Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ (1839 – 1917 ГГ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Становление и развитие системы специального профессионального образования в России и ее регионах в середине XIX - начала ХХ вв. было обусловлено конкретно-историческими и социально-экономическими условиями. Базовыми свойствами системы профессионального образования России в исследуемый период определены, во-первых, подчинение единой координирующей организации - Министерству народного просвещения; во-вторых, система профессионального образования подчинялась государственной образовательной политике России и направляла свою деятельность на выполнение государственных задач; в-третьих, объединяющим началом данной системы было ее предназначение, когда она обслуживала развитие не только промышленности и предпринимательства, но и различных социальных направлений; в-четвертых, в системе профессионального (промышленного) и специального образования со временем сформировалась сложная интеграционная зависимость от свойств, входящих в нее элементов. Основой создания системы производственных школ в России конца XIX- начала ХХ вв. явились показательные частные школы, в которых первые два года обучения отводились исключительно общеобразовательной подготовке учащихся, а последующие четыре - изучались ремесла. Специфика производственно-образовательной практики того времени заключалась в том, что в каждом удельном ремесленном училище России изучалось от 3 до 9 специальностей, и каждый ученик обязан был изучать все ремесла. Именно фундаментальная общеобразовательная подготовка учащихся позволяла осмысленно осваивать сложные ремесла, что способствовало подготовке специалистов-профессионалов высокой квалификации, крайне востребованных на рынке труда.

2. Структура, функции, направленность деятельности, организация управления и методическое обеспечение профессионального образования в Симбирской губернии в исследуемый период характеризуется следующими особенностями: возникновение первых профессиональных школ в губерниях России возникли в середине XIX века под эгидой Удельного ведомства, где имелось значительное число удельных крестьян (до 90% от общего состава на селения), причем, Департамент Уделов являлся главным организатором и координатором процесса обучения и воспитания, не допуская к контролю чиновников Министерства народного просвещения. Организация учебного процесса в первых профессиональных учебных заведениях Удельного ведомства имела исключительно профессиональный характер, когда изучались только ремесла, а теоретических предметов не преподавалось, причем, в течение четырех лет обучения все воспитанники выполняли одни и те же работы, то есть постоянно совершенствовали свои трудовые профессиональные навыки. Требование Департамента Уделов исходило из того, что чем больше выпускник знает ремесел, тем скорее он найдет себе работу, что в социально-экономических условиях то го времени было совершенно оправданно.

3. В становлении и развитии системы профессионального образования Симбирской губернии конца XIX - начала XX века выделены следующие основные этапы:

I этап - «начальный» (годы правления Николая I /1825-1855 гг./). В этот период образование в губернии принимает сословный характер, открываются приходские школы для крестьян, уездные училища для ремесленников, расширяется сеть промышленных технических заведений, появляются лесные школы;

II этап - «доступное всесословное образование» (годы правления Александра II /1855-1881 гг./) характеризуется отменой крепостного права (1861г.), успехами промышленного производства в губернии; ростом грамотности всех слоев и возрастов населения, развитием различных форм обучения. В данный период в Симбирской губернии открываются государственные земские воскресные частные школы, появляются первые женские учебные заведения;

III этап - «тенденциозный контроль и надзор» (годы правления Александра III /1881-1894 гг./) характеризуется усиленным надзором министерских инспекторов за деятельностью народных училищ губернии, ограничением доступа в реальные училища и школы детям низших сословий;

IV этап - «наивысший подъем и развитие» (годы правления Николая II /1894-1917 гг./) характеризуется финансированием системы образования за счет государства, частных пожертвований и земств; ростом кредитов на народное образование; интенсивным развитием женского образования; принятием закона о всеобщем начальном образовании.

Основными типами профессиональных учебных заведений Симбирской губернии начала XX века являлись наиболее адаптированные к производственной деятельности фабричные производственные ремесленные учебные заведения, финансирование учебного процесса в которых проводилось за счет крупных промышленников; ремесленные отделения и классы, а также учебно-показательные мастерские при общеобразовательных школах и начальных училищах, обеспечивающих промышленность и мелкое предпринимательство квалифицированными рабочими кадрами, способными совершенствовать методики и технологии кустарных ремесел.

4. Педагогические концепции и методики, используемые при организации учебно-воспитательного процесса в различных типах профессиональных учебных заведений Симбирской губернии начала XX века, были направлены на подготовку высокопрофессиональных специалистов и основывались на принципе высокого доверия к ученикам со стороны мастера, на организации занятий в практических мастерских, проводимых по методу «от простого - к сложному» для отработки приемов работы до автоматизма. Данная форма обучения являлась дополнительной подготовкой (переподготовкой) фермеров, имеющих навыки определенных ремесел, продолжалась в течение трех лет и завершалась «окончательной шлифовкой мастерства».

Основными принципами обучения, положенным в основу организации деятельности профессиональных школ (сельскохозяйственных, женских и медицинских, общин «Сестер милосердия», полицейских и производственных учебных заведений) в Симбирской губернии начала XX века были: конкретная постановка учебно-воспитательных целей; систематичность и последовательность; наставничество; полное доверие ученикам в процессе учебно-производственной деятельности; умение технически мыслить; соединение профессионального обучения с общеобразовательным (применение комплексности в обучении); изначальное приобщение обучаемых к предпринимательскому делу; поддержание интереса к приобретаемой специальности; состязательность; стремление к обучению ремесленников всему необходимому для практической деятельности в сложных условиях жизни и смежности освоения профессий.

Развитию системы профессионального образования в Симбирской губернии (1839 - 1917 гг.) способствовало активное внедрение в ремесленных отделениях, классах, учебных мастерских, созданных земствами при общеобразовательных школах производственно-обучающей методики И.Я. Винокурова, ориентированной на две ступени обучения: 1-я ступень - усвоение первоначальных приемов изучаемого ремесла (формирование первоначальных производственных навыков, необходимых для поступления в ремесленные /производственные/ училища); 2-я ступень - обучение в ремесленные училищах, где обучение базировалось на ранее приобретенных навыках и приобретались более прочные знания и производственные навыки. Эффективность методики, предложенной И.Я. Винокуровым, определялась высокой интеграцией в учебный процесс общеобразовательной школы, сведением к минимуму теоретического курса, а устойчивый познавательный интерес учащихся поддерживался изготовлением изделий, расширением их ассортимента, приемлемой продажной ценой и получением прибыли.

В учебной методике Н.И. Липатова, реализованной в начальных сельскохозяйственных училищах губернии, при обучении ремеслам значительное место уделялось теоретической подготовке. Сущность методики заключалась в следующем: занятия по теории в классе сочетались с практическими упражнениями в мастерских: перед допуском учащихся к практической работе в классе тщательно изучались химические и физические характеристики металлов, используемых в технических производствах (меди, олова, железа, чугуна, стали); преподаватели рассказывали о выходящих из строя деталях, частях и механизмах, учили, как произвести ремонт без наличия под рукой заводских запасных частей, демонстрировали, как заменить неисправные части на запасные, заводского производства. Основными методами организации занятий в мастерских являлись показ и упражнение. Освоение учащимися основ теоретических знаний по кузнечному делу сопровождалось практическими занятиями в действующей кузнице. Данная методика показала свою значительную практическую направленность и пользу.

5. Примером результативности существующих в исследуемый период концепций стала Концепция профессиональной (сельскохозяйственной) школы, реализованной в Ардатовском сельскохозяйственном училище Симбирской губернии конца XIX века, которая обеспечивалась четким определением целей, заключавшихся в приобщении учащихся к мастерству практиков-земледельцев, обучению приемам, способам, технологиям использования и обработки земли, применением приобретенных знаний на практике для успешного решения задач сельского хозяйства. Основными направлениями реализации данных целей явились: выполнение сельскохозяйственных работ учениками на подведомственном участке под руководством преподавателей-наставников; проведение на высоком уровне теоретических занятий; использование принципов обучения в рамках данной концепции: во-первых, сочетание практических и теоретических занятий, во-вторых, постепенность и стадийность обучения, в-третьих, использование новых аграрных высокопроизводительных технологий, в-четвертых, обучение крестьянина-фермера всему важному, необходимому для эффективного проведения сельскохозяйственных работ.

6. В регионах России в исследуемый период получило развитие женское профессиональное образование, чему способствовал промышленный подъем и потребовались производственные кадры из числа женщин. В системе профессионального образования в России и ее регионах в обозначенный исторический период особое внимание уделяли также развитию профессионального медицинского образования. Важной формой профессионального медицинского образования явилась также подготовка сестер милосердия в религиозных медицинских общинах. Сестринское профессиональное образование было комплексным, так как обучаемые приобретали не только теоретические, но и практические медицинские знания и навыки, учащимся прививались высокие морально-духовные качества, т.к. воспитательная работа строилась исключительно на православно-религиозной основе. Все общины «Сестер милосердия» были унифицированы, составляли единую структуру, где решались задачи обучения, воспитания и дополнительной профессиональной подготовки.

7. Симбирская школа полицейских урядников действовала под эгидой Министерства внутренних дел, подчинялась губернатору и давала начальное юридическое образование. К организации учебного процесса в школе привлекались чины полиции и гражданские специалисты разной направленности - инженеры, врачебные инспекторы, советники губернских правлений и др., что объяснялось широким спектром преподаваемых в заведении дисциплин (сыскное дело, свод законов Российской империи, общеполицейские обязанности и т.д.). Срок учебы в школе составлял четыре месяца, но программа обучения была крайне насыщенной. Занятия в школе организовывались теоретического, так и практического характера, когда учеба проводилась непосредственно на месте преступления с применением новейших техник и технологий сыскного дела: фотографии, составления портрета преступника, использования собак при поиске и поимке преступника и др. Особый акцент делался на формирование и развитие логики, мышления, внимательности, памяти у будущих полицейских, их нравственных и моральных качеств и характеристик.

8. К преподавательскому составу и мастерам производственного обучения профессиональных учебных заведений Симбирской губернии в исследуемый период были установлены системные требования, определяющие высокий уровень компетентности и тщательный кадровый подбор: иметь среднее техническое образование, значительный педагогический и административный опыт, высокий образовательный и профессиональный статус педагогов; серьезные квалификационные требования; профессиональные обязанности качественного проведения учебных занятий, учителя профессиональных школ должны были одновременно выполнять функции и надзирателя, и воспитателя, разбираться в ведении канцелярских дел, знать функции секретаря Совета учителей и др.

9.Позитивный историко-педагогический опыт профессионального образования в России позволяет выработать практические предложения по дальнейшему совершенствованию отечественной системы профессионального образования и прогнозировать перспективы ее развития и применения в современной педагогической теории и практике с учетом условий и уровня социально-экономического и научно-культурного потенциала региона.

Список опубликованных работ
В ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

1. Шубович, В.Г. Подготовка преподавателей профессиональных школ в Симбирской губернии в середине - конце XIX века [Текст] / В.Г. Шубович // Вестник Екатерининского института. – 2010. – № 4. – С. 26-29 (0,4 п.л.). – ISSN 1997-6968.

2.Шубович, В.Г. Правительственная политика в отношении к ремесленному образованию во второй половине XIX – начале XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 89-95 (0,4 п.л.). – ISSN 2072-2524.

3.Шубович, В.Г. Роль ремесленных училищ в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров во второй половине XIX – начале XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 95-100 (0,4 п.л.). – ISSN 2072-2524.

4.Шубович, В.Г. Основные типы начальных ремесленных училищ в России в конце XIX – начале XX вв. (на материалах Симбирской губернии) [Текст] / В.Г. Шубович // Вестник Екатерининского института. – 2011. – № 1. – С. 7-11 (0,4 п.л.). – ISSN 1997-6968.

5.Шубович, В.Г. Система профессионального образования в России на рубеже XIX-начала XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Казанская наука. – 2012. – № 1. – С. 272-275 (0,4 п.л.). – ISSN 2078-9955.

6.Шубович, В.Г. Становление и развитие системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Право и образование, 2012. – № 2. – С. 136-142 (0,4 п.л.). – ISSN 1563-020X.

7.Шубович, В.Г. Процесс обучения и воспитания в общинах «Сестер милосердия» в России в XIX- XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 3. – С. 97-101 (0,4 п.л.). – ISSN 2072-2524.

8.Шубович, В.Г. Становление и развитие системы профессионального медицинского образования в России к. XVIII – н. XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович, Н. И. Ильина // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 4. – С. 95-100 (0,4 п.л.). – ISSN 2072-2524.

9.Шубович, В.Г. Организация учебного процесса в полицейской школе Симбирска в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Казанская наука. – 2013. – № 7. – С. 236-239 (0,4 п.л.). – ISSN 2078-9955.

10.Шубович, В.Г. Развитие женской производственной школы Симбирской губернии в конце XIX в. [Текст] / В.Г. Шубович // Казанская наука. – 2013. – № 7. – С. 240-243 (0,4 п.л.). – ISSN 2078-9955.

11.Шубович, В.Г. Особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX века [Текст] / В.Г. Шубович // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. Серия: Гуманитарные и педагогические науки. - 2013. - № 4 (80). Часть 1. -С. 190-196 (0,4 п.л.). - ISSN 1680-1709.

12.Шубович, В.Г, Петрова Т.Н. Развитие сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии (вторая половина XIX века) [Текст] / В.Г. Шубович, Т.Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. Серия: Гуманитарные и педагогические науки. - 2013. - № 4 (80). Часть 1. - С.197-203 (0,3 п.л.). - ISSN 1680-1709.

В монографиях

13.Шубович, В.Г. Педагогические концепции и методики в региональном профессиональном образовании в дореволюционной России (1839- 1917 г.г.) [Текст] / В.Г. Шубович. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2013.- 220 с. (13,8 п.л.). – ISBN 978-5-906007-58-2.

14.Шубович, В.Г. Профессиональное образование до революции: структура, организация, опыт (на материалах Симбирской губернии 1939 -1917 г.г.) [Текст] / В.Г. Шубович. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2013.- 227 с. (14,2 п.л.). – ISBN 978-5-906007-57-5.

В материалах всероссийских и международных конференций

15. Шубович, В.Г. Организация воспитательного процесса в ремесленных школах в Симбирской губернии в конце XIX века. [Текст] / В.Г. Шубович // Высшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения: ма териалы Рос. научно-практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск: УлГУ, 2010. – С. 81-84 (0,3 п.л.).

16.Шубович, В.Г. Ремесленная школа в деятельности Симбирского губернского земства в конце XIX века – начале XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Высшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ульяновск: УлГУ, 2010. – С. 84-88 (0,3 п.л.).

17.Шубович, В.Г. Исторические предпосылки возникновения технической самодеятельности молодежи в дореволюционной России [Текст] / В.Г. Шубович, А. В. Кузнецов // Социальная детерминированность образования: сб. трудов II Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. – М.; Чебоксары: АПСН, 2011. – С. 55-58 (0,3 п.л.).

18.Шубович, В.Г. Общественная инициатива в развитии технического образования в России середины XIX – начала XX вв. (на примере русского технического общества) [Текст] / В.Г. Шубович // Социальная детерминированность образования: сб. тр. II Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. – М.; Чебоксары: АПСН, 2011. - С. 58-63 (0,4 п.л.).

19.Шубович, В.Г. Методологические основы формирования содержания профессионального образования в современных условиях [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Меж-дунар. заочной науч.-практ. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – № 2. – С. 211-215 (0,3 п.л.). – ISBN 978-5-86045-467-5.

20.Шубович, В.Г. Технические средства обучения в современном профессиональном образовании [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной научно-практич. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – № 2. – С. 215-218 (0,2 п.л.). – ISBN 978-5-86045-467-5.

21.Шубович, В.Г. Компетентностный подход как методологическая основа построения системы непрерывного образования технического профиля [Текст] / В.Г. Шубович // Современные вопросы науки и образования - XXI век: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – С. 156-158 (0,2 п.л.). – ISBN 978-5-4343-0139-8.

22.Шубович, В.Г. Направления модернизации высшего профессионального и постпрофессионального образования [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – № 3. – С. 179-184 (0,3 п.л.). – ISBN 978-5-86045-518-4.

23.Шубович, В.Г. Современные подходы к определению сущности технологического образования и перспектив его развития [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф.– Ульяновск: УлГПУ, 2012. – № 3. – С. 173-179 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-86045-518-4.

24.Шубович, В.Г. Ретроспективный анализ становления и развития системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Современное образование: гуманизация и гуманитаризация как ведущие тенденции: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящен. 140-летию со дня основания МГПУ. Ч. 1. – М., 2012. – С. 285-289 (0,3 п.л.). – ISBN 978-5-7042-2300-9.

25.Шубович, В.Г. Формирование концептуальных подходов обучения и воспитания в производственных училищах России в 60-80- гг. XIX в. [Текст] / В.Г. Шубович // Современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера: между-нар. науч.-практ. конф. (9 февраля 2013г.): сб. материалов. Ч. II. – Димитров-град: Ред.-изд. отдел ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. – С. 168-178 (0,7 п.л.).

26.Шубович, В.Г. Организация учебного процесса в полицейской школе во второй половине XIX века. [Текст] / В.Г. Шубович // Современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера: междунар. науч.-практ. конф. (9 февраля 2013г.): сб. материалов. Ч. II. – Димитровград: Ред.-изд. отдел ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. – С. 178-184 (0,4 п.л.).

27.Шубович, В.Г. Этап предшифрования как способ повышения стойкости систем криптографической защиты информации в современном профессиональном образовании [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – № 4.– С. 237-241 (0,3 п.л.). – ISBN 978-5-86045-518-4.

28.Шубович, В.Г. Формирование профессиональных знаний на основе метода матричного кодирования [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – № 4. – С. 241-247 (0,3 п.л.). – ISBN 978-5-86045-518-4.

29.Шубович, В.Г. Построение структурно–логических моделей криптографической защиты информации с использованием П–шифра в системе профессионального образования [Текст] / В.Г. Шубович // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – № 4. – С. 229-236 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-86045-518-4.

30.Шубович, В.Г. Профессиональная подготовка в полицейской школе Симбирской губернии во 2-ой половине XIX века [Текст] / В.Г. Шубович // Современное образование: Опыт и тенденции развития: материалы V международной научно-практической конференции: 9 апреля 2013 г. В двух частях. Часть 1. / отв. ред. Гринёва Е.А. - М.: МПГУ, Издательство «Прометей»; Ульяновск: УлГПУ, 2013. - С. 496- 499 (0,3 п.л.).- ISBN 978-5-7042-2422-8.

31.Шубович, В.Г. Профессиональные подходы к организации обучения и воспитания в производственных училищах России в 60-80-х гг. XIX в. [Текст] / В.Г. Шубович // Современное образование: Опыт и тенденции развития: материалы V международной научно-практической конференции: 9 апреля 2013 г. В двух частях. Часть 1. / отв. ред. Гринёва Е.А. - М.: МПГУ, Издательство «Прометей»; Ульяновск: УлГПУ, 2013. - С. 491- 496 (0,3 п.л.). - ISBN 978-5-7042-2422-8.

32. Шубович, В.Г. Ремесленничество как вид профессиональной деятельности в современных условиях [Текст] / В.Г. Шубович // Технологическое образование: Теория и практика. Материалы науч. прак. конф. с междун. участ. – Ульяновск: УлГПУ, 2013 г. С. 129-134 (0,4 п.л.). – ISBN 978- 5-86045-635-8.

33. Шубович, В.Г. Подходы к стандартизации современного ремесленного образования как самостоятельной отрасли в профессиональной сфере [Текст] / В.Г. Шубович // Технологическое образование: Теория и практика. Материалы науч. прак. конф. с междун. участ. – Ульяновск: УлГПУ, 2013 г. С. 134-139 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-86045-635-8.

В материалах межрегиональных и межвузовских научно-практических конференций

34.Шубович, В.Г. Характеристика методов профессионального обучения [Текст] / В.Г. Шубович // Современные подходы к становлению и развитию систем воспитания в учреждениях начального и среднего профессионально образования: сб. ст. / под ред. М. А. Фахретдиновой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – С. 35-39 (0,3 п.л.).

35.Шубович, В.Г. Источники формирования содержания современного профессионального образования [Текст] / В.Г. Шубович // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: материалы VI региональной науч.-практ. конф. Ч. I. Регион в педагогическом поиске. Инновационный поиск в профессиональном образовании и в учреждениях дополнительного образования детей. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – С. 49-51 (0,2 п.л.).

36.Шубович, В.Г. Структура и содержание современного профессионального образования [Текст] / В.Г. Шубович // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: материалы VI региональной науч.-практ. конф. Ч. I. Регион в педагогическом поиске. Инновационный поиск в профессиональном образовании и в учреждениях дополнительного образования детей. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – С. 51-53 (0,3 п.л.).

37.Шубович, В.Г. К вопросу о формах проектирования содержания профессионального образования [Текст] / В.Г. Шубович // Современные подходы к становлению и развитию систем воспитания в учреждениях начального и среднего профессионально образования: сб. ст. / под ред. М. А. Фахретдиновой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – С. 39-43 (0,3 п.л.).

38.Шубович, В.Г. Общая характеристика дидактических средств профессионального обучения [Текст] / В.Г. Шубович // Сборник материалов межрегиональной Выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов-2008. Ч. 1 / под ред. Е. Ф. Есенковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – С. 37-41 (0,3 п.л.).

39.Шубович, В.Г. Препосылки создания системы технического образования в России [Текст] / В.Г. Шубович // Сборник материалов межрегиональной Выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов-2008. Ч. 1 / под ред. Е. Ф. Есенковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – С. 41-46 (0,4 п.л.).

40.Шубович, В.Г. Формирование системы технического образования в России середины XIX-начала XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Сборник материалов межрегиональной Выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов-2009. Ч. 2 / под ред. Е. Ф. Есенковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – С. 48-55 (0,4 п.л.).

41.Шубович, В.Г. К вопросу об отличительных особенностях дополнительного образования взрослых [Текст] / В.Г. Шубович // Сборник материалов межрегиональной Выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов-2009. Ч. 2 / под ред. Е. Ф. Есенковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – С. 55-61 (0,4 п.л.).

42.Шубович, В.Г. Система учебных заведений при Русском Техническом обществе [Текст] / В.Г. Шубович // Системное инновационное развитие образования в Ульяновской области: сб. науч.-метод. материалов / под ред. Т. Б. Та-бардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – С. 50-55 (0,4 п.л.).

43 Шубович, В.Г. Роль общественности в решении вопросов технического образования (на примере Русского Технического общества) [Текст] / В.Г. Шубович // Системное инновационное развитие образования в Ульяновской области: сб. науч.-метод. материалов / под ред. Т. Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – С. 55-59 (0,3 п.л.).

44.Шубович, В.Г. Исторические предпосылки создания различных уровней технического образования в России [Текст] / В.Г. Шубович // Традиции, проблемы и перспективы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. О. В. Кириллова. – Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2012. – С. 247-255 (0,6 п.л.). – ISBN 978-5-4246-0128-6.

45.Шубович, В.Г. Организация производственного обучения и учебных заведений при Русском Техническом обществе в дореволюционной России [Текст] / В.Г. Шубович // Традиции, проблемы и перспективы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. О. В. Кириллова. – Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2012. – С. 256-264 (0,6 п.л.). – ISBN 978-5-4246-0128-6.

46.Шубович, В.Г. Трудовая подготовка в советский период [Текст] / В.Г. Шубович // Традиции, проблемы и перспективы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. О. В. Кириллова. – Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2012. – С. 265-271 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-4246-0128-6.

В научных статьях

47.Шубович, В.Г. Теоретико-методологические аспекты формирования содержания профессионально-технического образования [Текст] / В.Г. Шубович // Симбирский научный вестник. – 2011. – № 3. – С. 94-97 (0,2 п.л.). – ISSN 2224-1620.

48.Шубович, В.Г. Современные подходы к выбору форм и методов профессионально-технического образования [Текст] / В.Г. Шубович, А. В. Кузнецов // Симбирский научный вестник. – 2011. – № 4. – С. 76-80 (0,2 п.л.). – ISSN 2224-1620.

49.Шубович, В.Г. Технологическое образование: сущность, современные подходы, перспективы развития [Текст] / В.Г. Шубович // Симбирский научный вестник. – 2012. – № 1. – С. 103-107 (0,3 п.л.). – ISSN 2224-1620.

50.Шубович, В.Г. Модернизация начального и среднего профессионального образования: пути решения проблемы [Текст] / В.Г. Шубович // Поволжский педагогический поиск. – 2012. – № 1. – С. 95-97 (0,2 п.л.). – ISSN 2307-1052.

51.Шубович, В.Г. Положение о промышленных училищах 1898 года как фактор формирования системы специального образования в России в XIX – начале XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Симбирский научный вестник. – 2012. – № 4. – С. 96-99 (0,3 п.л.). – ISSN 2224-1620.

52.Шубович, В.Г. Историографические аспекты становления и развития системы профессионального образования в России на рубеже XIX- XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Поволжский педагогический поиск. – 2012. – № 2. – С. 114-118 (0,3 п.л.). – ISSN 2307-1052.

53.Шубович, В.Г. Организация учебно-воспитательного процесса в Симбирской общине «Сестер милосердия» в XIX-XX вв. [Текст] / В.Г. Шубович // Поволжский педагогический поиск. – 2013. – № 3. – С. 114-118 (0,3 п.л.). – ISSN 2307-1052.

54.Шубович, В.Г. Региональное обучение и воспитание в сельскохозяйственной школе конца XIX в. [Текст] / В.Г. Шубович // Поволжский педагогический поиск. – 2012. – № 2. – С. 118-122 (0,3 п.л.). – ISSN 2307-1052.