-
Межэтнические процессы в регионе определяются как система взаимодействия различных групп населения, каждая из которых характеризуется, с одной стороны, отчетливо выраженной этнической идентичностью, а с другой - определенными институтами этнокультурного суверенитета, оформленными в виде национально-культурных представительств. Тем самым выдвигаемые этими группами этнические требования немедленно становятся политическими, а политические, экономические или социокультурные претензии приобретают этническую окраску. Многомерность феномена этничности предопределяет использование комплексного определения, способствующего наиболее эффективному анализу социальных процессов. При анализе межгруппового взаимодействия под этничностью понимается особое восприятие групповой идентичности, основанной на солидарности по отношению к разделяемым ценностям и нормам и являющейся инструментом коллективной мобилизации. При анализе индивидуальных стратегий этнокультурного взаимодействия как внутри групп, так и между представителями сообществ под этничностью понимается ас-криптивная категория, фиксирующая социальную организацию культурных отличий, которые проявляются в дискурсивном и недискурсивном пространстве.
- Одним из ключевых факторов, формирующих современную систему региональных межэтнических отношений, является процесс разделения на «своих» и «чужих». Современная национально-культурная политика, реализуемая на большей территории регионов России и в Саратовской области в частности, характеризуется усилением тенденций к культурному и социальному размежеванию, формированию новых границ - социальных и этнических, ради сохранения «привычной картины мира» и устоявшейся системы социальных ориентиров. «Новое» национально-культурное разнообразие, основанное на «внезапно» привнесенных инокультурных стандартах за счет интенсивных миграционных процессов, не освоенное и не трансформированное в социальный капитал, становится опорой деструктивных процессов, почвой для социальных, межэтнических конфликтов. Волна этнокультурного самовыражения еще недавних мигрантов вызывает у большинства населения острую реакцию, замешанную на обидах и многочисленных фобиях. При анализе взаимодействия этнических миграционных сообществ и принимающего населения необходимо исходить из понимания, что сами миграционные сообщества, как и принимающее «большинство», чрезвычайно гетерогенны. Итогом взаимной интеграции множества гетерогенных сообществ должно стать понимание того, что в итоге нового этнически гомогенного сообщества не получится.
- В последнее десятилетие Саратовская область продолжает терять привлекательность для внутренних мигрантов, все больше и больше представляя собой транзитный пункт миграционных перемещений по коридору «восток - запад», и превращается в территорию на пути «западного дрейфа». Внутрироссийская миграция в настоящее время не может быть существенной демографической подпиткой региона, особенно в условиях динамического роста дефицита трудоспособного населения. В сложившейся ситуации наиболее доступными источниками миграции для региона становятся Средняя Азия и Закавказье с их все более инокультурным по отношению к России населением за счет сокращения зоны «Русского мира». Ключевая проблема, которая при этом возникает перед региональными и местными властями, заключается в следующем: улучшение демографической ситуации в регионе (за счет миграционной подпитки как единственного источника восполнения экономически активного населения) тесно связано с вопросом изменения этнокультурного (и коррелирующего с ним - религиозного) баланса. Иначе говоря, чем активней будет политика по улучшению демографической ситуации в Саратовской области, тем быстрее будут протекать процессы этнодемографического замещения населения и, соответственно, процессы новой этнокультурной и конфессиональной регионализации.
- Текущая этносоциальная ситуация в Саратовской области под влиянием возрастающих миграционных процессов может быть охарактеризована как сложная. Это предопределено, в первую очередь, изменением этнокультурного баланса, связанного с уменьшением доли доминирующего русского населения и ростом доли «других», который динамически опосредован миграционными процессами. Эти процессы будут неизменно сопровождаться поиском форм фиксации нового социального порядка, новой социальной, экономической и социально-политической системы как со стороны недавних мигрантов, так и со стороны принимающего населения.
- Этническая принадлежность иммигранта является в современной региональной этносоциальной ситуации (структуре) определяющим маркером отношений «свой-чужой». Этнокультурное и поступательно следующее за ним этносоциальное и этнополитическое разнообразие региона развивается, в первую очередь, за счет появления носителей «новых» культур, появления «новой» этничности, привнесенной в уже существующую полиэтничную организацию регионального сообщества. Ключевой проблемой в настоящее время является возможность/способность «новых» этнических групп включиться в процесс формирования российского государства-нации, что предполагает признание «надэтнических» институтов власти, которые, в свою очередь, должны гарантировать культурное и политическое разнообразие. В ином случае этнические группы могут образовывать «общины» (центры влияния), которые де-факто видят свое будущее вне национального государства и составляют, таким образом, группы социального, экономического и политического давления.
- Политические, социально-экономические и культурные факторы, определившие масштаб и структуру иммиграции в Россию в начале и середине 1990-х годов, к 2000 году полностью утратили свое значение. Распад СССР, сопровождавшийся ростом сепаратизма, вооруженными межэтническими конфликтами, политической нестабильностью, ломкой социальных и экономических институтов, резко изменил миграционные тренды, спровоцировал массовые потоки вынужденной миграции в основном русскоязычного населения, имеющего опыт жизни как в России, так и в странах СНГ. У иммигрантов этой волны не возникало существенных проблем с интеграцией в новое российской сообщество. Начиная с 2001 года, доминирующей становится экономическая миграция. Поток иммигрантов, ориентированных либо на длительное проживание в России, либо на получение гражданства, резко сократился, при этом существенно вырос объем временных трудовых мигрантов. Несмотря на сохранившийся адаптационный потенциал этнических миграционных сообществ, в настоящее время существуют серьезные препятствия для его реализации. Сложившиеся социальные, политические и экономические практики в отношении мигрантов способствуют скорее их «выключенности», чем инклюзии и аккультурации. Процесс исключения мигрантов из социального поля сообщества связан с такими факторами, как: низкое знание языка принимающей стороны, основ кросскультурного взаимодействия, роста структурной конкуренции на локальных рынках труда. Это способствует маргинализации трудовых иммигрантов, выталкиванию их на периферию социального и экономического поля сообщества. Трансляция посредством СМИ «негативных аспектов» взаимодействия формирует мигрантофобию, которая в значительной степени определяет контекст этносоциальной напряженности.
- Для анализа этносоциальных процессов на региональном уровне использован депривационный подход, в рамках которого детерминантами этносоциальной напряженности как ключевого последствия роста культурного многообразия с точки зрения доминирующего дискурса, рассматриваются объективированные и необъективированные притязания как принимающего населения, так и мигрантов. Относительная депривация отражает рассогласование между уровнем ожиданий и уровнем фактической оценки конкретных событий, фактов, отношений «здесь-и-сейчас» участников этносоциальных отношений. Нереализованность желаний иммигрантов и принимающей стороны обуславливает формирование взаимной претензионной депривации и определяет характер этносоциальной напряженности. Это выделяет особую плоскость изучения межгруппового взаимодействия, в основе которой лежит система ожиданий, причем как позитивных, так и негативных. Совмещение оценок ожиданий иммигрантов и принимающего населения позволяет выявить потенциальные «болевые точки», являющиеся коллекторами этносоциальной напряженности. Исходя из перспективы построенных ожиданий, человек фактически определяет свое поведение, стратегии достижения поставленных целей. Этот подход используется как для целей анализа стратегии взаимодействия «местное население - мигрант», так и в обратном смысле «мигрант - местное население».
- На основе депривационного подхода разработана модель анализа межэтнического взаимодействия. Предлагаемая модель основана на концепции Т. Парсонса об обществе как социальной системе - совокупности сложных, структурированных функциональных подсистем. Выделяются подсистемы политических, экономических и социальных отношений между ключевыми акторами региональной межэтнической системы. Выявление акторов в рамках анализа производится исходя из их разделения на фоновые (институциональные) и ситуативные. Фоновые акторы определяют долговременные тенденции развития региональной этносоциальной системы в целом и играют стабилизирующую роль. Ситуативные акторы имеют относительно кратковременную динамику, но именно они отвечают за видоизменение и дифференциацию этносоциальных отношений в рамках анализируемой ситуации. Для каждого актора формируется когнитивная карта отношений, в рамках которой отражается его взаимосвязь с другими. Каждый актор межэтнической ситуации описывается весами влияний и направленностью воздействий. Данное взаимовлияние операционализируется системой индикаторов, получаемых в процессе социологического и экспертного мониторинга.
- Результаты анализа серии исследований (2010-2013 г.г.) с использованием депривационного подхода показали, что ключевым аспектом интеграции в принимающее сообщество является «дрейф идентичностей», фиксируемый как смещение ценностно-мотивационных и ценностно-достижительных установок как у иммигрантов, так и у представителей принимающего сообщества, что демонстрирует процесс взаимовлияния и взаимной аккультурации, способствующий гибридизации существующей социальной структуры локальных сообществ. Мигранты, пополняющие этносоциальные страты и социально-экономические ниши на местных локальных рынках труда, оказывают мощнейшее влияние на изменение социально-экономической и внутриполитической обстановки на региональном уровне. Ограничение каналов социальной мобильности («социальных лифтов») серьезно ограничивает возможности их доступа на локальные рынки труда, порождая напряженность, часто выливающуюся в локальные стычки и конфликты. Рост социальной дистанции между принимающим населением и миграционными этническими сообществами отмечается по всей территории Саратовской области. Максимальный разрыв отмечается в районах с большим удельным весом городского населения - это Саратов, Балаково, Энгельс, Маркс, Вольск, которые являются центром притяжения инокультурных мигрантов. Несоответствие взаимных ожиданий обеих сторон и результирующих социальных и экономических практик определяет характер межгруппового взаимодействия, стратегию поведения индивидов в рамках групп и уровень конфликтности межгрупповых отношений.
- Возрастающее этнокультурное разнообразие местных сообществ за счет привнесенной миграцией этничности способствует значительному росту конфликтного потенциала и напряженности между принимающим населением и этническими мигрантами. В этих условиях принципиально значимым является формирование консенсусного потенциала межэтнического взаимодействия с учетом динамического преобразования этнических миграционных сообществ в агентов социальных, политических и экономических отношений в регионе. Слабая включенность мигрантов в повседневную жизнь принимающей стороны, отсутствие потребности следовать принятым в сообществе нормам и правилам, отказ от общепринятых образцов поведения часто принимается местным населением как нежелание подчиниться доминирующим установкам и в значительной мере провоцирует напряженность между этническими мигрантами и принимающим населением. Встречное движение со стороны иммигрантов может быть охарактеризовано как этнонационализм, направленный на сохранение существующей этнокультурной идентичности в контексте связи с исторической родиной. В этой ситуации возможен спектр решений, направленных на минимизацию негативных последствий и на формирование позитивных практик взаимодействия. Во-первых, для решения проблемы этнонационализма малых народов возможно использование экономического детерминизма, который базируется на допущении, что относительная бедность этнических сообществ (и территорий их размещения) служит причиной этнонационализма и этнического сепаратизма. Это предусматривает систематическое вливание ресурсов в проблемные группы и территории с целью «покупки лояльности» лидеров общин. Во-вторых, это концепт либерального универсализма, предполагающий, что демократизация и либерализация политической системы способна стать панацеей от этнонационализма. Основная идея этого подхода заключается в том, что необходимо отделить государство от этничности, создав при этом такую политическую систему, при которой государство обеспечивало бы равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от чего-либо (в том числе от этнической составляющей). Третье направление решения проблемы связано с использованием идей либерального этноцентризма, который исходит из идеологии этнического, а не гражданского, национализма. Данный подход предусматривает построение единой государственной культуры (идентичности) на основе доминирующей нации полиэтнического государства, а ее культура (социально-политическая, лингвистическая) становится системообразующей. При этом либеральный этноцентризм не умалчивает существования «основной нации», а подчеркивает инструментализм ее культуры, цивилизационную сущность, например, «русский мир». Одновременно, как и в подходе либерального универсализма, делается упор на «квазибезразличие» реализуемой государственной политики к разнообразию народов, населяющих государство, и на их равенство пред законом.
- Ключевым аспектом формирования консенсусного потенциала межэтнических отношений между принимающим населением и миграционными сообществами является модель национализма, которая как идеология обусловлена требованиями современного конструирования государства-нации (национального государства). Национализм рассматривается как политико-идеологическая конфигурация, содержание которой в значительной степени определяется социальными, политическими, историческими и иными обстоятельствами. Несмотря на множественность подходов к пониманию этого неоднозначного феномена, наиболее оптимальной формулой нациестроительства для России с ее многоэтничностью, поликонфессиональностью, огромными размерами территории, возрастающими процессами внешней миграции и, соответственно, ростом объема привнесенной этничности, является идея гражданской нации, оформляемой государственным (гражданским) национализмом. При этом ключевыми акторами, в отношении которых формируется консенсусная модель нациестроительства, должны быть в первую очередь местное население и этнические миграционные сообщества. Важным аспектом при этом является процесс «включения» в «тело» регионального сообщества этнических миграционных сообществ. Ключевыми факторами формирования консенсусного потенциала межэтнического взаимодействия являются возможности формирования надэтнических идентификаций, разделяемых всеми членами сообществ; языковой универсум, позволяющий осуществлять диалог; в достаточной степени однородная и разделяемая большинством культура, часто построенная на интеграции малых культур; система предписанных государственных идентификаций (перепись, прописка); доминирующая практика «внутреннего колониализма», направленная на гомогенизацию всего (со)общества; существующая система «расколотого рынка», при котором часто этничность является признаком принадлежности к тому или иному сегменту занятости.
- Поток инокультурных мигрантов в Россию и в Саратовскую область в частности не является гомогенным по своим интеграционным установкам. Расслоение среды мигрантов происходит по признаку «волн» миграции и по реализуемому сценарию приспособления к новым условиям. Наиболее конфликтогенным является слой мигрантов, процесс приспособления которых законсервировался на начальной, прагматической стадии. Он не имеет и, скорее всего, не может иметь определенного этнического оттенка, в нем представлены все этнические группы миграционного потока в Саратовскую область. Ядром этого слоя являются временные трудовые мигранты, не ориентированные на оседлость в Саратовской области. Сложность этого аспекта усугубляется и тем, что часто исследуемая территория воспринимается лишь как транзитный пункт миграционной траектории. Принципиально важным в этих условиях для современной России и Саратовской области в частности является утверждение российской идентичности и целостности российской нации - российского народа на основе общего историко-культурного наследия, русскоязычного культурного комплекса, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей. Важнейшим направлением в этой ситуации становится обеспечение интеграции мигрантов в жизнь городов/поселений области. Решающий поворот от конфронтации к сотрудничеству невозможен без конкретных и тщательно взвешенных шагов по адаптации и интеграции мигрантов в местную среду сообщества. Именно эти усилия обеспечат формирование консенсусного потенциала межэтнических отношений в регионе.
1.Барышная Н.А. Этнонационализм малых народов России / Н.А. Барышная // Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. – М.: Международный издательский центр «Этносо-циум», 2014. - 400 с. (25 п.л. / 0,6 п.л.)
2.Барышная Н.А. Нациестроительство: региональный уровень / Н.А. Барышная. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. 381 с. (22,4 п.л.). ISBN 978-5-9999-1728-7
3.Барышная Н.А. Южная Осетия в условиях структурных преобразований: общественные процессы и конфликтогенный потенциал / коллектив авторов – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010. 156 с. (10 п.л. / 3 п.л.). ISBN 978-5-8180-0367-2
4.Барышная Н.А. Этнополитическое исследование: концепции, методология, практика / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 247 с. (15,4 п.л. / 7,5 п.л.). ISBN 978-5-9999-0249-8
5.Барышная Н.А. Многофакторная модель депривационного анализа конфликтогенного потенциала обществ в условиях структурных преобразований / коллектив авторов; под редакцией С.Ю. Наумова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 112 с. (7 п.л. / 1,4 п.л.). ISBN 978-5-9999-0230-6
6.Барышная Н.А. Теоретические основания регионального этнокон-фликтологического мониторинга / Н.А. Барышная / Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. 132 с. (8,3 п.л.)
7.Барышная Н.А. Региональный этноконфликтологический мониторинг / Н.А. Барышная / Исследовательский центр «Социум и молодежь». Бала-ково, 2006. 72 с. (4,5 п.л.)
Работы в изданиях, рекомендованных ВАК
8.Барышная Н.А. Нациестроительство как способ формирования межэтнических отношений / Н.А. Барышная // Власть. 2014. №3. С. 43-47 (0,6 п.л.). ISSN 2071-5358
9.Барышная Н.А. Этнонационализм малых народов России // Н.А. Барышная // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. №2. С.75-82 (0,6 п.л.). ISSN 2079-3091
10.Барышная Н.А. Этнополитическая интерпретация миграции// Н.А. Барышная // European Social Science Journal. 2014. №2(41). Том 2. С. 507-511 (0,6 п.л) ISSN 2079-5513
11. Барышная Н.А. Механизмы совершенствования региональной миграционной и этнокультурной политики (на примере Саратовской области) //Н.А. Барышная // Вестник Поволжской академии государственной службы.2014. №2(41) С. 10-15 (0,5 п.л.) ISSN 1682-2358
12. Барышная Н.А. Формирование позитивных практик межэтническоговзаимодействия на региональном уровне //Н.А. Барышная// Этносоциум имежнациональная культура. 2014. №1.С. 124-126 (0,5 п.л.).ISSN2079-3091
13. Барышная Н.А. «Социальное гражданство» этнических мигрантов всовременном городском пространстве // Н.А. Барышная // European SocialScience Journal. 2014. №1(40). Том 2. С. 460-467 (0,6 п.л) ISSN 2079-5513
14.Барышная Н.А. Этнокультурное разнообразие в регионе: вызовы и ожидания // Н.А. Барышная // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. №1(40) С. 4-9 (0,5 п.л.). ISSN 1682-2358
15.Барышная Н.А. Ресурсы нациестроительства на региональном уровне (на примере Саратовской области) // Н.А. Барышная // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. С. 266-270 (0,3 п.л.) ISSN 1815-4964
16.Барышная Н.А. Город как сцена этнокультурной политики / Н.А. Барышная // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. №7. С. 20-28 (0,6 п.л.). ISSN 2079-3091
17.Барышная Н.А. Саратовская область: национально-культурная политика в зеркале общественного мнения / Н.А. Барышная// European Social Science Journal. 2013. № 5(33). С. 279-285. (0,4 п.л.). ISSN 2079-5513
18.Барышная Н.А. Миграция как региональный этнополитический фактор/ Н.А. Барышная // Власть. 2013. №7. С. 35-38 (0,6 п.л.). ISSN 2071-5358
19.Барышная Н.А. Саратовская область: социально-политическое пространство в зеркале общественного мнения / Н.А. Барышная // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. №3(36). С. 58-64 (0,4 п.л.). ISSN 1682-2358
20.Барышная Н.А. Отношение к референтным этнокультурным меньшинствам в Саратовской области / Н.А. Барышная //Теория и практика общественного развития. 2013. №7. С. 155-159 (0,3 п.л.). ISSN 1815-4964
21.Барышная Н.А. Этносоциальные отношения в регионе: специфика восприятия / Н.А. Барышная / Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. №2(27). С.36-41 (0,3 п.л.). ISSN 1682-2358
22.Барышная Н.А. Депривационный анализ социальной напряженности: возможности индикатирования / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. №1 (26). – С.51-60 (0,6 п.л., личный вклад автора – 0,3 п.л.). ISSN 1682-2358
23.Барышная Н.А. Этнокультурный контекст нациестроительства / Н.А. Барышная / Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. №2 (23). С.112-119 (0,7 п.л.). ISSN 1682-2358
24.Барышная Н.А. О методологии социологического мониторинга этно-конфессиональной напряженности / Н.А. Барышная, К.С. Мокин // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Вавилова. 2006. №4 – С.40-52 (0,8 п.л., личный вклад автора -0,5 п.л.).ISSN1998-6548
Статьи, опубликованные в иных изданиях:
25. Барышная Н.А.Формирование консенсусного потенциала нациестроительства на региональном уровне / Н.А. Барышная // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2013. №1. С. 18-26(0,7п.л.)ISSN2308-8923
26.Барышная Н.А. Конструкция и деструкция «этнических границ» в городском пространстве / Н.А. Барышная / Революция как цивилизационный феномен: история, уроки, современность. Материалы шестой международной научно-практической конференции. Балаково: Издательский центр «Наука», 2013. С. 164-179 (0,95 п.л.) ISBN 978-5-9999-1577-1
27.Барышная Н.А. Малые города России: новый фокус национально-культурной политики / Н.А. Барышная //Этнопанорама. 2012. №3-4. С. 21-23 (0,3 п.л.)
28.Барышная Н.А. Новые этнические группы в Саратовской области: конфликтогенное измерение / Н.А. Барышная / Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011г. Под. Ред. В.А. Тишко-ва, В.В. Степанова. М., ИЭА РАН, 2012. С.74-80 (0,8 п.л.) ISBN 978-5-4211-0031-7
29.Барышная Н.А. Этнические «границы» в городской среде: проблема преодоления / К.С. Мокин, Н.А. Барышная / Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011г. Под. Ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М., 2012. С. 222-230 (1,2 п.л. / 0,8 п.л.). ISBN 978-5-4211-0031-7
30.Барышная Н.А. Этнизация государственного управления / Н.А. Барышная / Революция как цивилизационный феномен: история, уроки, современность. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов: Издательский центр «Наука», 2012. С. 58-70. (0,75 п.л.) ISBN 978-5-9999-1213-8
31.Барышная Н.А. Депривационный подход к анализу этносоциальных процессов в Саратовской области / Н.А. Барышная / Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2010 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под ред. В.А. Тишкова и В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2011. С. 91-97 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-4211-0033-1
32.Барышная Н.А. Национально-культурная автономия как институт гражданского общества: угрозы и вызовы / Н.А. Барышная / Основные концепции и концепты изучения гражданского общества. Материалы международной научной конференции. Саратов, 2011. С. 53-58 (0,3 п.л.)
33.Барышная Н.А. Современная миграционная политика России: революция мобильности? / Н.А. Барышная / Революция как цивилизационный феномен: история, уроки, современность. Материалы межвузовской научной конференции. Саратов, 2011. С. 32-40 (0,95 п.л.)
34.Барышная Н.А. Этносоциальная структура региона: внутренняя «колонизация» / Н.А. Барышная / Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2009 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под ред. В.А. Тишкова и В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 210-215 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-4211-0031-7
35.Барышная Н.А. Миграция и этносоциальная структура региона: внутренний колониализм / Н.А. Барышная / Культурная интеграция и иммиграция в современном обществе: междисциплинарная перспектива – 2010: Сборник докладов международной научной конференции (Одесса, 9-10 августа 2010г.) Издательский центр «ВМВ», ОНУ И. Мечникова, 2010. С.6-14 (0,5 п.л.) ISBN 978-966-413-229-6
36.Барышная Н.А. Саратовская область в 2010 году: этнополитическая ситуация в контексте последствий кризиса / Н.А. Барышная / Муниципальная демократия как условие развития местного сообщества. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. С.12-17 (0,5 п.л.)
37.Барышная Н.А. Взаимодействие этнических миграционных сообществ в рамках модели внутреннего колониализма / Н.А. Барышная / Материалы всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальностьиперспективы»М.: 2010. С.67-68(0,3п.л.)ISBN978-5-904804-02-2
38.Барышная Н.А. Саратовская область: мониторинг изменений [научный отчет] / Н.А. Барышная, К.С. Мокин // Центр информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы. Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2009. Выпуск 1. 103 с. (6,5 п.л. / 3,5.л.).
39.Барышная Н.А. Нациестроительство: фетиш этнической идентичности или этнизировать, чтобы управлять? / Н.А. Барышная // Россия: настоящее и будущее. Материалы Методологического семинара «Концептуальные идеи статьи Президента РФ Д.А. Медведева «Россия, вперед!» 24 сентября 2009г. Саратов:ИЦ«Наука», 2009.С. 33-44(0,8 п.л.)ISBN978-5-9999-0115-6
40.Барышная Н.А. Региональный этнополитический мониторинг / Н.А. Барышная / Культурно-цивилизационные аспекты развития российского социума. Межвузовский научный сборник. – Саратов: «Издательский Дом МарК», 2009. – С. 55-74 (1,2 п.л.) ISBN 978-5-904325-01-5
41.Барышная Н.А. Балаково: мониторинг изменений: итоговый аналитический отчет за 2008 год / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальных исследований». Балаково: Издательство «Вирма», 2009. 70 с. (4,4 п.л. / 3 п.л.).
42.Барышная Н.А. Этнокультурные меньшинства Саратовской области: динамика интеграционных процессов / Н.А. Барышная, К.С. Мокин // Этнокультурные меньшинства Саратовской области: динамика интеграционных процессов. Серия: Аналитические доклады Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы. Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2008. Выпуск 1. 83 с. (5 п.л. / 2 п.л.)
43.Барышная Н.А. Анализ моделей муниципального мониторинга: опыт внедрения / Н.А. Барышная / Балаково. Актуальные проблемы современности: наука и общество. Независимый институт социальных исследований. Сборник научных трудов. Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. Выпуск 7. С. 20-29 (0,6 п.л.)
44.Барышная Н.А. Балаково: мониторинг изменений: итоговый аналитический отчет за 2007 год / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальных исследований». – Балаково: Издательство «Вирма», 2008. – (2,6 п.л. / 2 п.л.)
45.Барышная Н.А. Мы и «другие» / Н.А. Барышная / Балаково: мониторинг изменений. Аналитические отчеты Автономной некоммерческой организации «Независимый институт социальных исследований». Балаково: Издательство «Вирма», 2008. Выпуск №2(7). С.75-85 (0,6 п.л.)
46.Барышная Н.А. Модель регионального этнополитического мониторинга / Н.А. Барышная / Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологический, правовой и гуманитарные аспекты // Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Уфа: БАГСУ, 2008. С.35 – 46 (0,7 п.л.)
47.Барышная Н.А. Региональный этнополитический мониторинг / Н.А. Барышная // Образование и воспитание молодежи в контексте духовных ценностей русской культуры. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. С. 19 – 34 (1,3 п.л.)
48.Барышная Н.А. Социологический мониторинг и его значение для муниципального управления / Н.А. Барышная // Государственная и муниципальная служба: от качества подготовки к качеству управления. / Отв. ред. С.Ю. Наумов Саратов: ПАГС, 2007. С.123-136 (0,9 п.л.)
49.Барышная Н.А. Региональный этнополитический мониторинг: результаты 2007 года / Н.А. Барышная / Образование и воспитание молодежи в контексте духовных ценностей русской культуры. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Саратов: Издательство СГУ, 2007. С.11-30 (1,2 п.л.)
50.Барышная Н.А. Балаково: мониторинг изменений: итоговый аналитический отчет за 2006 год / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальных исследований». Балаково: Издательство «Вирма», 2007. 20 с. (1,2 п.л. / 1,1 п.л.)
51.Барышная Н.А. Формирование профессиональных социальных сетей / Барышная Н.А.// Актуальные проблемы современности: наука и общество. Сборник научных трудов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. Выпуск 5. С. 20-29 (0,6 п.л.) ISBN 5-91272-020-9
52.Барышная Н.А. Методологические аспекты социологического мониторинга этноконфессиональной напряженности /Н.А. Барышная // Территория добра. Опыт социальной работы на территории Саратовской области. / Ред. Иванушкина Т.И., Нечаева С.М., Утенков Г.Н. – Саратов: СГА, 2006. – C. 127-137 (0,6 п.л.)
53.Барышная Н.А. Балаково: мониторинг изменений: итоговый аналитический отчет за 2005 год / Н.А. Барышная, К.С. Мокин / Исследовательский центр «Социум и молодежь». Балаково: Издательство «Вирма», 2006. – 48 с. (3 п.л. / 1,5 п.л.)
54.Барышная Н.А. Перевод и рецензия на статью «К социологии вынужденной миграции и социальной трансформации» / С. Кеслер // «Sociology» / Stephen Castles - Towards a Sociology of Forced Migration and Social Transformation / Sociology 2003, Vol.37(1) p.13-37. // Актуальные проблемы современности: наука и общество. Сборник научных трудов. Саратов: Издательский центр «Научная книга», 2005. Выпуск 4. С. 5-28 (1,5 п.л.) ISBN 5-93888-900-6
55.Барышная Н.А. Мониторинг в социологии / Н.А. Барышная / Актуальные проблемы современности: наука и общество. Сборник научных трудов. Саратов: Издательский центр «Научная книга», 2005. Выпуск 4. С. 39-46 (0,4 п.л.) ISBN 5-93888-900-6
56.Барышная Н.А. Методическое пособие по гармонизации межнациональных отношений и основам государственной национальной политики в Саратовской области / Н.А. Барышная, К.С. Мокин // Правительство Саратовской области. Саратов, 2008. – 59 с. (3,8 п.л. / 2 п.л.).
57.Барышная Н.А. Методические рекомендации для органов власти по адаптации этнических миграционных сообществ в поликультурной среде Саратовской области / Н.А. Барышная, К.С. Мокин // Правительство Саратовской области. Саратов, 2008. – 74 с. (4,6 п.л. / 2,5 п.л.).