- Философско-исторические идеи Самарина носят достаточно самобытный характер, имеют самостоятельную теоретическую и практическую ценность. Они оказали влияние на развитие русской философии истории XIX - первой четверти XX в.
- Славянофильство как духовное явление представляет собой единство в многообразии, которое не исключает, а предполагает самобытность и даже противоречивость исторических воззрений его представителей.
- Философское мировоззрение славянофилов - диалогическое поле, где синтезировались идеи античной, восточнохристианской, древнерусской, русской и западноевропейской философской мысли.
- Учение славянофилов о цельности стоит у истоков русского интуитивизма с его экзистенциальным измерением истории и человеческого бытия, с его признанием возможности познания не только чувственного мира, но и сверхчувственных идей.
- Политическая философия органически вписывается в контекст цельного мировоззрения Самарина, является основой его философии истории.
- Самарин стоит у истоков цивилизационного подхода к истории, в некотором смысле является предтечей Н. Я. Данилевского, тогда как для Хомякова и Киреевского важны были мессианство и хилиазм в контексте всемирного братства. Идеи «славянского братства» и «национального сплочения» Самарин связывал с вопросами сохранения национальной идентичности и противостояния наступательной политике Запада.
- Философско-исторические размышления Ю. Ф. Самарина можно назвать философией истории, так как они лишены метафизической и идеологической окраски, апеллируют к беспристрастности и научной достоверности, опираются не только на хорошо проработанную историографию, но и на историческую эпистемологию, включающую два методологических принципа - цельность познания в единстве всех сил духа и «народность» мысли.
- Философия истории Самарина и славянофилов актуальна в современной философии, которая находит в ней архетипы русской философской куль туры, а также многие ответы на жизненно важные вопросы наших дней.
1. Скороходова, С. И. Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX – первой четверти XX века: моногра фия / С. И. Скороходова. – М.: Прометей, 2013. – 432 с. – 27 п. л.
Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ:
2.Скороходова, С. И. Понятие «народ» в историософии Ю. Ф. Самарина и славянофилов / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2013. – № 3. – С. 174–177. (0, 7 п.л).
3.Скороходова, С. И. Философские истоки мировоззрения И. В. Киреевского / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2012. – № 1. – С. 134–139. (0,5 п.л.).
4.Скороходова, С. И. Проблема власти и общества в работе Ю. Ф. Самарина «Князь» и её влияние на представителей «московского направления» / С. И. Скороходова // Преподаватель ХХI век. – 2012. – № 1. – С. 266–275. (0,8 п.л.).
5.Скороходова, С. И. Воспитание Ю. Ф. Самарина как исток формирования его мировоззрения / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2012. – № 2. – С. 168–172. (1 п.л.).
6.Скороходова, С. И. Философский спор о вере К. Н. Леонтьева и Н. С. Лескова с Ф. М. Достоевским / С. И. Скороходова // Преподаватель ХХI век. – 2012. – № 3. – Ч. 2. – С. 236–240. (0,5 п.л.).
7.Скороходова, С. И. К вопросу о философии религии И. В. Киреевского и А. С. Хомякова в связи с особенностями их религиозности / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2012. – № 3. – С. 160–166. (0,8 п.л.).
8.Скороходова, С. И. Понятие «власть» в творчестве Ю. Ф. Самарина и С. Н. Булгакова / С. И. Скороходова // Вестник Орловского государственного университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 203–207. (0,7 п.л.).
9.Скороходова, С. И. «Русская идея» в контексте мессианства славянофилов / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 176–181. (0,6 п.л.).
10.Скороходова, С. И. Идея славянского братства в творчестве представителей «московской школы» / С. И. Скороходова // Преподаватель ХХI век. – 2012. – № 4. – Ч. 2. – С. 250–261. (0,9 п.л.).
11.Скороходова, С. И. Понятия «униатства» и «иезуитизма» в контексте историософии Ю. Ф. Самарина / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 174–179. (0,5 п.л.).
12.Скороходова, С. И. «Православие – народность – самодержавие» в историософии ранних славянофилов / С. И. Скороходова // Преподаватель ХХI век. – 2011. – № 1. – Ч. 2. – С. 240–250. (0,9 п.л.).
13.Скороходова, С. И. «Письма из Риги» в историософии Ю. Ф. Самарина / С. И. Скороходова // Соловьёвские исследования. – 2011. – Вып. 4 (32). – С. 101–113. (1 п.л.).
14.Скороходова, С. И. Эстетическое начало в историософии И. В. Киреевского и его отражение в русской философской мысли / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2011. – № 4. – С. 129–135. (0,7 п.л.).
15.Скороходова, С. И. Проект идеального государства И. В. Киреевского в повести «Остров» / С. И. Скороходова // Наука и школа. – 2011. – № 5. – С. 125–128. (0,5 п.л.).
16.Скороходова, С. И. Экзистенциальные и воскресительные мотивы в творчестве славянофилов / С. И. Скороходова // Преподаватель ХХI век. – 2010. – № 2. – Ч. 2. – С. 241–251. (1 п.л.).
17.Скороходова, С. И. Философия творчества в работах ранних славянофилов и П. А. Флоренского / С. И. Скороходова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Культурология: Энтелехия. – 2004. – № 8 (59). – С. 105–109. (0,5 п. л.).
Разделы в учебных пособиях:
18.Хретинина, С. И. (Скороходова, С. И.) Философские искания в России в 30-ые – 40-ые гг. XIX в.: И. В. Киреевский, Н. В. Станкевич, Н. Т. Грановский / С. И. Скороходова // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. – М.: Владос, 1997. – 672 с. – С. 140-153. (42/1 п. л.).
19.Хретинина, С. И. (Скороходова, С. И.) Философия любомудров: Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский / С. И. Скороходова // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. – М.: Владос, 1997. – 672 с. – С. 127-134. (42/0,8 п. л.).
20.Хретинина, С. И. (Скороходова, С. И.) Доктрина «теории официальной народности»: М. П. Погодин, С. П. Шевырёв / С. И. Скороходова // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. – М.: Владос, 1997. – 672 с. – С. 117-122. (42/0,7 п. л.).
21.Скороходова, С. И. Общая методология науки: И. И. Лапшин / С. И. Скороходова // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных наук: Хрестоматия. Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с. – С. 322-325. (51,5/0,3 п. л.).
22.Скороходова, С. И. Методология научного исследования: социальные и гуманитарные науки: А. С. Хомяков / С. И. Скороходова // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных наук: Хрестоматия. Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с. – С. 693-696. (51,5/0,3 п. л.).
Статьи и тезисы:
23.Скороходова, С. И. «Живое» у И. Киреевского (от славянофилов до Н. Ф. Фёдорова) / С. И. Скороходова // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. Вып. 1. – М.: Наследие, 1996. – С. 150–154. (0,3 п. л.). (статья)
24.Скороходова, С. И. Гносеология И. В. Киреевского и П. А. Флоренского / С. И. Скороходова // П. А. Флоренский и наука ХХ века: Тезисы докладов и выступлений на международной конференции. – М., Изд-во МАИ, 1996. – С. 22–24. (0,1 п. л.) (тезисы)
25.Скороходова, С. И. Теологическая составляющая творчества Ив. Киреевского (стилизованная теократия) / С. И. Скороходова // Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные рукописи. Раздел «Философия». 1997. № 7. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 52301 от 05.02.1997. (2,2 п. л.). (статья)
26.Скороходова, С. И. Фёдоров и ранние славянофилы / С. И. Скороходова // Гуманитарные исследования: Альманах. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. – С. 74–81. (0,7 п. л.). (статья)
27.Скороходова, С. И. И. В. Киреевский о христианской культуре / С. И. Скороходова // Православная Церковь и культура: Материалы секции ХIII Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: Изд-во отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, 2005. – С. 91–103. (0,5 п. л.). (статья)
28.Скороходова, С. И. Проблема христианского единения: от ранних славянофилов до Н. Ф. Фёдорова / С. И. Скороходова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 316. (0,1 п. л.). (тезисы)
29.Скороходова, С. И. Проблема разделения церквей у И. В. Киреевского / С. И. Скороходова // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами): Сб. материалов. – М.: Издание Паломнического центра Московского Патриархата, 2005. – С. 147–154. (0,8 п. л.). (статья)
30.Скороходова, С. И. Проблема творчества в философии А. С. Хомякова и И. В. Киреевского / С. И. Скороходова // А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист: Сб. статей по материалам международной научной конференции. Т. I. – М.: Языки славянских культур, 2007. – С. 622–631. (0,6 п. л.). (статья)
31.Скороходова, С. И. Философия музыки И. В. Киреевского в контексте русской мысли XIX–XX веков / С. И. Скороходова // «Служитель духа вечной памяти»: Н. Ф. Фёдоров: К 180-летию со дня рождения: Сб. научных статей: В 2 ч. – М.: Пашков дом, 2010. (0,8 п. л.). (статья)
32.Скороходова, С. И. Экзистенциальные мотивы в творчестве славянофилов и «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова / С. И. Скороходова // Литературоведческий журнал. – 2011. – № 29. – С. 74– 89. (В рамках проекта НИО, программа фундаментальных исследований президиума РАН). (0,8 п. л.). (статья)
33.Скороходова, С. И. Проблема «власти» в историософии Ю. Ф. Самарина и С. Н. Булгакова / С. И. Скороходова // Сб. научных чтений по материалам VI Всероссийской научной конференции с международным участием. – Орёл: Картуш, 2012. – 352 с. – С. 41–49. (0,5 п. л.). (тезисы)
34.Скороходова, С. И. Два письма П. А. Флоренского к Ф. Д. Самарину (вступительная статья, комментарии С. И. Скороходовой, И. А. Едошиной) / С. И. Скороходова // Энтелехия. – 2012. – № 26. – С. 49–51, 105–109. (0,5 п. л.). (статья)
35.Скороходова, С. И. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» в контексте духовной эволюции Ю. Ф. Самарина (статья) / С. И. Скороходова // Энтелехия. – 2012. – № 26. – С. 72–77, 105–109. (0,4 п. л.). (статья)
36.Скороходова, С. И. И. В. Киреевский о христианской культуре (статья) / С. И. Скороходова // Русская мысль. Сб. 32. – Режим доступа: http://roshil.ru/tought/kireevsky_index.htm. (0,7 п. л.). (статья)
Зарубежные публикации:
37.Скороходова, С. И. «Старое» славянофильство И. Киреевского и «новое» Н. Фёдорова (статья) / С. И. Скороходова // Философия космизма и русская литература: Материалы международной научной конференции «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Фёдорова». – Белград: Изд-во филологического факультета в Белграде, 2004. – С. 127–138. (1 п. л.). (статья)
38.Скороходова, С. И. «Письма из Риги» в историософии Ю. Ф. Самарина / С. И. Скороходова // Политеиа, научни часопис Факултета политичких наука у Бањој Луци за друштвена питања. – Година II, број 3, Бања Лука, јун 2012. – С. 209–220. – Рjешењем Министарства просвjете и култу-ре Республике Српске од 23.5.2011 године, часопис «Политеиа» Бања Лука уписана jе у Регистар jавних гласила под редним броjем 617. (Сербская республика) (0,9 п. л.). (статья)