В состав компетентностей, следует включить учебно-познавательную компетентность, состоящую из теоретического, методологического, прикладного компонентов, формируемых у школьников в процессе обучения электродинамике в русле авторской методической системы:
- теоретический компонент учебно-познавательной компетентности характеризует уровень овладения физическими теориями, законами, понятиями;
- методологический компонент учебно-познавательной компетентности характеризует уровень овладения общими законами методологии познания;
- прикладной компонент учебно-познавательной компетентности характеризует уровень овладения приложениями электродинамики в различных областях современной техники.
Следует выделить параметры, характеризующие уровни интеллектуального развития и структуры интеллекта школьников, такие как:
- коэффициент интеллекта IQ;
- структура интеллекта.
2. Концепцию методической системы обучения электродинамике в средней школе целесообразно разработать средствами интеграции теоретического, методологического и прикладного материала на основе триады «теория - методология - приложения», в результате формируется учебно-познавательная компетентность школьников, состоящая из теоретического, методологического, прикладного компонентов.
1. Альтшулер Ю.Б Концепт-содержание электродинамики в современной школе: теория, методология и приложения Монография / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 192 с.: ил. – 12 п.л. (авторских. 80%)
2.Альтшулер Ю. Б. Электродинамика в современной школе: основы теории и методики обучения: Монография / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова – Н.Новгород-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 116 с.: ил. – 7 п.л. (авторских. 80%)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
3.Альтшулер Ю. Б. Демонстрационный эксперимент по излучению и распространению электромагнитных волн [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Физическое образование в вузах. – 2007. – Т. 13. – № 1. – С. 96–103. – 0,4 п.л.
4.Альтшулер Ю. Б. Экспериментальное исследование развития и структуры интеллекта в процессе обучения физике в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова // Наука и школа. – 2007. – №6. – С. 41–46. – 0,4 п.л. (авторских 80%)
5.Альтшулер Ю. Б. Формирование методологических и прикладных знаний в процессе обучения физике [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова // Наука и школа. – 2008– №2.– С. 29–31. – 0,3 п.л. (авторских 80%).
6.Альтшулер Ю. Б. Модель педагогической системы обучения электродинамике в школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова // Наука и школа. – 2008. – №3.– С. 15–18. – 0,3 п.л. (авторских 80%).
7.Альтшулер Ю. Б. Экспериментальное моделирование трасс распространения электромагнитных волн при изучении прикладных вопросов электродинамики в курсе общей физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Наука и школа. – 2008. – №5. – С. 45-48. – 0,3 п.л.
8.Альтшулер Ю. Б. Направления обновления школьного физического образования на современном этапе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Наука и школа. 2009. – №1 –– С. 13-16. – 0,3 п.л.
9.Альтшулер Ю. Б. Синтез методологических и прикладных знаний в курсе физики средней школы: результаты педагогического эксперимента [Текст] / А. А. Червова, Ю. Б. Альтшулер // Физическое образование в вузах. – 2009.– Т. 15. – № 3. – С. 110–119. – 05 п.л. (авторских 80%).
10.Альтшулер Ю. Б. Особенности методики обучения физике в школе по теме «Энергия заряда в электрическом поле и потенциал» [Текст] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. – 2009.– №3(3). – С. 171–175. – 0,4 п.л.
11.Альтшулер Ю. Б. Развитие компетентностных качеств учащихся средней школы на основе синтеза методологических и прикладных знаний в обучении физике [Текст] / Ю. Б. Альтшулер //Приволжский научный журнал. – 2009. – №4(12) –– С. 216–220. – 0,3 п.л.
12.Альтшулер Ю. Б. К вопросу о генерализации материала раздела «Электродинамика» школьного курса физики на основе математической формулировки уравнений Максвелла [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Школа будущего. – 2011. – №6 – С. 36–42 – 0,4 п.л.
13.Альтшулер Ю. Б. Особенности методики изучения темы «Электрический ток в различных средах» в школьном курсе физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова //Приволжский научный журнал. – 2012. – №1(21) –– С. 231–233 – 0,3 п.л. (авторских 80%).
14.Альтшулер Ю. Б. Общенаучные и специфические методы в методике обучения электродинамике в школьном курсе физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Школа будущего. – 2012. – №1 –– С.13 – 17 – 0,4 п.л.
15.Альтшулер Ю. Б. К вопросу об изучении темы «Свойства электромагнитных волн» в старших классах средней школы [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013––.№1(77). Ч. 2 Серия «Гуманитарные и педагогические науки».– С. 19- 23 – 0,3 п.л. (авторских 80%)
Учебно-методические пособия:
16.Альтшулер Ю. Б. Научные основы обучения электродинамике в школьном курсе физики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Ю. Б. Альтшулер. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2004. – 92 с. – 5,5 п.л.
17.Экспериментальные основы школьного курса физики: лабораторный практикум по теме «Электрическое и магнитное поле» / сост. Ю. Б. Альтшулер. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – 27 с. – 1,6 п.л.
18.Экспериментальные основы школьного курса физики: лабораторный практикум по теме «Электрический ток в средах» / сост. Ю. Б. Альтшулер. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – 22 с. – 1,3 п.л.
19.Альтшулер Ю. Б. Прикладные вопросы электродинамики в школьном курсе физики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А. А. Червова. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 125 с. – 7,8 п.л.(авторских. 80 %)
Статьи в сборниках трудов и конференций:
20.Альтшулер Ю. Б. Оптические аналогии в электродинамике [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. – 2004. – Вып. 20.– С. 3–5. – 0,2 п.л.
21.Альтшулер Ю. Б. Влияние методологических и прикладных знаний по физике на развитие общих способностей школьников [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы по теории и методике обучения физике. – 2005. – Вып. 5.– С. 50–56. – 0,3 п.л.
22.Альтшулер Ю. Б. Исследование развития структуры интеллекта в условиях профильного обучения физике в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы по теории и методике обучения физике. – 2005. – Вып. 5.– С. 56–65. – 0,8 п.л.
23.Альтшулер Ю. Б. Особенности методики изучения темы «Интерференция и дифракция электромагнитных волн» в школьном курсе физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы по теории и методике обучения физике. – 2005. – Вып. 7.– С. 35–39 – 0,3 п.л.
24.Альтшулер Ю. Б. Методика изучения прикладных вопросов электродинамики в школьном курсе физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы по теории и методике обучения физике. – 2007. – Вып. 8.– С. 4–8. – 0,3 п.л.
25.Альтшулер Ю. Б. Методика изучения основных понятий моделей, законов и принципов электромагнетизма [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы по теории и методике обучения физике. – 2007. – Вып. 10.– С. 21–25. – 0,4 п.л.
26.Альтшулер Ю. Б. Диагностика эффективности методической системы обучения электродинамике в школьном курсе физики [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А.А. Червова// Сборник тезисов докладов XII Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» – М., Издательский дом МФО, 2012г. - С. 75-76. – 0,1 п.л.
Тезисы докладов на конференциях:
27.Альтшулер Ю. Б. Иерархия моделей в школьном курсе электродинамики Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы Всероссийской научно-метод. конференции – Н. Новгород: НГПУ, 2004.– С. 76–78. – 0,13 п.л.
28.Альтшулер Ю. Б. Формирование у школьников понятия «Стационарное электромагнитное поле» [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: Материалы Всероссийской научно-практ. конференции – Ульяновск, УлГПУ, 2004 – С. 47–50. – 0,19 п.л.
29.Альтшулер Ю. Б. Мультимедийные компьютерные технологии в методике обучения школьной электродинамике [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Тр. VI Международной научно-метод. конференции.– Н. Новгород: ВГИПА, 2005. Том 2. – С. 8–10. – 0,13 п.л.
30.Альтшулер Ю. Б. Синтез методологии и приложений в обучении физике [Текст] / Ю. Б. Альтшулер // Материалы VII международной научно-метод. конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», часть 1. – М.: Изд-во «Школа Будущего», 2008. – С. 9–12. – 0,2 п.л.
31.Альтшулер Ю. Б. Особенности методики изучения темы «Электромагнитные волны» в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Материалы IX международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», часть 1. – Москва-Рязань.: Изд-во МПГУ– РГУ им. С. Есенина, 2010. – С. 9–12. – 0,2 п.л.
32.Альтшулер Ю. Б. Изучение методологических и прикладных вопросов электромагнитных колебаний в школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Материалы научной конференции «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. – С. 168-169. – 0,1 п.л.
33.Альтшулер Ю. Б. Изучение классической электронной теории, законов постоянного тока и элементов электротехники в школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Материалы научной конференции «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. – С. 167-168. – 0,1 п.л.
34.Альтшулер Ю. Б. Методы аналогии и моделирования при изучении магнитного поля движущихся зарядов в школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Материалы научной конференции «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. – С. 169–170. – 0,1 п.л.
35.Альтшулер Ю. Б. Концепт-содержание раздела «Электродинамика» в школьном курсе физики / Ю. Б. Альтшулер, А. А Червова // Физика в системе современного образования (ФССО-11). Материалы XI Международной конференции. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2011. – С. 9–12. – 0,2 п.л. (авторских. 80%)
36.Альтшулер Ю. Б. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной области «Естествознание» [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Материалы XI международной конференции» Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященной 110-летию со дня рождения А. В. Перышкина. Часть 2. – М. МПГУ, Издатель Карпов Е. В., 2012. – С. 128-131. – 0,2 п.л.
37.Альтшулер Ю. Б. Реализация принципа генерализации в обучении физике в разделе «Электродинамик» курса средней школы [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А.А. Червова// Всероссийская научно-методической конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика». - Н.Новгород: ННГУ, 2013. – С. 111-112. – 0,1 п.л. (авторских. 80%)
38.Альтшулер Ю. Б. Освоение общенаучных методов в процессе обучения электродинамике в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер, А.А. Червова// Всероссийская научно-методической конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика». - Н.Новгород: ННГУ, 2013. – С. 112-113. – 0, 1 п.л. (авторских. 80%)
39.Альтшулер Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в процессе обучения физике в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// XII Международная научно-методическая конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященная 90-летию со дня рождения С.Е. Каменецкого. – МПГУ. – 2013. – С. 18-19. – 0,1 п.л.
40.Альтшулер Ю.Б. Методика изучения классической электронной теории, законов постоянного тока и элементов электротехники в средней школе [Текст] / Ю. Б. Альтшулер// Двенадцатая международная конференция «Физика в системе современного образования» (ФССО-2013). – Петрозаводск. – 2013. – С. 147-148. – 0,1 п.л.