- Антифизикалистские аргументы - аргумент знания, аргумент мыслимости и аргумент разрыва - не доказывают ложность материализма.
- Вместе с тем, антифизикалистские аргументы убедительно демонстрируют, что наше обыденное понятие сознания логически не вытекает из физического описания. Эффективным ответом на эти аргументы является замена нашего обыденного понятия сознания теоретическим. В качестве такой замены необходимо использовать адекватное функциональное описание сознания в терминах репрезентации.
- Эмпирические психофизические тождества безусловно играют важную эвристическую роль в практике научного исследования, однако закрыть разрыв в объяснении сознания можно лишь на основе принципа логической необходимости. (Экспланандум должен логически вытекать из эксплананса.) Функциональное описание сознания позволяет осуществить такой логический вывод. Поэтому функциональная модель объяснения является наилучшей моделью редуктивного типа.
- Неверно отождествлять аналитический функционализм и элиминативизм. Целесообразно в рамках материализма типа А различать тип А1 и тип А2, к материализму типа А1 следует отнести позиции тех представителей аналитического функционализма, которые действительно являются элиминативистами, т.е. отрицают субъективную реальность. Тогда к типу А2 можно будет отнести все попытки понять феноменально-субъективное сознание в функциональных терминах. Его предложено назвать реалистским аналитическим функционализмом.
- Сознание является феноменальной репрезентацией. Каждому феноменальному различию соответствует различие в содержании репрезентации. Не существует такого феноменального свойства, которое не было бы репрезентацией. Любое феноменальное свойство вписано в целостную феноменальную репрезентацию реальности, составляет ее часть.
- Первичное феноменальное сознание - это реальность-для-меня, это бытийный уровень сознания. Все наши представления о мире являются объективациями этой исходной феноменологической реальности в процессе рефлексии. В отличие от рефлексивного уровня на этом бытийном уровне сознания нет различия между видимостью и реальностью. Это различие и возможность иллюзии или ошибки появляются в процессе объективации содержания первичного сознания с помощью рефлексии. Первичное сознание является репрезентацией первого порядка. Феноменальный характер первичного сознания является результатом интеграции на более высоком уровне информации, с одной стороны, о внешнем мире, с другой - о внутреннем состоянии организма.
- Не существует такого феноменального сознания, которое бы не было когнитивно доступным, поскольку когнитивный доступ является механизмом феноменального сознания. Те эмпирические данные, которые трактуются в пользу существования недоступного феноменального сознания можно объяснить, допустив существование двух форм когнитивного доступа: первый вид обеспечивает формирование феноменальной репрезентации ситуации в целом, а второй - обеспечивает феноменальную репрезентацию деталей этой целостной картины.
- Субъективные качества сознания, или квалиа, являются средствами феноменальной репрезентации. Мы фиксируем сходства и различия между объектами внешней реальности и внутренними состояниями с помощью сходств и различий между квалиа. С их помощью создается внутренняя реальность, которая находится в отношении структурного сходства с объективной реальностью. Сами квалиа определяются через пространство квалиа, которое является результатом развития мозга в процессе эволюции.
Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание. Анализ дискуссии в современной аналитической философии / С.Ф.Нагуманова. – Казань: Казанский университет, 2011. – 222 с. – 11,4 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
1.Нагуманова С.Ф. Существует ли разрыв в материалистических объяснениях психики? / С.Ф.Нагуманова // Вопросы философии. - 2007. - № 1. - с.90-105.
2.Нагуманова С.Ф. «Аргумент мыслимости» против материализма в аналитической философии / С.Ф.Нагуманова // Философские науки. - 2007. - №3. - с.67-88.
3.Нагуманова С.Ф. Аргумент знания в дискуссиях о природе сознания / С.Ф.Нагуманова // Вопросы философии. - 2008. - № 9. - с.40-54.
4.Нагуманова С.Ф. Критические замечания по поводу статьи М.М.Решетникова «Критический постматериализм в психологии и психиатрии» / С.Ф. Нагуманова // Неврологический вестник. – Казань, 2011. – Том XLIII. – вып. 2 – с.70-71.
5.Нагуманова С.Ф. Использование двумерной семантики в аргументе от мыслимости к метафизической возможности / С.Ф.Нагуманова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. – Екатеринбург. - 2012. - №1 (100) – с. 45-52.
6.Нагуманова С.Ф. Сознание как репрезентация / С.Ф.Нагуманова // Ученые записки Казанского университета. – Т. 154. – Серия: Гуманитарные науки.- Книга 1. – 2012. – с. 120-129.
7.Нагуманова С.Ф. Можем ли мы видеть причинную связь? / С.Ф. Нагуманова // Известия Саратовского государственного университета. – Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. - №3. – с.33-36.
8.Нагуманова С.Ф. Феноменальное сознание и когнитивный доступ / С.Ф. Нагуманова // Ученые записки Казанского университета. – Т. 155. – Серия: Гуманитарные науки. - Книга 1. – 2013. – с. 129 - 136.
9.Нагуманова С.Ф. Теория сознания Дэвида Розенталя / С.Ф.Нагуманова // Вопросы философии. – 2013. - №6. - с.149-158.
Публикации в других научных изданиях:
1. Нагуманова С.Ф. Проблема материалистического объяснения сознания в аналитической философии / С.Ф. Нагуманова // Проблема сознания в философии и науке, под ред. Д.И.Дубровский. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. – с.107-132.
2. Нагуманова С.Ф. Достаточен ли «Аргумент мыслимости» для опровержения материалистического понимания сознания? / С.Ф.Нагуманова // Проблема сознания в философии и науке, под ред. Д.И.Дубровский. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. –с.133-152.
3. Нагуманова С.Ф. Мыслимость инверсий как аргумент против репрезентационализма / С.Ф.Нагуманова // III Межвузовская научная конференция «Балтановские чтения»: Альманах гуманитарных и социальных исследований». Сборник статей и докладов. - Казань, 2010.- с. 4-14.
4. Нагуманова С.Ф. Может ли репрезентационизм решить трудную проблему сознания? / С.Ф.Нагуманова // Философия сознания: аналитическая традиция. Материалы Международной научной конференции Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (6-7 ноября 2009). М.: Изд-во "Современные тетради", 2009. - С. 190-195.
5. Нагуманова С.Ф. В защиту квалиа / С.Ф. Нагуманова // Психология сознания: современное состояние и перспективы»: материалы II Всероссийской научной конференции. 29 сентября – 1 октября 2011 г., Самара. – Самара: ПГСГА, 2011. – с.101-102.
6. Нагуманова С.Ф. Видим ли мы причинную связь / С.Ф.Нагуманова // Дэвид Юм и современная философия: материалы конференции. – М.: Альфа-М, 2011. – Т.3. – с.30-33.
7. Нагуманова С.Ф. Теория сознания Дэвида Розенталя / С.Ф. Нагуманова //Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России. Тезисы пленарных докладов и секционных выступлений всероссийской научной конференции с международным участием (29-31 мая 2012 г., С.-Петербург). – СПб.: Изд-во филос. Ф-та СПбГУ, 2012. – с. 106-109.
8. Нагуманова С.Ф. По поводу гипотезы Д. Тонони о том, что сознание есть интегрированная информация / С.Ф. Нагуманова // Натуралистические концепции сознания. Рабочие материалы междисциплинарной конференции. 24-25 мая 2013, Санкт-Петербург, 2013. – с.48-52.