Научная тема: «ИНДИГЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА»
Специальность: 23.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Проблемы коренных народов в условиях активизации так называемого процесса «этнического возрождения», распространения идей мультикультурализма и гарантии прав национальных меньшинств как неотъемлемой характеристики современного правового государства, приобретают все большее политическое значение, становясь важной составной частью государственной национальной политики.

2.Государственная политика в отношении индигенных народов проходит в своем развитии ряд общих этапов, определяемых не только трансформацией политического режима внутри страны, но и влиянием общемировых процессов. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  • Этап подавления,
  • Этап изоляции/отделения,
  • Этап ассимиляции,
  • Этап защиты и этнокультурного и политического обновления.

В то же время то, каким образом эта проблема решается в рамках определенной страны, в значительной степени является адекватным отражением господствующих в государстве и обществе ценностных ориентаций. Основные различия касаются роли семьи и церкви как элементов взаимопомощи, эффективности сохранения численности индигенного населения, степени отделения его от основной массы населения и характера функционирования социальных служб.

3. Одним из важных свидетельств формирования глобального гражданского общества является укрепление и расширение влияния на политические  процессы глобального движения коренных народов, организационные структуры, программные требования и тактика которого в значительной степени определяется институционализацией его в  рамках ООН. Успехи глобального индигенного движения обусловлены, с одной стороны, широким распространением представлений, исходящих из признания ценности и необходимости сохранения разных культур, с другой - активной борьбой самих аборигенов против глобального давления доминирующего общества в защиту ценностей традиционной культуры, за официальное признание соответствующих коллективных прав. Это свидетельствует о становлении коренных народов в качестве самостоятельных субъектов межкультурных взаимодействий, осознающих свои интересы и проявляющих готовность и способность их отстоять.

4. Для сравнительной оценки государственной политики в отношении коренных народов  в различных странах мира целесообразно использовать ряд  следующих индикаторов:

  • Признание прав на землю
  • Признание права на самоуправление
  • Соблюдение исторических договоров и/или подписание новых договоров
  • Признание культурных прав (язык, охота/рыболовство, религия)
  • Признание  обычного права
  • Гарантии представительства/проведение консультаций центрального правительства
  • Конституционное  или законодательное закрепление особого статуса коренных народов.
  • Поддержка/ратификация международных документов, обеспечивающих индигенные права
  • Позитивная, или компенсационная дискриминация

В то же время необходимо четко понимать, что само по себе наличие соответствующей правовой базы является необходимым, но недостаточным условием решения проблем коренного населения.

5. Основная проблема в гармонизации отношений между государством, обществом и коренными народами заключается в противоречии между доминирующей в современных условиях ориентацией на индивидуальные права человека и стремлением индигенного населения отстоять свою коллективную идентичность, которая, в частности, основывается  на  приоритете коллективных прав над индивидуальными.

6. В настоящее время с нарастающей интенсивностью идет процесс «политизации» проблем коренных народов российского Севера, что определяется тремя основными причинами. Во-первых,  при позитивной динамике правового статуса наблюдается ухудшение качества жизни в связи с усилением влияния рыночных отношений. Во-вторых, в современных условиях, когда Арктика постепенно превращается в арену жесткой геополитической борьбы, проблема коренных народов Севера становится уже не внутренним делом России, а важным фактором укрепления (или ослабления) позиций страны в этом стратегически важном для страны регионе. В-третьих, в условиях информационного общества, глобализирующихся коммуникаций, усиления влияния социальных сетей коренные народы Севера (и, прежде всего, их лидеры) все в большей степени ассоциируют себя с глобальным индигенным движением и опираются на его помощь в отстаивании своих прав.

7. Декларируемая индигенными политическими элитами задача восстановления коренных народов Се­вера как нацийне означает, что они стремятся или должны стремиться к независимости от России. При­знание коренных наций не представляет угрозы для политической и территориальной целостности России. Коренные нации стремятся к сосуществованию, кооперации и гармонии в отношениях с другими народа­ми, они - коллективы с длительной историей и с пра­вом управлять собой в партнерстве с Россией, разде­ляя ее суверенитет наравне с территориями - субъек­тами государства.

8. Необходим переход от объектно-ориентированных программ развития коренных малочисленных народов Севера, в рамках которого они выступают в качестве объекта патернализма со стороны государства и доминирующего государствообразующего этноса, ксубъектно-ориентированному подходу, базирующемуся на оценке социокультурного потенциала каждого из этих народов и персонифицирующему индивидуальную помощь его представителям в реализации своих возможностей и способностей.

9. При определении и реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера необходимо учитывать  политические традиции этноса, к которым, в первую очередь, относятся:

  • Общая отчужденность от политики и политический абсентеизм;
  • Консерватизм, проявляющийся в избирательном и недоверчивом отношении к новому;
  • Высокий уровень толерантности;
  • Доминированиеколлективизмаобщественного сознания над индивидуализмом;
  • Пассивность, выражающаяся в выжидательном и потребительском отношении к государственной власти;
  • Высокий уровень доверия к политическому лидеру.

С учетом этого представляется необходимым:

  • Отойти от политики «государственного патернализма», сконцентрировав внимание на оказании максимальной помощи в развитии индигенного самоуправления;
  • Категорически отказаться от каких-либо радикальных мер, делая ставку на эволюционный путь адаптации этих народов к меняющимся условиям внешней среды;
  • Последовательно проводить политику сохранения и возрождения традиций коренных народов, стремясь в то же время на насыщение их новым содержанием;
  • Способствовать формированию индивидуального сознания, стремясь гармонизировать интересы личности и интересы общины.
  • Активизировать создание различных индигенных организаций, которые способствовали бы росту политического самосознания коренных народов и их политической активности для артикуляции и агрегации их интересов.
  • Проводить последовательную работу с лидерами уже существующих организаций, вести с ними постоянный диалог, лояльно и терпимо относиться к их особенностям и не пытаться навязывать свои формы социального, культурного и политического устройства.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Юдин В.И. Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера(монография) / В.И. Юдин. – М.: Этносоциум, 2011. – 6,875 п.л.

2.Юдин В.И. Государственная политика стран Северной Европы, Соединенных Штатов Америки, Канады в отношении коренных малочисленных народов(монография) / В.И.Юдин. – М.: Этносоциум, 2012. – 13,950 п.л.

3.Юдин В.И. Индигенная перспектива и социальная политика современного государства(монография) / В.И.Юдин. – М.: Этносоциум, 2012. – 17,812 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях

4.Юдин В.И. Понятие "коренной народ" в современном дискурсе (статья) // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 10 (73). – 2009. – С. 46-48. – 0,3 п.л.

5.Юдин В.И. Государственная политика РФ в отношении коренных малочисленных народов Севера на современном этапе (статья) // Власть. № 2. – 2010. – С. 37-40. – 0,5 п.л.

6.Юдин В.И. Этнополитические проблемы трансформации правового статуса индейских племен в США (статья) // Этносоциум и межнациональная культура. № 3 (35). – 2011. – С. 228-238. – 1,0 п.л.

7.Юдин В.И. Механизмы обеспечения социокультурной самобытности коренного населения (на примере Канады) (статья) // Этносоциум и межнациональная культура. № 5 (37). – 2011. – С. 229-242. – 1,5 п.л.

8.Юдин В.И. Государственная политика стран Северной Европы в отношении народа саами (статья) // Власть. № 10. – 2011. – С. 164-168. – 0,6 п.л.

9.Юдин В.И. Государственная политика Норвегии в отношении народа саами: правовые основания и социокультурные противоречия (статья) // Власть. № 12. – 2011. – С. 183-186. – 0,5 п.л.

10.Юдин В.И. Роль Организации Объединенных Наций в консолидации глобального движения коренных народов (статья) // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. Т. 7. № 2. – 2011. – С. 138-152. – 1,0 п.л.

11.Юдин В.И. Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера: социально-политический анализ (статья) // Власть. № 2. – 2012. – С. 40-44. – 0,3 п.л.

12.Юдин В.И. Нормативно-правовая база в отношении коренных малочисленных народов Севера: отечественный и зарубежный опыт (статья) // Власть. № 4. – 2012. – С. 69-72. – 0,5 п.л.

Научные статьи, научно-практические материалы

13.Юдин В.И. Политическое значение пенсионной реформы (статья) // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – С. 172-174. – 0,2 п.л.

14.Юдин В.И. Реформа пенсионных систем: концепции и политическая практика (статья) // Приложение к журналу "Жизнь и безопасность". – СПб.: Жизнь и безопасность, 2003. – С. 1-35. – 2,2 п.л.

15.Юдин В.И. Государственная социальная политика в условиях современной России (статья) // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. – С. 285-294. – 0,5 п.л.

16.Юдин В.И. Мультикультурализм и проблемы коренных народов Северной Америки (статья) // Реальность этноса. Роль образования в этнической и гражданской идентичности. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. – С. 245-248. – 0,3 п.л.

17.Юдин В.И. Государственная политика Канады в районах Севера (статья) // Материалы Второго Северного социально-экологического конгресса "Горизонты экономического и культурного развития"; 19-21 апреля 2006 г. – Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ, 2006. – С. 150-157. – 0,4 п.л.

18.Юдин В.И. Политика приполярных государств в отношении коренного населения (статья) // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – С. 290-296. – 0,7 п.л.

19.Юдин В.И. Индейские племена в США: проблема политико-правового статуса (статья) // Герценовские чтения 2008. Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. – С. 293-299. – 0,5 п.л.

20.Юдин В.И. Советский этап государственной политики в отношении малочисленных народов Севера (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных наук (социальная работа, педагогика, психология, социология, история, политология): Межвузовский сборник научных работ. Вып. 7 – М.: Изд-во РГСУ, 2009 – С. 76-82. – 0,7 п.л.

21.Юдин В.И. Институционализация статуса аборигенных народов Севера: права аборигенов в Канаде (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных наук (социальная работа, педагогика, психология, социология, история, политология): Межвузовский сборник научных работ. Вып. 7. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – С. 85-87. – 0,3 п.л.

22.Юдин В.И. Чей Север? Наш Север! (статья) // Мир Севера. Этнополитический и литературно-художественный журнал. № 6 (69). – М.: Литературная Россия, 2009. – С. 4-10. – 0,7 п.л.

23.Юдин В.И. Система социальной защиты населения: социально-политический анализ (статья) // Красновские чтения: сб. ст. Вып. 4. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – С. 149-155. – 0,3 п.л.

24.Юдин В.И. Правоприменительная практика признания статуса "коренного народа" (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных наук (психология, педагогика, политология, история). Вып. 8. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С. 124-127. – 0,5 п.л.

25.Юдин В.И. Международно-правовое регулирование статуса коренных народов (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных наук (психология, педагогика, политология, история). Вып. 8. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С. 127-133. – 0,7 п.л.

26.Юдин В.И. Социальная защита в Российской Федерации как социальный институт гражданского общества (на примере коренных малочисленных народов Севера) (статья) // Гражданское общество в современной России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных статей. Вып. 2. – М.: РГСУ; АПКиППРО, 2010. – С. 264-271. – 0,7 п.л.

27.Юдин В.И. Роль ООН в институционализации глобального движения коренных народов (статья) // Политические институты в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 10-11 декабря 2010 г. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 391-393. – 0,4 п.л.

28.Юдин В.И. Индигенность в системе политкультурного взаимодействия: на примере коренных малочисленных народов Севера (статья) // Вестник МГОСГИ. № 2 (10). – Коломна: КГПИ, 2010. – С. 99-103. – 0,4 п.л.

29.Юдин В.И. Социальная защита в государственной политике Российской Федерации (на примере коренных малочисленных народов Севера) (статья) // Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20 ноября 2010. – Биробиджан: ГОУ ВПО "ДВГСГА", 2010. – С. 228-232. – 0,3 п.л.

30.Юдин В.И. Нормативно-правовая база государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (статья) // Вестник КРАГСиУ. Серия "Государство и право". № 13. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2010. – С. 66-73. – 0,8 п.л.

31.Юдин В.И. Освоение Севера и пенсионное законодательство (статья) // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (22 апреля 2011 г., Сыктывкар). Ч. III. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011. – С. 385-390. – 0,3 п.л.

32.Юдин В.И. Проблематика совершенствования пенсионного законодательства северян (статья) // Россия в XXI веке: Актуальные проблемы и перспективы социально-экономического развития. Материалы научно-практической конференции Академии труда и социальных отношений. – М.: ИД "АТиСО", 2011. – С. 69-78. – 0,5 п.л.

33.Юдин В.И. Законы для Севера. Проблемы и решения (статья) // Жизнь. Безопасность. Экология. Научно-образовательный журнал. № 3-4. – СПб.: АНО ИД "Жизнь. Безопасность. Экология." – С. 106-109. – 0,5 п.л.

34.Юдин В.И. Основные направления гармонизации отношений между российским государством и индигенными народами (статья) // Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания. Материалы II международной научно-практической конференции ( май 2013 г.). – М.: Изд-во "Раритет-Инфо", 2013. – С. 217-226. – 0,5 п.л.

35.Юдин В.И. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 14. (май 2013 г.). – М.: Изд-во РГСУ, 2013. – С. 116-121. – 0,5 п.л.