Ценностно-нормативные установки как социокультурные компоненты модернизационного потенциала выступают в качестве резервов, определяющих характер участия студенческой молодежи в модернизационных проектах. Оказывая регулирующее влияние на социальное поведение, они определяют отношение молодежи к модернизационным проектам (осознание их ценности для дальнейшего развития общества), а также готовность к включению в модернизационный процесс и осознание меры своей субъектности в этом процессе. Актуализация потенциальных возможностей, заложенных в различных типах ценностей, является детерминантом направленности, устойчивости и результативности модернизационных проектов в обществе.
2. Основной составляющей модернизационного потенциала выступают модернизационные ориентации. Они включают, во-первых, ценности и установки студенческой молодежи в различных сферах жизнедеятельности (политико-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной), выступающие основными признаками современного общества; во-вторых, ценность самой модернизации как преобразовательной деятельности, направленной на переход от традиционных социокультурных образцов к современным. При этом продуктивность реализации в России модернизационных процессов определяется использованием скрытых возможностей как современных, так и традиционных ценностей.
3. Важнейшим фактором модернизации в современных социокультурных условиях выступает социальная консолидация - процесс социального единения населения, сплочения общества в рамках общих норм, ценностей, общенациональных интересов. Базовыми компонентами консолидации являются социальная справедливость, ответственность, доверие, гражданская идентичность, патриотизм, осознание общей исторической судьбы народа, взаимоуважение, взаимопомощь, толерантность. Отражаясь в групповом сознании студенческой молодежи в виде высших принципов организации социальных взаимодействий, они определяют характер ее модернизационного потенциала и оказывают влияние на успешность реализации модернизационных проектов.
4. В процессе социокультурной дифференциации студенческой молодежи сформировались три мировоззренческие группы, различающиеся ценностными установками на восприятие роли государства в жизни общества и отдельных индивидов: «модернисты», «традиционалисты», представители смешанного типа. «Модернисты» ориентированы на общество индивидуальной свободы, западный путь развития, приоритет прав личности над общественными интересами; соблюдение «буквы закона»; у них отсутствуют чрезмерные патерналистские ожидания по отношению к государству; они считают недопустимыми ограничения со стороны правительства над правосудием и СМИ, даже в государственных интересах. «Традиционалисты» ориентированы на общество социального равенства, самобытный путь развития России, государственный патернализм, приоритет коллективных интересов перед правами личности, считают приемлемым в целях соблюдения общественного порядка ограничение деятельности органов разных ветвей власти. Представители смешанного типа, с одной стороны, ориентированы на индивидуальную свободу, отличаются отсутствием патерналистских ожиданий по отношению к государству; с другой - отдают приоритет общественным интересам перед интересами личности, допускают возможность ограничения правосудия в интересах государства и считают приемлемым самобытный путь развития России.
5. В ценностных системах выделенных типологических групп имеются противоречия, связанные в основном с гибридизацией ценностей, их наложением и пересечением, а также с преимущественной их рационализацией и внутренней рассогласованностью. Некоторые модернизационные ценности в большей степени преобладают в группе «традиционалистов». Так, для получения хорошей работы и достижения жизненного успеха они в большей степени, чем «модернисты», считают важными образование и упорный труд, умение отстаивать свою позицию вопреки мнению большинства. Современная ценность законности, порядка, а также патриотизм, ответственность за судьбу страны также больше значимы для «традиционалистов». В группе «модернистов» имеются противоречия внутри системы установок. Так, они в большей мере, чем «традиционалисты», идентифицируются с гражданами России, однако ценности социальной консолидации в этой группе представлены слабо. При том, что студенты-«модернисты» вербально декларируют свою толерантность, чаще «традиционалистов» демонстрируют неприязнь к представителям других национальностей.
6. В ценностных компонентах модернизационного потенциала студенческой молодежи выявляются существенные противоречия. Они обусловлены, во-первых, в целом невысоким уровнем и неравномерностью их развития в сознании студенческой молодежи применительно к разным сферам жизнедеятельности; во-вторых, рассогласованностью между декларируемыми принципами и поведенческими установками, реализуемыми в процессе социальных взаимодействий; в-третьих, деформацией правовых, этических и морально-нравственных компонентов, трудовых ориентаций, усилением индивидуализма и эгоцентризма;
в-четвертых, разрушением основ социальной консолидации, что приводит к низкому уровню социальной субъектности студенческой молодежи в аспекте гражданственности, ответственности за судьбу страны, патриотизма. Неразрешенность и воспроизводство выявленных противоречий, характеризующих смысложизненное ядро студенческой молодежи, снижают уровень ее модернизационного потенциала.
7. Отличительные черты формирования и проявления ценностей социальной консолидации в модернизационном потенциале студенческой молодежи связаны с их более низким значением, чем среди других социально-демографических групп; доминированием формально-нормативного подхода в формировании гражданских идентичностей; противоречивостью провозглашаемых и реализуемых образцов социокультурных взаимодействий: толерантности и неприязни. Как следствие, процессы социальной консолидации не обретают устойчивость, подрывая основы модернизационного потенциала студенческой молодежи. Установлено, что социальной базой консолидации являются девушки, выходцы из сельской местности, принадлежащие к группе «традиционалистов».
8. Формирование ценностных оснований модернизационного потенциала студенческой молодежи предполагает комплекс мер, реализуемых на разных уровнях общественных взаимодействий. На уровне вузов они конкретизируются следующим образом: в области образовательной деятельности - введение специальных дисциплин по гражданской активности, правовой культуре, толерантности, предпринимательской деятельности, образованию (формирование отношения к обучению и образованию посредством понимания сущности, социальных функций образования, его роли и влияния на современную жизнь); в области воспитательной работы - ведение информационно-просветительской деятельности в вузах, совершенствование технологий проведения кураторских часов, проведение конкурсов; в области студенческого самоуправления - расширение социальной активности молодежи, в том числе активизация самоуправления в вузе, создание молодежных, волонтерских советов, организаций, локальных СМИ - газета вуза, сайт студентов вузов; в области научной деятельности - организация вузовских конкурсов, программ и проектов в области патриотического, правового воспитания, формирования культуры, гражданственности и др., а также привлечение к участию в общероссийских грантах и региональных социологических исследованиях. Целесообразным является создание службы социологического мониторинга социальных проблем студенчества с целью своевременного выявления и противоречий в развитии студенческой молодежи. Разрешение подобных противоречий способствует оптимизации ее модернизационного потенциала.
1.Рожкова, Л. В. Ценности и традиции в этническом измерении / Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2008. – № 4. – С. 132–139 (0,5 п.л.).
2. Рожкова, Л. В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде / Л. В. Рожкова // Социология образования. – 2009. – № 11. – С. 71–80 (0,5 п.л.).
3.Рожкова, Л. В. Базовые ценности молодежи в полиэтнической студенческой среде / Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 4 (12). – С. 173–180 (0,5 п.л.).
4.Рожкова, Л. В. Идентичность современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. – № 2 (14). – С. 55–64 (0,5 п.л.).
5.Рожкова, Л. В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Социология образования. – 2010. – № 11. – С. 65–77 (0,6 п.л.).
6.Рожкова, Л. В. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Cоциально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 91–104 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
7.Рожкова, Л. В. Ценности модерна в ориентациях современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 1 (7). – С. 64–77 (0,6 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
8.Рожкова, Л. В. Либерально-демократические ценности в сознании студенческой молодежи в условиях модернизации российского социума / Л. В. Рожкова // Поиск. – 2012. – № 1 (36). – С. 27–35 (0,5 п.л.).
9.Рожкова, Л. В. Ценностные доминанты правосознания студенческой молодежи регионов Поволжья в условиях социокультурной модернизации / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 4 (20). – С. 85–98 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
10. Рожкова, Л. В. Трудовые ценности студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации российского общества / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Поиск. – 2012. – № 3 (38). – C. 82–93 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
11. Рожкова, Л. В. Оценка многонационального характера российского общества студенческой молодежью регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 2 (22). – С. 51–61 (0,5 п.л.).
12. Рожкова Л. В. Модернизационный потенциал студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Интеграция образования. – 2012. – № 2 (67). – С. 86–90 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
13. Рожкова Л. В. Гражданственность и гражданские ценности в сознании студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 3 (23). – С. 84–91 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
14. Рожкова, Л. В. Особенности консолидационного потенциала студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова, Л. Т. Толубаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 3 (23). – С. 54–65 (0,6 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
15. Рожкова Л. В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2012. – № 3 (41) – С. 290–296 (0,5 п.л.; авт. вклад 0,3 п.л.).
16. Рожкова, Л. В. Гражданские ценности современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России / Л. В. Рож- кова // Известия Саратовского университета. Сер. «Социология. Политология». – 2012. – № 4. – С. 35–39 (0,5 п.л.).
17. Рожкова, Л. В. Динамика ценностей и ориентаций студенчества в условиях социокультурной модернизации России / Л. В. Рожкова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2013. – № 2 (46). – С. 121–127 (0,5 п.л.).
18. Рожкова, Л. В. Социокультурный потенциал студенческой молодежи в условиях модернизации / Л. В. Рожкова // Власть. – 2013. – № 9. – С. 154–157 (0,5 п.л.).
Монографии и разделы в коллективных монографиях
19. Рожкова, Л. В. Модернизационные ориентации и ценности современной студенческой молодежи : моногр. / Л. В. Рожкова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 330 с. (19,18 п.л.).
20. Рожкова, Л. В. Динамика ценностей студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации : моногр. / Л. В. Рожкова. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – 140 с. (5,66 п.л.).
21. Социокультурные ценности и жизненные стратегии населения Пензенской области в транзитивном российском обществе : кол. моногр. (Глава 2. Динамика ценностных ориентаций населения в региональном социуме) / Л. В. Рожкова, Л. Т. Толубаева, Г. Б. Кошарная, А. П. Шумилин. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2009. – 132 с. (10,25 п.л.; авт. вклад 2 п.л.).
Публикации в других научных изданиях
22. Рожкова, Л. В. Социальная адаптация населения к модернизируемому социуму / Л. В. Рожкова // Актуальные проблемы социокультурной трансформации российского общества : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, Приволжский дом знаний, 2007. – С. 110–113 (0,2 п.л.).
23. Рожкова, Л. В. Этническая специфика многонационального социума (на примере Пензенской области) / Л. В. Рожкова, В. Н. Карабаев // Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2008. – С. 129–133 (0,2 п.л.; авторский вклад 0,1 п.л.).
24. Рожкова, Л. В. Социокультурные аспекты межэтнических коммуникаций / Л. В. Рожкова, В. В. Огарев // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2008. – С. 92–95 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
25. Рожкова, Л. В. Межэтнические коммуникации в аспекте диалоговых отношений (Interethnic communications in the aspect of dialogue relations) (на англ. яз.) // European Society or European Societies : a View from Russia / Л. В. Рожкова ; ed. by V. A. Mansurov. – M. : Maska, 2009. – С. 312–323 (0,3 п.л.).
26. Рожкова, Л. В. Национальная политика в Пензенской области: поиск единства в многообразии / Л. В. Рожкова // Социальная политика региона: традиции и инновации : сб. докладов науч.-практ. конф. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2009. – С. 240–243 (0,2 п.л.).
27. Рожкова, Л. В. Формирование и развитие национального самосознания студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки : сб. ст. 3-й Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания» / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; редкол.: М. Н. Громов и др. – М. : ИФ РАН, 2009. – С. 217–221 (0,3 п.л.).
28. Рожкова, Л. В. Межэтнические коммуникации в студенческих коллективах / Л. В. Рожкова, В. Н. Карабаев // Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2009. – С. 96–103 (0,3 п.л.; авт. вклад 0,2 п.л.).
29. Рожкова, Л. В. Толерантность в межэтнических коммуникациях (на примере Пензенской области) / Л. В. Рожкова // Социально-гуманитарные проблемы современности : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Налетова, Л. А. Пронина, А. В. Захаров. – Вып. 2. – Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2009. – С. 211–226 (0,5 п.л.).
30. Рожкова, Л. В. Традиционные и современные ценности студентов разных этнических групп / Л. В. Рожкова // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества : сб. науч. тр. / под ред. Г. В. Дыльнова. – Вып. 17. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – С. 72–76. (0,3 п.л.).
31. Рожкова, Л. В. Модернизационные ориентации студенческой молодежи: региональный аспект / Л. В. Рожкова // Традиционное, современное и переходное в российском обществе : сб. ст. VIII Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2010. – С. 165–169 (0,2 п.л.).
32. Рожкова, Л. В. Модернизация как вектор совершенствования социальной реальности / Л. В. Рожкова // Cоциальная политика и социальная защита в условиях изменяющегося общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2010. – С. 62–65 (0,2 п.л.).
33. Рожкова, Л. В. «Современное» и «традиционное» в ориентациях студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, Приволжский дом знаний, 2010. – С. 66–71 (0,3 п.л.).
34. Рожкова, Л. В. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, В. Н. Карабаев, Е. В. Щанина // Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, Приволжский дом знаний, 2010. – С. 71–74 (0,2 п.л.; авторский вклад 0,1 п.л.).
35. Рожкова, Л. В. Гражданская и национальная идентичности / Л. В. Рожкова // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2010. – С. 78–82 (0,2 п.л.).
36. Рожкова, Л. В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы : тез. докладов Всерос. социолог. конф. [Электронный ресурс]. – М. : ИС РАН, РУДН, 2010. (0,1 п.л.)
37. Рожкова, Л. В. Религиозность современной студенческой молодежи: региональный аспект / Л. В. Рожкова // Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, Приволжский дом знаний, 2011. – С. 72–80 (0,4 п.л.).
38. Рожкова, Л. В. Модернизационные ориентации и ценности современной студенческой молодежи как основа консолидации российского общества (Modernization orientations and values of college youngsters as the basis of Russian society consolidation) (на англ. яз.) / Л. В. Рожкова // Russian Sociology in Turbulent Times / ed. by V. A. Mansurov. – Moscow : RSS, 2011. – С. 877–880 (0,3 п.л.).
39. Рожкова, Л. В. Особенности самоидентификации современной студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова // Социология в системе научного управления обществом : материалы IV Всерос. социолог. конгр. [Электронный ресурс] / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. – М. : ИС РАН, 2012. – С. 848–849 (0,1 п.л.).
40. Рожкова, Л. В. Особенности межнационального общения студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2011. – С. 3–5 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.)
41. Рожкова, Л. В. Особенности «мы-идентификаций» студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации России / Л. В. Рожкова // Россия и регионы в ракурсе инновационной модернизации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2011. – С. 150–154 (0,3 п.л.).
42. Рожкова, Л. В. Студенческая молодежь в социокультурном пространстве регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова, В. П. Кошарный // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2011. – С. 6–9 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
43. Рожкова, Л. В. Особенности межличностного и институционального доверия молодежи вузов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова // Глобальная социальная турбулентность и Россия : сб. тез. Междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения – 2011» [Электронный ресурс] / под ред. В. И. Добренькова. – М. : Университетская книга, 2011. – С. 516–517 (0,1 п.л.).
44. Рожкова, Л. В. Эмоциональные компоненты гражданской идентичности студентов вузов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «I Сухаревские чтения». – Саранск : МГУ, 2011. – С. 95–99 (0,3 п.л.; авт. вклад 0,2 п.л.).
45. Рожкова, Л. В. Националистические установки молодежи в вузах Поволжья / Л. В. Рожкова, Л. Н. Мордишева, Л. Т. Толубаева // Традиционное, современное и переходное в российском обществе : сб. ст. IХ Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2011. – С. 169–171 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
46. Рожкова, Л. В. Социокультурные ценности и ориентации студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Сборник трудов молодых ученых Пензенского государственного университета. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – С. 144–151 (0,4 п.л.).
47. Рожкова, Л. В. Проблема этнической дискриминации в сознании студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы : сб. науч. тр. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – С. 94–101 (0,3 п.л.; авт. вклад 0,2 п.л.).
48. Рожкова, Л. В. Основания консолидации российского общества по модернизационным трендам / Л. В. Рожкова // Социокультурные аспекты модернизации российского общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. – С. 113–115 (0,2 п.л.).
49. Рожкова, Л. В. Система факторов реализации модернизационного потенциала в современных условиях / Л. В. Рожкова, С. А. Барсукова // Социокультурные аспекты модернизации российского общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. – С. 6–8 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
50. Рожкова, Л. В. Гражданские позиции студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья / Л. В. Рожкова // Продолжая Грушина : сб. ст. ежегодной Междунар. науч.-практ. социолог. конф. [электронный ресурс]. – М. : ВЦИОМ, РАНХиГС, 2012. – С. 178–180 (0,1 п.л.).
51. Рожкова, Л. В. Трансформация демократических ценностей в сознании студенческой молодежи // Л. В. Рожкова, Л. Т. Толубаева // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. – С. 85–88 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
52. Рожкова, Л. В. Динамика развития модернизационного потенциала студенческой молодежи / Л. В. Рожкова, Г. Б. Кошарная // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. – С. 3–9 (0,3 п.л.; авт. вклад 0,2 п.л.).
53. Рожкова, Л. В. Ценностные установки студенческой молодежи в сфере труда / Л. В. Рожкова, Л. Т. Толубаева // Проблемы качества образования в современном обществе : сб. ст. VIII Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. – С. 78–81 (0,2 п.л.; авт. вклад 0,1 п.л.).
54. Рожкова, Л. В. Факторы гражданской консолидации студенческой молодежи регионов Поволжья / Л. В. Рожкова // Cоциология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие : материалы IV Очередного Всерос. социолог. конгр. [Электронный ресурс] / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М. : РОС, 2012. – С. 5709–5712 (0,3 п.л.).
55. Рожкова, Л. В. Особенности политического сознания и политической активности современного студенчества / Л. В. Рожкова // Лидерство и социальная активность российской молодежи как стратегический ресурс развития общества : материалы Междунар. молодежной науч.-практ. конф. – Курск : ООО «АПИИТ «Гиром», 2012. – С. 72–79 (0,4 п.л.).
56. Рожкова, Л. В. Молодежная политика как механизм формирования модернизационных ценностей студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: Сб. статей Х всерос. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2012. – С. 7-9 (0,2 п.л.)
57. Рожкова, Л. В. Взгляды студенческой молодежи на права и свободы человека и гражданина в условиях социокультурной модернизации России (взгляд молодых ученых) / Л. В. Рожкова // Современное российское общество: традиции и инновации : сб. науч. тр. / под ред. Г. В. Дыльнова. – Вып. 4. – Саратов : Научная книга, 2012. – С. 268–271 (0,2 п.л.).
58. Рожкова, Л. В. Особенности политической активности современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова / Избранные тезисы к секции «Послепротестная Россия: новый курс и новая политика властей, новые форматы политической активности, новый общественный запрос» III Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2013. – № 8 (114). – С. 175–177 (0,2 п.л.).
59. Рожкова, Л. В. Направления формирования модернизационного потенциала студентов высших учебных заведений / Л. В. Рожкова // Университетское образование (МКУО-2013) : сб. ст. XVII Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. – Вып. 17. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – С. 178–179 (0,2 п.л.).
60. Рожкова, Л. В. Социальное доверие как фактор социетальной консолидации / Л. В. Рожкова // Интеллигенция и гражданское общество : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – С. 157–161 (0,4 п.л.).
61. Рожкова, Л. В. Особенности толерантности студенческой молодежи в полиэтнических регионах России / Л. В. Рожкова // Интеллигенция и гражданское общество : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – С. 176–179 (0,3 п.л.).
62. Рожкова, Л. В. Авторитарные установки современной студенческой молодежи / Л. В. Рожкова // Профессиональное образование: социологические и педагогические проблемы : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2013. – C. 17–20 (0,2 п.л.).
63. Рожкова, Л. В. Социокультурный потенциал в условиях модернизации: компоненты и уровни развития / Л. В. Рожкова // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты) : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2013. – С. 91–94 (0,2 п.л.).