Научная тема: «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Сущность философско-аксиологического подхода к управлению заключается в выявлении ценностей, являющихся смыслообразующими основами деятельности социальных организаций, их руководителей и работников. Данный подход предполагает оценочные отношения, характеризующиеся абсолютными и относительными философско-аксиологическими понятиями.

2. Существует четыре типа ценностей управленческой деятельности:  

  • высшие ценности управления социальной организацией, выявляющие смысл ее существования и носящие абсолютный характер;
  • ценные характеристики труда, определяющие базовые цели управления социальной организацией;
  • характеризующие процесс управления процессуальные ценности управления;
  • ценности-ресурсы, необходимые для существования и развития социальной организации.    

Совокупность первых двух типов ценностей составляет ценности-цели управленческой деятельности, а совокупность ценностей-ресурсов и процессуальных ценностей - ценности-средства управления.

3. Обнаруживается объективная взаимосвязь между эволюцией подходов к управлению и эволюцией философских взглядов на ценности управленческой деятельности. Доклассический период развития управления и классические школы научного менеджмента характеризуются доминированием отдельных групп ценностей управленческой деятельности, в то время как неоклассические и постнеоклассические подходы к управлению предполагают ориентацию на совокупность его ценностей, признавая в качестве базовых ценности-цели управления, процессуальные ценности свободы и активности, а также все виды ценностей-ресурсов социальной организации.

4. В качестве субъектов ценностей управленческой деятельности выступают социальная организация, ее руководители, рабочие группы, а также обладающие высоким творческим потенциалом и активностью  высококвалифицированные работники. Это позволяет выделить два типа субъектов ценностей управления: коллективные и индивидуальные.  

5. Особенности содержания управленческой деятельности в социальной организации и руководства рабочей группой определяются, исходя из устанавливающих их предназначение и цели деятельности доминирующих ценностей, которые задают нормы трудовых отношений.

6. Специфика выполнения руководителем функций лидера зависит от признаваемых им высших и процессуальных ценностей управления, а характер влияния обладающих высоким творческим потенциалом и активностью высококвалифицированных работников на ситуацию в социальной организации - от их положительных и отрицательных ценностей.

7. Система целей, методы осуществления управления социальной организацией, предназначение руководителя, критерии оценки его работы определяются высшими ценностями управленческой деятельности, к которым относятся человек и общество. Доминирование антропоцентристской или социоцентристской ориентации проявляется в способах организации труда, ценность которого обуславливается эффективностью и результативностью.

8. Доверие, дихотомии свобода-зависимость, активность-пассивность и их производные представляют собой процессуальные ценности, а  совокупность значимых для ее функционирования и развития объектов составляют ценности-ресурсы управления социальной организацией.

9. Различия в аксиологических основаниях управления обуславливают особенности осуществления стратегий развития социальных организаций, характер изменений в их внешних и внутренних средах. Многоаспектность развития предполагает осуществление влияния как на технологические, так и человеческие факторы социальной организации, ориентацию на ценности знаний и творчества. 

10. Значимые для работника ценности и стимулы являются детерминантами различных аспектов его трудовой деятельности, которые в постиндустриальную эпоху характеризуются высокой динамикой. Поэтому при построении мотивационной среды социальной организации необходимо ориентироваться на все типы положительных ценностей управления.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Аксиологическая природа управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. - 162 с. - 10,3 п.л.

2. Социально-философский анализ аксиологических оснований управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. - 336 с. - 21 п.л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах

1. Бакурадзе А.Б. Социально-философский анализ ценностных основ лидерства // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2007. - №2. – с. 14 – 26. - 1,3 п.л.

2. Бакурадзе А.Б. Формирование системы ценностей менеджмента школами управления: классика и современность // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2007. - №3 – 4. - с. 12 - 21. - 1,6 п.л.

3. Бакурадзе А.Б. Ценностные основы современных подходов к управлению // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. - №6. - с. 241 – 245. - 0,5 п.л.

4. Бакурадзе А.Б. Ценность человека в философии менеджмента // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009. - №1. - с. 202 - 207. - 0,6 п.л.

5. Бакурадзе А.Б. Человек и современная социальная организация // Философия образования, 2009 - №2. – с. 148 – 155. - 0,8 п.л.

6. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей организационной культуры на инновационные процессы в образовании // Философия образования, 2009 - №3. - с. 55 – 62. - 0,7 п.л.

7. Бакурадзе А.Б. Проблема человека в теориях управления социальной организацией: социально-философский анализ // Вестник Московского государственного областного университета», серия «Философские науки», 2009. - №2. - с. 25 - 34. - 1.2 п.л.

8. Бакурадзе А.Б. Рабочая группа как субъект ценностей управления образовательным учреждением // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2011 - №4. - с. 68 - 74. - 0,7 п.л.

9. Бакурадзе А.Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием // Образование и наука, 2013. - № 7. – 43 – 52. – 1 п.л.

10. Бакурадзе А.Б. Аксиологический подход к анализу управленческой деятельности // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013 - №3. - 0,7 п.л.

11. Бакурадзе А.Б. Ценностные основания мотивации труда педагогов // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013. - № 4. - 0,8 п.л.

12. Бакурадзе А.Б. Ресурсные ценности управления // Образование и наука, 2013. - № 9. – 0,8 п.л.

13. Бакурадзе А.Б. Классификации ценностей в контексте управленческой деятельности // Современные исследования социальных проблем, 2013. - №9 – 0,7 п.л.

Статьи в иных печатных изданиях и учебные пособия:

1. Бакурадзе А.Б. Ведущий мотив – достижение успеха // Директор школы, 1999. - №6. – с. 20 - 24. - 0,3 п.л.

2. Бакурадзе А.Б. Иерархия потребностей или теория Абрахама Маслоу // Директор школы, 2000. - №4. – с. 35 - 42 - 0,5 п.л.

3. Бакурадзе А.Б. Важнейшие факторы – справедливость и адекватность оценки труда // Директор школы, 2000. - №9. – с. 29 – 34. - 0,4 п.л.

4. Бакурадзе А.Б. Это вечная проблема – справедливость // Директор школы, 2001. - №2. – с. 24 – 28. - 0,3 п.л.

5. Бакурадзе А.Б. Цели руководителя и стремления подчиненных: как сделать так, чтобы они совпадали? // Директор школы, 2002. - №1. – с. 31 – 35. - 0,3 п.л.

6. Бакурадзе А.Б. Удовлетворенность трудом и организационное поведение педагогического персонала // Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами. М.: Изд-во АПК и ПРО, 2003. – с. 13 – 21. - 0,6 п.л.

7. Бакурадзе А.Б. Значимая и конкретная цель – лучший мотивационный фактор // Директор школы, 2003. - №10. – с. 19 - 26. - 0,5 п.л.

8. Бакурадзе А.Б. Стремление педагогов к достижениям – фактор успешного внедрения новшеств в образовании // Академический вестник АПК и ПРО, 2004. – №12, июль. – с. 117 - 124. - 0,5 п.л.

9. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО, 2004 – 34 с. - 2,3 п.л.

10. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с. - 12 п.л.

11. Бакурадзе А.Б. Свобода и власть как ценности лидеров // Педагогическая мастерская, 2007. - №5. – с. 2 - 7. - 0,7 п.л.

12. Бакурадзе А.Б. Анализ феномена лидерства с точки зрения его ценностных оснований // Педагогическая мастерская, 2007. - №6. - с. 2 – 6. - 0,7 п.л.

13. Бакурадзе А.Б. Делегирование полномочий руководителя // Национальный проект «Образование», 2008. - №1. – с. 25 - 30. - 0,6 п.л.

14. Бакурадзе А.Б. Ценность человека и мотивация труда // Педагогическая мастерская, 2008. - №3. – с. 2 - 5. - 0,5 п.л.

15. Бакурадзе А.Б. Ценностные противоречия управления социальными организациями // Ильенковские чтения. Ильенков и диалектическая традиция в философии»: Материалы 10-й международной научной конференции. Москва, апрель, 2008 г. – М.: Изд-во СГУ, 2008. - с. 355 – 356. - 0,2 п.л.

16. Бакурадзе А.Б. Удовлетворенность трудом и типология организационного поведения работников // Педагогическая мастерская, 2008. - №4. – с. 2 - 5. - 0,5 п.л.

17. Бакурадзе А.Б. Ценности образовательного учреждения // Педагогическая мастерская, 2009. - №1. - с. 2 - 5. - 0,5 п.л.

18. Бакурадзе А.Б. Здоровье учителя – ведущая ценность современной школы // Актуальные проблемы внедрения здоровьеразвивающей педагогики»: по материалам Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12 – 15 октября 2010 г., г. Москва) – М.: Совет Федерации Федерального собрания РФ, 2010. – с. 197 – 198. - 0,2 п.л.

19. Бакурадзе А.Б. Взгляды К.Е.Яма на управление образованием и аксиологический подход к менеджменту / Все, все мое, что есть и прежде было // - М.: Изд-во АПКиППРО, 2012. - с. 6 - 12. - 0,4 п.л.

20. Бакурадзе А.Б. Субъекты ценностей управленческой деятельности, их типы и функции // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике – М.: Изд-во АПКиППРО, 2012. – с. 5 - 10. - 0,4 п.л.

21. Бакурадзе А.Б. Социальная ответственность менеджмента // Психология управления в современной России: процессы труда и организации: материалы международной научно-практической конференции - Тверь, ТГУ, 2012 – с. 55 – 60. - 0,4 п.л.

22. Бакурадзе А.Б. Ценности школы «человеческих отношений» в менеджменте // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 декабря 2012 года» - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2012 – электр. изд., св.№31380 ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0,5 п.л.

23. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития - М., Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. – с. 17 – 20. - 0,5 п.л.