- Накопившийся в музыковедческой практике пласт разрозненных наблюдений над элементами «второго плана», функционирующими в музыкальном тексте, требует своего обобщения и систематизации, необходимых для изучения процессов смыслообразования в музыке.
- Изучение процессов смыслообразования опирается на две семиологические концепции музыки: интроверсивную (связанную с имманентными смыслами) и экстраверсивную (проявляющуюся во внешних связях и символизации значений).
- Исследование ведется с помощью категорий денотаций (денотатов) и коннотаций (коннотатов), функциональные различия которых определяются только контекстуальным применением их в музыкальном тексте.
- Коннотации, являющиеся основным объектом исследования, проявляются в многообразных формах: а) в различных текстовых структурах, чья стратегия направлена на постепенное их превращение в денотации; б) в концептах, адресующих восприятие к экстрамузыкальным взаимодействиям музыки с внешним миром.
- Коннотации являются действенным механизмом анализа смыслообразования в музыке, который сводится к ряду процедур: выявлению коннотаций, определению их функциональных свойств в контексте музыкального произведения. Подобный анализ важен для понимания и оценки индивидуальных смыслов, выстраивающихся при использовании общезначимых средств.
1. Стогний, И.С. Христианские образы в светской хоровой миниатюре русских композиторов / И.С. Стогний // Музыка и время. – 2010. – № 7. – С.24-29. 0,6 п.л.
2. Стогний, И.С. Смысловые реалии клавирных токкат И.С.Баха / И.С. Стогний // Музыковедение. – 2010. – № 6. – С.2-10. 1,0 п.л.
3. Стогний, И.С. Метафорический язык музыки / И.С. Стогний // Музыковедение. – 2010. – № 10. – С. 11-16. 0,6 п.л.
4. Стогний, И.С. Феномен «второго плана» в музыке / И.С. Стогний // Музыковедение. 2011. – № 11. – С.2-10. 1,0 п.л.
5. Стогний, И.С. Мифопоэтическое пространство музыкального произведения (на примере фортепианного цикла В.Рябова «Четыре евангельских сюжета») / И.С. Стогний // Театр, живопись, кино, музыка. – 2012. – № 4. – С.121 -135. 0,7 п.л.
6. Стогний, И.С. Смысловая многомерность музыкального произведения / И.С. Стогний // Музыковедение. – 2012. – № 10. – С.2-9. 0,9 п.л.
7. Стогний, И.С. Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций / И.С. Стогний // Музыковедение. – 2013. – № 1. – С.3-13. 1,2 п.л.
8. Стогний, И.С. Коннотации музыкального текста / И.С. Стогний // Музыка и время. – 2013. – № 4. – С. 24-32. 1,9 п.л.
Монография:
9. Стогний, И.С. Коннотативные свойства музыкального текста / И.С.Стогний. – М.: РАМ им.Гнесиных. 2013. 224 с. (ISBN: 978-5-8269-0197-7)
Другие публикации по теме диссертации:
1. Стогний, И.С. О семантической многомерности музыкального произведения / И.С. Стогний // Музыкальная конструкция и смысл : сборник трудов РАМ им. Гнесиных. – Вып.151. – М., 1999. – С. 40-52. 0,6 п.л.
2. Стогний, И.С. О смыслообразующей роли детали в музыкальном тексте / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры : Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования : материалы научной конференции 27-29 октября 1998 г. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2000. – С. 177-188. 0,7 п.л.
3. Стогний, И.С. «Скрытый мотив» в музыкальном произведении / И.С. Стогний //Музыковедение к началу века : прошлое и настоящее : материалы научной международной конференции 24-26 сентября 2002 г. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. – С. 209-225. 1,0 п.л.
4. Стогний, И.С. Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения / И.С. Стогний // Семантика музыкального языка : материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 г. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – С. 54-60. 0,4 п.л.
5. Стогний, И.С. Анализ в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры : вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 20-22 ноября 2002 г. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – С. 81-92. 0,7 п.л.
6. Стогний, И.С. Форма 2-го плана как семантическая составляющая музыкального произведения / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры : вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научной международной конференции 26-29 октября 2004 г. – М., 2004. – С. 150-157. 0,5 п.л.
7. Стогний, И.С. Семантика «игры» в 18-й фортепианной сонате Л.Бетховена / И.С. Стогний // Семантика музыкального языка : материалы научной международной конференции 15-16 марта 2004. – М., 2005. – С. 50-57. 0,5 п.л.
8. Стогний, И.С. Семантика вариационного процесса в фортепианных сонатах И.Брамса / И.С. Стогний // Семантика музыкального языка : материалы научн. конференции 29-31 марта 2005 г. – Вып.3. – М., 2006. – С. 118-127. 0,6 п.л.
9. Стогний, И.С. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания / И.С. Стогний // Музыкальное содержание : современная научная интерпретация. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону : Консерватория им. С. Рахманинова, 2006. – С. 136-161. 1,9 п.л.
10. Стогний, И.С. Объекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации / И.С. Стогний // Интерпретация художественного текста и анализ музыки : тр. ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. – М., 2007. – С. 3-17. 0,8 п.л.
11. Стогний, И.С. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации / И.С. Стогний // Процессы музыкального творчества : сборник трудов РАМ им.Гнесиных, № 169. Вып.9. – М., 2007. – С. 225-242. 1,0 п.л.
12. Стогний, И.С. «Геометрия» композиционного пространства как носитель христианской образности в «Немецком реквиеме» И.Брамса / И.С. Стогний // Христианские образы в искусстве : тр. РАМ им. Гнесиных; отв. редактор-составитель И.С. Стогний. – Вып. 1. – М., 2007. – № 170. С. 211-221. 0,6 п.л.
13. Стогний, И.С. Жанровый аспект музыкального произведения в аналитической иерархии / И.С. Стогний // Муз. Образование в контексте культуры : вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научн. конференции 31 октября-2 ноября 2006 г. – М., 2008. – С. 180-188. 0,5 п.л.
14. Стогний, И.С. Тональная драматургия в «Страстях по Иоанну» И.С. Баха / И.С. Стогний // Христианские образы в искусстве : тр. РАМ им. Гнесиных, № 171; отв. редактор-составитель И.С. Стогний. – Вып. 2. – М., 2008. – С. 33-48. 0,9 п.л.
15. Стогний, И.С. Интерпретация текста Псалма в кантате И.С. Баха № 150 / И.С. Стогний // Проблемы художественной интерпретации : материалы Всероссийской научной конференции «Проблемы художественной интерпретации» 27-28 ноября 2007 г. – М., 2010. – С. 102-115. 0,8 п.л.
16. Стогний, И.С. Тональный аспект семантики музыкального произведения / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры : вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научн. конференции 21-23 октября 2008 г. – М. : РАМ им.Гнесиных, 2009. – С. 181-200. 1,2 п.л.
17. Стогний, И.С. Клавирные токкаты И.С. Баха : от смысловой полифонии к полифонии форм / И.С. Стогний // Pax sonoris : история и современность (Памяти М.А. Этингера). Научный журнал. – Выпуск 3. – Астрахань : Труды Госконсерватории. – 2008. – С. 157-162. 0,9 п.л.
18. Стогний, И.С. Музыкальная семиотика : история и практическая значимость/ И.С. Стогний // Музыкальная семиотика. Пути и перспективы развития : сб. статей по материалам 2-й Международной научной конференции 13-14 ноября 2008 г. – Астрахань, 2008. – С. 17-22. 0,6 п.л.
19. Стогний, И.С. Интерпретация. Идея? Необходимость? Неизбежность? / И.С. Стогний // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия : сб. ст. по материалам Межд. науч. конф. 6-9 апреля 2009 года. ГКА им. Маймонида. – М. : Человек, 2010. – С. 284-293. 0,7 п.л.
20. Стогний, И.С. Идея «двоемирия» в стилевой интерпретации / И.С. Стогний // Всероссийская научная конференция «Проблемы художественной интерпретации» : РАМ им. Гнесиных, 9-10 апреля 2009 г. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2010. – С. 39-51. 0,7 п.л.
21. Стогний, И.С. Метафора в музыке : постановка проблемы / И.С. Стогний // Музыковедение к началу века : прошлое и настоящее : всероссийская научная конференция РАМ им. Гнесиных 11-12 ноября 2009 г. – М., 2010. – С. 64-75. 0,6 п.л.
22. Стогний, И.С. Метафора в музыкальном тексте / И.С. Стогний // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке : История, теория, исполнительство, педагогика : сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. – Астрахань, 2009. – С. 96-101. 0,7 п.л.
23. Стогний, И.С. Христианские идеи в хоровой музыке русских композиторов / И.С. Стогний // Христианские образы в искусстве : сб.тр. РАМ им. Гнесиных. – Вып.3. – М., 2011. – № 181. – С. 62-75. 0,7 п.л.
24. Стогний, И.С. Взаимодействие явного и скрытого семантических планов в музыкальном произведении / И.С. Стогний // Журнал Musicus. – СПб., 2010. – № 3-4. – С. 17-22. 0,6 п.л.
25. Стогний, И.С. Модусы интертекстуальности в музыке. / И.С. Стогний // Журн. Musicus. – 2011. – № 3-4. – С. 28-34. 0,7 п.л.
26. Стогний, И.С. Некоторые аспекты интертекстуальности в музыке / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры : Вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научн. конференции 1-3 ноября 2010 г. – М., 2012. – С. 226-238. 0,6 п.л.
27. Стогний, И.С. Аспекты семиотического исследования в области музыки / И.С. Стогний // Вопросы музыкознания : Теория. История. Методика : Тр. ин-та музыки им.Шнитке. – Вып.IV. – М., 2011. – С. 11-19. 0,5 п.л.
28. Стогний, И.С. Романтическая ирония как аспект трагического / И.С. Стогний // Романтизм : истоки и горизонты : материалы Международной научной конференции памяти А.Караманова 24-26 февраля 2011 г. – М. : РАМ им.Гнесиных. – 2012. – С. 43-50. 0,4 п.л.
29. Стогний, И.С. Фортепианный цикл В.Рябова «Четыре Евангельских сюжета». Музыкальное толкование / И.С. Стогний // Христианские образы в искусстве : сб.тр. РАМ им. Гнесиных. – Вып.4. – М., 2011. – С. 87-97. 0,5 п.л.
30. Стогний, И.С. О тональной семантике Пассионов И.С. Баха / И.С. Стогний // И.С. Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти. Проблемы изучения творческого наследия : сб. ст. по мат-лам научн. конференции 20 21 октября 2010 г. – М., 2011. – С. 80-89. 0,6 п.л.
31. Стогний, И.С. Взаимодействие медитативного и экспрессивного в музыке : к проблеме интонационных архетипов / И.С. Стогний // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Сб.научн.статей / Гл.ред. Л.В. Саввина, ред.- сост. В.О. Петров. – Астрахань : Астраханская государственная консерватория, 2012. – С. 12-24. 1,0 п.л.
32. Стогний, И.С. Музыковедение как семиотическая наука / И.С. Стогний // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия : сб. статей по материалам Международной научной конференции 9-12 апреля 2012 г. – М. : Маймонида, 2012. – С. 340-346. 0,5 п.л.
33. Стогний, И.С. Коннотации музыкального текста / И.С. Стогний // Искусство и образование. – 2012. – № 4. – С. 72-82. 1,9 п.л.
34. Стогний, И.С. Семантика музыкальных форм / И.С. Стогний // Музыкальное искусство и наука в современном мире : параллели и взаимодействия : сб. статей. – Астрахань : Астраханская консерватория, 2012. – С. 23-30. 0,7 п.л.
35. Стогний, И.С. Интертекст как «посвящение» на примере фортепианной Фантазии c- moll памяти Марии Юдиной В.Рябова / И.С. Стогний // Музыкальное образование в контексте культуры. Вопросы теории, истории и методологии : материалы международной научн. конференции 29 31 октября 2012 г. – М., 2013. – С. 206-214. 0,5 п.л.