- Расширен категориальный аппарат для анализа рынка трансакционных услуг:
- дано авторское определение "трансакционной услуги" как услуги, удовлетворяющей потребности во внутрифирменной и рыночной инфраструктуре (регулятивной, функциональной, технической, информационной), обеспечивающей взаимодействие, направленное на движение экономических ресурсов и благ. Установлено ее место и значение в воспроизводственном процессе.
- введено в научный оборот понятие "чистой трансакционной услуги" как трансакционной услуги, обеспечивающей движение стандартизованных экономических ресурсов и благ, прежде всего, финансовых ресурсов и биржевых товаров. Предложено и обосновано, что уровень чистоты трансакционной услуги определяется степенью стандартизации характеристик объекта трансакции;
- разработано и впервые введено в научный оборот понятие "трансакционных ресурсов", необходимых для оказания трансакционных услуг;
- теоретически выработано определение понятия "качества оказания трансакционной услуги", которое является обобщенной характеристикой индивидуального восприятия услугополучателями на основе всей совокупности производственных и личностных потребностей, а также ранее накопленного опыта подобного обслуживания обеспечиваемых услугодателем хода и результатов (скорость, издержки и безопасность) процесса движения экономических ресурсов и благ, связанного с созданием условий для этого движения взаимодействия сторон;
- дано авторское определение понятия "монополизации рынка трансакционных услуг" как направленного на достижение монополии процесса концентрации все большего объема трансакций все меньшим числом крупнейших услугодателей, сопровождающегося снижением эффективности оказываемых ими трансакционных услуг: 1) повышением затратности и падением оперативности трансакций; 2) чрезмерным ростом стандартизации объектов трансакций и ухудшением удовлетворенности услугополучателей в результате повышения чистоты и сужения ассортимента трансакционных услуг, а также падения качества обслуживания;
- введено в научный оборот понятие "стабильно-эффективная конкуренция", которая для рынка трансакционных услуг достигается при условии выбора его участниками организационной формы и направления развития трансакционных услуг на основе компромисса устойчивости-управляемости для организаций-услугодателей, с одной стороны, и затратности-безопасности трансакций для услугополучателей, с другой стороны.
- Определен состав и выработана классификация транснакционных услуг. Предложено выделить 5 классификационных групп: 1) трансакционные услуги регулятивного характера, оказываемые государственными органами и саморегулирующимися организациями (нормотворчество, разрешение споров, надзор и контроль); 2) услуги торгового посредничества (услуги оптовой и розничной торговли, посреднические услуги (поручение, комиссия, агентирование); 3) услуги финансового посредничества (банковские услуги, услуги лизинга, услуги по ценным бумагам); 4) услуги по обеспечению безопасности и управлению рисками (страховые услуги, правовые услуги, аудиторские услуги, услуги по охране, услуги по оценке), 5) управленческие услуги (бухгалтерские услуги, кадровые услуги, услуги по поддержке управляющей информационной системы, услуги контроля качества, услуги продуктового и сбытового планирования, услуги ведения хозяйства). Проанализировано и доказано, что рынок трансакционных услуг в широком смысле представляет собой совокупность отношений обмена как собственно трансакционных услуг, так и обладающих самостоятельной материальной формой обязательств по их оказанию.
- Разработана процессно-ориентированная модель формирования издержек оказания трансакционных услуг организацией-услугодателем, в соответствии с которой они складываются из затрат на выполнение ее отдельными подразделениями присущих им трансакционных функций: организационного управления, финансового и торгового посредничества, обеспечения безопасности и управления рисками, а также из затрат на привлечение оборотных (денежных, информационных, институциональных и иных) трансакционных ресурсов.
- Установлены ключевые факторы снижения эффективности на рынке трансакционных услуг: монопольное владение трансакционными ресурсами, усложнение бизнес-процессов и организационной структуры, а также бюрократизация крупных предприятий-услугодателей. Обоснован вывод о двойственном характере последствий монополизации. Позитивно может быть оценено повышение устойчивости трансакционного процесса (способности нормально функционировать и противостоять возникновению потерь вследствие реализации трансакционного риска, обусловленного недостатками отдельных составляющих инфраструктуры процесса движения экономических ресурсов и благ).
- Исследованны современные тенденции развития конкуренции на рынке трансакционных услуг . Разработана концепция "единой конкурентной среды" на рынке трансакционных услуг как совокупности рыночных и внутрифирменных конкурентных отношений. Установлено, что по мере концентрации объема трансакционных операций крупнейшими услугодателями происходит перераспределение поля конкуренции в пользу внутрифирменных отношений, которое смягчает падение эффективности трансакционных услуг и препятствует достижению абсолютной монополии.
- Установлено, что в условиях монополизации в наибольшей степени компромиссу между устойчивостью-управляемостью для организаций-услугодателей, с одной стороны, и затратностью-безопасностью трансакций для услугополучателей, с другой стороны, соответствуют коалиционная форма взаимодействия объединяющихся услугодателей. Обосновано, что коалиционное взаимодействие как наиболее приемлемая форма объединения обеспечивает демонополизацию рынка трансакционных услуг, создавая возможность для динамичного разукрупнения и обновления состава объединений услугодателей. На этом основании предложено дополнить систему мер государственного антимонопольного регулирования за счет ограничений, обеспечивающих автономизацию участников объединений: раздельное лицензирование отдельных видов деятельности, ограничение объема обеспечиваемых трансакций, ведение раздельного баланса и самостоятельная организационно-правовая форма.
- Выявлено, что в условиях монополизации рынка трансакционных услуг по мере роста размеров услугодателей характер их деятельности становится менее клиентоориентированным и более услугоориентированным, иными словами, ухудшаются характеристики трансакционных услуг и их соответствие индивидуальным потребностям владельцев объектов трансакций. В развитие этого положения автором установлено, что на рынке трансакционных услуг наряду с действиями государства (создание мегарегулятора, прямое вхождение в капитал крупнейших услугодателей и предоставление им доступа к резервам ресурсов в кризисных ситуациях) высокую эффективность показывают такие инновации, направленные на повышение эффективности использования трансакционной услуги каждым конкретным потребителем для достижения собственных, зачастую нетиповых целей, как специализация и персонализация при планировании трансакционных услуг, а также индивидуализация трансакционных услуг в процессе обслуживания, обеспечивающие создание широкого спектра субрынков трансакционных услуг, в рамках которых мобильные небольшие услугодатели могут обеспечить себе улучшение рыночного положения и даже монопольные позиции. Обосновано, что внедрение инноваций, направленных на повышение индивидуальной полезности трансакционных услуг, обеспечивает решение такой важной социально-экономической задачи как интеграция воспроизводственного процесса, нарушенная в результате размежевания и обособления трансакционного и трансаформационного секторов экономики по мере роста в общем объеме трансакционных издержек трансакционных услуг. Таким образом, показано, что складывающаяся в результате развития инновационного процесса эффективная конкуренция на рынке трансакционных услуг обеспечивает плодотворное взаимодействие наиболее прогрессивных сил монополии и конкуренции.
- Обоснованы пути инновационного развития, направленного на создание конкурентных преимуществ за счет специализации и персонализации трансакционных услуг и индивидуализации обслуживания услугополучателей: 1) развитие модификаций трансакционных услуг в рамках пакетных предложений услуг для физических лиц; 2) создание отраслевых предложений трансакционных услуг для корпоративных клиентов; 3) разработка новых комбинированных трансакционных услуг путем объединения финансово- и товарно- трансакционных услуг; 4) индивидуализация контроля качества обслуживания; 5) организация взаимоотношений с клиентами на основе индивидуального менеджмента; 6) индивидуализация рекламы и связей с общественностью.
- Разработан механизм создания новых комбинированных трансакционных услуг на основе объединения услугодателем финансово- и товарно- трансакционных услуг, состоящий 1) в выборе финансовой организацией оказывающих товарно-трансакционные услуги партнеров; 2) в дополнении основных (финансовых) услуг дополнительными (нефинансовыми) услугами; 3) в развитии модификаций основных и дополнительных услуг с целью повышения их синергетического эффекта. При этом, синергетический эффект, возникающий в результате объединения финансово- и товарно- трансакционных услуг, выражается не только в повышении потребительной стоимости комбинированных трансакционных услуг, но и в снижении издержек оказания такого рода услуг за счет организации единых бизнес-процессов, синтезирующих финансовые и товарные трансакции.
1.Владиславлев Д.Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке. – М.: Экзамен, 2001. – 13,45 п.л.
2.Владиславлев Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. – М.: Ось-89, 2002. – 13 п.л.
3.Владиславлев Д.Н. Как организовать клиентскую службу банка. – М.: Ось-89, 2005. – 11 п.л.
4.Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. –М.: Ось-89, 2006. – 16 п.л.
5.Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга и менеджмента. – М.: Ось-89, 2011. – 22 п.л.
6.Владиславлев Д.Н. Конкуренция и эффективность рынка трансакционных услуг. – М.: Креативная экономика, 2012. – 18 п.л.
Статьи в научных изданиях, рекомендуемых ВАК
7.Владиславлев Д.Н. Понятие трансакционной услуги, виды трансакционных услуг // Экономические науки. – 2010. – № 10(71). – 0,4 п.л.
8.Владиславлев Д.Н. Социально-экономическое значение и проблемы создания единого классификатора услуг // Экономические науки. – 2010. – № 10(71). – 0,4 п.л.
9.Владиславлев Д.Н. Потребительная стоимость трансакционных услуг // Экономические науки. – 2010. – № 12(73). – 0,41 п.л.
10.Владиславлев Д.Н. Издержки оказания трансакционных услуг // Экономические науки. – 2011. – № 1(74). – 0,4 п.л.
11.Владиславлев Д.Н. Социально-экономические характеристики трансакционных ресурсов // Экономические науки. – 2011. – № 2(75). – 0,4 п.л.
12.Владиславлев Д.Н. Конкурентные отношения на рынке трансакционных услуг // Экономические науки. – 2011. – № 3(76). – 0,4 п.л.
13.Владиславлев Д.Н. Процесс монополизации рынка трансакционных услуг // Экономические науки. – 2011. – № 4(77). – 0,4 п.л.
14.Владиславлев Д.Н. Связь монополизации и устойчивости рынка трансакционных услуг // Экономические науки. – 2011. – № 5(78). – 0,4 п.л.
15.Владиславлев Д.Н. Влияние монополизации на снижение эффективности трансакционного сектора экономики // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 5. – 0,4 п.л.
16.Владиславлев Д.Н. Пакетные предложения для частных лиц как способ борьбы с монополизацией – 2011. – №7. – Вып.2 (188). – 0,4 п.л.
17.Владиславлев Д.Н. Пути преодоления отрицательных социально-экономических последствий монополизации рынка трансакционных услуг // Экономические науки. – 2011. – № 7(80). – 0,4 п.л.
18.Владиславлев Д.Н. Социально-экономическая эффективность отраслевых специальных предложений чистых трансакционных услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8. – Вып.1. (189). – 0,3 п.л.
19.Владиславлев Д.Н. Конкурентные преимущества совместных предложений трансакционных услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – №9. – Вып.1 (191). – 0,3 п.л.
20.Владиславлев Д.Н. Качество трансакционных услуг в условиях монополизации рынка // Российское предпринимательство. – 2011. – №10. – Вып.1 (193). – 0,3 п.л.
21.Владиславлев Д.Н. Система управления клиентской службой как конкурентное преимущество // Креативная экономика. – 2011. – № 11(59). – 0,3 п.л.
22.Владиславлев Д.Н. Особенности рекламы и пиара в условиях монополизации рынка услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – №12. – Вып.1 (197). – 0,3 п.л.
23.Владиславлев Д.Н. Неуправляемая стабильность и другие комплексы развивающейся российской экономики // Креативная экономика. – 2012. – № 2(62). – 0,3 п.л.
Статьи в других научных сборниках, материалах конференций, научно-практических журналах и периодической печати
24.Владиславлев Д. Разговорник // Эксперт. – 2000. – № 34-35. – 0,13 п.л.
25.Владиславлев Д. Наша доля // Эксперт. – 2000. – № 39. – 0,19 п.л.
26.Владиславлев Д. Структура инвестиционного предложения // ibusiness. – 2000. – № 7. – 0,25 п.л.
27.Владиславлев Д. Интернет-маркетинг на коленке // ibusiness. – 2001. – № 1-2(8). – 0,13 п.л.
28.Глушенкова М. Владиславлев Д. Проверяйте дачу, не отходя от кассы // Деньги. – 2006. – № 39(595). – 0,6 п.л., в т.ч. авт. – 0,3 п.л.
29.Глушенкова М. Владиславлев Д. Задачник дачника // Деньги. – 2007. – №12(619). – 0,4 п.л., в т.ч. авт. – 0,2 п.л.
30.Глушенкова М. Владиславлев Д. Межевые раны // Деньги. – 2007. – № 30(637). – 0,42 п.л., в т.ч. авт. – 0,21 п.л.
31.Глушенкова М. Владиславлев Д. Сотки с подвохом // Деньги. – 2010. – №2(759). – 0,58 п.л., в т.ч. авт. – 0,29 п.л.
32.Глушенкова М. Владиславлев Д. Приемы против слома // Деньги. – 2010. – №6(763). – 0,5 п.л., в т.ч. авт. – 0,25 п.л.
33.Глушенкова М. Владиславлев Д. Строительный брак по расчету // Деньги. – 2010. – № 24(781). – 0,38 п.л., в т.ч. авт. – 0,19 п.л.
34.Владиславлев Д.Н. Классификация услуг на основе социально-экономического подхода // "Устойчивое развитие социально-экономических систем: вопросы теории и практики". Материалы I-ой Международной научно-практической конференции экономического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 17-18 февраля 2011 г.Казань, Казан. ун-т,в 2 частях. Часть 1, 2011. – 0,2 п.л
35.Владиславлев Д.Н. Деловая этика на рынке трансакционных услуг //Деловая этика и национальные модели поведения. Материалы международной конференции. Санкт-Петербург. 5 апреля 2013 г. – СПб.: Изд-во СПБГЭУ, 2013. – 1 п.л.