- Эволюция мировоззрения Д.С. Мережковского включает четыре этапа: (а) детские и юношеские годы (до 1892 года), (б) период перехода от народничества к идеализму и неохристианству (1892 - 1904 годы), (в) время «между двух революций» (1905 - 1917 гг.), (г) послереволюционный и эмигрантский период (1918 - 1941 годы). На первом этапе формируются мировоззренческие установки, связанные с интересом к этическим и эстетическим вопросам, к позитивизму и народничеству. Второй этап отмечен увлечением символизмом, переходом от «исторического христианства» к «новому религиозному сознанию» (неохристианству). Третий этап связан с разработкой философских представлений о культуре, «религиозной революции» и «религиозной общественности». На заключительном этапе мыслитель предлагает религиозно-нравственный «проект» будущего «Царства Духа», который стал итогом его богоискательских размышлений.
- Символизм рассматривался Д.С. Мережковским как процесс и результат синтеза философии, культуры и религии. Определяющее значение для разработки философских оснований русского символизма имело выдвижение Д.С. Мережковским основных положений «нового идеального искусства»: связи искусства и культуры с религией, творчества как теургии, «субъективно-художественной» критики как способа интерпретации текста, творческой активности субъекта.
- Истоком эстетики Д.С. Мережковского стала интерпретация им русской художественной литературы как «культурного принципа» и утверждение оценочной функции литературной критики. Системообразующими для эстетики Д.С. Мережковского были: идея связи искусства с религией, понимание творческого процесса как единства теургической и аксиологической сторон, принцип «исторической эстетики» (осмысления событий в историософском ключе и придания им художественной завершенности). В решении вопросов «полезности» искусства с точки зрения «научной утилитарианской нравственности», аксиологической детерминации творческого акта Д.С. Мережковский опирался на взгляды И. Бентама, И.Ф. Шиллера, В.Г. Белинского, а в понимании категории «красота» - на соловьевскую триаду «Истина - Добро - Красота».
- Этические воззрения Д.С. Мережковского взаимосвязаны с его эстетикой. Ставя вопрос об этике творчества, он оценивает «волю к прекрасному» - как категорический императив. В отличие от Кьеркегора, Д.С. Мережковский считает, что в момент творческого самоопределения художник оказывается на этической ступени развития личности. Обращаясь к этическим категориям «добро», «зло», «совесть», «счастье», «любовь», мыслитель фиксирует и их метафизическую природу, и социальные аспекты, подчеркивает значимость нормативной этики как регулятора общественных отношений.
- Между символистскими построениями Д.С. Мережковского и Вяч. Иванова имеются корреляции, так, «синтезирующий принцип», принципы триадичности и антиномичности Д.С. Мережковского соответствуют «диалектической триаде» и схеме «теза-антитеза-синтез» Вяч. Иванова. Д.С. Мережковский, однако, акцентировал внимание на философском значении символизма. Д.С. Мережковского сближало с А.А. Блоком признание религиозного основания символизма и понимание творчества как теургии, а с Андреем Белым - трактовка символизма как нового типа мышления, творчества и жизни, пути духовного преобразования общества. Различное понимание религиозных и мировоззренческих оснований символизма, отношение к революционным событиям, явились причиной значительных расхождений Д.С. Мережковского с «младосимволистами» во взглядах на символизм и социальную миссию культуры.
- Основаниями концепции культуры Д.С. Мережковского стали: утверждение религиозного основания и смысла культуры; интерпретация культуры как сферы творчества и бытия человека. В силу этого культура предстала как синтез онтологического (творение нового бытия), аксиологического (творчество ценностей), теургического (творчество как «откровение божественной стороны» человека), антропологического (уникальность личности - творца культуры) и социального (определяющая роли культуры в организации общественной жизни). Это обусловило оценку культуры как силы, способной наполнить духовным (религиозным) содержанием материальную цивилизацию и революционное движение.
- При анализе темы «революции и религии», вопроса о социальных переменах Д.С. Мережковский утверждал тезис о единстве революционных и религиозных задач. Сопоставительный анализ «Грядущего Хама» (1905) Д.С. Мережковского, «Грядущих гуннов» (1904) В.Я. Брюсова, «Об искусстве и революции» (1906) А.В. Луначарского дает основания для рассмотрения содержания этих работ как версий развития культуры в революционное время: «культура над революцией», «революция для культуры» и «революция над культурой». Идеи религиозной революции и религиозной общественности, выдвинутые Д.С. Мережковским критика пассивизма (исторического христианства - «паралича церквей») и призыв к активизму (новому христианству) получили развитие в контексте его «богоискательства».
- В мировоззренческом отношении «богоискательство» Д.С. Мережковского обусловлено эсхатологическим пониманием христианства и разработкой представлений о «новом религиозном сознании». Мыслитель предложил религиозный «проект» будущего - «Третьего Завета», смыслом которого считал общественное спасение. В качестве ориентира такого общества Д.С. Мережковский провозгласил идею единства «Святой Плоти» и «Святого Духа» как символа личности, культуры и общества. Д.С. Мережковский отстаивал необходимость культурного, религиозно-нравственного возрождения общества путем формирования Вселенской Церкви.
1.Пчелина, О. В. Философия культуры Д.С. Мережковского в контексте мировоззренческих поисков Серебряного века: монография / О. В. Пчелина. – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – 168 с. (10,5 п.л.).
2.Пчелина, О. В. Философский символизм Д.С. Мережковского: монография / О. В. Пчелина. – М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. – 152 с. (9,5 п.л.).
3.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский: цивилизация и культура: монография / О. В. Пчелина. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 150 с. (9,5 п.л.).
Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ
4.Пчелина, О. В. Эволюция мировоззрения Д.С. Мережковского в период эмиграции / О.В. Пчелина // Перспективы науки. – 2013. – №7 (46). – С. 26-29. (0,3 п.л.).
5.Пчелина, О. В. «Между двух революций»: мировоззренческая позиция Д.С. Мережковского в исторический период 1905 – 1917 гг. / О. В. Пчелина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 8 (34): в 2-х ч. Ч.II. – С. 157-159. (0,3 п.л.).
6.Пчелина, О. В. Теургическая эстетика Д.С. Мережковского: темы и вариации / О. В. Пчелина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2013. – №2 (52). – С. 104-109. (0,4 п.л.)
7.Пчелина, О. В. «Культурный себялюбец двадцатого века»: Д.С. Мережковский / О. В. Пчелина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №5. – С. 47-50. (0,4 п.л.).
8.Пчелина, О. В. «Искусство и революция»: от Рихарда Вагнера до Дмитрия Мережковского / О. В. Пчелина // Дискуссия. – 2013. – № 5-6 (35-36) май-июнь. – С. 36-40. (0,3 п.л.).
9.Пчелина, О. В. От «Грядущего Хама» к «Иисусу Неизвестному»: путь Д.С. Мережковского к Божественному Обществу [Электронный ресурс] / О.В. Пчелина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №3 (19). – Режим доступа: http://hist-edu.ru/hist/book3_13/pchelina.pdf. (0,3 п.л.).
10.Пчелина, О. В. «Пророк иль демон, иль кудесник …» (Д.С. Мережковский о Леонардо да Винчи: опыты прочтения) / О. В. Пчелина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». – 2012. – №2 (74). Ч.2. – С. 130-135. (0,4 п.л.).
11. Пчелина, О. В. «Грядущий Хам» и «Окаянные дни»: Мережковский и Бунин о личном и социальном / О. В. Пчелина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: «Общественные и гуманитарные науки». – 2012. – №5 (126). Август. – С. 79-83. (0,6 п.л.)
12. Пчелина, О. В. «Больная Россия» Д.С. Мережковского: столетие спустя / О. В. Пчелина // Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – №2. – С. 184-187. (0,4 п.л.).
13.Пчелина, О. В. Аксиологические идеи Д.С. Мережковского в контексте русской религиозной философии / О. В. Пчелина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 10 (24): в 2-х ч. Ч.II. – С. 145-149. (0,4 п.л.)
14.Пчелина, О. В. Д. Мережковский и А. Мёллер ван ден Брук: путь к Третьему Царству / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2010. – № 1. – C. 107-113. (0,6 п.л.).
15.Пчелина, О. В. Время символа и время симулякра / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2010. – № 1. – C. 113-117. (0,5 п.л.).
16. Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский: цивилизация или культура? / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – С. 29-33. (0,4 п.л.)
17.Пчелина, О. В. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2008. – № 1. – C. 128-134. (0,5 п.л.).
18.Пчелина, О. В. Философские идеи в русской литературе: Д. Мережковский / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2008. – № 1. – C. 135-141. (0,5 п.л.).
19.Пчелина, О. В. «Ум отвергает, а сердце ищет Бога» (о религиозно-философских исканиях Д.С. Мережковского) / О. В. Пчелина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2007. – № 3-4. – C. 145-152. (0,6 п.л.).
Публикации в зарубежных журналах
20.Pchelina, О. V. Russian emigration: exile or mission? / О. V. Pchelina // 3rd International Scientific and Practical Conference «Science and Society», London, UK, 2013. – P. 284-290. (0,4 п.л.). (статья)
21.Pchelina, О. V. D.S. Merezhkovsky: between Culture and Civilisation / О. V. Pchelina // Science, Technology and Higher Education. – Westwood, Canada, 2013. – P. 542-546. (0,4 п.л.). (статья)
22.Pchelina, О. V. Culture and Revolution: «Coming huns» and «Coming Ham» / О. V. Pchelina // European Science and Technology. – Munich, Germany, 2013. – P. 88-91. (0,4 п.л.). (статья)
Публикации в научных журналах и сборниках
23.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский: греческая культура как философия и образ жизни / О. В. Пчелина // Материалы XXIII Всемирного философского конгресса «Философия как исследование и образ жизни» (23rd World Congress of Philosophy, Athens, Greece). – 2013. – С.555. (0,1 п.л.). (тезисы)
24.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский: культура и цивилизация / О. В. Пчелина // Система ценностей современного общества. – Новосибирск, 2013. – С. 187-191. (0,3 п.л.). (статья)
25.Пчелина, О. В. О «религиозном беспокойстве» Д.С. Мережковского / О. В. Пчелина // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. – Москва, 2013. – С. 49-52. (0,2 п.л.). (тезисы)
26.Пчелина, О. В. «Теперь или никогда»: нравственные уроки Д.С. Мережковского / О. В. Пчелина // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т.II. – Н. Новгород, 2012. – С. 304. (0,1 п.л.). (тезисы)
27.Пчелина, О. В. «Страстный охотник за идеями» / О. В. Пчелина // «Всё, всё моё, что есть и прежде было…»: Сборник научных статей. – М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 82-89. (0,4 п.л.). (статья)
28.Пчелина, О. В. Проблемы духовности в творчестве Д.С. Мережковского / О. В. Пчелина // Материалы международной научно-практической конференции «Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики». – Ставрополь, 2011. – С. 145-149. (0,2 п.л.). (тезисы)
29.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский о жизни, творчестве и религии Ф.М. Достоевского / О. В. Пчелина // Современные тенденции в науке: новый взгляд. – Тамбов, 2011. - С. 128-130. (0,1 п.л.). (тезисы)
30.Пчелина, О. В. Глобализация, нация, эмиграция / О. В. Пчелина // Россия в глобальном мире: вызовы и перспективы развития. Четырнадцатые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011. – С. 68-70. (0,2 п.л.). (тезисы)
31. Пчелина, О. В. Архетип и символ: Д.С. Мережковский и К.Г. Юнг / О. В. Пчелина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях. – Пенза – Прага, 2011. – С. 17-22. (0,3 п.л.). (статья)
32.Пчелина, О. В. Философские идеи Д.С. Мережковского: опыты прочтения / О. В. Пчелина // Русская философия: история, методология, жизнь. – Полтава, 2011. – С. 807-810. (0,2 п.л.). (тезисы)
33.Пчелина, О. В. Д. Мережковский о знании и вере // Знание и вера (Вторые Хайкинские чтения). – Тамбов, 2010. – С. 180-184. (0,2 п.л.). (тезисы)
34.Пчелина, О. В. Этика Д. Мережковского: историко-философский контекст и современная интерпретация / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ´2009». Том 12. Философия и филология. – Одесса, 2009. – С. 68-72. (0,2 п.л.). (тезисы)
35.Пчелина, О. В. Этика Д. Мережковского и духовный кризис нашего времени / О. В. Пчелина // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2009. – №7 (26): в 2-х ч. Ч.1. – С. 112-113. (0,2 п.л.). (тезисы)
36.Пчелина, О. В. Социальное измерение духовности: Д. Мережковский / О. В. Пчелина // Тринадцатые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2009. – С. 59-60. (0,1 п.л.). (тезисы)
37.Пчелина, О. В. Уроки духовного наследия: Д. Мережковский / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании’ 2009», Т.20. Философия и филология – Одесса, 2009. – С. 6-8. (0,1 п.л.). (тезисы)
38.Пчелина, О. В. О символах и симулякрах в культуре и обществе / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ´2009». Том 14. Философия и филология. – Одесса, 2009. – С. 28-31. (0,2 п.л.). (тезисы)
39.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский о жизни, творчестве и религии Л. Толстого / О. В. Пчелина // Лев Толстой в контексте мировой литературы. – Санкт-Петербург, 2009. – С.84-89. (0,3 п.л.). (статья)
40.Пчелина, О. В. «Философствующий литератор» / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития – 2008», Т.14. Педагогика, психология и социология, Философия и филология. – Одесса, 2008. – С.42-46. (0,2 п.л.). (тезисы)
41.Пчелина, О. В. Смотрите кто пришел / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2008», Т.20 Философия и филология, Одесса, 2008. – С. 5-11. (0,4 п.л.). (статья)
42.Пчелина, О. В. «Свобода от» или «свобода для»: вечная проблема выбора / О. В. Пчелина // Наука в условиях современности: сборник статей студентов, аспирантов, докторантов и ППС по итогам научно-технической конференции МарГТУ в 2007 г. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2007. – С. 238-240. (0,2 п.л.). (тезисы)
43.Пчелина, О. В. От Серебряного века к современности / О. В. Пчелина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании – 2007», Т.6 Философия и филология, Одесса, 2007. – С. 29-32. (0,2 п.л.). (тезисы)
44.Пчелина, О. В. Национальные проекты: между прошлым и будущим // Одиннадцатые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2007. – С. 57-60. (0,2 п.л.). (тезисы)
45.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский о России и «стране святых чудес» / О. В. Пчелина // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2007. – №7: История, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. В 2-х ч. Ч.2. – С. 145-146. (0,2 п.л.). (тезисы)
46.Пчелина, О. В. «Великая сила» или «великая неудача»? (Д.С. Мережковский и Н.А. Бердяев о роли культуры в развитии общества) / О. В. Пчелина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. – 2007. – №2 (7). – С. 169-175. (0,6 п.л.). (статья)
47.Пчелина, О. В. Концепция духовного развития общества и национальная безопасность / О. В. Пчелина // Глобализация и проблемы национальной безопасности России в XXI веке. Седьмые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2003. – С. 66-68. (0,2 п.л.). (тезисы)
48.Пчелина, О. В. Д.С. Мережковский о роли духовной культуры в развитии общества / О. В. Пчелина // Актуальные проблемы современного знания. Шестые Вавиловские чтения. – Йошкар-Ола, МарГТУ, 2003. – С. 54-59. (0,3 п.л.). (статья)