2. Последипломное педагогическое образование преподавателей разнопрофильной подготовки учреждений СПО представляет собой целостный педагогический процесс, осуществляемый в специально организованной образовательной среде и направленный на реализацию задач профессионального и личностного саморазвития преподавателей учреждений СПО. Последипломное педагогическое образование обеспечивает с одной стороны удовлетворение образовательных потребностей преподавателей в получении качественного педагогического образования вне зависимости от базового высшего профессионального образования, с другой стороны - формирует профессионально-педагогическую компетентность, позволяющую осуществлять деятельность по социально-профессиональной адаптации обучающихся учреждений СПО к требованиям профессионального сообщества, требованиям современной цивилизации и национально-культурным особенностям регионов России. Последипломное педагогическое образование преподавателей разнопрофильной подготовки в СПО, базирующееся на научно обоснованной организации образовательного процесса, имеет достаточные ресурсы для достижения высокого уровня профессионально-педагогической подготовки педагогических кадров: возможность оперативно реагировать на процессы модернизации СПО, обеспечивать личностно-ориентированный подход к обучающимся с учетом их индивидуальных образовательных запросов, интенсифицировать образовательный процесс за счет использования современных технологий обучения, формирующих профессионально-педагогическую компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность препродавателей СПО определяется как комплекс интегративных характеристик многокомпонентных и многомерных свойств и способностей творческой личности, необходимых для осуществления успешной педагогической деятельности, отражающая её диверсификационный характер и степень готовности педагога к проектированию идеальных эталонов собственной деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
3. Концептуальные основания последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки в СПО, включают в себя:
закономерности последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки учреждений СПО: социокультурная обусловленность педагогической подготовки, выраженная в повышении роли преподавателей в реализации процессов модернизации СПО; цель и содержание педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки в СПО определяются как объективными потребностями современного этапа развития общества, так и образовательными потребностями самих преподавателей; системообразующими факторами педагогического образования преподавателей являются: ценностно-смысловой, отвечающий требованиям гуманизации социально-образовательной среды, а широком смысле - социально-культурной среды, а также процессуально-деятельностный фактор, обеспечивающий личностное саморазвитие обучающегося; инновационный, отражающий повышение личностной включенности преподавателей в процессы модернизации СПО; информатизация, обеспечивающая организацию учебного процесса в информационно-образовательной среде, с использованием современных средств доставки информации; эффективность процесса профессионально-педагогической подготовки преподавателей СПО в системе последипломного образования обуславливается развитием творческого потенциала личности преподавателя, формированием устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию за счет обеспечения положительного эмоционального фона обучения, а также связи обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности; результатом обучения является формирование профессионально-педагогической компетенции преподавателя разнопрофильной подготовки;
реализация данных закономерностей обеспечивается следующими группами принципов последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки: социокультурные, системности, фундаментальности, интегративности, инновационности образования, соединения активности и творческой инициативы, вариативности, технологичности;
условия, обеспечивающие развитие последипломного педагогического образования преподавателей СПО разнопрофильной подготовки включают в себя: организационно-педагогические (наличие нормативно-правового обеспечения, формирование информационно-образовательной среды, организационно-методическое обеспечение; использование интерактивного обучения, методов инновационного и развивающего обучения, включение обучающихся в деятельность на творческом уровне, обучение профессорско-преподавательского состава психологическим основам современных педагогических технологий, применяемых в системе высшего и послевузовского образования и опережающая подготовка преподавателей к работе в среде дистанционного обучения; формирование системы мониторинга, использование принципа модульности как при выборе учебных модулей так и в выборе форм обучения); психолого-педагогические: использование принципов развивающего обучения (диалогичности, индивидуализации, проблемности); систематическое осуществление рефлексивного анализа собственного личностного и профессионального саморазвития; принятие суждений обучающихся, касающихся их личностной позиции по отношению к изучаемому учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию).
4. Технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей разнопрофильной подготовки СПО представлено технологией модульного обучения на основе компетентностного подхода, при этом модуль трактуется как самостоятельная учебная (дидактическая) единица, направленная на формирование структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности и осуществляется в условиях целостного педагогического процесса, представляющего собой комплекс компонентов целевого, организационно-содержательного, социально-профессиональной адаптации и критериально-оценочного.
5. Стратегическое развитие последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки учреждений СПО обеспечивается созданием условий для профессионально-педагогической подготовки, поэтому представляет собой педагогическую систему научных взглядов на цели, задачи, принципы, содержание, технологическое обеспечение процесса профессионально-педагогической подготовки. Моделирование процесса профессионально-педагогической подготовки преподавателей имплицируется на структурные компоненты профессионально-педагогической компетентности преподавателей СПО (личностные субъективные характеристики преподавателя, психолого-педагогическая компетентность, общепедагогическая компетентность), определяет комплекс дидактических задач, при этом содержание учебных блоков и модулей задается компонентами структур, входящих в состав профессионально-педагогической компетентности, а представление об уровнях сформированности этой компетентности определяет логику обучения преподавателей с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Основными перспективными направлениями развития последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки СПО, являются:
- введение комплексной психолого-педагогической подготовки в процессе профессиональной переподготовки, соответствующей современному уровню инновационного развития системы СПО в условиях структурно-содержательной модернизации российского образования учетом личных образовательных потребностей преподавателей;
- ориентация последипломного педагогического образования преподавателей СПО на включение в его содержание компонентов, обеспечивающих развитие личностных качеств преподавателя (ценностные установки, психологические позиции, педагогическая направленность, духовно-нравственные ценности), а также на формирование психолого-педагогической компетентности и общепедагогической компетентности;
- реализация компетентностного подхода в сфере последипломного педагогического образования преподавателей учреждений СПО с целью формирования необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки преподавателей разнопрофильной подготовки образовательных учреждений данного типа;
- развитие творческого потенциала преподавателей разнопрофильной подготовки учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающего мотивационную включенность в процесс обучения, развитие познавательного интереса, компонентов личностной зрелости, направленных на повышение уровня профессионального и личностного развития преподавателей;
- активный переход на дистанционную форму обучения, осуществляющую опосредованное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие преподавателя и обучающегося посредством применения ИКТ.
1. Субочева, М.Л. Теоретико-методологические подходы моделирования дистанционного обучения педагогов ссузов в системе постдипломного образования [Текст] / М.Л. Субочева // Москва: Издательство АПКиППРО, 2012. – 72 с. (4,5 п.л.)
2. Субочева, М.Л. Развитие творческого потенциала личности педагога колледжа в системе постдипломного образования как фактор повышения эффективности обучения [Текст] / М.Л. Субочева // Москва: Издательство «Спутник +», 2013. – 89 с. (5,6 п.л.)
3. Субочева, М.Л Проектирование последипломного педагогического образования преподавателей колледжей [Текст] / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева, М.Л.Субочева // Москва: Издательство «Спутник +», 2013. – 117 с. (7,31 п.л., авторство не разделено).
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
4. Субочева, М.Л. К вопросу о формировании компетентностной модели педагога профессионального обучения [Текст] / М.Л. Субочева // Перспективы науки. – 2012. - № 3 (30). - С. 41-44. (0,25 п.л.).
5. Субочева, М.Л. Инновационные процессы в системе постдипломного образования преподавателей колледжей [Текст] / М.Л. Субочева // Перспективы науки. – 2012. - № 6(33). - С. 244-246. (0,25 п.л.).
6. Субочева, М.Л. Научные основы дидактической модели дистанционного обучения педагогов УСПО в системе постдипломного образования [Текст] / М.Л. Субочева // Казанская наука. - 2012. - № 7. - С.270-272. (0,25 п.л.).
7. Субочева, М.Л. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения педагогов в системе постдипломного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №12. - С.36-38. (0,25 п.л.).
8. Субочева, М.Л. Организационно-педагогические условия реализации дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / М.Л. Субочева // Глобальный научный потенциал. – 2012. – № 9 (18). – С.179- 181. (0,25 п.л.).
9. Субочева, М.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала студентов [Текст] / М.Л. Субочева, И.В. Пугачева // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №4. - С.37-39. (0,25 п.л., авторство не разделено).
10. Субочева, М.Л. Развитие творческого потенциала личности как фактор эффективности обучения педагогов учреждений среднего профессионального образования в системе постдипломного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Перспективы науки. - 2013. - №1(40). -С.51-56. (0,42п.л.).
11. Субочева, М.Л. Последипломное педагогическое образование преподавателей учреждений ссузов в условиях модернизации отечественного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 6. – С. 97-100. (0,33п.л.).
12. Субочева, М.Л. К вопросу об изменении функционала преподавателей ссузов в условиях модернизации среднего профессионального образования [Текст] // М.Л.Субочева // Казанская наука. - 2013. - №6. - С. 169-171. (0,25п.л.).
13. Субочева, М.Л. К вопросу о системообразующем факторе в постдипломном образовании педагогов колледжей: методологический аспект [Текст] /М.Л.Субочева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. – № 2. – С. 35-39. (0,3п.л.).
14. Субочева, М.Л. Научные подходы к моделированию дистанционного обучения педагогов средних специальных учебных заведений в системе постдипломного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 4. - С.103-106. (0,25 п.л.).
15. Субочева, М.Л. Теоретические подходы к проектированию содержания и форм организации последипломного педагогического образования преподавателей учреждений СПО [Текст] / М.Л.Субочева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 3. – С. 42-50.(0,43 п.л.).
16.Субочева, М.Л. Принципы организации и дидактические особенности дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов учреждений СПО [Текст] / М.Л.Субочева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 2(39). – С. 149-151. (0,2п.л.).
Учебно-методические пособия, целевые программы, научно-исследовательские отчеты
17. Субочева, М.Л. Психология профессионального образования. Учебная программа дисциплины отделения «Социальная педагогика» [Текст] / М.Л.Субочева // М.: АПКиППРО, 2012.- 12 с. (0,75 п.л.).
18.Субочева, М.Л. Современные образовательные технологии. Учебно-метод. комплекс [Текст] / М.Л. Субочева // М.: АПКиППРО, 2013. – 36 с. (2,25 п.л.)
19. Субочева, М.Л. Научно-педагогическая практика. Направление 050500.68 «Технологическое образование». Магистерская программа «Менеджмент в образовании». Учеб.-метод. пособ. [Текст] / М.Л.Субочева, И.В.Дегтева // М.:АПКиППРО, 2013. – 16 с. (1,0 п.л., авторство не разделено).
20. Субочева, М.Л. Научно-исследовательская практика. Направление 050500.68 «Технологическое образование». Магистерская программа «Менеджмент в образовании» Учеб.-метод. пособ. [Текст] / сост.: М.Л.Субочева, И.В. Дегтева // М.: АПКиППРО, 2013. – 12 с. (0,75п.л., авторство не разделено).
21. Субочева, М.Л. Итоговая государственная аттестация: программа. Направление 050500.68 «Технологическое образование». Магистерская программа «Менеджмент в образовании» Учеб.-метод. пособ. [Текст] / сост.: М.Л.Субочева, И.В. Дегтева // М.: АПКиППРО, 2013. – 20 с. (1,25 п.л., авторство не разделено).
22. Субочева, М.Л. Педагогический менеджмент. Учебно-методический комплекс [Текст] / авт.-сост.: М.Л. Субочева, И.В. Дегтева // М.: АПКиППРО, 2013. – 54 с. (3,375 п.л.).
23. Субочева, М.Л. Методические рекомендации по выполнению дипломной работы Специальность: Профессиональное обучение (экономика и управление) Учебно-методич. пособие [Текст] / И.Ф. Кривчанский, М.Л. Субочева, Е.Н.Козленкова, А.С. Симан, И.В. Пугачева; Под общ. ред. С.Л. Данильченко // М.: АПКиППРО, 2012. – 40 с. (2,5 п.л., авторство не разделено).
Статьи в журналах, научных сборниках, материалы конференций
24. Субочева, М.Л. Роль учебной дисциплины «Основы имиджелогии» в формировании гражданской позиции студентов педагогического вуза [Текст] / М.Л.Субочева // Современные образовательные технологии: Материалы VII Всероссийской Научно-практической конференции 31 октября 2011 года. / Тверь: НОУ Институт «Верхневолжье». – 2011.- С.220-227. (0,5 п.л.).
25. Субочева, М.Л. Формирование гражданской позиции студентов педагогического ВУЗа в процессе освоения курса «Основы имиджелогии» [Текст] / М.Л.Субочева // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 39. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2011. – С.70-72.(0,2 п.л.).
26. Субочева, М.Л. Проблемы формирования модели дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов колледжей, ёпроблемы профессионального образования: подходы и перспективы. Материалы Х-ой Международной научно-практической конференции. – Воронеж: ИЦП «Научная книга», 2012. – С.305-307. (0,13п.л.).
27. Субочева М.Л. Проблемы постдипломного образования педагогов ссузов [Текст] / М.Л.Субочева // Модернизация системы отечественного образования:современные проблемы и эффективные управленческие решения: Сборник статей Четвертых Всероссийских Шамовских педагогических чтений школы Управления образованием (25 января 2012 г.). – М., 2012. – С. 385-386. (0,25 п.л.).
28. Субочева, М.Л. Научные подходы к проектированию дистанционного обучения педагогов колледжа в системе дистанционного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Информация и образование: Границы коммуникаций INFO’12. Сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Издат. Центр Горно-Алтайского университета, 2012. – С. 128-129. (0,2 п.л.).
29. Субочева, М.Л. Организационно-педагогические условия реализации дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов УСПО [Текст] / М.Л. Субочева // Достижения ученых XXI века: Сборник материалов 5-ой международной научно-практической конференции: «Достижения ученых XXI века» 29-30 июля 2012. – Тамбов: издательство ТМБпринт, 2012. – С. 30-34. (0,25 п.л.).
30. Субочева, М.Л. Научные подходы к формированию компетентностной модели педагога профессионального обучения [Текст] / М.Л.Субочева // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 40. / под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ. – 2012. – С. 99-104. (0,3п.л.).
31. Субочева, М.Л. Перспективы развития дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / М.Л.Субочева // Актуальные вопросы современной науки: экономика, управление проектами, политология, психология, право, педагогика, социология, медицина, философия. Сборник научных статей по итогам международной заочной научно-практической конференции. – СПб: Изд-во «КультИнформПресс», 2013. – С. 212-214. (0,2 п.л.).
32. Субочева, М.Л. К вопросу о компетентностной модели педагога профессионального образования [Текст] / М.Л.Субочева // Современные проблемы профессионально-педагогического образования: Материалы I научно-практической конференции (15 ноября 2011 г.) / под общ. ред. ректора МИОО, академика А.Л. Семенова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – С. 30-35. (0,3п.л.).
33. Субочева, М.Л. Кафедра профессионального обучения МИОО: итоги и перспективы [Текст] / М.Л.Субочева // Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство. Материалы II научно-практической конференции (3 октября 2012 г.) / под общей ред. ректора МИОО, академика А.Л. Семенова. – М.: Издательство «Спутник +». – 2013.- с.39-42. (0,25 п.л.).
34. Субочева, М.Л. Формирование модели дистанционного обучения педагогов колледжей как актуальная задача постдипломного образования [Текст] / М.Л.Субочева // Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство. Материалы II научно-практической конференции (3 октября 2012 г.) / под общей ред. ректора МИОО, академика А.Л.Семенова. – М.: Издательство «Спутник +». – 2013.- с.279-282. (0,25 п.л.).
35. Субочева, М.Л. Инновационные технологии в системе дополнительного образования педагогических кадров УСПО [Текст] / М.Л.Субочева // Педагогическое образование: Вызовы XXI века: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина. Курск, 20-21 сентября 2012. Часть II. – Курск.: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012.- С. 295-300. (0,4п.л.).
36. Субочева, М.Л. Педагогическая имиджелогия как новое научное направление в деятельности кафедры профессионального обучения МИОО [Текст] /М.Л.Субочева // Имидж педагога профессионального обучения столичного колледжа. Сборник научных статей по материалам форума-семинара «Имидж педагога профессионального обучения столичного колледжа» (14 ноября 2012 года) / под общ. ред. А.Л. Семенова, Е.А. Петровой. – М.: АПКиППРО, 2013. – С.44-46. (0,25 п.л.).