2. Существует четыре типа ценностей управленческой деятельности:
- высшие ценности управления социальной организацией, выявляющие смысл ее существования и носящие абсолютный характер;
- ценные характеристики труда, определяющие базовые цели управления социальной организацией;
- характеризующие процесс управления процессуальные ценности управления;
- ценности-ресурсы, необходимые для существования и развития социальной организации.
Совокупность первых двух типов ценностей составляет ценности-цели управленческой деятельности, а совокупность ценностей-ресурсов и процессуальных ценностей - ценности-средства управления.
3. Обнаруживается объективная взаимосвязь между эволюцией подходов к управлению и эволюцией философских взглядов на ценности управленческой деятельности. Доклассический период развития управления и классические школы научного менеджмента характеризуются доминированием отдельных групп ценностей управленческой деятельности, в то время как неоклассические и постнеоклассические подходы к управлению предполагают ориентацию на совокупность его ценностей, признавая в качестве базовых ценности-цели управления, процессуальные ценности свободы и активности, а также все виды ценностей-ресурсов социальной организации.
4. В качестве субъектов ценностей управленческой деятельности выступают социальная организация, ее руководители, рабочие группы, а также обладающие высоким творческим потенциалом и активностью высококвалифицированные работники. Это позволяет выделить два типа субъектов ценностей управления: коллективные и индивидуальные.
5. Особенности содержания управленческой деятельности в социальной организации и руководства рабочей группой определяются, исходя из устанавливающих их предназначение и цели деятельности доминирующих ценностей, которые задают нормы трудовых отношений.
6. Специфика выполнения руководителем функций лидера зависит от признаваемых им высших и процессуальных ценностей управления, а характер влияния обладающих высоким творческим потенциалом и активностью высококвалифицированных работников на ситуацию в социальной организации - от их положительных и отрицательных ценностей.
7. Система целей, методы осуществления управления социальной организацией, предназначение руководителя, критерии оценки его работы определяются высшими ценностями управленческой деятельности, к которым относятся человек и общество. Доминирование антропоцентристской или социоцентристской ориентации проявляется в способах организации труда, ценность которого обуславливается эффективностью и результативностью.
8. Доверие, дихотомии свобода-зависимость, активность-пассивность и их производные представляют собой процессуальные ценности, а совокупность значимых для ее функционирования и развития объектов составляют ценности-ресурсы управления социальной организацией.
9. Различия в аксиологических основаниях управления обуславливают особенности осуществления стратегий развития социальных организаций, характер изменений в их внешних и внутренних средах. Многоаспектность развития предполагает осуществление влияния как на технологические, так и человеческие факторы социальной организации, ориентацию на ценности знаний и творчества.
10. Значимые для работника ценности и стимулы являются детерминантами различных аспектов его трудовой деятельности, которые в постиндустриальную эпоху характеризуются высокой динамикой. Поэтому при построении мотивационной среды социальной организации необходимо ориентироваться на все типы положительных ценностей управления.
1. Аксиологическая природа управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. - 162 с. - 10,3 п.л.
2. Социально-философский анализ аксиологических оснований управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. - 336 с. - 21 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах
1. Бакурадзе А.Б. Социально-философский анализ ценностных основ лидерства // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2007. - №2. – с. 14 – 26. - 1,3 п.л.
2. Бакурадзе А.Б. Формирование системы ценностей менеджмента школами управления: классика и современность // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2007. - №3 – 4. - с. 12 - 21. - 1,6 п.л.
3. Бакурадзе А.Б. Ценностные основы современных подходов к управлению // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. - №6. - с. 241 – 245. - 0,5 п.л.
4. Бакурадзе А.Б. Ценность человека в философии менеджмента // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009. - №1. - с. 202 - 207. - 0,6 п.л.
5. Бакурадзе А.Б. Человек и современная социальная организация // Философия образования, 2009 - №2. – с. 148 – 155. - 0,8 п.л.
6. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей организационной культуры на инновационные процессы в образовании // Философия образования, 2009 - №3. - с. 55 – 62. - 0,7 п.л.
7. Бакурадзе А.Б. Проблема человека в теориях управления социальной организацией: социально-философский анализ // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2009. - №2. - с. 25 - 34. - 1.2 п.л.
8. Бакурадзе А.Б. Рабочая группа как субъект ценностей управления образовательным учреждением // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2011 - №4. - с. 68 - 74. - 0,7 п.л.
9. Бакурадзе А.Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием // Образование и наука, 2013. - № 7. – 43 – 52. – 1 п.л.
10. Бакурадзе А.Б. Аксиологический подход к анализу управленческой деятельности // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013 - №3. - 0,7 п.л.
11. Бакурадзе А.Б. Ценностные основания мотивации труда педагогов // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013. - № 4. - 0,8 п.л.
12. Бакурадзе А.Б. Ресурсные ценности управления // Образование и наука, 2013. - № 9. – 0,8 п.л.
13. Бакурадзе А.Б. Классификации ценностей в контексте управленческой деятельности // Современные исследования социальных проблем, 2013. - №9 – 0,7 п.л.
Статьи в иных печатных изданиях и учебные пособия:
1. Бакурадзе А.Б. Ведущий мотив – достижение успеха // Директор школы, 1999. - №6. – с. 20 - 24. - 0,3 п.л.
2. Бакурадзе А.Б. Иерархия потребностей или теория Абрахама Маслоу // Директор школы, 2000. - №4. – с. 35 - 42 - 0,5 п.л.
3. Бакурадзе А.Б. Важнейшие факторы – справедливость и адекватность оценки труда // Директор школы, 2000. - №9. – с. 29 – 34. - 0,4 п.л.
4. Бакурадзе А.Б. Это вечная проблема – справедливость // Директор школы, 2001. - №2. – с. 24 – 28. - 0,3 п.л.
5. Бакурадзе А.Б. Цели руководителя и стремления подчиненных: как сделать так, чтобы они совпадали? // Директор школы, 2002. - №1. – с. 31 – 35. - 0,3 п.л.
6. Бакурадзе А.Б. Удовлетворенность трудом и организационное поведение педагогического персонала // Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами. М.: Изд-во АПК и ПРО, 2003. – с. 13 – 21. - 0,6 п.л.
7. Бакурадзе А.Б. Значимая и конкретная цель – лучший мотивационный фактор // Директор школы, 2003. - №10. – с. 19 - 26. - 0,5 п.л.
8. Бакурадзе А.Б. Стремление педагогов к достижениям – фактор успешного внедрения новшеств в образовании // Академический вестник АПК и ПРО, 2004. – №12, июль. – с. 117 - 124. - 0,5 п.л.
9. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО, 2004 – 34 с. - 2,3 п.л.
10. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с. - 12 п.л.
11. Бакурадзе А.Б. Свобода и власть как ценности лидеров // Педагогическая мастерская, 2007. - №5. – с. 2 - 7. - 0,7 п.л.
12. Бакурадзе А.Б. Анализ феномена лидерства с точки зрения его ценностных оснований // Педагогическая мастерская, 2007. - №6. - с. 2 – 6. - 0,7 п.л.
13. Бакурадзе А.Б. Делегирование полномочий руководителя // Национальный проект «Образование», 2008. - №1. – с. 25 - 30. - 0,6 п.л.
14. Бакурадзе А.Б. Ценность человека и мотивация труда // Педагогическая мастерская, 2008. - №3. – с. 2 - 5. - 0,5 п.л.
15. Бакурадзе А.Б. Ценностные противоречия управления социальными организациями // Ильенковские чтения. Ильенков и диалектическая традиция в философии»: Материалы 10-й международной научной конференции. Москва, апрель, 2008 г. – М.: Изд-во СГУ, 2008. - с. 355 – 356. - 0,2 п.л.
16. Бакурадзе А.Б. Удовлетворенность трудом и типология организационного поведения работников // Педагогическая мастерская, 2008. - №4. – с. 2 - 5. - 0,5 п.л.
17. Бакурадзе А.Б. Ценности образовательного учреждения // Педагогическая мастерская, 2009. - №1. - с. 2 - 5. - 0,5 п.л.
18. Бакурадзе А.Б. Здоровье учителя – ведущая ценность современной школы // Актуальные проблемы внедрения здоровьеразвивающей педагогики»: по материалам Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12 – 15 октября 2010 г., г. Москва) – М.: Совет Федерации Федерального собрания РФ, 2010. – с. 197 – 198. - 0,2 п.л.
19. Бакурадзе А.Б. Взгляды К.Е.Яма на управление образованием и аксиологический подход к менеджменту / Все, все мое, что есть и прежде было // - М.: Изд-во АПКиППРО, 2012. - с. 6 - 12. - 0,4 п.л.
20. Бакурадзе А.Б. Субъекты ценностей управленческой деятельности, их типы и функции // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике – М.: Изд-во АПКиППРО, 2012. – с. 5 - 10. - 0,4 п.л.
21. Бакурадзе А.Б. Социальная ответственность менеджмента // Психология управления в современной России: процессы труда и организации: материалы международной научно-практической конференции - Тверь, ТГУ, 2012 – с. 55 – 60. - 0,4 п.л.
22. Бакурадзе А.Б. Ценности школы «человеческих отношений» в менеджменте // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 декабря 2012 года» - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2012 – электр. изд., св.№31380 ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0,5 п.л.
23. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития - М., Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. – с. 17 – 20. - 0,5 п.л.