- Для целей проведенного исследования обоснована необходимость трактовки рынка образовательных услуг как сложной открытой социально-экономической системы, требующей междисциплинарного подхода к изучению; установлено, что рынок образовательных услуг может оцениваться как мультиатрибутивная категория и как стратегический ресурс, определяющий темпы развития экономики знаний.
- В диссертации обосновано, что модернизация рынка образовательных услуг является приоритетным направлением устойчивого развития экономики знаний, но обеспечение этой устойчивости возможно лишь при условии методически корректного упорядочения целей развития рынка образовательных услуг, их ранжирования и оценки уровня значимости, для чего автором разработано дерево целей и с применением многокритериального подхода рассчитаны весовые коэффициенты критериев оценки развития экономики знаний.
- Эффективность функционирования рынка образовательных услуг определяется динамической сбалансированностью спроса и предложения, на которые, в свою очередь, влияет система взаимосвязанных факторов, идентифицированных и классифицированных в диссертации, при этом установлено, что эти факторы оказывают прямое и обратное влияние не только на РОУ, но и на рынок труда.
- Установлено и статистически подтверждено, что ВВП и другие макроэкономические показатели количественно зависят от качественных характеристик человеческих ресурсов, прежде всего - от уровня образования, в связи с чем обоснована категория «образовательный капитал», с использованием которой появляется возможность комплексного оценивания влияния рынка образовательных услуг на развитие экономики знаний и экономический рост.
- Рынок образовательных услуг и тесно связанный с ним рынок труда могут рассматриваться не только на страновом, но и на региональном уровне, при этом анализ показал, что эти региональные рынки обладают существенным разнообразием, что определяется совокупностью специфических факторов, приводящих к дисбалансам и диспропорциям в их развитии и функционировании; в диссертации разработан методический подход к оценке степени несоответствия спроса и предложения рабочей силы, что позволяет выявить ключевые проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг, рынка труда и экономических агентов в экономике знаний и обосновать приоритетные направления государственного регулирования в этой сфере.
- Специфичность сферы регулирования требует специальной адаптации имеющегося инструментария государственного регулирования, для учета региональной специфики и частных целей развития рынков образовательных услуг, поэтому в диссертации разработаны методика и алгоритм регулирования рынка образовательных услуг, базирующиеся на упреждающем подходе к управлению и селективном использовании инструментов социально-экономического прогнозирования.
- Установлено, что модернизация государственного регулирования рынка образовательных услуг на страновом и региональном уровнях приведет к изменению структуры занятости и структурным изменениям в экономической активности по видам экономической деятельности, что позволяет целенаправленно воздействовать на формирование основ экономики знаний; для оценки глубины и темпов подобных изменения в диссертации предложена методика прогнозирования численности занятого населения, базирующаяся на методах корреляционно-регрессионного и факторного анализа и моделировании структурных трансформаций в экономике знаний.
- Применение авторской методики на обширном статистическом материале позволило разработать эконометрическую факторную модель, устанавливающую зависимость потребности в специалистах от характеристик экономики знаний, ее применение позволяет осуществлять прогнозирование и индикативное регулирование объема и структуры выпуска специалистов из учебных заведений, т.е. способствует достижению сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда в среднесрочной перспективе.
- Выявлено, что экономика знаний может быть описана значительным числом количественных показателей, для совместного учета которых автором предложено использование комплексного индекса синергетического эффекта экономики знаний и ряда частных индексов (образования, инноваций и др.), для каждого из которых разработаны и апробированы методики расчета численных значений; с использованием предложенной системы индикаторов для региональных социально-экономических систем субъектов федерации Центрального федерального округа выявлены основные проблемы, сдерживающие формирование экономики знаний, предложены направления их разрешения.
- Одним из основных механизмов ускорения формирования экономики знаний и сбалансированного развития рынка образовательных услуг является государственно-частное партнерство, которое, применительно к рассматриваемой сфере, может рассматриваться не только как форма взаимодействия государства и бизнеса, но и как инструмент инновационного обновления субъектов рынка образовательных услуг, посредством применения которого достигается гармонизация интересов экономических субъектов.
- Осуществление интеграции бизнес-структур и организаций системы образования в рамках ГЧП требует адекватного научно-методического обеспечения, в связи с чем автором был предложен методический подход к ее организации, базирующийся на кластерной методологии, что позволяет не только сформировать устойчивые интеграционные образования субъектов РОУ, но также обеспечить инновационное развитие экономики с учетом региональных особенностей, что было подтверждено на примере Курской области, для которой обоснован проект программы кластерных инициатив, базирующихся на использовании системообразующих вузов региона.
- Для оценки эффективности взаимодействия власти, образовательных организаций и бизнеса на РОУ в диссертации разработана соответствующая методика оценки экономической эффективности, апробированная на материалах региональном уровне, ее отличие состоит в использовании элементов нечеткого оценивания и многопараметрическом учете интересов субъектов ГЧП на РОУ.
1.Ершова, И.Г. Теория и практика разработки Концепции регионального развития: монография / И.Г. Ершова, Э.Н. Кузьбожев. Курск: Изд-во КурскГТУ, 2003. 140 с. (9,0/4,5 п.л.)
2.Ершова, И.Г. Прогнозирование и планирование социально–экономического развития России и ее регионов: монография / И.Г. Ершова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова и др. Курск: Изд-во КурскГТУ, 2003. 316 с. (18,3/3,1 п.л.)
3.Ершова, И.Г. Совершенствование системы управления региональной социально-экономической системой: монография / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова, М.А. Белоусова и др. Курск: Изд-во КурскГТУ, 2003. 252 с. (14,6/3,0 п.л.)
4.Ершова, И.Г. Вопросы методологии, теории и практики в формировании стратегии развития социально-экономического и технического потенциала предприятий, отраслей: монография / И.Г. Ершова, О.Н. Владимирова, К.Н. Бажиров и др. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. 264 с. (15,5/2,2 п.л.)
5.Ершова, И.Г. Факторы устойчивого развития регионов России: монография // И.Г. Ершова, А.М. Бакирова, А.Ю. Буланов и др. Кн. 8. Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2010. 276 с.(19,1/1,9 п.л.)
6.Ершова, И.Г. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-эконо-мических систем: монография / И.Г. Ершова, З.Н. Ашурбекова, Е.А. Басинская и др. Кн. 3. Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2010. 193 с. (11,8/2,4 п.л.)
7.Ершова, И.Г. Образование как фактор социализации: проблемы современности: монография / И.Г. Ершова, А.И. Матвеева, С.Б. Овсянникова и др. М.: Изд-во «Спутник+», 2010. 196 с. (16,0/2,0 п.л.)
8.Ершова, И.Г. Региональное управление экономикой: монография / И.Г. Ершова, Н.В. Па¬рушина, Н.А. Лытнева и др. Воронеж: Научная книга, 2010. 212 с. (12,3/1,3 п.л.)
9.Ершова, И.Г. Социально-экономическое развитие отраслей народного хозяйства: теория, методология и практика: монография / И.Г. Ершова, О.В. Рудакова, Е.В. Потапова и др. Воронеж: Научная книга, 2010. 276 с.(16,0/2,4 п.л.)
10.Ершова, И.Г. Рынок образовательных услуг: перспективы развития в экономике знаний: монография / И.Г. Ершова / Санкт-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения; Юго-Зап. гос. ун-т. СПб.: Изд-во «Копи-Р Групп», 2013. 280 с. (17,5 п.л.)
11.Ершова, И.Г. Моделирование спроса и предложения специалистов на рынке образовательных услуг: монография / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников. СПб.: «Лема», 2013. 208 с. (13,0/10,0 п.л.)
12.Ершова, И.Г. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие / И.Г. Ершова. Курск: КГУ, 2009. 432 с. (27,0 п.л.)
13.Ершова, И.Г. Рынок труда: учебное пособие / И.Г. Ершова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 163 с.(10,2 п.л.)
Статьи, опубликованные в научных рецензируемых журналах, включенных в Перечень, рекомендованный ВАК Минобрнауки России
1.Ершова, И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах региона / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27. С. 2-12 (0,7/0,4 п.л.)
2.Ершова, И.Г. Исследование методов прогнозирования потребности в кадрах / И.Г. Ер¬шова, Ю.В. Вертакова // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С. 119-125 (0,5/0,25 п.л.)
3.Ершова, И.Г. Статические характеристики системы образования / И.Г. Ершова // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 23-33 (0,7 п.л.)
4.Ершова, И.Г. Разбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда: постановка проблемы / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова // Известия Курского государственного технического университета. 2010. № 2. С. 109-116. (0,5/0,25 п.л.)
5.Ершова, И.Г. Анализ и прогнозирование динамики занятости на уровне региона / И.Г. Ершова // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 30. 2010. С. 25-33 (0,6 п.л.)
6.Ершова, И.Г. Анализ подготовки квалифицированных рабочих кадров региона / И.Г. Ершова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 3. С. 181-191 (1,2 п.л.)
7.Ершова, И.Г. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. №13. С.56-64 (0,6/0,3 п.л.)
8.Ершова, И.Г. Диагностика системы образования Курской области / И.Г. Ершова // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 4. С. 77-87. (0,5 п.л.)
9.Ершова, И.Г. Селекция методов измерения потенциала развития региона / И.Г. Ершова // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 1. С. 48-55 (0,5 п.л.)
10.Ершова, И.Г. Комплексный подход к оценке показателей, характеризующих экономику знаний региона / И.Г. Ершова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 1. С. 109-117 (0,5 п.л.)
11.Ершова, И.Г. Управление спросом и предложением на рынке труда. / И.Г. Ершова, Л.С. Белоусова // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1. С. 139-145 (0,6/0,3 п.л.)
12.Ершова, И.Г. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова // Известия Юго-За¬пад-ного государственного университета. 2012. № 2. С. 260-270 (0,7/0,4 п.л.)
13.Ершова, И.Г. Повышение уровня компетентности участников государственно-частного партнерства в процессе обмена знаниями / И.Г. Ершова // Известия Юго-За-пад¬ного государственного университета. 2012. № 2. С. С. 276-282. (0,6 п.л.)
14.Ершова, И.Г. Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании / И.Г. Ершова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 11. С.56-64 (0,6 п.л.)
15.Ершова, И.Г. Оценка эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг / И.Г. Ершова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9514 (дата обращения: 28.06.2013) (0,5 п.л.)
16.Ершова, И.Г. Приоритетность критериев конкурентных преимуществ рынка образовательных услуг / И.Г. Ершова // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 2). С. 409-412 (0,5 п.л.)
Статьи и доклады, опубликованные автором в сборник х научных трудов и научных журналах
1.Ершова, И.Г. Целеполагание в управлении социально-экономическим развитием региона / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев // Известия Курского государственного технического университета. 2000. № 6. С. 152-162 (0,8/0,2 п.л.)
2.Ершова, И.Г. Целевое программирование при государственном регулировании экономики / И.Г. Ершова, М.Ю. Белоусова, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев // Известия Курского государственного технического университета. 2000. № 6. С. 172-178 (0,6/0,2 п.л.)
3.Ершова, И.Г. Формирование Концепции социально-экономического развития региона в условиях бюджетного дефицита / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев // Известия Курского государственного технического университета. 2001. №7. С. 137-143. (0,75/0,25 п.л.)
4.Ершова, И.Г. Количественная оценка экономических рисков в региональной экономике / И.Г. Ершова, В.В. Конорев, Э.Н. Кузьбожев // Известия Курского государственного технического университета. 2001. № 7. С. 218-224. (0,75/0,25 п.л.)
5.Ершова, И.Г. «Геометрия» индикативного планирования / И.Г. Ершова, Э.Н. Кузьбожев, О.Д. Воропаева // Известия Курского государственного технического университета. 2003. № 2. С. 164-167 (0,6/0,2 п.л.)
6.Ершова, И.Г. Влияние качества образования на развитие экономики / И.Г. Ершова // Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 1. С. 25-30 (0,4 п.л.)
7.Ершова, И.Г. Систематизация подходов к прогнозированию потребности в трудовых ресурсах / И.Г. Ершова, Ю.В. Вертакова // Регион: системы, экономика, управление. 2010. № 1. С. 53-61 (0,8/0,4 п.л.)
8.Ершова, И.Г. Анализ рынка труда Белгородской области / И.Г. Ершова // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. Всероссийский научно-практический журнал. 2010. № 2. С. 198-209 (0,7 п.л.)
9.Ершова, И.Г. Показатели тенденций развития экономики Курской области / И.Г. Ершова // Экономика, социология, право. 2010. № 5. С. 125-131 (0,5 п.л.)
10.Ершова, И.Г. Методология мониторинга экономики образования / И.Г. Ершова // Вестник института им. Россинского: научн. и инф. журнал. 2010. Вып. 26. № 2. С. 169-172 (0,3 п.л.)
11.Ершова, И.Г. Региональные особенности социально-экономического развития / И.Г. Ершова // Современная наука: научно-теоретический журнал. 2010. № 1. С. 99-109 (0,7 п.л.)
12.Ершова, И.Г. Дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг / И.Г. Ершова // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Часть II. М.: ИНИОН РАН, 2010. С. 614-619 (0,4 п.л.)
13.Ершова, И.Г. Затраты на образование как инвестиции в человеческий капитал / И.Г. Ершова // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы 6 международной научно-практической конференции. Воронеж: ВГПУ. 2011. С. 97-101 (0,3 п.л.)
14.Ершова, И.Г. Ресурсное обеспечение воспроизводства трудового потенциала региона / И.Г. Ершова // Инновационное развитие как доминантное условие модернизации экономики: материалы круглого стола. Воронеж: «Научная книга», 2011. С. 172-175 (0,3 п.л.)