Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.Противоправное поведение дезадаптированных старшеклассников- это действия, обусловленные социальными и половозрастными особенностями внешних форм  проявления осознанных и неосознаваемых реакций несовершеннолетних на внутренние и внешние раздражители, объективированные в поведенческих актах, не соответствующих сложившимся в данном обществе правовым и нравственным нормам, вследствие деформации их психического, физического и социального здоровья.

2. Дезадаптивные старшеклассники- это несовершеннолетние, испытывающие затруднения при социализации и инкультурации в обществе вследствии наследственной (врожденные инстинкты, влечения, способности) или социально-средовой природы, социальная дезорганизация и социальное неравенство, а также семейная депривация и отторжение ребенка близкими людьми. Это результат сложного взаимодействия биологических и социальных, психологических и педагогических факторов.

3.Правомерное поведение подростков- это тип правового поведения, характеризующийся социально-необходимыми, не противоречащими правовым предписаниям, внешне проявляемыми моторными и психическими реакциями несовершеннолетних на внутренние и внешние раздражители. В этом поведении отражается общественная (государственная) необходимость, детерминированная наличием личных потребностей и интересов.

4. Правомерное поведение старшеклассников, являясь разновидностью правового поведения индивидов в целом, имеет основные общие черты, ему присущие, но имеется и значительная специфика, выражающаяся в следующем:

во-первых, правомерное поведение подростков обусловливается неполнотой их правового статуса; во-вторых, данное поведение регулируется как нормами права, так и нормами морали и нравственности; в-третьих, существенное влияние на объем правомерного поведения старшеклассников оказывает семейное воспитание и воздействие референтной группы сверстников; в- четвертых, правомерное поведение школьников в большей своей части неосознанно ( в связи со слабо развитой правовой культурой и правосознанием); в-пятых, правомерное поведение старшеклассников может развиваться за счет повышения степени его осознанности с помощью правового воспитания.

5. Под правовым воспитанием старшеклассников мы понимаем целенаправленную, систематическую деятельность государства, институтов воспитания и образования-семьи, школы, учреждений дополнительного образования, подростковых клубов по формированию высокого правосознания и правовой деятельности в единстве формирующих правовую культуру.

6. Формами правового воспитания являются: 1. Правовая пропаганда: лекции, беседы, консультации, книги, «круглые столы», выступлений в СМИ; 2. Правовое обучение-передача и усвоение в школах правовых знаний; 3. Самообразование- собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого старшеклассника верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности, стремление бороться за право-свое и чужое.

7. Правовая культура личности- это система овеществленных и идеальных культурных элементов, их отражение в сознании и поведении индивидов.

Наиболее характерными чертами правовой культуры личности старшеклассника являются: достаточно высокий уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение и использование этих законов; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; осознание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми; правовая активность- целенаправленная деятельность подростка по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

8. Эффективность превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников достигается при реализации следующих педагогических условий: создание воспитательно-развивающей комфортной среды; опора на теорию реактивного сопротивления личности; использование мотивационно-личностного тренинга, включающего имитационно-игровые, вербальные и опосредованные методики обучения конструктивному поведению подростков; комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности всех видов искусства и культуры формирует эмоционально-образное отношение старшеклассников к реальному социуму, способствует их нравственному, правовому, духовному воспитанию, общей и правовой культуре; формирование законопослушной, конструктивной личности старшеклассников ;обеспечение образовательных учреждений программами по профилактике противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников.

9.Формирование законопослушной, конструктивной личности старшеклассников- процесс, поддающийся решению на основе апробации программы, направленной на развитие реактивного сопротивления и социальной зрелости их  вкупе с социальным иммунитетом, происходит в деятельности, имеющей социальную ценность и глубину. что позволяет индивиду создать личностную модель своего взаимодействия с окружающим миром, членами группы, осознать себя как просоциальную личность. Педагогические условия профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников базируются на педагогической регуляции этого процесса, которая выполняет как индивидуальную, так и коллективную коррекцию.

10. Сравнительный анализ духовных ценностей старшеклассников дает основание для технологизации педагогических условий превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников, обладающих общими характеристиками, на формальном уровне могут рассматриваться в качестве структурной единицы общей классификации. Реализация рассмотренных выше способов оптимизации педагогических условий происходит на основе эвохомологической деятельности.

11.Старшеклассник ориентирован на гедонистические аттитьюды здесь и сейчас. Противоправное поведение в его правосознании кажется эфемерным и несущественным. Социально-психологический аспект этой проблемы заложен в  отношении к ценностям и смыслу жизни и желания проявить себя автономным, эмансипированным, независимым. Поэтому педагогические основы превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников должны учитывать их мотивацию. Педагогическая регуляция организуемых педагогических условий всегда заполнена активной просоциальной деятельностью. Созданные в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы педагогические условия отличаются от условий дома, клуба, учреждений досугового характера в плане превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников. Педагогические условия ориентируют старшеклассника на обогащение его духовного мира, создавая возможность для развития правомерной, конструктивной жизненной стратегии.

Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации:

1.Овчинников О.М. Модель оптимального социально-правового воздействия на поведение несовершеннолетних // Закон и право. – 2008.- № 11. C.89-92.

2.Овчинников О.М. Превенция лиминального и виктимного поведения несовершеннолетних // Вестник ВЮИ ФСИН России. - 2008. - № 4. С.204-208.

3.Овчинников О.М. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. – 2008. - № 10 (46). С. 124 – 125.

4.Овчинников О.М. Правонарушение как антисоциальное поведение // Право и государство: теория и практика. – 2008. - № 11 (47). C.6-9.

5.Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал, выпуск 1. – Пятигорск, 2011. C.151-155.

6.Овчинников О.М. Гуманизация субъект-субъектных отношений как основополагающий фактор в педагогической деятельности с несовершеннолетними аддиктами // Вестник Орловского государственного университета. – 2011. - № 1. C.411-414.

7.Овчинников О.М. К вопросу о воспитании детей с неадаптивным поведением // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Владимир, 2011. Выпуск 10 (29). С.151-154.

8.Овчинников О.М. Профилактика подростковой дезадаптации как психолого-педагогическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2012. № 6. С. 117-119.

9.Овчинников О.М. К вопросу о сущности противоправного поведения дезадаптированных подростков в современном социуме // Вестник Московского государственного областного университета. МГОУ, 2012. Серия Педагогика. № 4. С. 57-61.

10.Овчинников О.М. Реализация ценностно-ориентированного компонента в процессе формирования правового образования дезадаптированных старшеклассников // Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2013. № 1. С. 120-123.

11.Овчинников О.М. Значение интегративного фактора в педагогической превенции противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2013. № 4. С.146-150.

12.Овчинников О.М. Мотивационно-потребностная сфера дезадаптированных старшеклассников как фактор педагогической превенции их противоправного поведения // Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2013. № 2. С. 90-93.

13.Овчинников О.М. Проблема актуализации потенциала личности дезадаптированного старшеклассника // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2013. № 5. С.119-123.

14.Овчинников О.М. Особенности формирования дезадаптации у молодежи с неправомерным поведением // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2013. № 1. С. 105-109.

Монографии:

15.Овчинников О.М. Половое воспитание молодежи: монография / Под общей редакцией Л.К. Фортовой. – Ковров: Издательство ООО «НПО «Маштек», 2010. – 303с.

16.Овчинников О.М. Ценности родительской педагогики: коллективная монография / Под общей ред. Н.В. Карташева.- Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012.-176с.

17.Овчинников О.М. Противоправное поведение дезадаптированных подростков: монография / О.М. Овчинников. – Владимир: ВИТ-принт, 2012. – 156с.

Учебно-методические пособия, методические рекомендации

18.Овчинников О.М. Психолого – педагогические механизмы превенции аддиктивного поведения детей и подростков. Методические рекомендации. Владимирский государственный педагогический университет. - 2004. - 20с.

19.Овчинников О.М. Программа профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. ВГПУ. - 2004. - 26с.

20.Овчинников О.М. Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Спецкурс для родителей. - МГУКИ. - 2005. - 30с.

21.Овчинников О.М. Молодежь и наркотики: программа спецкурса для педагогических университетов. Владимир. - ВГПУ. - 2006. 56с.

22.Овчинников О.М. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме: учеб. пособие / О.М. Овчинников, Л.К. Фортова, А.Н. Ломакина; Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011 – 148с.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов:

23.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Антиалкогольное воспитание в России // Сборник научных трудов. - Владимир- Маркарт, 1999 - С. 19-25 (0,6 п л. в соавторстве, авторских - 50%).

24.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Психологический аспект правонарушений // Вестник Владимирского государственного педагогического университета. - Владимир, 2000. - С. 331-336 (0,5 п.л. в соавторстве, авторских - 50%).

25.Овчинников О.М. К проблеме формирования педагогического мышления // Научно-педагогический журнал ВГПУ. – Владимир, 2002. – С. 66-69 (0,3 п.л.).

26.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Исторический обзор системы антиалкогольного и антинаркотического воспитания школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке // Материалы докладов к 100-летию со дня рождения Ф.Г. Углова – М , 2004 – С. 96-107 (1,1 п.л. в соавторстве, авторских – 50%).

27.Овчинников О.М. Социально – правовые последствия депривации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2004. - № 10. С. 17 – 24.

28.Овчинников О.М. К проблеме формирования научного мышления // Научно-педагогический журнал ВГПУ. Владимир. – 2006. – С. 69 – 78.

29.Овчинников О.М. Механизмы формирования и коррекции деструктивного поведения несовершеннолетних // Вестник Владимирского государственного педагогического университета. – 2007. - № 10. – С. 12 – 16.

30.Овчинников О.М. Предупреждение безнадзорности и правонарушений среди дошкольников // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. – 2008.- № 2 (2). С.89-92.

31.Овчинников О.М. К вопросу о сущности отклоняющегося поведения современной молодежи // Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики: сб. научных статей / отв. Ред. С.Г. Григорьева, З.М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш. Гос. пед. ун-т, 2010.

32.Овчинников О.М. К вопросу о причинах неадаптивного поведения детей в современной России // Социальная педагогика в реалиях нового времени: научная, теоретическая и практическая актуализация: сб. научных трудов под редакцией профессора А.В. Иванова. – М.: МГПИ, 2011.

Материалы научных конференций:

33.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Профилактика наркомании среди подростков; медицинский, психолого-педагогический, правовой аспекты // 21 век без наркотиков: Материалы научно-практической конференции. - Елец, 2000. - С. 102-103 (0,1 п.л. в соавторстве, авторских - 50%).

34.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Психологический аспект правонарушений // Вестник Владимирского государственного педагогического университета. - Владимир, 2000. - С. 331-336 (0,5 п.л. в соавторстве, авторских - 50%).

35.Овчинников О.М. Отношение подростков к алкоголю в зарубежной и отечественной культуре // Тезисы докладов международного семинара. - Н. Новгород, 2001. - С. 17-24 (0,7 п. л.).

36.Овчинников О.М. Психолого-педагогические механизмы формирования здорового образа жизни у подростков // Основы педагогики, психологии, собриологии: Материалы международной конференции. - Н. Новгород, 2004. - С. 26-31 (0,8 п.л.).

37.Овчинников О.М. Социально – правовая подготовка специалистов – аддиктологов // Тезисы совещания. Нижний Новгород. - 2005. - С. 21 – 24.

38.Овчинников О.М. Изучение отношения подростков к психоактивным веществам // Тезисы докладов международного семинара. Нижний Новгород. - 2005. - С. 21 – 24.

39.Овчинников О.М. Свобода индивидума как составляющая портрета личности // Тезисы совещания. Нижний Новгород. - 2005. - С. 23 – 24.

40.Овчинников О.М. Формирование здорового образа жизни как важный фактор социально – правовой безопасности // Тезисы докладов участников всероссийской научно – практической конференции. Владимир. - 2006. - ВГПУ. - С. 23 – 28.

41.Овчинников О.М. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования: материалы 1 заочной научной объединенной сессии: Шадринск – Шуя, 27 января 2011 г. Шадр. гос. пед. ин-т; отв. ред. О.А. Спицына. – Шадринск: ШГПИ, 2011.

42.Овчинников О.М. К вопросу о соотношении сознательного и бессознательного в механизме ресоционализации личности // Актуальные проблемы науки, практики, и вероисповеданий на современном этапе: Сборник материалов седьмой заочной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки, практики, и вероисповеданий на современном этапе», состоявшейся 21 марта 2011 года (г. Красноярск, Россия) / Под ред. проф., академика РАЮН А.Н. Попова. Вып. 1. – Красноярск, 2011.

43.Овчинников О.М. Организация культурно-досуговой деятельности как одна из форм профилактики вандализма несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения» /Влад. гос. ун-т.-Владимир, 2011.-с.371-374.

44.Овчинников О.М. Предпосылки эффективного обучения подростков с нестандарным развитием в дошкольных учреждениях // Проблемы подготовки детей и подростков с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни: сб. материалов регион. науч.- практ. конф., Владимир, 19 мая 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. госуд. гуманит. ун-т.; [редкол. : Н.Г. Савельева, С.А. Завражин, Л.К. Фортова] – Владимир: ВИТ-принт, - 2011.

45.Овчинников О.М. Дезадаптивность несовершеннолетних как психолого-педагогическая проблема // Педагогические трансформации в образовательном процессе: традиции и инновационные тенденции. Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2012. С. 81-86.

46.Овчинников О.М. Значение симптомокомплексов в процессе формирования дезадаптивных проявлений у старшеклассников с противоправным поведением // Актуальные проблемы науки, практики, и вероисповеданий на современном этапе: Сборник материалов десятой заочной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки, практики, и вероисповеданий на современном этапе», состоявшейся 10 октября 2012 года (г. Красноярск, Россия) / Под ред. проф., академика РАЮН А.Н. Попова. Вып. 1. – Красноярск, 2011.

47.Овчинников О.М., Фортова Л.К. Современные подходы к организации обучения дезадаптивных школьников с психопатоподобными формами поведения // Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития специального образования: сб. материалов регион. Науч.-практ. Конф., г. Владимир, 17 октября 2012 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ВлГУ. – Владимир: ВИТ-принт, 2012. С. 87-88.

48.Овчинников О.М. Сущность и содержание феномена аддиктивного поведения подростков // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сборник материалов межрегиональной конференции «Системный подход в профилактике правонарушений несовершеннолетних» / Под общей ред. И.Н. Поповой. – Владимир, Собор, 2012.-232с.

49.Овчинников О.М. Закономерности генезиса дезадаптации у старшеклассников с неправомерным поведением // Материалы восьмой международной научно-практической конференции «Образованието и наукато на ХХI век-2012». 17-25 октомври 2012. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. С. 13-17.

50.Овчинников О.М. Семья как институт социализации дезадаптированных подростков // Личность. Семья. Отечество : материалы Межрегион. Науч.-практ. Конф., 19 окт. 2012 г. [ред. кол.: Н.С. Даведьянова (отв. ред.), А.Б. Измайлова, З.П. Радченко] ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Владим. Гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых».-Владимир : ВИТ-принт, 2013. С. 94-97.

51.Овчинников О.М. Актуальные проблемы нравственного воспитания детей в современном обществе // Проблемы и перспективы подготовки современных педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей разных возрастов : сборник научных трудов участников 1 всероссийской заочной научно-практической конференции (с международным участием) 23 января 2013 года. Владимир, 2013. С. 100-102. (В соавторстве с Фортовой Л.К. – 50%).

52.Овчинников О.М. Сущность и содержание феномена аддиктивного поведения студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013 г. С. 680-684.

53.Овчинников О.М. Превенция противоправного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Организация коррекционно-педагогического воздействия в специальной образовательной среде: сб. материалов Всероссийской научн.-практ. Конф. С международным участием, г. Владимир, 21 мая 2013 г. – Владимир: ВИТ-принт, 2013. С. 59-61.