- Понятие «утопии» в XVI - XX вв. претерпело существенную эволюцию, причём термин «социальная утопия» впервые фиксируется словарями в 1839 г. К рубежу XIX - XX вв. понятие «утопия» оказалось прочно сращённым, во-первых, с историческим оптимизмом - как результатом эволюционного развития общества к высшим его стадиям; во-вторых, с концептами социализма и коммунизма. Эти последние отождествлялись с финальной (высшей) стадией эволюции человеческого общества.
- В рамках традиционной китайской общественной мысли были созданы модели идеального общества, которые могут быть истолкованы в терминологии европейской социальной утопии. Таковы модель Великого единения (да тун), обычно признаваемая конфуцианской, и модель Великого Спокойствия или Великого Равновесия (тай пин), даосская по своему генезису, но испытывающая конфуцианское влияние. Эти модели играли существенную роль в традиционной политической культуре Китая.
- С первоисточниками по истории западной общественной мысли Китай познакомил в своих переводах Янь Фу (1854-1921). Термин «утопия» и текст «Утопии» Т. Мора были введены в китайскую культуру именно Янь Фу. При этом в пересказе «Утопии» существенными оказались архаические мотивы: наличие совершенномудрого (культурного героя), который единолично и единовременно установил идеальный общественный строй. Деятельность правителя сравнивается с работой садовода, а общественная эволюция в биологической терминологии представлялась Янь Фу искусственным отбором.
- В течение XX в. в терминологическом, следовательно, и в мировоззренчески-теоретическом плане не произошло органичного синтеза западных представлений об утопическом обществе с моделью Великого единения, как в традиционном, так и модернизированном виде. В китайско-английских словарях фиксация понятия да тун как находящегося на семантическом поле «утопии» происходит только в 1931 г., а в китайско-русских - в 1952 г. Попытки использовать понятие да тун как китайского аналога «утопии» спорадически фиксировались в 1950-е гг.
- Творчество Кан Ю-вэя имеет сильнейшую личностную обусловленность. Адекватное понимание его основных теоретических конструкций невозможно вне рассмотрения его биографии. Систему взглядов Кан Ю-вэя можно условно разделить на «экзо-» и «эзотерическую» составляющие, причём последнюю он свободно излагал только в рукописях, заранее предназначенных «в стол».
- Взгляды Кан Ю-вэя на общество в 1880-1890-е гг. складывались под сильным влиянием легизма. Кан крайне пессимистично смотрел на природу человека и считал, что истинный правитель должен использовать методы принуждения и манипуляции сознанием, а также мобилизации всех нравственных и интеллектуальных сил подданных. В 1900-е гг. наблюдается существенная эволюция его мировоззрения, приведшая в итоге к гедонистическому истолкованию основной конфуцианской категории -.жэнь-гуманности.
- Гедонистическая утопия Кан Ю-вэя формировалась в период его эмиграции (1898-1914 гг.), когда он имел возможность непосредственно наблюдать западное индустриальное общество и сопоставлять его с китайским традиционным социумом. Текст Да тун шу создавался длительное время: если теоретические предпосылки возникли в сознании Кан Ю-вэя в 1890-е гг., то написание основной части текста относится к 1902-1913 гг. Трактат дополнялся вплоть до смерти мыслителя.
- На замысел утопии Кан Ю-вэя оказала прямое воздействие теория «промышленной армии» Э. Беллами (аналогичное воздействие испытывал и Тань Сы-тун). При глубинном анализе черты сходства находятся между Великим единением Кан Ю-вэя, «Идеальным миром» Нобуя Хамада и динамической утопией Г. Уэллса. Главное отличие учения Кан Ю-вэя о Великом единении от западных утопий - минимизация тоталитарных и авторитарных элементов в учении о государстве. Философской базой теорий Нобуя Хамада и Кан Ю-вэя была антропологическая доктрина Мэнцзы.
- В начале XX в. в кругах радикально настроенных китайских мыслителей (Чжан Тай-янь, Лю Ши-пэй, и др.) была предпринята попытка сращения и отождествления традиционного идеала Великого единения с разнообразными формами анархизма. Попытки интеллектуального синтеза происходили до Синьхайской революции 1911-1912 гг., но дальнейшего развития не получили.
- Воздействие идеи Великого единения испытывал и Сунь Ят-сен, попытавшийся в начале 1920-х гг. отождествить её с коммунизмом и собственными «народными принципами». Чжу Цянь-чжи в 1920-е гг. попытался интерпретировать Да тун как революционную концепцию, выражающую одновременно глубинную суть конфуцианства, коммунизма и «Трёх народных принципов» Сунь Ят-сена. Политическая составляющая этой интерпретации была анархо-коммунистической. Также Чжу Цянь-чжи активно критиковал интерпретацию Великого единения Кан Ю-вэем.
- Единственную попытку практической реализации проекта Великого единения предпринял в 1930-е гг. Лю Жэнь-хан. Ему же принадлежит наиболее ранняя попытка определить место концепции Великого единения в истории мировой утопической мысли (трактат «Очерки Великого единения на Востоке», 1926 г.).
1.Мартынов Д.Е. Конфуцианское учение и маоизм (из истории социально-политической теории и практики Китая в XX в.). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2006.-368 с.
2.Мартынов Д.Е. Западноевропейская утопия и утопическое мышление: некоторые особенности (опыт количественного анализа) / Рукопись, деп. ИНИОН РАН № 60 050. - Казань, 2006. - 209 с.
3.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. - Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. - 328 с.
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях
4. Мартынов Д.Е. Конфуцианская категория жэнь в социальном учении Кан Ю-вэя // Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - Т. 183. - Казань, 2006. - С. 221-226.
5.Мартынов Д.Е. Теории возникновения государства Мо Ди и Т. Гоббса (к проблеме комплементарности мысли Запада и Востока) // Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - Т. 183. - Казань, 2006. - С. 226-233.
6.Мартынов Д.Е. Утопизм и либерализм: основания критики и опыт апологии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 24 (08), декабрь. URL http://ej.kubagro.ru/2OO6/O8/pd022.pdf
7. Мартынов Д.Е., Калимонов И.К. Фазовая теория И.М. Дьяконова: востоковедение и осмысление хода мировой истории // Учёные записки Казанского государственного университета. - Т. 148. - Кн. 4. - Серия: Гуманитарные науки. -2006. - С. 7-23.
8. Мартынов Д.Е. Даосская утопия Тай пин: политические и этические аспекты // Учёные записки Казанского государственного университета. - Т. 148. - Кн. 4. - Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - С. 106-119.
9. Мартынов Д.Е. Конфуцианский утопизм в политической теории и практике КНР (современное состояние) // Учёные записки Казанского государственного университета. - Т. 149. - Кн. 4. - Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - С. 186-192.
10.Мартынов Д.Е. Исторические воззрения Эрнста Фабера: конфуцианское учение и евангелическая миссия в Китае второй половины XIX в. // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2007. -Вып. 8. - С. 22-27.
11.Мартынов Д.Е. «Да тун шу» и «Манифест Коммунистической партии» как утопические проекты: сравнительное сопоставление // Управление общественными и экономическими системами: многопредмет. науч. журн. - 2007. - №1 (январь-май) URL: http://www.bali.ostu.rU/umc/arhiv/2007/l/Martinov.doc
12.Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Учёные записки Казанского государственного университета. - Т. 150, кн. 1: Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - С. 31-37.
13.Мартынов ДЕ. Протестантские миссионеры в Китае (из истории взаимодействия христианства и китайской культуры) // Человек. - №3. - 2008. - С. 65-77.
14.Мартынов Д.Е. Иностранные миссионеры в Китае XIX - начала XX в.: специфика деятельности (на примере провинции Шаньдун) // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2008. - Вып. 3(14).-С. 40-45.
15.Мартынов ДЕ. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. - 2009. - №5. - С. 162-171.
16.Мартынов ДЕ. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» (XX в.) // Вопросы философии. - 2009. - №10. - С. 152-158.
17.Мартынов ДЕ. «Утопия» Запада и «Великое единение» Китая: к проблеме рецепции и эволюции терминологии // Вопросы философии. - 2010. - №7. - С. 137-148.
18.Мартынов Д.Е. Семантические особенности понятия «Утопия» (на материале западной философской литературы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Проблемы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов: Грамота, 2010.-№2(6).-С. 49-53.
19.Мартынов Д.Е. Конфуцианский идеал Великого единения: реинтерпрета-ция и проблема перевода // Учёные записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Т. 153. - Кн. 1. - 2011. - С. 78-88.
20.Мартынов Д.Е. Сунь Ят-сен и Чан Кай-ши о древнекитайском идеале Великого единения // Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. - 2011. - №4(08). URL http://sisp.nkras.rU/issues/2011/4/martynov.pdf
21.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй, «Конфуцианская церковь» и христианские миссионеры: об одной малоизвестной странице истории // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 5(11). - Ч. III. - С. 110-115.
22.Мартынов Д.Е. Антропологические, тендерные и расовые воззрения Кан Ю-вэя (по материалам «Да тун шу») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. -№8 (14). -Ч. П. -С. 155-157.
23.Мартынов Д.Е. Существовала ли в Китае утопия? // Вопросы философии.-2011.-№12.-С. 150-159.
24.Мартынов Д.Е. Общественные взгляды китайских радикальных мыслителей на рубеже XIX - нач. XX вв. (На примере Тань Сы-туна и Чжан Тай-яня) // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т. 2. - Вып. 4. - С. 294-298.
25.Мартынов Д.Е. Труд Кан Ю-вэя «Книга о Великом единении»: история исследования // Восток (Oriens). - 2012. - №2. - С.41-48.
26.Мартынов Д.Е. Представления об историческом времени в традиционной культуре Китая в Ханьскую эпоху // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. - Вып. 41. - М, 2012. - С. 191-202.
Статьи и материалы
27.Мартынов Д.Е. Усвоение конфуцианским сознанием новых жизненных ценностей (конец XIX - начало XX в.) // Modern History: Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока. Материалы научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ Вып. III. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - С. 69 - 84.
28.Мартынов Д.Е. Место Тань Сы-туна в духовной эволюции конфуцианства (рубеж XIX - XX вв.) // Личность в политике, науке, культуре (всемирная история). Доклады Всероссийской конференции молодых исследователей. Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова, 15-17 сентября 2005 г. / Отв. ред. В.В. Дементьева. -Ярославль: Ремдер, 2005. - С. 125-129.
29.Мартынов ДЕ. Специфика идеологии в структуре дихотомии «Запад -Восток» (на примере утопических учений) // Учёные записки Института социальных и гуманитарных знаний и Российской международной Академии туризма: Совм. вып. 2. - Казань: Альфа, 2006. - С. 61-67.
30.Мартынов Д.Е. Конфуцианский утопизм как фактор развития материкового Китая в XX в. (введение в проблему) // Либеральные и тоталитарные образы истории: Сборник научных статей / Научный ред. P.M. Гибадуллин. - Казань; Набережные Челны, 2006. - С. 231-240.
31.Мартынов Д.Е. Конфуцианские утопические элементы в официальной идеологии Китая в условиях модернизации страны // Известия Челябинского научного центра Уральского отделения РАН. - 2007. - Вып. 1 (35). - С. 167-172.
32.Мартынов Д.Е. Основы исторического знания в традиционной культуре Китая (на примере конфуцианства) // Вестник ТИСБИ. - 2007. - № 3. - С. 98-103.
33.Мартынов Д.Е. К реконструкции религиозно-этического фундамента утопического учения Кан Ю-вэя // Modern History: Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока. Материалы научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ Вып. IX. - Уфа: РИО БашГУ, 2007.-С. 46-59.
34.Мартынов Д.Е. Социологические представления китайских мыслителей начала XX в. // IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2007. - С. 157-165.
35.Мартынов Д.Е. В поисках Неизвестного: гностические искания Д.С. Мережковского и Кан Ю-вэя // Декаданс в Европе и России: материалы международной научной конференции (Волгоград, 9-10 декабря 2007) / Сост. и общ. ред. А.Н. Долгенко. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. - С. 102-110.
36.Мартынов Д.Е. Китайский утопизм нового времени в освещении Го Бао-гана (Рефлексия над опытом изучения общественной мысли) // Евразийские исследования. Научный и общественно-политический журнал. - 2008. - №2 (апрель-июнь). - С. 68-87.
37.Мартынов Д.Е. Классификация утопизма Лю Жэньхана (из истории освоения эстетического пространства западной цивилизации в Китае) // Общество и государство в Китае: XXXVIII научная конференция / Ин-т востоковедения РАН; сост. и отв. ред. СИ. Блюмхен. - М.: Вост. лит., 2008. - С. 158-164.
38.Мартынов ДЕ. Этапы интеллектуальной биографии Кан Ю-вэя (1858 -1927): к рецепции западной культуры на Дальнем Востоке // Хсора: Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2008. - №2. -С. 48-54.
39.Мартынов Д.Е. Утопия как произвол и заданность (к проблеме путей рассмотрения: точка зрения историка) // АнтропоТопос: теоретический журнал в области философских наук / под. ред. докт. филос. наук, проф. В.И. Разумова. -2008. - Вып. №1-2 (май-сентябрь). - С. 153-162.
40.Мартынов ДЕ. Утопия, историография и историческое время: к проблеме корреляции // Время в координатах истории: научная конференция (29 – 30 октября 2008 г.): Тезисы / Рос. Акад. Наук, Ин-т всеобщ, ист., Центр истории исто-рич. знания. - М: ИВИ РАН, 2008. - С. 209-212.
41.Мартынов Д.Е. Проблема цивилизации будущего в трудах китайских мыслителей начала XX в. (на примере доктрины Лю Жэнь-хана) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Симферополь, 2008. -Т. 21 (60). -№ 1. -С. 183-189.
42.Мартынов Д.Е. Проблема общественного идеала в Китае и утопизм (на примере Фукудзава Юкити и Кан Ю-вэя) // Евразийские исследования. Научный и общественно-политический журнал. - 2008. - №3(3), июль-сентябрь. - С. 33-49.
43.Мартынов Д.Е. К вопросу о методологии исследования утопии с точки зрения историка (на примере Эдварда Беллами) // Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». - Курск, 2008. - №1. - С. 166-173.
44.Мартынов Д. Стабильность и преемственность как аспект модернизации Китая // Евразийские исследования. Научный и общественно-политический журнал. - 2009. - №2, апрель-июнь. - С. 99-108.
45.Мартынов Д.Е. Утопия Кан Ю-вэя и конфуцианское каноноведение (проблема субстрата и соотношения) //Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 3 / Отв. ред. СВ. Пахомов. - СПб.: Изд-во Петерб. ун-та, 2009. - С. 98-118.
46.Мартынов Д.Е. Теория «Великого единения» Кан Ювэя в зеркале западной историографии // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН; Редкол. А.А. Бокщанин (пред.); Сост. СИ. Блюм-хен. - М: Вост. лит., 2009. - С. 266-273. (Учёные записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1.).
47.Мартынов Д.Е. Семантическое поле понятий «утопия» и «Великое единение» // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции / Под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - Вып. 4. - Т. 3. - С. 22-27.
48.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй (разд. 1) // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 6: Дополнительный: Искусство / Ред. М.Л. Титаренко и др. - М: Восточная литература, 2010. - С. 594-595.
49.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй: Модернизаторская интерпретация конфуцианства (На примере политического учения Мэн-цзы) // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 4 / Отв. ред. СВ. Пахомов. - СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2010. - С. 58-74.
50.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй о совершенном языке // Восточные языки и культуры. Материалы III Международной научной конференции / Отв. ред. М.Б. Рукодельникова, И.А. Газиева. - М.: РГГУ, 2010. - С. 99-102.
51.Мартынов Д.Е. О переводах «Книги о Великом единении» Кан Ю-вэя // В поисках «китайского чуда»: Сб. ст., посвященный 80-летию Ю.В. Чудодеева. Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской Академии Наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2011.-С. 306-315.
52.Мартынов Д.Е. Проблема существования утопии в Китае: опыт историографического обзора // Философия и методология науки: Материалы третьей всероссийской научной конференции / Под ред. Н.Г. Баранец и др. - Ульяновск, 2011. -С. 208-218.
53.Мартынов Д.Е. Культурно-цивилизационная идентичность и проблема модернизации (на примере Китая XIX - начала XX в.) // Перспективы модернизации традиционного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 июня 2011 г. - Уфа: АН РБ Гилем, 2011. - С. 283-288.
54.Мартынов Д.Е. С другой стороны континента: типология утопии Лю Жэнь-хана (1885 - 1938) // Актуальные проблемы востоковедения: проблемы и перспективы. Мат-лы II международной заочной научно-практической конференции. - Уссурийск: Изд-во ДВФУ, 2011. - С. 168-171.
55.Мартынов Д.Е. Хронология создания «Книги о Великом единении» Кан Ювэя в контексте интеллектуальной деятельности мыслителя // Общество и государство в Китае. XLII научная конференция: Учёные записки отдела Китая. - Вып. 6. - Т. 1. - М: Ин-т востоковедения РАН, 2012. - С. 183-199.
56.Мартынов Д.Е. Представления об общественном идеале в Китае 1920-х гг. // XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2012. - С. 79-84.
57.Мартынов Д.Е. О существовании феномена утопии в традиционной общественной мысли Китая: к постановке проблемы // Бюллетень Общества востоковедов. - Вып. 20: Тезисы VIII Съезда российских востоковедов. - Казань, 25 -28 сентября 2012 г. - М.: Языки славянской культуры, 2012. - С. 140-142.
58.Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй: конфуцианский семьянин и ниспровергатель устоев // Восточный свет. - М., 2012. - №3. - С. 100-110.
59.Мартынов Д.Е. Чжу Цянь-чжи: интерпретация учения о Великом единении // Общество и государство в Китае: 42-я научная конференция. - Т. XLII, ч. 3: Учёные записки Отдела Китая. - Вып. 7. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2012. -С. 315-324.
60.Мартынов Д.Е. «Лекции о небесах» Кан Ю-вэя: поздний этап интеллектуальной биографии мыслителя // Общество и государство в Китае: 43-я научная конференция. - Т. XLIII, Ч. 1: Учёные записки Отдела Китая. - Вып. 8. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2013. - С. 488-505.
61.Мартынов Д.Е. По ту сторону человеческого мира: Кан Ю-вэй о «Небесном странствии» и Боге // Там же. - С. 506-517.
Учебное пособие
62. Мартынов Д.Е. Конфуцианское учение: учебное пособие. - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 2009. - 128 с. (по предмету диссертации - с. 100-107.).
Публикация источников
63. Кан Ю-вэй. Моя история = $ШПер. с кит, комментарии] / Мартынов Д.Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. - Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010.-С. 92-230.
64. Тань Сытун. Учение о гуманности (Жэнь сюэ = Ц^). Избранные главы / Пер. с кит., предисловие к публикации и примечания Мартынова Д.Е. // Вопросы философии. - 2012. - №10. - С. 160-170.