- Онтологический анализ понимания, характеризующий его как исходную раскрытость бытия-в-мире, стал возможен благодаря феноменолого-герменевтическому проекту.
- Эвристически значимый потенциал марксовской и хайдеггеровской концепций обнаруживается в толковании понимания как «озабоченно-деятельного» обхождения человека с предметами в процессе их «прагматического» освоения, складывающегося прежде сознательной и рефлексивной установки субъекта.
- В противоположность Гадамеру, распространявшему герменевтический анализ на всю сферу человеческого опыта, считаем, что существует предел, за границами которого интерпретативная работа утрачивает свой смысл: глубинные структуры человеческого бытия не поддаются языковому выражению, что порождает специфику проблемы феномена Чужого и взаимоотношения с ним.
- В условиях отсутствия гарантированного механизма поддержания культурного пространства особая роль принадлежит предметам культуры или «вещественно-понимательным» предметам, носящим символический характер и осуществляющим актуализацию и поддержание собственно человеческих состояний.
- Онтология понимания нацеливает на исследование тех регионов человеческого бытия, в которых отношение человека к миру предстает в своей непосредственности, а понимание мира выступает в своей истинности. Это - художественное творчество и сфера человеческой поступочности с императивом ответственности.
- Понимание Другого возможно лишь на почве интерсубъективного «жизненного мира» как онтологически-исходной, нередуцируемой основы, задающей культурные образцы и социальные нормы.
- Понимание есть фундаментальная форма человеческого опыта, посредством которого происходит наделение cмыслом и интерпретация общего для всех «жизненного мира». Он конcтитуируется посредством актов переживания и понимания как мир значений, выступающих в виде типических предcтавлений об объектах этого мира.
- Принцип «эпохе» или «редукции», предложенный феноменологией, позволяет представить формирование осмысленных действий, тесно связанных с внутренним течением времени.
- Как механизм регуляции коммуникативных взаимодействий языковое взаимопонимание в реализации cоциальной интеграции и культурной традиции не имеет альтернативы.
1. Черняк Н.А. Онтология понимания. Монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. – 16 п.л.
Публикации в рекомендованных ВАК РФ изданиях
1. Черняк Н.А. Понимание как определенность человеческого бытия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Вестник КрасГАУ. Вып. 4. Красноярск, 2004. – C. 185 – 188.
2. Черняк Н.А. Вещественно-понимательные предметы и человеческие формы жизни // Философия образования. № 3 (11). Новосибирск, 2004. – С. 222 – 226.
3. Черняк Н.А. Возможно ли взаимопонимание культур? // Философия образования. № 2 (13). Новосибирск, 2005. – С. 191 – 197.
4. Черняк Н.А. Аутентичное существование и его гаранты // Вестник ОмГУ. 2010. № 2. – С. 135 – 147.
5. Черняк Н.А. Проблема понимания и универсальность герменевтического опыта // Вестник ОмГУ. 2011. № 4. – С. 202 – 206.
6. Черняк Н.А. Существование: наличное и возможное // European Social Science Jounal. Рига-Москва. 2011. № 13(16) – С. 39 – 45.
7. Черняк Н.А. Проблема понимания: феноменолого-герменевтический синтез // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», 2012, №1 (105). Омск. – С. 104 – 107.
8. Черняк Н.А. Взаимоотношение с другим: понимание или вопрос // Вестник КрасГАУ, Красноярск. 2012. № 4. – С. 259 – 264.
9. Черняк Н.А. О границах и возможностях респонзивной феноменологии // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2013. №1 (115). Омск. – С. 71 – 74.
10. Черняк Н.А. Коммуникативный разум: утопия или реальность // European Social Science Jounal. Рига-Москва. 2013. № 3 – С. 17 – 23.
Статьи в научных сборниках и других изданиях
1. Черняк Н.А. Проблема понимания и образование смыслов // Методология исследования, проблемы формирования и активизации человеческого фактора. Омск: Изд-во ОмГУ, 1988. – С. 124 –126.
2. Черняк Н.А. Проблема человека в западноевропейской неклассической философии. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. – 38 с.
3. Черняк Н.А. Проблема субъективности в классической и неклассической философии // Становление человека как субъекта социального творчества: Монографическое исследование (материалы философской секции Всероссийской научно-практической конференции «Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек». Омск, 6-7 февраля 1997). – Омск: Изд. Центр «Диалог-Сибирь», 1997. – С. 153 – 154.
4. Черняк Н.А. Язык как универсальная среда герменевтического опыта // Славянские чтения. Вып. 6. Духовные ценности народа. – Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. – С. 110 –112.
5. Черняк Н.А. Понимание традиции и язык: анализ герменевтической концепции Х-Г. Гадамера // Язык. Человек. Картина мира. Лингво-антропологические и философские очерки. Ч 1. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. – С. 182 – 187.
6. Черняк Н.А. Вл. Соловьев и западноевропейская метафизика // Идейное наследие В.С. Соловьева и проблемы наступающего века (к 100-летию со дня смерти). Материалы Всероссийской научной конференции 5-6 октября 2000 г. Ч. I. Омск, 2000. – С. 71 –75.
7. Черняк Н.А. Проблема понимания и актуальность традиции // Социально-экономические и гуманитарные аспекты модернизации общества: Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во «Прогресс» Омск. ин-та предпринимательства и права, 2003. – С. 212 – 215.
8. Черняк Н.А. Взаимопонимание как механизм социальной регуляции в критической теории Ю. Хабермаса // Вестник ОмГУ. Вып. 4. Омск, 2003. – С. 36 – 39.
9. Черняк Н.А. Понимание и ответственное бытие // Человек в современных философских конфигурациях: Материалы третьей международной научной конференции. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: в 2х т. Том 1. Волгоград, 2004. – С. 531 – 534.
10. Черняк Н.А. Об онтологии понимания и ответственности // Вестник ОмГУ. Вып. 4. Омск, 2004. – С. 46 – 49.
11.Черняк Н.А. М. Хайдеггер и М.М. Бахтин: феноменология или антропология? // Антропологические конфигурации современной философии: Материалы научной конференции. Москва, 3-4 декабря 2004. М., 2004. – С. 263 – 265.
12.Черняк Н.А. О возможностях понимания в социальной регуляции // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса / Москва, 24-28 мая 2005 г./ Том 3. М., 2005. – С. 162 – 163.
13.Черняк Н.А. «Бытие-с-другим» в концепциях Ж.-П. Сартра и М. Хайдеггера // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: сб. ст. II международной конференции. Омск: СИБИТ, 2007. Ч. 1. – С.122 – 129.
14.Черняк Н.А. Об онтологических интерпретациях сознания и понимания // Вестник ОмГУ, 2007. № 2. – С. 56 – 60.
15.Черняк Н.А. Об онтологическом статусе предметов искусства и особенностях их понимания // Вестник ОмГУ, 2008. № 1. – С. 54 – 60.
16.Черняк Н.А. К вопросу об объективности идеального // Альфа. Межвузовский сб. науч.ст. Вып.6. 2008. Омск, 2008. – С. 79–82.
17.Черняк Н.А. О современности и несвоевременности философии // Журнал научных исследований аспирантов и докторантов «Высшая школа». М., 2009, № 7. – С. 28 – 33.
18.Черняк Н.А. О границах и возможностях феноменологической методологии // Омега: Межвузовск. сб. науч. ст. Вып.1. Омск, 2009. – С. 3–13.
19. Черняк Н.А. Понимание и социальное конструирование действительности // Вестник ОмГУ, 2009. № 3. – С. 14 – 25.