Научная тема: «МЕТАМОРФОЗ ФОРМ ЗНАНИЯ НА ГРАНИЦАХ НАУКИ»
Специальность: 09.00.08
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Под «превращенными формами знания» мы понимаем не только и не столько формы мыслительного производства, знания и практики, в которых на разных этапах самополагания была представлена и отчасти производится сегодня наука и реализуются способы ее саморазвития в сложных культурно-исторических контекстах, сколько донаучные и ненаучные (обыденные и т.п.), паранаучные, антинаучные и прочие («другие») формы ментально-когнитивного и рационального освоения мира. Они, функционируя в системе общечеловеческого знания, обнаруживают себя в качестве самостоятельных «сущностей» в любых типах социально-исторических и культурно-цивилизационных систем, из чего вытекает закономерность и универсальный характер всех типов превратностей («эффект превращенности»).
  2. Сегодняшние неклассические трактовки науки расширяют трактовку ее границ до пределов культуры, включающей опыт повседневности и широкую ненаучную сферу, хотя наука по-прежнему претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в ее первичном (деятельностном и технологическом) понимании, дает оценку «другим» формам знания (и феноменам) по результатам их соответствия общепринятому гносеологическому стандарту. Поскольку понятие «границ» отражает факт динамики и многогранной визуализации мира, постольку необходимо приведение его эпистемологического статуса в соответствие с онтологическими основаниями знания, с учетом сегодняшнего расширения эмпирического базиса науки (это же касается понятия нормы - познавательного стандарта и нормы научности). Мы склонны к допущению, что в условиях наращивания интегративных процессов общее поле для рефлексии над научным познанием и границами науки (при невозможности их сохранения в «чистом» виде) возможно на основе идеи «всеохватного синтеза», укорененной в самой природе науки и резонирующей с новейшими тенденциями транснаучного этапа развития современного знания. В широком плане в проблеме границ, выливающейся в вопрос о возможностях и границах научного метода как такового, резюмируется способность фундаментальной науки решать экзистенциальные проблемы человечества.
  3. Донаучные формы знания, являясь превращенными восполняющими замещениями на границах, разрывах и культурных диалогах античной рациональности, средневекового реформационного философско-теологического и капиталистического (практического) рационализма капитализма, выступали религиозно-теологической и исторической предпосылкой и границей генезиса новоевропейской науки, что в явном виде воплотилось в теоретической теологии и религиозной философии, где проблема движения знания рассматривалась как «история духа».
  4. Декартовское «cogito ergo sum» и локковская «tabula rasa» выступают главной рациональной (эпистемологической) оппозицией, сформулированной в рамках субъект-объектной парадигмы метафизического мышления, и базисным принципом новоевропейской рационалистической метафизической модели науки в социально-исторических границах первичной системы научного знания (естествознания). Универсальное значение декартовского «cogito» и сенсуалистического «tabula rasa» выявляется нами в качестве онтологической и эпистемологической границы человеческого познания. Наиболее адекватной формой философской рефлексии науки и границей новоевропейского научного рационализма стали радикальные новации немецкой классики (Кант и Гегель), характерная критика которой в марксизме и позитивизме в последующем определила формирование социокультурных и философских предпосылок сциентизма как превращенной формы науки классического типа.
  5. Применение механизма «превращенности» к анализу паранаучных дискурсов и практик позволило выявить паранауку в качестве деструктивной превращенной формы, то есть подсистемы, мимикрирующей «под науку», имитирующей ее способы самополагания и потому нередко мешающей «нормальному» существованию, жизнеобеспечению системы знания. Такие социальные извращенности и иррациональные механизмы жизнедеятельности, дополненные непомерным идеологическим мифотворчеством и созданием на его основе ментально-идеальных монстров рационально-иррационального типа, образуют собой и пополняют наряду с другими «ряды» современной «паранауки» и «антинауки». В сегодняшних условиях кризиса классической методологии (утрата единых методологических ориентиров, разрушение системы методологического контроля и других негативных трансформаций) паранаука обрела важное «методологическое право» - апеллировать к факту условности и плюрализма научных норм. Тем самым эпистемологическая «оправданность» демаркации науки и ненауки (равно как и «оправданность» системы традиционной методологической научной критики «паразнания») ставится под сомнение. Одновременно сохраняется практика узурпации паранаучным консорциумом традиционного (но не эпистемологического) авторитета науки для решения ряда актуальных социально-гуманитарных проблем и реализации нетрадиционных социокультурных технологий.
  6. Философские концепции иррационализма и движение антисциентизма выступали и являются сегодня специфической интеллектуальной реакцией на крайности догматической сциентистской идеологии, выливаясь в антиномию «сциентизм - антисциентизм», эпистемологические основания которой находят выражение в воссоздании современных образов и концепций науки и идеалов научности, в стратегии взаимодействия разных типов наук и идеалов научности, в основании которой лежит идея о взаимосвязанных сторонах социальности человека, участвующих в формировании существующей картины мира. Уточняя границы и противоречия между сциентистско-технократической и антисциентистской мировоззренческими ориентациями, мы подчеркиваем признание собственно социальной природы науки, понимание социального компонента знания и самого «социального» как проблемы сложной детерминации знания. Отсюда понятие «социальных границ науки» фиксирует норму представлений о науке и научности в обществе, оправдывая общественные представления о научном прогрессе и одновременно указывая на регулятивную роль науки с точки зрения ее способности найти человеку как носителю культуры свое место в мире.
  7. На фоне сложившегося деструктивного типа деятельности человека по саморазрушению проблема онтологических границ науки, «другого знания» и человека переводится нами в плоскость сохранения «statusa guo» и «самоценности жизни», обретая значение меры, предела возможного и допустимого в науке и любом знании, не зависимо от его эпистемологического статуса. В данной связи перспективные стратегии научного поиска принципиально связываются нами с задачей изменения самой концепции понимания науки и ее роли в обществе, с преодолением негативной тенденции отождествления научного идеала с идеалом естественнонаучного типа, на деле задающего сегодня идеал науки и модель «человека технократического». Эпистемологические границы неклассической науки должны задаваться рациональностью открытого типа, признающей, что многообразные формы знания не столько отрицают, сколько дополняют друг друга на правах равноправных партнеров в освоении и объяснении мира. В условиях методологической неустойчивости, кризиса универсальной эпистемологической нормы особую роль мы отводим методологической культуре и методологическому сознанию - в значении необходимого мировоззренческого и интегративно-прогнозирующего фактора на каждом новом этапе развития науки, извлекая уроки из ее претензий на универсальность и непогрешимость.
  8. В русле «коммуникативного поворота» к анализу науки, кульминационной стадией которого выступает «риторический подход» (А.П. Огурцов), альтернативный пространственно-временным моделям исследования мира и трактующий науку как «нарратив», «повествовательный дискурс», феномен альтернативной науки понимается нами как коммуникация, «освещенная» контекстом коммуникативного, диалогичного общения и взаимодействия, присущего природе науке и нагруженного интенциональными смыслами, установкой на равноправное сознание «Другого». Научное знание оказывается направленным взаимодействием различных актов полагания смысла на границах с другими смыслами, достигнутыми через взаимопонимание в условиях диалогической коммуникации, а научное исследование понимается как коммуникативный процесс. Альтернативная наука - это специфическая реакция (внутри и вне науки), как правило, «протест», контридеология на наиболее одиозные формы организации науки и системы научного знания, на втягивание научного сообщества в систему и структуры легитимной власти. Ее формообразующим ингридиентом всегда выступает научное сообщество - тот межличностный пласт научных коммуникаций, где «обмен дарами» (М.К. Петров) стимулирует развитие науки, определяя ее социальную роль и живительную силу. Поскольку и «альтернативно-оппозиционная», и «государственная» наука работают на оптимизацию эвристического ресурса научного знания как основного двигателя прогресса, постольку допустима модель их обоюдного сосуществования как наиболее эффективная на этапе «коммуникативного поворота» и возрастания роли научных (и иных) коммуникаций. Аксиологические парадоксы альтернативного знания апеллируют к рефлексии знания с позиции этической рациональности, сопряженной с синергетическим мировидением. Установка на этическую нейтральность знания и науки неприемлема.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1.Проблема достоверного исторического факта в контексте специфики исторической науки. Деп. ИНИОН РАН. № 55563, 20.04.2000. – 120 с. referun.com›n/filosofsko-kulturologicheskie.

2.Наука: прерванный триумф (философско-культурологическая рефлексия динамики научной рациональности): монография / Г.Н. Калинина. – Белгород, 2008. – 326 с.

3.Наука и «другое» знание (социально-историческая и методологическая экспликация): монография / Г.Н. Калинина. – Белгород, 2010. – 226 с.

4.Наука. «Другое знание». Человек / Редактор K. Necipurenko. Саарбрюкен, Palmarium Academic Publishing, 2012. – 564 с. (35 п.л.).

5.Границы науки и превращенные формы знания: монография / Г.Н.Калинина. – Белгород, 2012. – 292 с.

6.Наука и культура: сопряженность дискурсов: учебное пособие / Г.Н. Калинина.– Белгород, 2011. – 185 с.

Коллективные монографии:

7.Наука и философия: классические, неклассические и постнеклассические парадигмы: колл. монография / под ред. проф. В.П. Римского. – Белгород, 2008. – 470 с. – С. 46-101.

8.Ландшафты культуры: коллективная монография / Отв. ред. В.Г. Туркина. – Белгород, 2011. – 288 с. – С.73-91.

9.Концепты культуры и концептосфера культурологии: коллективная монография / Под науч. ред. Л.В. Никифоровой и А.В.Коневой. – СПб., 2011. – 381 с. – С. 45-57.

10. Антропология творческой субъективности и креативности: коллективная монография / Отв. редактор О. К. Румянцев. – СПб., 2013. – 310 с. – С. 209-224.

Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

11. Рациональность как основополагающий принцип европейской культуры // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Серия «Философия. Культура. Наука». – Вып. 3(18). – Белгород, 2006. – С. 210-215 – (0,5 п.л.).

12.Сущностные особенности паранаучного знания в современном социокультурном контексте // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Серия «Философия. Культура. Наука». – Вып. 2 (17). – Белгород, 2006. – С. 271-277 – (0,5 п.л.).

13.Проблема поиска идеала научности в условиях формирования новой иерархии общечеловеческих ценностей // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – Вып. 1. – Саратов, 2009. – С. 12-17 – (0,7 п.л.).

14. Наука – паранаука – человек в условиях модернизации современного типа цивилизационного развития // Известия ТулГУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып.1. – Тула, 2009. – С. 29-36 (0,7 п.л.).

15.Диалог человека и мира в менталитетах техногенной культуры как исторический «вызов времени» // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – Вып.10. – № 16 (71). – Белгород, 2009.– С. 194-201 (0,8 п.л.).

16.Динамика образа научной рациональности сквозь призму радикальных изменений в основаниях постнеклассической науки // Известия ТулГУ. Серия «Гуманитарные науки». -Вып.1. – Тула, 2011. – С. 22-30.(0,8 п.л.).

17.Практический рационализм капитализма как граница классической науки // Вестник ПГЛУ. – № 2. – Пятигорск, 2012. – С. 373-376. (0,5 п.л.).

18.Границы рационального дискурса и «других» мыслительных стратегий в контексте постмодернистской парадигмы // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – № 2 (97). – Вып. 15.– Белгород, 2011. – С. 17-25. (1 п.л.).

19.Философия как «превращенная форма» научного рационализма: Кант и Гегель // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – Вып. 4. – Саратов, 2011.– С. 7-10. (0,5 п.л.).

20. Специфика сенсуалистской познавательной модели: историко-философская и методологическая экспликация // Гуманитарные и социально-экономические науки. – № 1. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 19-22 (0,4 п.л.).

21.Философский иррационализм и генезис паранауки на границах науки // Гуманитарные и социально-экономические науки. – № 2. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 14-18 (0,5 п.л.).

22.Рациональная и паранаучная формы миропонимания // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – № 8 (127). – Вып. 20. – Белгород, 2012. – С. 254-260 (0,7 п.л.).

23.Донаучные социально-когнитивные формы в генезисе научного познания: концептуальная разнородность подходов // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – № 14 (133). – Вып. 21. – Белгород, 2012. – С. 37-45. (0,5 п.л.).

24.Миф как «превращенная форма» знания и граница античного рационализма (к вопросу о генезисе науки) // Знание. Понимание. Умение. Серия «Гуманитарные науки: теория и методология». – № 1 (345) 2013. – Москва, 2013. – С. 60-64. (0,5 п.л.)

25.Самополагание науки и превращенные формы знания // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – № 20 (139). – Вып. 22. – Белгород, 2012. – С. 28-39. (0,8/0,4 п.л). (в соавт.).

26.Социальные границы науки: от антисциентизма к горизонтам неклассической науки // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Серия «Естественные и гуманитарные науки». – № 5. – Белгород, 2013. – С. 229-232 (0,6 п.л.);

Статьи в других научных изданиях:

27. Правда истории как источник духовного спасения // Передовые технологии в промышленности и строительстве на пороге ХХI века: сб. докладов международной конференции, школы-семинара молодых ученых и аспирантов в 3-х частях. – Белгород, 1998. – С. 1098-1099 (0, 2п.л.).

28. Достоверный исторический факт и духовное возрождение российского общества // Духовное возрождение: сб. научных трудов. Вып. I. – Белгород, 1999. – С. 103-116 (0,8 п.л.).

29. Нравственный аспект фальсификации исторических фактов // Духовное возрождение: сб. научных трудов. Вып. II. – Белгород, 1999. – С. 217-223.(0,7 п.л.).

30.К вопросу о месте и роли историка-исследователя в формировании национального самосознания // Духовное возрождение: сб. научных трудов. Вып. III. – Белгород, 2000. – С. 224-226. (0,2 п.л.).

31.Факт науки как средство ценностного подхода в системе отношений: «человек-природа» // Духовное возрождение: сб. научных трудов. Вып. III-IV. – Белгород, 2000. – С. 114-116. (0,2 п.л.).

32.Утверждение истины в истории как фактор духовного возрождения российского общества // Материалы II межвуз. конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Духовная жизнь и культура российской провинции». – Белгород, 2001. – С. 208-210. (0, 2 п.л.).

33.Философско-культурологический рационализм в интерпретации истории Гегелем // Современные проблемы подготовки специалистов: сб. Материалов научно-практической конференции к 70-летию мед. колледжа. – Белгород, 2002. – С. 92-94. (0,1 п.л.).

34.Герменевтическая культурологическая модель интерпретации исторических фактов // Современные проблемы подготовки специалистов: сб. материалов научно-практической конференции к 70-летию мед. колледжа. – Белгород, 2002. – С. 94-99. (0,2 п.л.).

35.Интерпретация фактов отечественной истории как важнейший фактор становления гражданского общества и правовой государственности в современной России (философско-культурологический аспект) // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: сб. докладов межвузовской научно-практической конференции. – Белгород, 2003. – С. 201-206. (0,2 п.л.).

36.Паранаука как культурный феномен конца ХХ – начала ХХI века // Опыт духовного просвещения в современной системе образования: научно-богословский сборник. – Белгород, 2004. – С. 106-112. (0,6 п.л.).

37.Православие и паранормальные верования в современном российском обществе // Роль вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции: в 2-х т.– Губкин, 2008. – Т.2. – С. 118-122. (0,5 п.л.).

38.Язычество как древнейшая форма мировосприятия и паранормальные тенденции в современной России: истоки и трансформация // Роль вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции: в 2-х т.– Губкин, 2008. – Т.2. – С. 123-128. (0,6 п.л.).

39.Деструктивная роль электронных средств массовой информации в практическом решении проблемы духовности российского общества // Инновации и традиции в современном образовании и воспитании. Сб. материалов научно-практической конференции. – Старый Оскол, 2008. – С. 119-124. (0,З п.л.)

40. Античное понятие души и его отражение в современной российской науке и паранормальных верованиях // Античный вестник. «Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья». Вып. 5. – Алматы, 2008. – С. 321-337. (1 п.л.).

41. Деструктивные религиозные организации на территории современной России // Вторые Преображенские чтения: традиции и инновации в этнокультурном пространстве современной России. Сб. материалов международной научно-практической конференции. – М., 2008. – С. 119-127. (0,5 п.л.).

42.Девиации в исторической науке и их резонанс в культурно-историческом сознании российского общества (философско-культурологическая рефлексия) // Российский интеллектуал: исторические судьбы и цивилизационные перспективы (К 190-летию И.С. Тургенева и 180-летию Н.Г. Чернышевского и Л.Н.Толстого). Сб. научных статей. – Саратов, 2008. – С. 45-50. (0,5 п.л.).

43.Наука – дети – культура: социально-этическая рефлексия // Музыкальный фольклор – детям: I региональные научно-творческие «Маничкины чтения» (г. Белгород, 30 ноября 2007 г.). – Белгород, 2008. – С. 193-197 (0,5 п.л.).

44. Самоценность жизни в условиях общества риска // Общество риска и кризис постиндустриализма. Сб. материалов Всероссийского симпозиума (24-25 апреля 2009). – Саратов, 2009. – С. 120-124. (0,5 п.л.).

45. Наука и гуманизм – проблема соотношения // Развитие личности через музыку, язык, общение: сб. материалов III региональной научно-практической конференции. – Белгород, 2009. – С. 161-165. (0, 5 п.л.).

46.Научный разум и самоценность жизни в условиях рефлексивно-рациональной культуры // Славянский мир: общность и многообразие. Сб. материалов международной научно-практической конференции (Саратов, 22-23 мая 2009 г.). – Саратов, 2009. – С. 49-53. (0,5 п.л.).

47.Динамика взаимоотношений «государство – церковь» сквозь призму проблемы духовности как исторического типа культурной ориентации // Социокультурное пространство регионов: традиции и современные тенденции. Материалы и доклады Всероссийской научно-практической конференции, 25 мая 2009 г. – Белгород, 2009. – С. 83-87. (0,5 п.л.).

48. Системно-синергетическая мировоззренческая парадигма познания и синергетического мировидения // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств. Часть I. Сборник докладов участников Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9-10 октября 2009 г.). – Белгород, 2009. – С. 119-127. (0,5 п.л.).

49.Экзистенциональное одиночество европейского человека как кризисного субъекта техногенной культуры // Философия Мартина Хайдеггера и современность (к 120-лнтию со дня рождения философа): материалы Междунар. науч. конф. – Краснодар, 2010. – С. 149-154 (0,4 п.л.).

50.Научные и духовные начала в культуре и в мышлении: на пути к синтезу // Актуальные научные исследования БГИКИ. Сб. докладов Первой внутривузовской научно-методической конференции БелГИКИ (16 декабря 2009 г.). – Белгород, 2010. – С. 280-285. (0,5 п.л.).

51.Наука – паранаука как феноменологические основания познавательного мышления: сопряженность дискурсов // Город и наука: анализ рискогенных территорий. Сборник научных статей. – Саратов, 2010. – С. 131-137. (0,5 п.л.).

52.Историческая реконструкция как фактор духовного воспитания молодежи в обществе риска // Город и наука: анализ рискогенных территорий. Сборник научных статей. – Саратов, 2010. – С. 143-149 (0,5/0,25 п.л.). (в соавт.).

53.Разумно – всегда ли человечно? (Аксиологические границы науки и «другого знания») // Креативность в пространстве традиции и инновации: Третий Российский культурологический конгресс с межд. участием. Тезисы докладов и сообщений. – СПб, 2010.– С. 32. (0,1 п.л.).

54. Русская идентичность и «архив поколений» в менталитете техногенной культуры // Философские проблемы понимания в культуре и науке. Материалы международной научной конференции «Шестые Страховские чтения». – Белгород, 2011. – С. 259-263. (0,5 п.л.).

55. Мифологизированная история как ресурс инструментализации прошлого. Образование в современном мире: Сб. науч. ст. Выпуск 6. – Саратов, 2011. – С. 201-205. (0,5 п.л.).

56.Превращенные формы религиозно-мистического рационализма и вера как граница средневекового разума // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. Изд-во МИИ Наука. – М., 2011. – С. 23-34. (1 п.л.).

57.Сциентизм и антисциентизм: социально-культурная симптоматичность антиномии. Сборник материалов международной научной конференции 19-21 апреля 2011. ХV Юбилейные Царскосельские чтения. Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция / Т.III. – СПб, 2011. – С. 184-187. (0,4 п.л.).

58. Образование студенческой молодежи на пути в будущее: горизонты интеллектуальных траекторий // Собрание Научно-образовательного культурологического общества: материалы IV Собрания НОКО, научно-практической конференции, коллоквиума, научно- практического семинара, круглого стола и Второй Герценовской школы практической культурологии 15 - 17 апреля 2010 г. – СПб., 2011. – С. 264 – 272 (0,5 п.л.).

59.Перипетии века и границы компетенции разума (философская рефлексия). Сб. материалов научно-практической интернет-конференции (с международным участием) «Интеллектуальный и инновационный потенциал поколений в развитии местных территориальных сообществ» (20-25 октября 2011 г.). – Губкин, 2011. – С. 31-34. (0,5 п.л.).

60.Проблемы познавательного мышления на фоне постмодернистской культуры // Культура и ее объекты: стратегия и техники исследования. Сборник научных статей. Вып.1. – Белгород, 2011. – С.4-16. (1 п.л.).

61. Проблемные поля культурно-исторического сознания в образовательном процессе // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Методология и технологии высшего образования в информационном обществе» (6-7 сентября 2011г.). – Сочи, 2011. – С. 49-53.(0,4/0,2 п.л.) (в соавт.).

62. Онтологические и эпистемологические границы науки и «другого» знания и человека // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусства. Сборник докладов II всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 6-7 октября 2011). – Белгород, 2011. – С. 27-33. (0,5 п.л.).

63. Межкультурное взаимодействие в пространстве социального знания // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусства. Сборник докладов II всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 6-7 октября 2011). – Белгород, 2011. – С. 33-36. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

64. Проблема когерентности разума и культуры в спектре познавательных ориентиров // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2011 года). – Иваново, 2011. – С. 214-216. (0,4 п.л.).

65. Превращенные формы знания как «другие» формы ментально-когнитивного и рационального освоения мира // Экспертъ. Научно-аналитический журнал. – № 2 (февраль). – М., 2012. – С. 40-44.

66.Понятие «превращенной формы» как универсальный механизм при анализе границ научной рациональности и «другого знания // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. - Н. Новгород: Издат-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. – С. 305. (0,1 п.л.).

67.Философская проблематизация знания как понятия и феномена в новых условиях рефлексивности // Экспертъ. Научно-аналитический журнал. – № 8 (август). – М., 2012. – С. 18-23. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

68. «Игра» – иллюзия или реальность? // Философия и наука поверх барьеров: Свобода и творчество в современном мире: материалы VII Всероссийской научной конференции молодых учѐных, докторантов, аспирантов и студентов. – Белгород, 2012. – С. 18-20. (0,3 п.л.). (в соавт.).

69. Апология и критика научной рациональности в постмодернизме: неклассические тенденции – подходы – смыслы // Философия и наука поверх барьеров: Свобода и творчество в современном мире: материалы VII Всероссийской научной конференции молодых учѐных, докторантов, аспирантов и студентов. – Белгород, 2012. – С. 43-45. (0,3 п.л.).

70. Социокультурная реальность и социокультурные трансформации: рефлексия феномена игры // Материалы II международной конференции «Философия и искусство». – М., 2013. – С. 35-40 (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

71. Научное – ненаучное: визуализация границ в «полях притяжения постмодерна» // Материалы II международной конференции «Философия и искусство». – М., 2013. – С. 40-46 (0,5 п. л.).

72. Границы интерпретации истории: конкретно-исторические и человеческие измерения // «Культурно-исторический потенциал модернизации: парадоксы российской ментальности». Сб. статей. – М., 2012. – С. 221-224 ( 0,5 п.л).

73. Культурное содержание научной рациональности с позиций синергетического миропонимания: аксиологический аспект // Культурно-исторический потенциал модернизации: парадоксы российской ментальности» / Сб. статей. – М., 2012. – С. 260-265. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

74. Знание как понятие и феномен: философское и логико-методологическое понимание // Пространство культуры: проблемы философии и методологии. Сборник докладов заочной Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 22 мая 2012 г.) / Отв. ред. Г.Н. Калинина. – Белгород, 2012. - С. 102-110. (0,5/0,25) (в соавт.)

75.Проблемные поля неклассического познавательного мышления // Пространство культуры: проблемы философии и методологии. Сборник докладов заочной Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 22 мая 2012 г.) / Отв. ред. Г.Н.Калинина. – Белгород, 2012. – С. 110-117. (0,5.п.л.).

76.Поиск нравственного абсолюта в иерархии жизненных ценностей (к проблеме достоверности знания) // Материалы всероссийской молодежной конференции в рамках фестиваля науки (Астрахань, 19–21 сентября 2012). В 2-х томах. Т.1. – Астрахань, 2012. – С. 21-26.(4,75п.л.).

77.Право на культурное наследие: рефлексия культурно-исторического сознания // Школа молодых ученых в области культурологи и музееведения еврорегиона «Слобожанщина»: сборник докладов (Белгород, 17-18 мая 2012 г.). – Белгород, 2012. – С. 81-84. (0,3/0,15) (в соавт.).

78.Паранаука – маргинальное знание или спор за науку (В чьи паруса дует ветер века?) // Наука-искусство-культура. Научный рецензируемый журнал. Вып 1. – Белгород, 2012. – С. 94-102. (0,8 п.л.).

79.Антропоцентрическая перспектива научного и «другого» знания в современном обществе риска (рефлексия границ разума) // Город: рискогенное пространство. Сборник научных статей. – Саратов, 2012. – С. 3-7 (0,5 п.л.).

80.Потенциал библиотечного ресурса на границах современных социокультурных трансформаций (философско-культурологическая рефлексия) // Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой: Материалы Всерос. науч. конф. 27–28 ноября 2012 г. – Новгород, 2013. – С. 29-33. (0,4/0,20 п.л). (в соавт.).

81. Философско-методологическая экспликация понятия факта истории // Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой: Материалы Всерос. науч. конф. 27–28 ноября 2012 г. – Новгород, 2013. – С. 196-200. (0,4 п.л).

82.Исторический факт: культурно-исторический контекст и человеческие измерения // Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой: Материалы Всерос. науч. конф. 27–28 ноября 2012 г. – Новгород, 2013. – С. 200-204. (0,4 п.л).

83.Кант и Гегель: границы и горизонты классической науки // Актуальные вопросы науки: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (35.01.2013). – М., 2013. – С. 125-127. (0,4 п.л).

84.Духовность как абсолютная ценность человеческой личности и антипод греховности (рефлексия границ современного «рацио») // Евангелие в контексте современной культуры: / Материалы I Междунар. науч.-практ. – Белгород, 2013. – С. 104-108. (0,4 п.л).