятельности слушателей; д) способы оценки результатов карьероформирующего обучения;
  • содержание карьерообразующего обучения ПВШ,  включающее раскрытие феномена карьеры индивида и методов её формирования и саморазвития, а также варианты его реализации: а) посредством встраивания карьероформирующих фрагментов в традиционный учебный материал, б) разработки спецкурсов и спецсеминаров с активным использованием карьероформирующих тренингов, мозговых штурмов, деловых игр, работы в фокус-группах и т.п., в) в процессе внеаудиторной работы (встречи с людьми, достигшими успехов в карьере, диспуты и круглые столы); г) посредством консультационной практики отсроченного, поэтапного характера, выходящей за пределы очных циклов обучения.
  • методика обучения ПВШ, ориентированная на преодоление выявленных автором карьерных стереотипов  и барьеров карьерного движения, акцентирующая внимание на включение обучающегося ПВШ в диверсифицирование своей профессиональной активности.   Методика включает совокупность ситуационных задач, формирующих умения реализации стратегий выбора и принятия решений карьерного характера и решаемых как в процессе аудиторных занятий, так и в процессе длительного консультационного сопровождения педагога, прошедшего курс обучения.
  • совокупность условий эффективного карьероформирующего обучения: привлечение широкого круга педагогов-участников с  подробным инструктированием; соблюдение принципа нарастающей трудности заданий; разнообразие форм учебной деятельности; учет особенностей взрослых обучающихся - в части укорененности стереотипов и трудности их изживания; создание консультационных структур внутривузовского и межвузовского характера.
  • диагностический инструментарий, позволяющий выявить готовность прошедшего обучение по программе ПВШ слушателя к эффективной реализации карьерных маршрутов - посредством оценки сформированности у участника эксперимента: а) умений, связанных с выявлением наличествующего этапа развития карьеры, б) с оценкой уровня соответствия желаемого и действительного в карьерном развитии  с учетом собственных возможностей и реалий социума, в) с проектированием индивидуального карьерного маршрута.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Соколова А.С. Андрагогические основы организации обучения в высшей школе. Теория и практика [Текст]/Змеёв С.И., А.С.Соколова. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2011. – 228 с. – С. 122-213.

2. Соколова А.С. Карьера преподавателя вуза: как добиться успеха? [Текст]/ А.С.Соколова. – М.: «ЛИБРОКОМ», 2013. – 169 с.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, включённых в реестр ВАК РФ

3. Соколова А.С. Андрагогическо-психологические аспекты выбора и «формирования» карьеры [Текст]/Змеёв С.И., А.С.Соколова// Вестник МГЛУ. – 2007. – Выпуск 531. – С. 60-72.

4. Соколова А.С. Идея самоактуализации в современной концепции развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова//Акмеология. – 2007. – Специальный выпуск, посвящённый IV Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», том 4. – С. 37-40.

5. Соколова А.С. Образование для карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Высшее образование в России. – 2008. – № 9. – С. 160-162.

6. Соколова А.С. Роль социально-средовых факторов в формировании карьеры в зрелом возрасте [Текст]/А.С.Соколова// Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 2. – С. 41-43.

7. Соколова А.С. Поддержка формирования и развития карьеры в студенческой среде [Текст]/А.С.Соколова// Высшее образование в России. – 2009. – № 3. – С.166-168.

8. Соколова А.С. Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования [Текст]/Змеёв С.И., А.С.Соколова//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Том 12, № 3 (2)(35). – С. 303-306.

9. Соколова А.С. Образование для карьеры в образовательном пространстве медицинского вуза [Текст]/ А.С.Соколова// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Том 12, № 5 (2). – С. 395-397.

10. Соколова А.С. Методические основы включения профессионально-педагогической деятельности в качестве доминанты в структуру ценностей, личностных приоритетов и жизненных смыслов индивида в контексте проблемы разработки содержания «образования для карьеры» для последипломного образования преподавателей высшей профессиональной школы [Текст]/А.С.Соколова// Вестник Орловского государственного университета. – 2010. – № 6. – С. 145-148.

11. Соколова А.С. Формирование творческой неуспокоенности и инновационной готовности как инвариантов профессионализма у преподавателя вуза, обучающегося в системе дополнительного профессионального образования [Текст]/А.С.Соколова// Вестник Орловского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 105-109.

12. Соколова А.С. Диагностика проблем формирования профессиональной траектории аспирантов медицинского вуза. [Текст]/А.С.Соколова// Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 120-131.

13. Соколова А.С. Самореализация как жизненный смысл в современной концепции развития карьеры [Электронный ресурс]/А.С.Соколова// Акмеология. – 2011. – Специальный выпуск, посвящённый VI Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», № 3 . – С. 678-680.

14. Соколова А.С. Самодиагностика уровня профессионального развития в контексте формирования способности к профессиональной организации в карьере преподавателя высшей школы [Текст]/А.С.Соколова// Акмеология. – 2012. – Специальный выпуск, посвящённый VII Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», № 2 .– С. 149-150.

15. Соколова А.С. Система поддержки формирования и развития карьеры для различных групп населения: зарубежный опыт и возможности его использования в российских условиях [Текст]/А.С.Соколова//Учёные записки Орловского государственного университета. – 2012. – № 5(49). – С.404-407.

16. Соколова А.С. Карьерообразующее образование и консультирование преподавателей высшей школы в контексте проблемы выявления и преодоления стереотипов [Текст]/А.В. Коржуев, А.С.Соколова// Акмеология. – 2013. – № 3. – С.222-224.

17. Соколова А.С. Профессиональная карьера и подходы к её исследованию отечественными и зарубежными авторами [Текст]/А.С.Соколова// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 3. – С. 99-103.

18. Соколова А.С. Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования [Текст]/А.С.Соколова//Гуманизация образования. – 2013. – № 5. – С. 15-20.

19. Соколова А.С. «Обучение для карьеры» современного преподавателя высшей школы как инновационный компонент дополнительного профессионального образования [Текст]/А.С.Соколова//Известия РАО. – 2013. – № 3(27). – С.33-45.

Статьи в журналах, сборниках и материалах конференций

20. Соколова А.С. Профессиональное консультирование как вид образования взрослых в США [Текст]/А.С.Соколова// Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика: матер. межд. конференции-семинара. – М., 1994. – С. 81-82.

21. Соколова А.С. Вы выбираете профессию, вы ищите работу [Текст]/А.С.Соколова// Селена: сб. научн.-попул. статей. – М., 1994. – С. 30-35.

22. Соколова А.С. Консультирование для карьеры у женщин: методы и подходы [Текст]/А.С.Соколова// Будущее России и новейшие социологические подходы: матер. всерос. науч.-практ.конф. – М., 1997. – С. 67-68.

23. Соколова А.С. Консультирование для карьеры: опыт США [Текст]/А.С.Соколова// Новые знания. – 1998. – № 1. – С. 44-45.

24. Соколова А.С. Система образования и концепция развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика -1998: матер. межд. науч.-практ.конф. – М., 1998. – С. 220-221.

25. Соколова А.С. Содержание и перспективы образования для карьеры в России [Текст]/А.С.Соколова// Стратегия опережающего развития для России 21 века: матер. всерос. науч.-практ.конф. – М., 1999. – С. 43-44.

26. Соколова А.С. Андрагогическое консультирование по вопросам выбора дополнительного профессионального образования [Текст]/А.С.Соколова// Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: матер. всерос. науч.-практ.конф. – Кемерово, 2005. – С. 78-79.

27. Соколова А.С. Андрагогика – помощница в карьере [Текст]/Змеёв С.И., А.С.Соколова// Новые знания. – 2006. – № 2. – С.7-10.

28. Соколова А.С. Использование тестирования для внутривузовской профориентации при выборе медицинской специализации [Текст]/А.С.Соколова// Опыт применения новых информационных технологий в образовательном процессе: матер. науч.-метод. конф. сотрудн. ММА им. И.М. Сеченова. – М., 2006. – С. 194-195.

29. Соколова А.С. Образование для формирования и развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова//Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: матер. V межд. конф. – С-Пб., 2007. – С. 351-352.

30. Соколова А.С. Education for formation and development of career [Текст]/А.С.Соколова// Lifelong Education: Continuous Education for Sustainable Development: Proceedings of International Cooperation in the Realm of Continuous Education for Sustainable Development: матер. межд. конф, Vol.5. – St.Petersburg, 2007. – С. 233-234.

31. Соколова А.С. Когнитивная теория в консультировании в области формирования и развития карьеры (из опыта США) [Текст]/А.С.Соколова// Психология сознания: современное состояние и перспективы: матер. I всерос. конференции. – Самара, 2007. – С. 397 - 398.

33. Соколова А.С. Формирование готовности к инновационной педагогической деятельности [Текст]/А.С.Соколова// матер. науч.-метод. конф. сотрудн. ММА им. И.М. Сеченова. – М., 2007. – С. 118-120.

34. Соколова А.С. Образовательные программы для поддержки формирования и развития карьеры различных групп населения (опыт США) [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, педагогика, социология): межвузовск.сб.науч.тр., Вып.3. – М., 2007. – С.50-54.

35. Соколова А.С. Психолого-педагогическая поддержка формирования и развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова//Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: матер. VI нац. науч.-практ.конф. – М., 2007. – С. 122-123.

36. Соколова А.С. Образование для карьеры как один из видов непрерывного образования специалиста [Текст]/А.С.Соколова// Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: матер. науч.-практ.конф. – Воронеж, 2008. – С. 144-146.

37. Соколова А.С. Поддержка формирования профессиональной карьеры у аспирантов медицинского вуза: инновационный подход [Текст]/А.С.Соколова// Система менеджмента качества и оптимизация образовательного процесса: матер. учебн.-метод. конф. сотрудн. ММА им. И.М. Сеченова. – М., 2008. – С. 311-314.

38. Соколова А.С. Проблемы андрагогической поддержки карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Современные тенденции развития образования взрослых: матер. III всерос. науч.-практ. конференции. – Красноярск, 2008. – С. 13-17.

39. Соколова А.С. Мир труда как среда развития индивидуальности в зрелом возрасте [Текст]/А.С.Соколова//сб.матер. V российск.конф. по экологической психологии. – М., 2008. – С. 274-275.

40. Соколова А.С. Жизненное и профессиональное самоопределение аспирантов медицинского вуза [Текст]/А.С.Соколова//Психология и современное российское образование: сб.матер. VI всеросс. съезда психологов образования. – М., 2008. – С. 513-514.

41. Соколова А.С. Формирование универсальной профессиональной компетентности студента в контексте образования для карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные проблемы современного образования: сб. матер.межрег. науч.-практ. конф. – Воронеж, 2009. – С. 342-345.

42. Соколова А.С. Развитие образовательных потребностей студентов в контексте воспитательного процесса в вузе [Текст]/А.С.Соколова//Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе: сб. матер. XIV межрег. учебн.- методич. и научн.-практ. конф. – Архангельск,2009. – С.113-118.

43. Соколова А.С. Влияние социально-экономических факторов на формирование и развитие карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Человек – Образование – Профессия: сб. матер. V межд. науч.-практ. конф. – М., 2009. – С. 126-128.

44. Соколова А.С. Мастерство преподавателя высшей школы, использующего андрагогическую модель обучения [Текст]/А.С.Соколова//Педагогическое мастерство в современных условиях: матер. всерос. науч.-практ.конф. – Волгоград, 2009. – С. 166-169.

45. Соколова А.С. Образование для карьеры в контексте дополнительного образования взрослых [Текст]/А.С.Соколова//Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: матер. XVIII межд. научн.-методич. конф. – Пенза, 2009. – С.73-75.

46. Соколова А.С. Андрагогическая модель в практике консультирования пациентов [Текст]/С.С.Кашеварова, А.С.Соколова// Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова – инновационный вуз в системе здравоохранения: матер. науч.-метод. конф. сотрудн. ММА им. И.М. Сеченова. – М., 2009. – С. 158-159.

47. Соколова А.С. Ресурсный образовательный центр для безработных: концептуальная модель деятельности [Текст]/А.С.Соколова//Современные тенденции развития образования взрослых: матер. I межд. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2009. – С. 161-162.

48. Соколова А.С. Использование психолого-андрагогической диагностики для совершенствования процесса обучения студентов фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова [Текст]/ Н.Ю.Баранова,А.С.Соколова//Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования: матер. всерос. науч.-метод. конференции. – Самара, 2009. – С. 92-95.

49. Соколова А.С. Организация процесса обучения аспирантов медицинского вуза в соответствии с индивидуальным когнитивным стилем обучающихся [Текст]/А.С.Соколова// Философские проблемы биологии и медицины: Традиции и новации: матер. 3-й ежегод. научн.-практ. конф. – М., 2009. – С. 557 - 558.

50. Соколова А.С. Реализация содержания « образования для карьеры» при формировании дополнительных профессиональных компетенций работников государственной и муниципальной службы [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные проблемы современного образования: матер. I I-ой межрег. научн.-методич. конф. . – Воронеж, 2010. – С. 183-186.

51. Соколова А.С. Современный вуз как «обучающаяся организация» в контексте реализации концепции непрерывного образования [Текст]/А.С.Соколова//матер. III всерос. научн.- практич. конф. с междунар. участием. – Красноярск, 2010. – С. 38-40.

52. Соколова А.С. Управление развитием карьеры в государственной службе [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: сб. научн.работ,вып.7. – М., 2010. – С. 94-97.

53. Соколова А.С. Идея самореализации в современной концепции развития карьеры и когнитивной теории развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Философские проблемы биологии и медицины:Фундаментальное и прикладное: матер. 4-й ежегод. научн.-практ. конф. – М., 2010. – С. 398-400.

54. Соколова А.С. Универсальная профессиональная компетентность студента: проблемы формирования содержания образования [Текст]/А.С.Соколова// Технологии построения систем образования с заданными свойствами: матер. межд. научн.-практ. конф. – М., 2010. – С. 155-157.

55. Соколова А.С. Образовательная поддержка профессионального становления и карьеры преподавателя высшей школы [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные вопросы современного образования: матер.всерос. научн.-практ. конф. – Тюмень, 2010. – С. 37-41.

56. Соколова А.С. Индивидуальность в современной концепции развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные вопросы современной педагогики и психологии: матер.межд. конф. – Липецк, 2011. – С. 112 - 113.

57. Соколова А.С. Сопровождение формирования и развития профессиональной траектории преподавателя высшей школы [Текст]/А.С.Соколова// Актуальные проблемы современного образования: матер. III межрег. научн.-методич. конф. – Воронеж, 2011. – С. 137-140.

58. Соколова А.С. Возможности организации внутривузовской профессиональной ориентации на медицинские специальности [Текст]/А.С.Соколова// Образовательные и воспитательные технологии в современном медицинском вузе: сб. матер. XVI межрег. учебн.-методич. и научн.-практ. конф. – Архангельск,2011. – С.53-55.

59. Соколова А.С. Творческая неуспокоенность и инновационная готовность преподавателя высшей школы в контексте профессионального роста [Текст]/А.С.Соколова// Современные тенденции развития образования взрослых: матер. II межд. научн.- практич. конф. – Красноярск, 2011. – С. 45-48.

60. Соколова А.С. Андрагогическая модель обучения в системе непрерывного меди-цинского образования [Текст]/А.С.Соколова// Управление качеством медицинской помощи и системой непрерывного образования медицинских работников: матер. III общерос. конгресса. – М., 2011. – С. 174-177.

61. Соколова А.С. Формирование личностно-профессиональной позиции будущего специалиста в контексте современной концепции развития карьеры [Текст]/А.С.Соколова// Экономические и социальные проблемы регионального развития: сб.научн.статей, часть 2. – Тверь, 2011. – С. 76-78

62. Соколова А.С. Формирование универсальных профессиональных компетенций педагога в системе непрерывного педагогического образования: проблемы содержания образования [Текст]/А.С.Соколова// Педагогическое образование: новое время – новые решения: матер.всерос. с межд.участ. научн.-практ. конф. – Саранск, 2011. – С.169-171.

63. Соколова А.С. Проектирование содержания карьерообразующего профессионального обучения [Текст]/А.С.Соколова// Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики: матер.всерос. научн.-практ. конф. – Ижевск , 2011. – С. 359-362.

64. Соколова А.С. Профориентационная работа как социальная технология конструирования человека: психологические и ценностные аспекты [Текст]/А.С.Соколова// Конструирование человека: матер. IV всерос. научн. конф. с межд.участ. – Томск, 2011. – С. 270-271.

65. Соколова А.С. Andragogical Support in Career Development [Текст]/А.С.Соколова// International Journal of Experimental Education. – 2011. – № 2. – С. 39-40.

66. Соколова А.С. Организация поддержки развития карьеры в США [Текст]/Т.Ю. Ломакина, А.С.Соколова// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – №1(4). – С. 177- 185.

67. Соколова А.С. Управление формированием и развитием карьеры как ключевая компетенция преподавателя высшей школы и проблемы формирования содержания «образования для карьеры» в системе дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы [Текст]/А.С.Соколова//Внедрение государственных образовательных стандартов в медицинском вузе: матер. XVII межрег. учебн.-методич. конф. – Архангельск , 2012. – С.62-66.

68. Соколова А.С. Вариативность развития карьеры врача-преподавателя высшей школы в контексте подготовки кадров для медицинского вуза [Текст]/А.С.Соколова// Общественное здоровье и здравоохранение 21 века: проблемы, пути решения, подготовка кадров: матер.всерос. научн.-практ. конф. – М., 2012. – С. 449 - 452.

69. Соколова А.С. Возможности выявления вариантов развития индивидуального карьерного маршрута преподавателя высшей школы [Текст]/А.С.Соколова// Психология индивидуальности: матер. 4-ой всерос. научн.-практ. конф. – М., 2012. – С. 256 - 259.

70. Соколова А.С. «Образование для карьеры» как социальный феномен и его психолого-педагогический контекст [Текст]/А.С.Соколова//Профессионализация личности в современных условиях: матер. всерос. научн-практич. конф. с межд.участ. – Саратов, 2012. – С. 240-244.

71. Соколова А.С. Проблемы «Тюнинга» в европейском пространстве университетского образования [Текст]/А.С.Соколова//Медицинское образование – 2013: матер. общерос. конф. с межд.участ. – М, 2013. – С.482-483.