Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В условиях постиндустриального общества и организационной культуры деятельности проектно-технологического типа исследовательскую деятельность обучающихся необходимо рассматривать как важнейший и обязательный компонент образовательного процесса на всех ступенях системы непрерывного образования, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов.
  2. Под «исследовательской деятельностью» понимается процесс овладения обучающимися системой научных знаний с помощью специально разработанных средств и методов для выявления закономерностей, структуры, механизмов функционирования изучаемого явления; содержания, принципов, методов и возможностей тех или иных объектов, отношений, их трансформаций и преобразований; а также для выработки познавательных умений и навыков, состоящих в целенаправленном изучении малоизвестных (неизвестных) явлений и фактов, получении новой информации о чем-либо; формирования мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
  3. Концептуальными основаниями исследовательской деятельности являются:
    • научные подходы к исследовательской деятельности: системный - рассмотрение организации непрерывной исследовательской деятельности как целостного комплекса взаимосвязанных элементов; деятельностный - формирование широкого спектра видов и форм исследовательской деятельности; компетентностный - формирование в процессе исследовательской деятельности необходимых компетенций, ориентированных на профессиональное поле деятельности; индивидуально-личностный - развитие личностных качеств обучающихся выявление возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию;
    • принципы организации исследовательской деятельности: принцип интеграции, как взаимосвязь всех компонентов исследовательской деятельности, интеграция науки, образования, производства, как способ формирования, получения и приобретения интегративных знаний; принцип преемственности, как связь видов исследовательской деятельности, осуществляющаяся в процессе развития образовательного уровня обучающихся, связанного с освоением и приобретением научных знаний, исследовательского и социокультурного опыта, общего и профессионального образования; принцип вариативности, как возможность выбора видов исследовательской деятельности, форм ее организации, образовательных программ, профессиональной образовательной траектории, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами;
    • функции исследовательской деятельности: информационная, содержащая сведения о новых знаниях, профессиональных и научных областях деятельности; обучающая, формирующая базовые умения в предполагаемой сфере профессиональной деятельности; развивающая, способствующая развитию типологических свойств и качеств личности; социализирующая, обеспечивающая вхождение в социальную группу (среду) и адаптацию в ее структуре в плане социальных ролей, как личностное достижение в деятельности и во взаимоотношениях; корректирующая и релаксационная, обеспечивающие личности снятие психологических затруднений и барьеров.
  4. Виды исследовательской деятельности (познавательно-исследовательская, учебно-исследовательская, опытно-экспериментальная, научно-образовательная, проектно-технологическая, научно-исследовательская) и соответствующее им содержание в образовательном процессе системы непрерывного образования определено с учетом образовательного и возрастного уровней обучающихся.
  5. Образовательные программы исследовательской деятельности, реализуемые в системе «школа - вуз - наука - производство», представлены с учетом преемственности и вариативности в структурах институционального и неинституционального образования.
  6. Способы организации исследовательской деятельности рассмотрены для каждого уровня (ступени) системы непрерывного образования, определены их характеристики и условия реализации в интегрированной системе «школа - вуз - наука - производство».
  7. Модель «Сфера ИНТ» организации исследовательской деятельности представлена совокупностью управленческих, организационно-содержательных, педагогических условий и нормативно-организационных требований к содержанию образовательных программ исследовательской деятельности на каждом этапе образовательного процесса интегрированной системы «школа - вуз - наука - производство».
  8. Экспериментальная апробация модели на базе высшего учебного заведения показала эффективность разработанных концептуальных оснований исследовательской деятельности обучающихся.
Список опубликованных работ
Монографии и монографические издания

1.Цибизова, Т.Ю. Профильное обучение: сделано в России [Текст] / А.В.Назаров, Т.Ю.Цибизова. – М.: МГОУ, 2006. – 200 с. (12,5 п.л./6,25 п.л.)

2.Цибизова, Т.Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования [Текст] / А.К.Орешкина, Т.Ю.Цибизова. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 228 с. (14,25 п.л./7,125 п.л.)

Статьи в журналах, включенных в перечень ведущих научных изданий ВАК

3.Цибизова, Т.Ю. Разработка модели для системы управления качеством программы «Шаг в будущее» [Текст] / К.А.Неусыпин, В.И.Пищулин, Т.Ю.Цибизова // Автоматизация и современные технологии. – 2008. – № 4. – С. 34-38. (0,3 п.л./0,1 п.л.)

4.Цибизова, Т.Ю. К вопросу о научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе «школа-вуз» [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Вестник Московского университета МВД России. Педагогические и психологические науки. – 2010. – № 3. – С. 70-73. (0,25 п.л.)

5.Цибизова, Т.Ю. Интеграция науки и образования в системе уровневого перехода «школа-вуз» [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2010. – № 2(25). – С. 93-96. (0,25 п.л.)

6.Цибизова, Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Образование и общество. – 2010. – № 6. – С. 14-17. (0,25 п.л.)

7.Цибизова, Т.Ю. О формах преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе «школа-вуз» [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 2. – С. 49-55. (0,44 п.л.)

8.Цибизова, Т.Ю. Подготовка высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования (на примере МГТУ им. Н.Э.Баумана) [Текст] / Т.Ю.Цибизова // European Social Science Journal. – 2011. – № 2. – С. 154-159. (0,375 п.л.)

9.Цибизова, Т.Ю. Дополнительное образование как форма преемственности в системе непрерывного образования [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 5 (27). – С. 55-60. (0,375 п.л.)

10.Цибизова, Т.Ю. О проблемах подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] / Т.Ю.Цибизова // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. 2011. Вып. 10. URL http://technomag.edu.ru/doc/262420.html. (дата обращения 19.09.2012) (0,5 п.л.)

11.Цибизова, Т.Ю. Современные подходы к профильному обучению как подсистеме непрерывного профессионального образования [Текст] / Т.Ю.Цибизова // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С. 218-221. (0,25 п.л.)

12.Цибизова, Т.Ю. Ранняя профильная ориентация школьников как первая ступень подготовки научных и научно-педагогических кадров инновационной экономики России [Электронный ресурс] / Т.Ю.Цибизова, Д.А.Ягодников // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. 2011. Вып. 11. URL http://technomag.edu.ru/doc/228671.html. (дата обращения 19.09.2012) (0,5 п.л./0,25 п.л.)

13.Цибизова, Т.Ю. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа получения интегративных знаний [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2011. – № 4. – С. 169-176. (0,5 п.л.)

14.Цибизова, Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Интеграция образования. – 2011. – № 4. – С. 25-29. (0,3 п.л.)

15.Цибизова, Т.Ю. Реализация инновационных форм обучения в информационно-коммуникационном образовательном пространстве [Текст] / Н.А.Мешков, Т.Ю.Цибизова // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 12 (79). – С. 16-20. (0,3 п.л./0,15 п.л.)

16.Цибизова, Т.Ю. Некоторые аспекты реструктуризации системы управления современными учебно-научными центрами [Текст] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова // Автоматизация и современные технологии. – 2012. – № 1. – С. 30-34. (0,3 п.л./0,15 п.л.)

17.Цибизова, Т.Ю. Сравнительный анализ систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса [Электронный ресурс] / А.В.Фомичев, Т.Ю.Цибизова // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. 2012. Вып. 4. URL http://technomag.edu.ru/doc/360710.html (дата обращения 19.09.2012) (0,625 п.л./0,31 п.л.)

18.Цибизова, Т.Ю. Система управления непрерывным образовательным процессом [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана. Серия «Приборостроение». – 2012. – Специальный выпуск № 5. – С. 203-209. (0,43 п.л.)

19.Цибизова, Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Профильная школа. – 2012. – № 4. – С. 9-13. (0,3 п.л.)

20.Цибизова, Т.Ю. Основные фазы системогенеза обучающихся в системе непрерывного образования [Текст] / Н.Ю.Терехова, Т.Ю.Цибизова // European Social Science Journal. – 2012. – № 5. – С. 62-67. (0,375 п.л./0,19 п.л.)

21.Цибизова, Т.Ю. О социализации школьников в системе довузовской подготовки [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Дизайн и технологии. – 2012. – № 28 (70). – С. 130-135. (0,375 п.л.)

22.Цибизова, Т.Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях [Текст] / Н.Ю.Терехова, Т.Ю.Цибизова // European Social Science Journal. – 2013. – № 2. – С. 62-67. (0,375 п.л./0,19 п.л.)

Учебные и методические пособия

23.Сборник методических и организационных материалов программы «Шаг в будущее» / Ред. Карпов А.О., Цибизова Т.Ю. [Текст] / А.О.Карпов, Т.Ю.Цибизова. – М.: НТА «АПФН», 1997. (Сер. «Профессионал»). – 80 с. (5 п.л./2,5 п.л.)

24.Цибизова, Т.Ю. Вехи образования: Учебное пособие [Текст] / А.В.Назаров, Т.Ю.Цибизова. – М.: МПУ, 2001. – 200 с. (12,5 п.л./6,25 п.л.)

25.Цибизова, Т.Ю. Методика организации научно-исследовательской и научно-образовательной работы молодежи как инструмента комплексного подхода к решению задач подготовки специалистов [Текст] / Н.Л.Лабутина, Т.Ю.Цибизова. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 76 с. (4,75 п.л./2,4 п.л.)

26.Методические материалы научно-социальной программы МГТУ им. Н.Э.Баумана для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Москва» / Под ред. Т.Ю.Цибизовой [Текст] / Т.Ю.Цибизова. Часть 1. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 52 с. (3,25 п.л.)

27.Цибизова, Т.Ю. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие [Текст] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 32 с. (2 п.л./1 п.л.)

28.Цибизова, Т.Ю. Особенности и перспективы развития научно-технического творчества молодежи в инженерных вузах (на примере МГТУ им.Н.Э.Баумана) [Текст] / А.А.Барзов, А.Л.Галиновский, Т.Ю.Цибизова // Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М.: ФИРО. Вып. 9. – 2007. – 60 с. (3,75 п.л./1,25 п.л.)

Статьи в научных журналах и изданиях, тезисы и доклады выступлений на конференциях

29.Цибизова, Т.Ю. Математическое моделирование как метод исследования информационной природы культуры [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Актуальные проблемы фундаментальных наук: Труды Второй Междунар. научно-техн. конф. Т. VII (1). Симпозиум «Социально-гуманитарная компонента фундаментального инженерного образования» / Под ред. И.Б.Федорова, К.С.Колесникова, А.О.Карпова. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1994. – С. В-58–В-70. (0,8 п.л.)

30.Цибизова, Т.Ю. Базы данных и экспертные системы в научной коммуникации [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Третьего международного симпозиума (Псков, 30 июня – 4 июля 1998 г.) / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: ООО «ТВК», 1998. – С. 246-247. (0,125 п.л.)

31.Цибизова, Т.Ю. Научно-исследовательская работа школьников и довузовское образование [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Вып. № 3. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 39-42. (0,25 п.л.)

32.Цибизова, Т.Ю. Новые интеллектуальные технологии в техническом университете [Текст] / Н.Л.Лабутина, Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Четвертого международного симпозиума (Москва, 28 июня – 1 июля 2000 г.) / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: РУСАКИ, 2000. – С. 282-284. (0,1875 п.л./0,1 п.л.)

33.Цибизова, Т.Ю. О перспективах и проблемах профессионального и научного образования молодежи [Текст] / Н.Л.Лабутина, Т.Ю.Цибизова // Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов и тезисов Международной конференции стран СНГ. – М.: Академия менеджмента инноваций, 2000. – С. 118-119. (0,125 п.л./0,075 п.л.)

34.Цибизова, Т.Ю. Структура организации научно-исследовательской работы студентов и школьников в техническом университете [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов и тезисов 2-й Международной конференции стран СНГ. – М.: Академия менеджмента инноваций, 2000. Часть 1. – С. 149-152. (0,25 п.л.)

35.Цибизова, Т.Ю. Формы организации научно-исследовательской работы студентов и школьников в вузе (на примере МГТУ им. Н.Э.Баумана) [Текст] / Н.Л.Лабутина, Т.Ю.Цибизова // Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи: III Международная научно-практическая конференция; Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов: XII Республиканский научно-методический семинар: Сб. статей. В 2-х ч. – Мн.: БГПУ, 2001. Ч. 2. – С. 85-88. (0,25 п.л./0,125 п.л.)

36.Цибизова, Т.Ю. Система комплексного автоматизированного контроля текущей успеваемости студентов [Текст] / В.В.Косовская, В.М.Крикун, Н.Л.Лабутина, Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Пятого международного симпозиума (Калуга, 1-4 июля 2002 г.) / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – С. 388-391. (0,25 п.л./0,07 п.л.)

37.Цибизова, Т.Ю. Разработка баз данных для организации научных мероприятий [Текст] / О.Ю.Макарова, И.Н.Никифорова, Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Пятого международного симпозиума (Калуга, 1-4 июля 2002 г.) / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – С. 254-255. (0,125 п.л./0,05 п.л.)

38.Цибизова, Т.Ю. Научно-исследовательская работа молодежи как социальный институт внутринаучной коммуникации [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Шестого международного симпозиума / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: РУСАКИ, 2004. – С. 477-481. (0,3 п.л.)

39.Цибизова, Т.Ю. Технология организации и проведения научных мероприятий [Текст] / В.В.Косовская, О.Ю.Макарова, Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Шестого международного симпозиума / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: РУСАКИ, 2004. – С. 495-498. (0,25 п.л./0,08 п.л.)

40.Цибизова, Т.Ю. Мотивация и потребности молодежи в области научно-исследовательской деятельности [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 2. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. – С. 36-40. (0,3125 п.л.)

41.Цибизова, Т.Ю. Методика разработки системы управления с интеллектуальной компонентой [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Седьмого международного симпозиума / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: РУСАКИ, 2006. – С. 609-611. (0,1875 п.л.)

42.Цибизова, Т.Ю. Предметные олимпиады как средство подготовки высококвалифицированных специалистов [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 3. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 9-12. (0,25 п.л.)

43.Цибизова, Т.Ю. Разработка модели системы управления качеством подготовки учащихся в научных молодежных программах // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей [Текст] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 3. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 39-45. (0,4375 п.л./0,2 п.л.)

44.Цибизова, Т.Ю. «Шаг в будущее, Москва» как форма организации научно-исследовательской работы и профессиональной ориентации молодежи [Текст] / А.Г.Колесников, Т.Ю.Цибизова // Труды XXXI Академических чтений по космонавтике. – М.: Комиссия РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства, 2007. – С. 337-339. (0,1875 п.л./0,1 п.л.)

45.Цибизова, Т.Ю. Разработка модели системы управления качеством подготовки учащихся в научных молодежных программах [Электронный ресурс] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. 2007. Вып. 8. URL http://technomag.edu.ru/doc/66769.html. (дата обращения 19.09.2012) (0,5 п.л./0,25 п.л.)

46.Цибизова, Т.Ю. Систематизация возможных видов и форм конкурсного отбора через научно-образовательные мероприятия // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 5. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. – С. 131-135. (0,3 п.л.)

47.Цибизова, Т.Ю. Некоторые аспекты реструктуризации системы управления современными образовательными организациями [Текст] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 6. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С. 109-115. (0,4375 п.л./0,2 п.л.)

48.Цибизова, Т.Ю. Разработка модели для системы управления качеством подготовки абитуриентов [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Материалы XVII международной научно-технической конференции «Информационные системы и технологии ИСТ-2011» // IV Международный форум информационных технологий. – Н.Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева, 2011. – С. 24. (0,0625 п.л.)

49.Цибизова, Т.Ю. Реализация научно-исследовательской деятельности обучающихся в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Методики и технологии организации научно-исследовательской работы молодежи: Сборник методических статей // Инженер – профессия творческая: Цикл научно-методических семинаров. Вып. 7. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – С. 50-61. (0,75 п.л.)

50.Цибизова, Т.Ю. О роли исследовательской деятельности в подготовке специалистов для высокотехнологичных производств [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее: Сборник научных трудов по материалам Международной заочно-практической конференции 29 марта 2012 г. В 7 ч-х. Часть 2. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – С. 149-151. (0,1875 п.л.)

51.Цибизова, Т.Ю. Использование дистанционных технологий в процессе подготовки и повышения квалификации специалистов [Текст] / Н.Ю.Терехова, Т.Ю.Цибизова // Интеллектуальные системы: Труды Десятого международного симпозиума / Под ред. К.А.Пупкова. – М.: РУСАКИ, 2012. – С. 584-586. (0,1875 п.л./0,1 п.л.)

52.Цибизова, Т.Ю. Довузовская подготовка как форма преемственности исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе «школа-вуз» [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 3 (6). – С. 48-55. (0,5 п.л.)

53.Цибизова, Т.Ю. О проблемах подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Материалы III Международной конференции «Состояние и перспективы развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в государствах – участниках СНГ по новым направлениям развития техники и технологий»: Сб. ст. (Москва, 6–7 декабря 2012 г.) / Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2012. – С. 276-283. (0,5 п.л.)

54.Цибизова, Т.Ю. Методы подготовки и повышения квалификации инженеров с помощью дистанционных технологий [Текст] / К.А.Неусыпин, Т.Ю.Цибизова // Материалы III Международной конференции «Состояние и перспективы развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в государствах – участниках СНГ по новым направлениям развития техники и технологий»: Сб. ст. (Москва, 6–7 декабря 2012 г.) / Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2012. – С. 100-106. (0,4375 п.л./0,21 п.л.)

55.Цибизова, Т.Ю. О роли преемственности исследовательской деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов – выпускников вуза [Текст] / Т.Ю.Цибизова // Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования. Вып. 2: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Архангельск, 16-18 мая 2012 г.) / Под общ. ред. З.А.Демченко / Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – С. 37-43. (0,4375 п.л.)

56.Цибизова, Т.Ю. Модели системы управления качеством подготовки абитуриентов [Текст] / Т.Ю.Цибизова, Т.Р.Шумова // Materiály IX mezinárodní vědecko-praktická conference «Moderní vymoženosti vědy – 2013». Díl 34. Pedagogika. – Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2013. – С. 55-56. (0,125 п.л.)